Центр культурных инноваций «Дом Скрябина»

Госудáрственный мемориáльный музéй Алексáндра Скря́бина

— музей, посвящённый творчеству композитора Александра Скрябина. Основанный в 1922 году, музей является одним из старейших в Москве. Учреждение располагается в особняке в Николопесковском переулке, где композитор проживал в 1912—1915 годы[1].

Экспозиция размещена в семикомнатной квартире на втором этаже, устроенной по анфиладному принципу, и включает в себя редкую антикварную мебель, художественные произведения и предметы, связанные с жизнью композитора. В 2014 году в состав музея вошёл бывший доходный дом, расположенный во дворе особняка. На 2020 год в нём функционирует Центр культурных инноваций «Дом Скрябина»[2].

Мемориальный музей А. Н. Скрябина
Здание музея Александра Скрябина, 2006 год
Дата основания1921
Дата открытия1922
МестонахождениеРоссия, Москва, Большой Николопесковский переулок, 11
ДиректорАлександр Лазарев
СайтОфициальный сайт музея
Мемориальный музей А. Н. Скрябина на Викискладе

История

Фотография Александра Скрябина, 1905 год Портрет Татьяны Шлёцер, 1921 год

Леонид Сабанеев, Александр Скрябин и Татьяна Шлёцер, 1912 год

Здание

Первой владелицей здания была Н. П. Чихаева, впоследствии продавшая особняк супруге декана историко-филологического факультета Московского университета Аполлона Грушки. Профессор проживал на первом этаже, в то время как второй был отведён под сдачу [4].

В 1901—1902 годах во дворе построили двухэтажное здание по проекту архитектора Ивана Машкова, служившее доходным домом. В нём снимали квартиры певицы Евгения Збруева и Маргарита Эйхенвальд. В 1920-е годы здесь размещалась театральная студия имени Фёдора Шаляпина[4].

В 1912 году Александр Скрябин поселился в доме в Николопесковском переулке вместе со своей семьёй: женой Татьяной Шлёцер, её матерью, тётей и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной[6]. Композитор арендовал семикомнатную квартиру на втором этаже[5]. Напротив его дома находилась церковь Николы на Песках, в честь которой переулок получил своё название. В этой квартире композитор создал свои самые знаменитые симфонии для пианино с оркестром: «Поэма экстаза» и «Прометей», а также разработал концепцию светомузыки[5].

Музей

Инициатором создания музея стал владелец особняка Аполлон Грушка, спонсировавший содержание квартиры после смерти Скрябина[6]. В 1918 году благодаря участию Анатолия Луначарского и Александра Гольденвайзера[7] вдове композитора Татьяне Шлёцер была выдана охранная грамота, позволяющая избежать превращения квартиры в коммунальную[8][6]. В 1919-м в помещении произошёл пожар, уничтоживший часть кровли и мебели, при этом библиотеку композитора удалось сохранить. Во время советской власти некоторые предметы интерьера были ликвидированы: венские стулья, кресла, дубовый стол, гардероб из красного дерева и антикварная кровать[9].

В 1922-м состоялось официальное открытие музея[10]. После смерти Татьяны Шлёцер в 1925 году заведующим был назначен Сергей Каштанов, и учреждение вошло в объединение «Толстовский музей» [11][12].

В 1930-е музей находился под угрозой закрытия в связи с обвинениями Скрябина в художественном формализме[13]. Во время Второй Мировой Войны учреждение находилось на полуконсервации: экспонаты были вывезены и хранились в Троице-Сергиевой лавре, пока в самом здании проходил ремонт[14]. Несмотря на военное положение, здесь проводились музыкальные концерты композиторов Владимира Софроницкого и Самуила Фейнберга, а Сергей Дурылин и Мария Скрябина читали открытые лекции[6]. После войны музею был передан нижний этаж здания, где была открыта студия электронной музыки, просуществовавшая до конца 1970-х[6]. Здесь работали Эдуард Артемьев, Софья Губайдулина и Эдисон Денисов[15].

В 1984—1988 годах в музее была проведена комплексная реставрация, во время которой были восстановлены исторические интерьеры и обивка мебели. С 2014 года в состав учреждения вошло второе строение, в котором представлены воссозданные интерьеры московской городской усадьбы. В начале XIX веке оно служило доходным домом: здесь жили певица Анна Тарасевич, исследователь Михаил Шевелёв, профессор Московского университета Сергей Познышев. В доме был открыт Центр культурных инноваций «Дом Скрябина», включающий в себя выставочный и концертный залы, интерактивный класс и музейное фондохранилище[6]. Здесь также функционирует лаборатория Scriabin Lab, которая работает над визуализацией произведений композитора[16].

Экспозиция

висит фонарь из зелёного стекла, подвешенный к потолку на цепь. На дне фонаря выгравированы буквы
IHS
— греческий вариант написания имени Исисуса Христа. Рядом висит телефон в деревянном корпусе и прямоугольное зеркало[17].

Актёр Михаил Державин впоследствии вспоминал:

Когда мы немножко подросли, мы вместе превосходно проводили время, когда прогуливали школу. Это были идеальные дни. Во-первых, мы обязательно шли в музей Скрябина. Этот музей находился почти напротив дома, там и по сию пору сохранилась квартира гениального композитора. Мы приходили туда, на ноги нам нацепляли детские музейные тапочки, чтобы мы не натоптали, и мы радостно шлепали по всем гулким помещениям музея. Вот колокольчик для прислуги. Вот стоит его рояль… Мы с детства знали, что Скрябин – первооткрыватель «цветомузыки». Нам разрешали нажимать на клавиши рояля, чтобы в ответ зажигались различные лампочки. В столовой висел гонг, который созывал всех домочадцев и гостей к обеду. Нам тоже разрешали позвенеть. Так пролетало время первых двух уроков[18]…

В кабинете

композитора, обклеенном обоями с геральдическими лилиями, стоит рояль фирмы Бехштейн, подаренный композитору главой компании. Помимо Скрябина, на нём играли гости: Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз, Владимир Софроницкий. Здесь также бывали художники Николай Шперлинг и Леонид Пастернак, режиссёры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров, актриса Алиса Коонен и поэты Константин Бальмонт и Вячеслав Иванов, Юргис Балтрушайтис, Николай Бердяев и Сергей Булгаков[19][20].

Рядом с роялем стоит письменный стол и кресло, привезённые композитором из Брюсселя в 1912 году. На столе стоит лампа, бювар, а также фотографии семьи Скрябина. Рядом располагается высокая конторка, за которой музыкант писал нотные произведения. Одно из них, незаконченная поэма «Предварительное действие», открыто на последней странице[2].

В застеклённом шкафу в стиле ар-нуво хранятся книги Платона, Бенедикта Спинозы, Артура Шопенгауэра, Фридриха Энгельса и Константина Бальмонта, а также рабочие документы композитора[21].

Я любил наблюдать настроение слушателей этих концертов дома, смотря за ними косвенным взором и не жалея одновременно терять сам впечатления от исполнения. Во время исполнения все сидели в этой же комнате в креслах, где кого заставала музыка. Александр Николаевич не любил, чтобы во время игры кто-нибудь близко был от инструмента. Утонувшие в креслах, вырисовывались задумчивые и внимательные фигуры <�…> Когда Скрябин кончал играть, обычно некоторое время было молчание, потом оно прерывалось какой-нибудь несколько официально звучавшей похвалой.
Леонид Сабанеев[22]

В гостиной

принимали почётных гостей: сестёр Гнесиных, семьи Гагариных, Трубецких и Шаховских. Здесь стоит рояль фирмы Джона Беккера, подаренный Скрябину меценатом Михаилом Беляевым. Тут же выставлен бюст Скрябина работы скульптора Серафима Судьбинина, заказанный в подарок композитору дирижёром Сергеем Кусевицким[23]. Центральным экспонатом является аппарат цветомузыки с двенадцатью лампочками, который был создан для отражения световых ассоциаций музыкальный произведений композитора. Аппарат был сконструирован профессором Мозором по рисункам самого Скрябина специально для поэмы «Прометей»[2][24]. По замыслу Скрябина, произведение должно отражать различные чувства, цвет, счёт, звук и запахи[14].

Столовая

обставлена мебелью в светлых тонах, на полках которой хранятся подарки, приподнесённые Скрябину: фаянсовая миска и блюдо, панно-аппликация египетской фрески, хрустальная ваза фирмы Фаберже[23]. Тут же висит большая люстра, выполненная в стиле модерн[2].

Скрябины были просты в приёме своих посетителей, особенно близких. Обычно в столовой проходил этот прием и «неизбежное питание», которое было гостеприимным, но скромным. Обычно это был чай, который разливала Татьяна Фёдоровна, сидя за самоваром, на узком конце стола, против окна. Александр Николаевич сидел традиционно напротив, в кресле-стуле.
Леонид Сабанеев

Следующей комнатой экспозиции является детская

сына композитора Юлиана, обставленной мягкой мебелью, принадлежавшей родственнице Любови Скрябиной. Здесь представлены документы и материалы о жизни и творчестве Александра Скрябина[25].

В спальне

композитора расположены кровать, деревянная ширма, комод, ампирные кресла, козетка и стол. Здесь также висит фотопортрет Скрябина работы Александра Мозера, а рядом стоит шкаф, в котором хранится фрак и перчатки — сценический костюм, в котором Скрябин дал свой последний концерт в Санкт-Петербурге[25].

Во всей квартире висят художественные произведения известных художников Бориса Кустодеева «Скрябин за роялем», «Торг Лошадей» Розы Бонёр, рисунки Леонида Пастернака, «Траурный марш» Николая Шперлинга, репродукции Леонардо да Винчи и Михаила Врубеля[26][2][27]. В книжных шкафах хранится богатая библиотека композитора, включающая в себя издания по теософии, философии, эстетике и естественным наукам[2].

Примечания

  1. Рыбакова, 2007.
  2. 123456
    Мемориальный музей Александра Николаевича Скрябина на YouTube
  3. Музей Александра Скрябина. Музеи России. Проверено 5 мая 2018.
  4. 123
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 9.
  5. 123
    Музей Скрябина: в гостях у гения. mos-holidays.ru. Проверено 5 мая 2020.
  6. 1 2 3 4 5 6
    О музее. Музей Скрябина. Проверено 5 мая 2020.
  7. Скрябин, 2014, с. 264.
  8. Николаева, 2020, с. 495.
  9. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 31.
  10. Каулен, 2012, с. 230.
  11. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 30.
  12. Ефимова, 1997, с. 201.
  13. Молева, 2006, с. 58.
  14. 12
    Музей Скрябина. Дедушка цветомузыки. Прогулки по Москве. Проверено 5 мая 2020.
  15. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 9, 31.
  16. Мемориальный музей А. Н. Скрябина. культура.рф. Проверено 5 мая 2018.
  17. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 11.
  18. Державин, 2020.
  19. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 13.
  20. Музей Скрябина. Теории и Практики. Проверено 5 мая 2020.
  21. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 14.
  22. Сабанеев, 2000, с. 223.
  23. 12
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 16.
  24. Музей Скрябина. Эхо Москвы (26 января 2018). Проверено 5 мая 2018.
  25. 12
    Дворцы и усадьбы, 2014, с. 17.
  26. Дворцы и усадьбы, 2014, с. 19.
  27. Музей Скрябина. Хостелы в Москве. Проверено 5 мая 2020.

Музей Скрябина в «День города Москвы 2017»

11:00 — 19:00 – Свободное посещение экспозиции музея

13:00, 15:00 Пешеходная экскурсия «Скрябинский Арбат»

«Скрябинский Арбат» – пешеходная экскурсия, подготовленная научными сотрудниками Мемориального музея Александра Николаевича Скрябина. Ее участники прогуляются по арбатским адресам, связанным с жизнью и творчеством великого русского композитора и пианиста Александра Скрябина, а также его друзей – знаменитых музыкантов, поэтов, философов.

Экскурсанты смогут увидеть дома, находящиеся в районе Арбата: в Большом Николопесковском переулке, на бывшей Собачьей площадке (ныне район Нового Арбата), в Борисоглебском переулке, на Поварской улице, в Мерзляковском переулке, на Старом Арбате. Все желающие смогут узнать много нового и интересного о взаимоотношении великого русского композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина с поэтами-символистами – Константином Дмитриевичем Бальмонтом, Юргисом Каземировичем Балтрушайтисом, великим русским композитором и пианистом Сергеем Васильевичем Рахманиновым, музыкантами – сестрами Гнесиными, философами – Сергеем Николаевичем Трубецким, Андреем Белым и многими другими.

Предварительная запись по телефону

15:00 Пешеходная экскурсия «Переулками Арбата»

Межмузейный проект. Маршрут экскурсии пройдет по Большому Николопесковскому переулку, бывшей Собачьей площадке (ныне район Нового Арбата), Борисоглебскому переулку, Поварской улице, Старому Арбату. Экскурсанты смогут узнать много нового и интересного, прикоснуться к русской культуре XIX-XX веков, прогуляться по знаковым местам, связанным с жизнью и творчеством ее гениальных представителей: Александра Николаевича Скрябина, Марины Цветаеву, Алексея Лосева, Николая Гоголя, Константина Бальмонта, сестёр Гнесиных и многих других.

Предварительная запись по телефону

16:00 — 17:30 Вечер камерной музыки

В День города в 16:00 в музее Скрябина состоится необычный концерт солиста Государственного духового оркестра России Владимира Карнауха (валторна), Елены Медведевой (фортепиано) и лауреата международных конкурсов Елены Власовой (фортепиано). В программе концерта прозвучат сочинения П. Чайковского, Ф. Шопена, К. Сен — Санса, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта, С. Прокофьева, И. Альбениса и Н. Капустина.

Владимир Карнаух окончил ГМПИ им. Ипполитова — Иванова по классу валторны. Работал в Центральном военном оркестре Министерства обороны РФ, в Московском камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского, в Государственном симфоническом оркестре России под управлением Вероники Дударовой, в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии. С 2012 года солист Государственного духового оркестра России и с 2013 года солист Губернаторского оркестра Московского Губернского Театра под руководством народного артиста России Сергея Безрукова.

Елена Медведева окончила ГМПИ им. Ипполитова-Иванова по классу специального фортепиано в 2005 году. Работает концертмейстером в МССМШ (колледже) им. Гнесиных. Лауреат международных конкурсов.

Елена Власова окончила ГКА им. Маймонида. Лауреат ряда международных конкурсов. Выступает с концертами в России, на Украине, в Кабардино-Балкарии, Нью-Йорке, Германии, Италии.

18:00 — 19:00 Концерт «Jazz Friends»

Концерт «Jazz Friends» хора Московского колледжа импровизационной музыки п/у Владимира Сидорковича. На сегодня хор представляет собой редкое для московского джаза явление – это большой состав, исполняющий акапелльный джаз. В репертуаре хора – характерные для подобных составов госпелы и рождественские гимны, блюзовые произведения и авторские аранжировки известных песен – например, из репертуара Beatles, The Queen, Adele. Хору немногим больше четырёх лет, его состав (как и полагается юному коллективу) постоянно обновляется, но уже сформировался твердый костяк из студентов МКИМ. Ансамбль ведет концертную деятельность, не раз успешно выступал на престижных молодежных джаз-фестивалях, стал лауреатом Всероссийского конкурса «ФЕСТОС» и Международного фестиваля молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ», успешно выступает на таких площадках, как Дом музыки, клуб А. Козлова, Эссе и др.

19:00-20:00 Концерт «Арфа +»

В День Города для москвичей и гостей столицы музей Скрябина подготовил красивую программу арфовой музыки в исполнении лауреата международных конкурсов Марии Михайловской. Разнообразная музыкальная программа и редкие ансамблевые сочетания позволят слушателям по-новому взглянуть на инструмент с более чем 5-тысячелетней историей. В концерте примут участие лауреаты международных и всероссийских конкурсов Маргарита Курбесова (мандолина) и Ксения Барчугова (флейта).

Мария Михайловская — студентка РАМ им. Гнесиных по классу арфы (класс профессора М. М. Агазарян). Постоянная участница ежегодного Международного арфового фестиваля в Москве. В 2020 году стала победителем Первого Международного Арфового конкурса в Сеуле, Южная Корея.

21:00 — 22:30 Концерт «Музыкальный вернисаж» и фотовыставка

В День города в музее Скрябина состоится концерт «Музыкальный вернисаж». В исполнении Сергея Жилкина (рояль), Анастасии Шаповал (скрипка) и Григория Цыганова прозвучат произведения Э. Сати, В.А. Моцарта, Р. Шумана, Э. Элгара и Дж. Гершвина. Кроме того, в этот праздничный вечер посетители музея увидят фотовыставку работ Айка Сенекеримяна, Анастасии Шаповал и Григория Цыганова. Куратор проекта – творческое агентство FABRI ARTES.

Анастасия Шаповал – скрипач, солистка нескольких камерных ансамблей, участник ансамбля musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Фотохудожник в различных жанрах.

Григорий Цыганов – альтист и фотохудожник. Для Григория как музыканта, фотография – это музыка во всех ее направлениях от эпохи барокко, классики до авангарда и минимализма.

Айк Сенекеримян – культуролог и фотограф, работающий в жанре портретной, предметной и пейзажной фотографии.

Музей русской гармоники А. Мирека

10:00 – 15:00 Свободное посещение экспозиции

15:00 -17:00 Концерт «Дорогая моя столица»

Музей русской гармоники А. Мирека в День Города для москвичей и гостей столицы подготовил праздничный концерт «Дорогая моя столица». Разнообразная музыкальная программа и редкие сочетания народных инструментов позволят слушателям по-новому взглянуть на культуру нашего народа. В концерте выступят исполнители разных поколений — лауреаты престижных конкурсов и начинающие гармонисты, освоившие игру на любимом народном инструменте самостоятельно. В специально подготовленную авторскую концертную программу войдут не только классические произведения, но и авангардные аранжировки популярных песен.

Музей русской гармоники А. Мирека – единственный музей гармоник в нашей стране и один из четырех существующих в мире.

10 сентября

Музей Скрябина

11:00 – 19:00 – Свободное посещение экспозиции музея

15:00 – 17:00 Концерт музыкальной школы им. Танеева

Фестиваль «Арбат. Собачья площадка»

Улица Арбат, д. 26

15:45-16:45 Лекция «Скрябинская Москва»

Рассказ о творчестве А.Н. Скрябина и других ярких представителях Серебряного века, местах их проживания и работы в районе Арбат с показом уникальных архивных фотографий.

17:00-18:00 Презентация книги «Современные композиторы о Скрябине»

Презентация издания музея к 145-летию со дня рождения композитора А.Н. Скрябина и творческая встреча с участниками проекта. В рамках встречи пройдет обсуждение темы влияния творчества А.Н. Скрябина на современных композиторов и о роли Собачьей площадки как месте формирования профессиональной музыкальной истории Москвы.

18:30-20:00 Концерт «Scriabin Jazz Illusion»

Уникальный джазовый концерт квинтета Алексея Беккера – Scriabin Jazz Illusion, на котором прозвучат произведения А.Н. Скрябина в формате современного акустического джазового ансамбля с импровизационным изложением музыки великого композитора-новатора.

Информация предоставлена пресс-службой музея Скрябина

Литература

  1. Дворцы и усадьбы. — Москва: Де Агостин, 2014. — С. 9—30. — 33 с.
  2. Державин М. М.
    Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу. — Москва: Эксмо, 2017. — С. 120. — 320 с. — ISBN 978-5-699-96351-5.
  3. Ефимова Е. А.
    Москва великая. — Москва: Эксим, 1997. — 480 с. — ISBN 5-8985-001-4.
  4. Каулен М. Е.
    Музеефикация историко-культурного наследия России. — Москва: Этерна, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-480-00285-0.
  5. Молева Н. М.
    Московские тайны. Дворцы, усадьбы, судьбы. — Москва: Эксмо, 2006. — 416 с. — ISBN 5-699-18489-9.
  6. Николаева Л. В.
    «Наш Старик». Александр Гольденвейзер и Московская консерватория. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2020. — 704 с. — ISBN 978-5-98712-166-5.
  7. Рыбакова Т. В.
    Дом, где собираются сердца. — Москва: ГУК «Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2007. — 336 с.
  8. Сабанеев Л. Л.
    Воспоминания о Скрябине. — Москва: Классика XXI, 2000. — С. 223,. — 392 с.
  9. Скрябин А. Н.
    Наставник. Александр Гольденвейзер глазами современников. — Москва: Центр Гуманитарных инициатив, 2014. — 528 с. — ISBN 78-5-98712-199-3.

Деятельность в музее

В настоящее время Мемориальный музей Скрябина является не просто музеем, а научно-просветительским центром, где проходят различные мероприятия. Гости имеют возможность посетить тематические экскурсии, прослушать увлекательные лекции, прийти на творческие встречи с известными музыкантами, художниками и другими деятелями искусства.

Мемориальный музей А.Н.Скрябина

Музыка Скрябина была по-своему уникальна и самобытна, в ней всегда чувствовалась импульсивность, нервность и тревожность. В квартире сохранились многие документы, по которым велась научная работа, и была она начата вдовой Т.Ф. Шлецер и продолжалась последователями. В будущем планируется открыть международный исследовательский центр для изучения направлений музыки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: