Красные Ворота (станция метро)

Площадь Красные Ворота — одна из красивейших площадей Москвы, расположенная на внутренней стороне Садового кольца (между Садовой-Спасской и Садовой-Черногрязской улицами) в Басманном районе столицы.

Площадь интересна своим качественным благоустройством: на ней разбит красивый сквер с искусственными холмами, на которых высажены деревья и декоративные кустарники. Между холмами проходят вымощенные плиткой аллеи, на которых установлены лавочки для отдыха прохожих и фонари. Фактически, площадь выглядит как небольшой городской парк, но без развлекательной инфраструктуры. Пешеходные маршруты при этом проложены таким образом, что по площади удобно как гулять, так и следовать по делам — потоки практически не пересекаются.

Важным достоинством площади стало интересное архитектурное окружение: на ней расположен исторический вестибюль станции метро «Красные Ворота», также с площади открывается хороший вид на высотку на Красных Воротах и здание Наркомата путей сообщения.

Почему площадь так называется?

Площадь Красные Ворота получила своё название по старинной Триумфальной арке в честь Полтавской битвы, что стояла на ней в 1709-1927 годах (с несколькими перестройками).

Полное название сооружения — Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города, но в народе их стали называть Красными воротами. Почему — не вполне понятно; согласно одной из версий, «красные» означает «красивые», другая говорит, что они буквально были выкрашены в красный цвет (но ставится под сомнение, поскольку ворота известны в белом цвете), третья же гласит, что проходящая через них дорога вела в подмосковное Красное село, потому и ворота «красные».

К сожалению, ни одну из трёх существующих версий нельзя рассматривать как более убедительную.

В советские годы площадь носила другие имена: Красноворотская площадь (1925-1941) и Лермонтовская площадь (1941-1993). Современное (и отвечающее истории местности) название она носит с 1993 года.

Станцию метро «Красные ворота» подточила вода

Станция «Красные ворота» — одна из первых в столичной подземке, открытая 15 мая 1935 года вместе с «Сокольниками», «Парком культуры» и «Охотным Рядом». Запомнился зал новой станции своей отделкой — пилонами из красного мрамора, а если быть точнее — мраморовидного известняка. Как отзывался о проекте архитектор Алексей Щусев, «он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины». Действительно, в полумраке станции камень смотрится тяжеловато… Но оказалось, что это не главная его проблема.

— Когда прошла информация о том, что прекрасный мрамор станции метро «Красные ворота» покрасили краской, в это трудно было поверить, — писали озадаченные москвичи в соцсетях.

Корреспондент «МК» отправился на станцию и тоже не поверил своим глазам: добрая половина всех пилонов замазана материалом, который на тон темнее, чем сама отделка. И это явно не новый слой мрамора. Если приглядеться получше, становится понятна идея метродизайнеров: во многих местах по камню пошли трещины.

— История с «Красными воротами» сложная, — рассказывает активист «Архнадзора» Юрий Егоров. — Там действительно стоит мраморовидный известняк, недокристаллизованная порода. Он оказался довольно непрочным. Дело в том, что сама станция течет.

Как объясняет Егоров, грунты в этом районе особые: сначала культурный слой (обычная земля), потом идет плывун (подвижное болото, кисель из воды с песком), потом глины, а потом водоносные известняки, на которых построена станция. И за 80 с лишним лет ее существования вода в прямом смысле подточила камень и нашла себе проход. Из-за нее-то отделка начала в буквальном смысле сыпаться — облик мрачно-торжественного зала испортился, и рабочие как могут приводят его в божеский вид. Поэтому перво-наперво надо решить проблему с гидроизоляцией.

— Ничего сложного в этом нет, такая практика в метрополитене существует, — объясняет президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов Николай Шумаков. — В этом случае за обделку (основная конструкция) станции закачиваются химические растворы, которые при схватывании и застывании являются хорошей гидроизоляцией — вода больше не поступает на объект. Так сделано на станции «Маяковская», где капель полностью прекратилась. Сначала надо заглушить воду, избавиться от притока. Потом снять мрамор, который превратился в труху, и заменить его.

Вот тут возникает очередная загвоздка. Камень для станции добывали на грузинском месторождении Старая Шорша. И, как рассказал Егоров, сейчас оно полностью выработано.

— Аналогичного камня нет, он уникальный оказался, — объясняет активист. — У нас сложные политические отношения с Грузией, но, может, по линии ЮНЕСКО получится с ними связаться, вдруг нашли еще какие-то залежи… Но опять же если мы сейчас даже найдем камень и заменим его на станции, то через 5–10 лет снова всплывет эта проблема. Для начала нужно заняться гидроизоляцией.

И похоже, работы скоро начнутся. Как сообщил «МК» Шумаков, «в метрополитене очередь до реконструкции и реставрации этой станции уже дошла — в ближайшее время будут это делать».

Пока неизвестно, когда начнутся работы, сколько они займут времени и есть ли необходимость полностью закрывать станцию — на официальный запрос «МК» в метро так и не ответили. Однако эксперты подчеркивают: «Красные ворота» — объект культурного наследия, и работать на станции можно только с бережным отношением к нему, в режиме реставрации, согласовав все проекты с экспертизой.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

История площади

В прошлом, вплоть до начала 18 века, в окрестностях современной площади внутри и снаружи Земляного вала располагались огородные слободы: внутри — дворцовая, на внешней стороне — принадлежащая Вознесенскому монастырю. Однако, сообщения между ними не было — ближайшими воротами были Покровские в районе современной площади Земляной Вал и Басманной улицы.

Отсутствие ворот доставляло местным жителям неудобства, поэтому в валу появились проломные ворота, а в 1709 году на их месте воздвигли деревянную Триумфальную арку в честь победы в Полтавской битве, которая стала переломным моментом в Северной войне. В конце 18 века, когда Земляной вал потерял актуальность и был окончательно срыт по приказу главнокомандующего Москвы графа Захария Чернышёва, вокруг арки фактически образовалась обширная площадь. Кроме самих ворот, довольно значительной постройкой на площади была церковь Трёх Святителей (в Огородниках).

Деревянные ворота не отличались надёжностью и часто горели, после чего их приходилось перестраивать. В 1742 году они были возведены ещё раз — по проекту архитектора Михаила Земцова, однако, спустя несколько лет они вновь сгорели, и в 1757 году императрица Елизавета Петровна повелела построить их из камня в стиле барокко по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского. Высота новых ворот составила 26 метров — гораздо выше, чем предыдущие; их украсили лепниной и росписями, а сверху установили 8 скульптур, изображающих благодетели, и бронзовую статую Фамы (богиня молвы) с пальмовой ветвью и трубой. Впоследствии декоративное оформление ворот неоднократно претерпевало изменения, хотя капитально их больше не перестраивали.

Красные ворота и церковь Трёх Святителей в 1890-х годах

В начале 20 века, когда в Москве развивалась трамвайная сеть, одна из линий прошла прямо через арку Красных ворот.

К сожалению, в 1927 году ворота и расположенная вблизи них церковь Трёх Святителей были снесены, поскольку они, по мнению городских властей, мешали проезду городского транспорта. Однако, память о них частично сохранилась: в 1935 году на площади открылась станция метро «Красные Ворота», южный вестибюль которой, построенный по проекту архитектора Николая Ладовского, был выполнен в виде арки Триумфальных ворот.

В 1925 году площадь получила официальное название — Красноворотская, но в 1941 году её вновь переименовали: теперь она стала Лермонтовской — к 100-летию со дня смерти поэта Михаила Лермонтова, который родился в доме генерал-майора Карла фон Толля напротив Красных ворот и был крещён в церкви Трёх Святителей. К сожалению до наших дней дом Лермонтова не сохранился — как и Красные ворота, и церковь, он был снесён в 1927 году.

После распада СССР площади решили вернуть историческое название, но при этом оставить на карте города и Лермонтовскую площадь тоже. Для этого большую площадь разделили на две поменьше: в 1993 году та её часть, что расположена внутри Садового кольца, стала площадью Красные Ворота, а та, что за его пределами — осталась Лермонтовской площадью.

Долгое время площадь представляла собой асфальтовое поле с парковкой, но в 2020 году её реконструировали и благоустроили: у станции метро организовали пешеходную зону, насыпали небольшие искусственные холмы, высадили деревья и кустарники.

Красные ворота

Знаете ли вы, что Садовое кольцо состоит из 52 улиц и потому называется сборной улицей?

А в 1920-е годы под предлогом расширения с этой сборной улицы исчезла замечательная постройка архитектора Ухтомского – триумфальная арка в стиле барокко – Красные ворота.

Это была самая первая триумфальная арка в России. Ее построили из дерева по приказу Петра Великого в честь победы в Полтавской битве. Екатерина Первая, жена Петра, заменила ее новой. Но она сгорела через восемь лет. Ее вновь отстроили из дерева к коронации Елизаветы Петровны. И она опять сгорела чуть позже.

В 1753 году архитектор Ухтомский воспроизвел утраченную деревянную постройку. Только на этот раз в камне. На воротах были белый декор, красные стены, 60 рисунков, говорящих о величии Российской империи, гербы губерний. Над пролетом ворот был портрет Елизаветы. В 1825 году его заменили на двуглавого орла. А над всем этим парила фигура трубящего ангела, сделанная из бронзы.

Ангел, кстати, сохранился до наших дней. Находится в собрании Государственного Исторического музея. А саму арку Красные ворота снесли в 1927 году. Через несколько лет на площади появился одноименный павильон метро, построенный по проекту Николая Ладовского. Это арка с четырьмя кольцами.

Архитектор придумал блестящую теорию: он понимал, что рано или поздно город Москва захлебнется в пробках и людских потоках, если будет продолжать развиваться по кольцевому принципу. Про вечные реконструкции и плитку даже он предположить не мог. Так вот. Ладовский предложил «разомкнуть» кольца по параболе – в сторону Санкт-Петребурга. Он думал, что в далекой исторической перспективе Москва и Петербург «повенчаются» и превратятся в единый мегаполис.

Город длиной 700 километров. Гигантомания тогда была в почете. Идею, конечно, горячо поддержали. Даже начали вести важные стройки в направлении Питера — аэродром, водный стадион, речной вокзал, поселок художников «Сокол», а потом, как это часто у нас водится, идею забросили.

Но Николай Ладовский мечтал, чтобы его имя осталось в истории. И потому воплотил свою идею с параболой в павильоне станции метрополитена. На павильоне 4 кольца — это Стены Кремля, Китайгородская стена, Бульварное кольцо и Садовое кольцо. Они разомкнуты. А концы упираются в землю. Красивая иллюстрация идеи, согласитесь. А плюс ко всему, это еще и та самая триумфальная арка Красные ворота, которой так восхищался Ладовский.

Ну а Питер, что Питер. В Питере лучше пить!

Подписывайтесь на подкаст!

От ворот Петра I до Сталинской высотки — интересные факты о площади Красных ворот

В Москве есть площади, названия которых ссылаются уже на несуществующие там сооружения. К одним из них, кстати, относится площадь Красные ворота — в 1709 году на месте так называемых проломных ворот Земляного вала была воздвигнута триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после победоносной Полтавской битвы. Поскольку ворота изначально были деревянные, они не раз страдали в пожаре, но в 1753—1757 гг. были наконец восстановлены в каменном виде. Триумфальная арка простояла больше двух веков, но в 1927 году была снесена, однако память о ней хранится до сих пор в названии самой площади и станции метро.

Сегодня мы поделимся с вами некоторыми интересными фактами о площади Красные ворота и ее знаменитом бывшем строении.

В доме, где родился Лермонтов, находился магазин «Кос и Дюрр», разгромленный в 1915 году

1) После их возведения ворота получили у москвичей неофициальное название «Красные», то есть красивые, постепенно утвердившееся вместо официального «Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города». По другой версии ворота были названы Красными потому, что через них пролегал путь в дворцовое Красное село.

2) Изначально ворота были белыми, как в деревянном, так и в каменном исполнении, но в XIX веке их покрасили в красный цвет, что послужило основанием для многих авторов говорить о том, что их название являлось цветовым по смыслу.

3) Во время Первой Мировой войны толпа разгромила контору «Кос и Дюрр», которой владели прибалты — из-за этого пострадала и комната, в которой, как считалось, родился Лермонтов.

4) Чтобы расширить пространство площади для транспорта, в 1920-х было решено снести Красные ворота. К моменту сноса в 1927 году ворота уже выглядели неторжественно: были сняты гербы и вензеля, а вместо них лишь иногда вешали плакаты с Лениным.

Красные ворота, 1900 год

5) 1928 году, все по той же причине — расширение улицы, сносу подвергся и стоящий рядом храм Трёх Святителей. От него сохранился только иконостас, перенесённый позднее в церковь Иоанна Воина на Якиманке.

6) Разумеется, метро Красные ворота получили свое название в честь площади. Проект новой станции был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а глубина станции позволила во время Великой Отечественной войны устроить в ней командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения.

Первый постоянные автоматизированные турникеты появились именно на «Красных воротах», 1956 год

7) В 1941—1992 годах площадь называлась Лермонтовская, в память поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания на площади.

8) Красные ворота были выбраны одной из площадей для строительства Сталинской высотки, сооружение которой закончили в 1952 году: приходилось проводить сложные расчёты, замораживать почву и строить высотку с наклоном, который изменился после размораживания. Однако здание и сейчас имеет небольшой наклон.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот», 1951 год

9) В 1965 году в Лермонтовском сквере, наконец, ставят памятник Лермонтову, который стал последним значимым изменением в советский период на Красных воротах.

10) В 1994 году площади было возвращено старинное название, а название Лермонтовская площадь осталось лишь за новой, северной частью площади, расположенной на внешней стороне Садового кольца.

Описание и архитектурные особенности

Садовая спасская 21 1

Общая высота здания – 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.

Строительство[ | ]

Идея создания[ | ]

Красные Ворота и церковь Трёх Святителей. 1915 год Мемориальная доска Михаилу Лермонтову, установленная на высотном здании
Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность создания небоскрёбов в Москве после Революции 1917 года. В проекте реконструкции столицы 1935 года советская власть официально утвердила строительство Дворца Советов и нескольких 20-этажных небоскрёбов. Подготовительные работы велись медленно, а c началом Великой Отечественной войны были заморожены[6].

После войны советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов. 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток. Согласно Постановлению, «у Красных ворот на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание. Строительство объекта осуществляло МПС, непосредственным куратором был назначен министр Иван Ковалёв[7].

Для здания Министерства путей сообщения выбрали территорию на Лермонтовской площади, где до 1927 года существовали Красные Ворота – триумфальная арка, возведённая в честь победы Русской армии в Полтавской битве. Её демонтировали, оправдывая необходимостью расширить проезжую часть[8]. В 1928 году столичные власти разобрали стоявший поблизости храм Трёх Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова. Уничтожение церкви являлось частью атеистической доктрины советского правительства[9]. В конце 1930-х был разрушен дом, в котором в 1814 году родился Лермонтов, при этом площадь Красные Ворота с 1941 года носила имя поэта. В 1964 году на небоскрёбе была установлена мемориальная доска, упоминающая о некогда существовавшем на этом месте здании[10].

Торжественная закладка московских небоскрёбов произошла 7 сентября 1947 года в 13:00 одновременно на всех восьми строительных площадках. Выбор даты не был случайным: в Москве проходили праздничные мероприятия, посвящённые 800-летию Москвы[11]. Примечательно, что на тот момент ещё не существовало проектов будущих зданий[6]. Спешка объясняется личной заинтересованностью Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов[11]. Ему приписывают слова: «Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают – ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают». Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты[12].

Начало работ[ | ]

Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у Красных Ворот Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора – молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице[6]. Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году оба архитектора получили Сталинские премии второй степени[13].

Существовало, по меньшей мере, три обстоятельства, осложнявших строительство в Москве высотных зданий. Во-первых, из-за слабых московских грунтов (супесей, суглинков, песков) для небоскрёбов требовались надёжные и дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, отечественные специалисты, кроме нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта. В-третьих, в СССР отсутствовала необходимая техническая база. Осознавая важность задачи, специалисты всех уровней достаточно быстро нашли решения и приобрели знания. Профессоры Николай Герсеванов, Николай Цытович и Дмитрий Польшин сформулировали теорию «коробчатого фундамента», который в большинстве случаев позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и осадочных швов[14].

До 1940-х советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича. Это позволяло сокращать производственные затраты. Например, почти все работы были под силу человеку, поэтому можно было сэкономить на разработке и производстве дорогого оборудования. Даже в Москве в 1946-ом в распоряжении строительных коллективов имелось только 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов. Принимая во внимание существующие ресурсы, председатель московского исполкома Георгий Попов в 1946 году предложил ограничиться в будущем возведением двух- и пятиэтажных зданий[15].

Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование. Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и Кучине были заложены специальные заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали новые башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания[16]. Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней. Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново[17].

Вестибюль метрополитена[ | ]

Отличительной чертой высотного здания на площади Красных Ворот стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Красные Ворота». На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках[3].

Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно[6].

Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки. Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре -20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта[6].

Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном. В октябре 1950 года, когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию. В 1953 году правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию административную часть корпуса[6].

Расположение

Вблизи обоих вестибюлей станции расположена остановка «Метро „Красные Ворота“» автобусного маршрута Б, следующего по Садовому кольцу[30]. На Лермонтовской площади находится конечная остановка троллейбуса № 24, следующего до Авиамоторной улицы мимо станции метро «Авиамоторная»[31].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: