Все грани камня. Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана

В 2020 году отметит 300-летний юбилей один из наиболее известных в мире и крупнейший в России Минералогический музей, носящий имя выдающегося ученого, минералога и геохимика А.Е. Ферсмана. Сегодня собрание этого музея, который имеет еще более древнюю историю, чем сама Российская академия наук, насчитывает свыше 140 тыс. образцов.

Его основой стала коллекция (или, как тогда ее официально называли, Музеум, Музей) доктора К. Готвальда, купленная в 1714 г. на аукционе в Данцинге по поручению Петра I для создания музея редкостей — Кунсткамеры. На основе этой коллекции в 1716 г. и был создан так называемый Минеральный кабинет — по сути, первый в России публичный минералогический музей, предназначенный для просвещения самых широких слоев населения.

Основой Минерального кабинета, созданного в начале XVIII в. при Кунсткамере Петра I, стали минералогические «курьезы» из коллекции Готвальда, которая хотя и считалась но тем временам большой, вся насчитывала только 1195 образцов (Новгородова, 2011).

Для пополнения коллекций Петр I издал специальный указ о том, что «ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи… какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно — такожь бы приносили, за что будет довольная дача…».

А поскольку дело было новое и непривычное, то для привлечения публики в кабинете накрывали столы, угощали пирогами и даже подносили чарочки…

Цены и режим работы Минералогического музея в Москве

Стоимость посещения Минералогического музея в 2020 году:

  • Взрослые — 400 рублей;
  • Школьники до 18 лет, студенты, пенсионеры, солдаты срочной службы, многодетные родители (при предъявлении документа) — 200 рублей;
  • Фотосъёмка в залах (на любое устройство, включая мобильный телефон) — 50 рублей;
  • Семейный билет (2 родителя, 2 ребёнка) — 800 рублей;
  • Экскурсионное обслуживание (с группы) — 2500 рублей (до 5 человек), 4500 рублей (до 15 человек), 3500 рублей (учащиеся или студенты до 15 человек включая сопровождающего преподавателя);
  • Взнос за участие в квесте и интеллектуальной викторине — 100 рублей с человека.

Правом на бесплатное посещение могут воспользоваться:

  • Дети до 6 лет;
  • Ветераны Великой Отечественной войны;
  • Инвалиды I и II группы с сопровождающим лицом;
  • Действующие сотрудники государственных музеев РФ;
  • Студенты ВУЗов и профильных учреждений геологического профиля.

Дни открытых дверей (свободный вход для всех желающих) — первая и последняя среда каждого месяца, за исключением официальных каникул. Льготы распространяются на граждан России и всех республик бывшего СССР, как при обычном посещении, так и при заказе групповой экскурсии.

Часы работы Минералогического музея — со среды по воскресенье с 11:00 до 17:00 (в субботу — до 19:00), кассы закрываются на 30 минут раньше. Экскурсии бронируются и отменяются только по телефону, в будние дни с 10:00 до 18:00, группа не должна превышать 15 человек вместе с организатором.

© chvm2006

Официальный сайт Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана

Камни «с историей»

Что сегодня можно увидеть в Минералогическом музее? Прежде всего это зал с высокими потолками и росписью, старинными хрустальными люстрами, позолотой и кариатидами при входе – бывший конный манеж графа А. Орлова-Чесменского, построенный в самом начале XIX в. и принадлежавший затем царской семье. Но, конечно, главное – это минералы, удивительные, завораживающие, не похожие друг на друга произведения неживой природы.

Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана на сегодня располагает большой коллекцией поделочных и драгоценных камней, в которой, помимо ограненных камней, имеются и уникальные камнерезные изделия, обладающие большой художественной ценностью и нечасто встречающиеся в таком количестве в составе естественно-научных собраний. Среди них есть изделия всех трех российских Императорских гранильных фабрик, фирмы Фаберже, произведения известных итальянских камнерезов и т. д. К сожалению, эти экспонаты, переданные музею в постреволюционные 1920-е гг., в подавляющем большинстве не сопровождались сведениями об их истории. Изучение этой коллекции, начатое в последние годы, позволило установить для некоторых экспонатов такие важные подробности, как место изготовления, имя мастера и автора проекта, имя предыдущего владельца и т. п. Таких «опознанных» экспонатов сейчас уже около ста, и некоторые из них заслуживают особого внимания.

Например, это изделия, изготовленные в разное время на Императорской Петергофской гранильной фабрике. Наиболее ранние из них, еще простые по форме, которые датируются концом XVIII–началом XIX в., – кварцитовые чаши. Оказалось, что после изготовления они попали в Несвижский замок, в сокровищницу польского магната Доминика Радзивилла, который воевал в войсках Наполеона против России. После разгрома французов его имущество в 1813 г. было конфисковано и отправлено в Петербург (теперь оно хранится в Эрмитаже). В 1926 г. несколько чаш из этого собрания передали Минералогическому музею.

Из изделий мелкой пластики, созданных на рубеже XIX—XX вв., в музее хранится агатовая ваза в японском стиле, отмеченная в инвентарной книге как изделие Екатеринбургской фабрики. Но оказалось, что это изделие Петергофской фабрики: «ваза с дельфинами из цельного кремневого агата с сохранением формы, обусловленной куском самого камня. Основание вазы наподобие дракона, изображенного на древней японской вазе… Ваза обошлась в 1360 рублей. Оконченное изделие по характеру своему изготовлено фабрикою в первый раз» (Мавродина, 2007). Уникальная ваза была представлена Высочайшему двору 26 февраля 1889 г., ко дню рождения императора Александра III (Чистякова, 2011).

В музее выставлен и еще один из шедевров камнерезного (мозаичного) искусства Петергофской гранильной фабрики – шкаф-кабинет, созданный для императорских покоев. При изучении его установлено, что он был сделан из тропического дерева амбоины мастером столярных дел А. В. Шутовым, рисунок для мозаичных панно был заимствован у парижского мебельного фабриканта А. Дассона, а великолепные украшения из бронзы выполнил мастер золотых и бронзовых дел А. Я. Соколов. Подтвердилась и бытовавшая в музее легенда, что в 1919 г. этот шкаф-кабинет вместе с двумя близкими «копиями» был среди ценностей, предназначенных для продажи за рубеж. Американцы готовы были обменять каждый из этих шкафов на 25 паровозов, однако В. И. Ленин запретил эту сделку. Такие сведения об экспонатах придают им дополнительную историческую ценность (Мавродина, 2007; Чистякова, 2011).

Удалось выяснить и авторство превосходной мозаичной столешницы из черного мрамора, в который по методу флорентийской мозаики врезаны букеты и гирлянды цветов из разнообразных цветных минералов. В центре рисунка – удивительная по выразительности гроздь винограда, ягоды которого кажутся выпуклыми благодаря серебряной фольге, подложенной под полусферы аметиста. На обратной стороне столешницы процарапана полустертая надпись «1851 Francesko Bell…». Сведений о мастере-мозаичисте с подобными данными долгое время не удавалось найти в специальной литературе, и лишь обращение к итальянским коллегам из флорентийского Музея мозаики Opificio delle Pietre Dure дало возможность установить, что им был, по-видимому, Франческо Беллони (1772—1853). Этот мастер работал сначала в папской мозаичной мастерской в Риме, а с конца XVIII в.– в Париже, при французском императорском дворе.

Удивительные результаты принесло изучение изделий фирмы К.Фаберже. В 1920-е гг. директор Минералогического музея академик Ферсман и А. К. Фаберже – сын основателя фирмы, вместе работали в комиссии по описанию царских драгоценностей. Вероятно, именно тогда часть камнерезных предметов фирмы была отобрана для музея. Среди этих изделий – солдат Первой мировой войны, ледовоз, разные животные (сова, мышка, гуси, слон и слоненок, улитка), различные мелкие функциональные предметы и др. Одно из изделий, состоящее из двух фрагментов окрашенного солями кобальта синего стеклянного яйца и подставки в виде облака из горного хрусталя, не было закончено и хранилось в разобранном виде.

Гуси фирмы К. Фаберже. Поступили в музей из царского дворца в Гатчине в 1926 г. Высота 8 см. Горный хрусталь, алмазы огранки «роза», рубины, золото. Санкт-Петербург, начало ХХ в. ММФ № ПДК-1617. Фото из архива музея. Ледовоз фирмы К. Фаберже, выполненный по рис. Г. К. Савицкого. Высота 18 см. Яшма, кахолонг, нефрит, лазурит, змеевик, кварц, серебро. ММФ № ПДК-2570. Фото М. Каламкарова

Как известно, с 1885 г. Александр III ежегодно заказывал фирме Фаберже драгоценные пасхальные яйца для императрицы Марии Федоровны. После смерти отца эту традицию продолжил Николай II, преподносивший такие подарки и своей матери, и своей жене Александре Федоровне. Но в 1917 г. эти два яйца не успели закончить. Николай II отрекся от престола, и никаких сведений о судьбе императорских пасхальных подарков не сохранилось. И лишь в 2002 г. было сопоставлено с сохранившимся эскизом то самое неоконченное изделие, переданное музею А. Фаберже. На обсуждении Реставрационного совета по прикладному искусству музея-заповедника «Московский Кремль» была подтверждена подлинность этого экспоната как неоконченного пасхального яйца фирмы Фаберже, получившего название «Цесаревич Алексей».

Расположение созвездий на верхней полусфере соответствует положению небесных тел на 12 августа 1904 г. – дате рождения цесаревича. Цесаревич родился под знаком Льва, и именно в этом созвездии на верхней сфере должен был находиться самый крупный бриллиант (Чистякова, 2004; Генералов, 2006). В реставрационных мастерских Кремля яйцо было, наконец, собрано в единый предмет, хотя так и осталось без бриллиантов. Для сочленения двух полусфер использовали белый синтетический материал, чтобы вставка отличалась от оригинальных элементов и была заметна.

История

Первая публичная выставка минералов в России прошла ещё при жизни Петра I в. 1716-м году. Зарождавшаяся Кунсткамера в новой российской столице получила огромную коллекцию камней, отдельную библиотеку с их описанием и лабораторию для изучения. Спустя 30 лет Михаил Ломоносов подготовил детальную опись экспонатов на латыни, а отпечатанные брошюры «Петербургского Императорского собрания природных минералов» разослали по ведущим европейским музеям.

Царская коллекция погибла в пожаре в 1745-м, и её восстановление заняло десятилетия. Академиков отправляли в экспедиции на Урал и в Сибирь, на рудники и заводы, где выкупались непримечательные дельцам, но бесценные для науки самородки. К концу XVIII века в фондах Минерального кабинета насчитывалось 10 тысяч единиц, а в 1836-м он получил статус самостоятельного музея. Труды его сотрудников положили начало первому в России естественнонаучному журналу.

В Москву музей переехал в 1934-м, когда советская Академия Наук окончательно покинула Ленинград. На тот момент количество экспонатов превышало 60 тысяч камней и 20 тысяч дубликатов на случай утери. Через три года перевозка завершилась грандиозным событием — XVII Международным геологическим конгрессом, доклады которого легли в основу исследований по физике и химии веществ — почти 40 лет результаты этих изысканий демонстрировались на выставках по всему миру.

© chvm2006

Великую Отечественную войну музей пережидал в тылу. Коллекции вернулись в Нескучный сад только в 1944-м, а спустя 11 лет организация получила имя своего знаменитого директора — Александра Евгеньевича Ферсмана. С того момента в залах стали проходить «ферсмановские» чтения по геологии, послушать которые собирались тысячи москвичей. Наступала золотая пора советского просвещения — точные науки становились модой, и запись на экскурсии шла на месяцы вперёд.

Кризис 90-х музею удалось пережить без больших потерь. По-прежнему организовывались экспедиции по российским регионам и зарубежью, коллекции пополнялись десятками тысяч образцов. Накопленная база знаний по изучению земных недр позволила создать не имеющую аналогов в мире школу геохимии и минералогии, к сотрудничеству привлекались ведущие специалисты. Большая часть выдающихся открытий — в свободном доступе и отражена в витринах экспозиционных залов.

В 2016-м году Минералогический музей РАН отметил трёхсотлетний юбилей. За сложнейшие годы работы ему удалось стать одной из крупнейших в мире тематических площадок, выступающих за популяризацию естественных наук. Коллекция не стационарна — она регулярно «гастролирует» на международных событиях, а залы время от времени принимают тематические выставки, посвящённые геологической истории земного шара и отдельных, особо интересных для изучения регионов.

© chvm2006

«Средства для усовершенствования художеств и наук…»

Создание Минерального кабинета только отчасти отвечало основным задачам кунсткамер, существовавших в то время при дворах европейских монархов: удивить, восхитить посетителей и показать богатство и могущество владельца коллекции. В «Очерках по истории естествознания в России в XVIII столетии» В. И. Вернадский писал: «Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, “натуральные и искусством созданные”, он надеялся с их помощью приобрести “в натуральной истории систематическое понятие”, а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, “средствами для усовершенствования художеств и наук”».

После учреждения Императорской Академии наук в 1725 г. Кунсткамера вместе с Минеральным кабинетом сразу перешла в ее ведомство. Требовалось провести большую работу по описанию и изучению накопленного материала, однако своих, «доморощенных» ученых в России в то время еще не было.

Этот образец минерала лимонита (по пириту) диаметром 3,5 см, с оригинальной этикеткой, был описан М.В. Ломоносовым в Каталоге Минерального кабинета.Чехия. ММФ № 197 ОП. Из коллекции И.-Ф. Хенкеля (№ 58, 1743 г.). Фото Е. Борисовой

* Подробнее о жизни и судьбе И.Г. Гмелина в России читайте в НАУКЕ из первых рук № 0 (1), 2004

Этот Каталог сохранился, причем как в оригинале на латыни, так и в русском переводе, отредактированном самим Ломоносовым. В пятом томе полного собрания сочинений М. В. Ломоносова (1955) имеется этот перевод, снабженный иллюстрациями. В их числе – изображение одного из образцов лимонита (псевдоморфозы по пириту), описанного Ломоносовым и представленного в настоящее время на музейной экспозиции, а также тяжелого магнита в металлической оправе, сделанного из природного нижнетагильского магнетита, которым пользовался Ломоносов для определения магнитных свойств минералов. А совсем недавно были атрибутированы как записанные в Каталоге лично Ломоносовым хранившиеся в музейных фондах флорентийские мозаики (Новгородова, 2011).

Эта работа так увлекла первого российского академика, что он продолжил свои исследования в области геологии, итогом которых стали такие труды, как «Слово о рождении металлов от трясения земли…» (1757) и «Первые основания металлургии или рудных дел. О слоях земных» (1763). Ломоносов внес свой вклад и в пополнение музейной коллекции: сейчас в музее демонстрируется образец сульфида серебра из Фрайберга, который был передан Ломоносовым в собрание Минерального кабинета.

К сожалению, почти сразу после выхода Каталога в Кунсткамере случился большой пожар, и почти вся коллекция погибла. Удалось сохранить немногое: самородные металлы, коллекцию янтаря, некоторые изделия из камня, в числе которых и описанные в Каталоге мозаики. Из сохранившихся экспонатов того времени на музейной исторической выставке можно увидеть подарки Петру I: самородное серебро из Норвегии, а также перчатки и кисет из тонковолокнистой разновидности серпентина (асбеста) – дар семьи уральских горнозаводчиков Демидовых.

Образец самородного серебра – подарок Петру I от датского короля. Консберг, Норвегия. 1697—1698 гг. Длина 16 см. ММФ № ПДК-592. Перчатка и кисет из асбеста, подаренные Петру I семьей уральских горнозаводчиков Демидовых. Асбестовые копи, Урал, Россия. ММФ № 50322 (перчатка), № 50323 (кисет). Фото М. Лейбова

Экспозиция Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана

На 2020 год в основных фондах музея хранится около 150 тысяч экспонатов, большая часть которых скрыта в запасниках по банальной причине — здание манежа в Нескучном саду просто неспособно вместить такое количество витрин. Основная часть называется систематической коллекцией, и носит образовательный характер — вместе с демонстрацией минералов и земных пород раскрывается геологическая история нашей планеты, с момента зарождения Вселенной.

Коллекции кристаллов и месторождений отражает природные богатства российских недр. Витрины сгруппированы по регионам и разновидностям минералов — каждый образец с детальной подписью и физическими свойствами. Кристаллы интересны тем, что каждый экспонат тщательно готовится перед тем, как попасть в выставочный зал — ему придают огранку, но не в ювелирных целях, а чтобы, например, лучше демонстрировалась прозрачность и яркий природный рисунок.

© chvm2006

Отдельно выставлены минеральные поделки, где сразу несколько шкафов отданы под творения Карла Фаберже, но не одним придворным ювелиром дома Романовых ограничивается эта часть. Здесь хранятся творения мастеров, начиная с XVIII века, когда активно использовался берилл, яшма и мрамор. Гордость коллекции — золотое дерево бонсай и миниатюрные картины, написанные прямо по каменной поверхности, таких художественных работ нет больше нигде в мире.

Завершать экскурсию советуют на самой яркой ноте — собрании метеоритных камней. К «гостям» из космоса у музея особое отношение, и у шкафов с ними постоянно проводятся лекции. На данный момент хранится 45 метеоритов разного размера, и всё это — официально зарегистрированные и со 100% достоверностью «упавшие с неба» образцы космической породы, как из камня, так и из загадочных металлов неземного происхождения.

© chvm2006

Интересные факты

Минералогический музей долгое время сотрудничает с другими российскими сокровищницами — такими, как Алмазный фонд, Новгородский Кремль и Эрмитаж. Научный интерес ведущих геологов — царские украшения и другие драгоценности, хранящиеся в фондах. Регулярно публикуются исследования на тему консервации старинных камней и поддержания их в должном состоянии. Некоторые сокровища удалось спасти от времени только благодаря передовым разработкам минерологов.

Один из знаменитых экспонатов — яйцо работы Карла Фаберже «Созвездие Цесаревича». Шедевр великого ювелира так и не был окончен из-за событий 1917-го года, и на поиски подлинных эскизов ушёл почти век. Остов пасхального яйца — матированный горный хрусталь, само оно изготовлено из синего кварцевого стекла с бриллиантовой инкрустацией. Восстановлением сувенира занимались кремлёвские реставраторы, используя новейшие электронные разработки.

© chvm2006

На базе музея издаётся старейший на сегодняшний день в России тематический журнал «Новые данные о минералах». Его основателем был легендарный естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский, а первый печатный выпуск вышел в далёком 1907-м году. Все экземпляры за последние годы в оцифрованном виде, с иллюстрациями, фотографиями и схемами, хранятся на музейном сайте. Доступ к публикациям есть у любого желающего, совершенно бесплатно.

Есть среди коллекций единственный минерал, получивший свою персональную экскурсию — она называется «Его Величество Кварц». Это одно из самых часто встречающихся веществ земной коры с широчайшей областью применения — от крупной промышленности до передовой электроники. Гостям расскажут, как кварц добывается и обрабатывается, почему у него бывают разные оттенки и покажут самые большие и маленькие кристаллы, хранящиеся в витринах.

© chvm2006

От Минерального кабинета – к Минералогическому музею

Научная деятельность и работа по систематизации коллекций в музее активизировались в конце XVIII в., когда в Минеральный кабинет пришел (а позднее стал его руководителем) Василий Михайлович Севергин. Он впервые опубликовал на русском языке такие труды по минералогии, как «Начальные основания естественной истории. Царство ископаемых» (1791), «Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел» (1798), первый определитель минералов по внешним признакам («Новая система минералов…» (1816) и др. При нем вышел и первый русскоязычный путеводитель по коллекциям Минерального кабинета (Беляев, 1793).

Научная, а также просветительская активность Геологического музея им. Петра Великого Императорской Академии наук – именно так несколько лет официально именовался музей, в то время уже отделенный от Кунсткамеры, особенно возросла в конце XIX–начале XX вв., с приходом в музей академика В. И. Вернадского и его ученика и соратника А. Е. Ферсмана.

По их инициативе в музее были созданы научно-аналитические лаборатории – химическая, рентгеновская, спектральная, оснащенные самым лучшим на то время оборудованием. Об уровне проводимых там исследований говорит тот факт, что уже в 1930-х гг., после переезда музея и других учреждений Академии наук в Москву, на базе этих музейных лабораторий были основаны существующие и поныне научно-исследовательские институты: Институт геологии рудных месторождений, петрографии, геохимии и минералогии, Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского и Геологический институт.

Войдя в Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, посетитель попадает в зал с высокими расписными потолками, позолотой и старинными хрустальными люстрами. Фото М. Лейбова

При Вернадском в музее для обсуждения научных и музейных проблем начал регулярно собираться научный семинар, который он назвал «Минералогический кружок». На семинаре, пользовавшимся большой популярностью, выступали с докладами ведущие специалисты в области наук о Земле. На нескольких заседаниях, посвященных открытию и промышленному значению апатитовых руд, делал сообщения их первооткрыватель, сотрудник музея А. Н. Лабунцов. Неоднократно выступал на них также сам Вернадский, Ферсман и другие известные минералоги.

Благодаря Вернадскому в 1907 г. музей основал и свое собственное периодическое издание, которое до 1916 г. выходило под названием «Труды Геологического музея им. Петра Великого» несколько раз в год. Но эти первые выпуски были невелики по объему и часто включали всего лишь одну работу по конкретному вопросу. С 1926 г., в связи с отделением от Минералогического музея Геологического отдела, начали выходить «Труды Минералогического музея Академии наук СССР» по одному тому ежегодно. Редактором издания стал директор Минералогического музея академик А. Е. Ферсман.

МУЗЕЙНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ Музейные традиции, заложенные В. И. Вернадским и А. Е. Ферсманом, хранятся и развиваются, и сегодня, как и прежде, одним из важнейших музейных направлений является просветительская деятельность. В музее продолжают работать «Минералогический кружок» и просветительский клуб «Друзья минералогии», объединяющий любителей и коллекционеров. Ежегодно издается музейный журнал «Новые данные о минералах». Новым направлением музейной деятельности стала образовательная деятельность среди молодежи и студентов, проводимая совместно с Московским государственным университетом. С 2007 г. музей участвует в ежегодных Фестивалях науки (сначала московских, а теперь всероссийских). В 2010 г. в рамках фестиваля была опробована и затем внедрена в музейную практику образовательно-просветительская программа «Музейные головоломки». Совместно с Международным советом музеев при ЮНЕСКО были разработаны два инновационных игровых исследовательских путеводителя по музейным экспозициям – «Ребус Ферсмана» и «Радуга Ферсмана». Путеводители позволяют детям младшего и среднего школьного возраста самостоятельно изучить отдельные экспонаты музея. Сотрудники музея также помогают МГУ и Департаменту образования г. Москвы в проведении открытых геологических и музейных олимпиад среди школьников. И все это не считая обзорных и тематических экскурсий по музею, которых за год проводиться более 500. В 2011 г. на базе музея совместно с кафедрой минералогии геологического факультета МГУ был создан научно-образовательный центр. Для обучения студентов-магистрантов разработан специальный курс лекций и практических занятий, который ведут сотрудники музея. А для студентов 3-го курса и бакалавров в музее организуется летняя учебно-производственная практика и подбирается материал для подготовки курсовых и дипломных работ, руководителями которых также являются сотрудники музея. Результаты своих исследований студенты и аспиранты кафедры минералогии нередко публикуют в музейном журнале. В 2014 г. стартовало еще одно начинание – народный минералогический университет, в рамках которого ведущие ученые музея, МГУ и институтов геологического профиля читают научно-популярные лекции для взрослых, интересующихся минералами и науками о Земле

Роль Ферсмана как популяризатора науки поистине трудно переоценить. Большой любовью читателей самых различных возрастов и профессий пользовались его научно-популярные книги: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Воспоминания о камне», причем в качестве иллюстраций к этим изданиям нередко служили фотоснимки или зарисовки музейных экспонатов. Эти книги Ферсмана стали библиографической редкостью, хотя в свое время они выдержали большое количество переизданий и были переведены на разные языки. Многие геологи, минералоги, геохимики, родившиеся в 1930—1960-х выбрали свою специальность под влиянием популярных книги Ферсмана. Он был и великолепным рассказчиком: его научные и просветительские лекции всегда собирали большое количество слушателей, особенно молодежи.

Эстафету просветительства приняли новые директора и сотрудники музея: Г. П. Барсанов, А. А. Годовиков, М. И. Новгородова, М. Д. Дорфман, В. И. Степанов и другие.

Как добраться до Минералогического музея в Москве

Здание музея находится на Ленинском проспекте в Южном округе, ближайшая станция метро — «Шаболовская». Выходить из вестибюля нужно на нечётной стороне улицы Академика Петровского, так, чтобы Шуховская башня оставалась за спиной, и идти прямо, никуда не сворачивая, в сторону Москвы-реки. Перейдя проспект на светофоре, останется только найти центральный вход — он обозначен указателями.

Наземным транспортом ещё проще — прямо возле самого музея находится автобусная и троллейбусная остановка «Больница Святителя Алексия». От неё до главного входа буквально 200 метров по ухоженному пешеходному тротуару.

Добираться на такси по Москве быстро, но не всегда дёшево. Лучше вызывать машину через мобильное приложение Uber, Maxim или Яндекс. Гостям столицы нужно учитывать постоянные многокилометровые пробки, поэтому транспорт бронируется хотя бы за 12 часов до поездки. К уличным таксистам не рекомендуют подходить вообще — тарифы астрономические.

Автомобилистам на столичных улицах будет непросто — Ленинский проспект закрыт для стоянок вообще, большая бесплатная парковка есть за ТЦ Eurospar (55.720138, 37.612934), но идти от неё дальше, чем от станции метро. Ближе — только платные стоянки на Малой Калужской улице — от 40 рублей в час, терминалы принимают бесконтактную оплату.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: