Москва в 15 веке. Новгородские бояре против власти Москвы

История архитектуры Древней Руси берет свое начало с создания Киевского государства. Завершился этот этап лишь с возникновением в 18 веке Российском империи. Период с 9 по 16 век был очень ярким, на него пришелся расцвет архитектурного зодчества, его замедление в связи с нападением татаро-монгольского ига и последующее восстановление.

Особенности архитектуры Древней Руси

Архитектура Древней Руси имела свои особенности, обусловленные принятием православного христианства.

Влияние православия на архитектуру Древней Руси

Если Западная Европа издревле строила храмы из камня, то языческая Русь всегда характеризовалась архитектурой деревянной. Каменная архитектура напрямую связана с распространением православного христианства. Храмы строились по образу крестово-купольных церквей греков.

Православие оказало влияние и на внутреннюю архитектуру храмов. Единство интерьеров достигалось в них путем построения низких алтарных перегородок, позволяющих молящимся видеть верхнюю часть алтарной части церкви. Этот нюанс был заимствован из византийских традиций.

Архитектура Древней Руси по векам

Зодчество Древней Руси после ее крещения развивалось довольно стремительно. Каждый век имел свои отличительные черты.

Архитектура с 9 по 12 века

Можно выделить 4 архитектурных школы древнерусской культуры, сформировавшихся в период с 9 по 12 век:

  • киево-черниговскую;
  • галицкую;
  • новгородско-псковскую;
  • владимиро-суздальскую.

Мастера, пришедшие на русские земли из греко-восточных стран, начали активно возводить крестово-купольные храмы. Они отличались крестообразно расположенными цилиндрическими сводами, более тонкими, по сравнению с современными, стенами, сложно профилированными окнами. Ряд сооружений в 10 веке был построен с участием болгар.

Киев 11 века был укреплен мастерами по всем канонам оборонительного искусства. Это значит, что архитектура того времени отображала политическую силу существующего государства. Главная улица Киева замыкалась крепостной башней с широкими проездами, именуемой Золотыми Воротами. Они были предназначены для торжественного въезда в столицу правителями с южной стороны. Тем не менее, это строение оказалось сильно разрушено во время монгольского нашествия.

Архитектура с 10 по 13 века

В период с 10 по 13 век внимание к себе привлекли владимиро-суздальские храмы, а именно Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Юрьев-Польский являлся столицей небольшого княжества, заправлял им Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо.

Во имя Святого Георгия Победоносца был построен одноглавый четырехстолпный храм. Он отличался небольшими размерами, но привлекал внимание необычной отделкой фасадов. Все его тело покрывает легкая резьба по камню. Строительство этого храма завершилось за 3 года до нашествия на Северо-Восточную Русь полчищ Батыя.

Также можно выделить белокаменную церковь Святого Пантелеймона, построенную в начале 13 века. До наших дней она дошла в сильно разрушенном виде, но сохранила красоту декоративных арок. В ее строительстве были задействованы мастера из Галича.

Киев же мог похвастаться Собором Святой Софии. Именно там происходили торжественные церемонии возведения на княжеский престол. Изначально этот собор задумывался не как обычная церковь для совершения богослужений, а как главный храм всего Киевского государства. Технически он характеризуется как пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм.

Духовная суть архитектурного замысла Собора Святой Софии заключается в приобщении населения к православному миру. Близким по исполнению к этому храму является Софийский собор в Новгороде. Его строили те же мастера. Формы новгородского храма более лаконичные, он 5-купольный и обладает лишь одной лестничной башней.

Архитектура 14 века

С конца 13 — начала 14 века началось возрождение каменного военного зодчества. Были построены каменные укрепления Новгорода и Пскова, стены существующих крепостей усилились внушительными башнями над воротами и по всему периметру укреплений.

Православные храмы строились на деньги обеспеченных слоев населения, знати и бояр. Построенная в 14 веке Церковь Федора Стратилата стала классическим образцом Новгородского стиля. Ее фасад был украшен декоративными нишами с ручными росписями и вылепленными крестами.

В середине 14 века Псков сумел окончательно обособиться от Новгорода. Поскольку псковская территория была расположена на окраине государства, усиленное развитие получило оборонное зодчество. С целью поднять обороноспособность этих земель была построена крепость Изборск. Также и в самом Пскове появился каменный Кремль, периметр стен которого составлял 9 км. Все постройки, воздвигнутые в Пскове в 14 веке, можно охарактеризовать как лаконичные и суровые.

Также стоит отметить построенные Иваном Калитой Успенский и Архангельские соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Архитектура 15 века

Ко второй половине 15 века Московское княжество уже стало общепризнанным политическим центром государства., по этой причине важное значение приобрело развитие архитектуры именно на этой территории.

К работе над архитектурным образом столицы были привлечены признанные зодчие Новгорода, Пскова, Владимира. Также участие принимали итальянские мастера. Например, всемирно известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти отправился во Владимир для изучения Успенского собора. Под его руководством началось возведение Каменного Успенского собора.

Архитектура 16 века

Вот несколько основных особенностей русской архитектуры 16 века:

  • на смену деревянному строительству пришло строительство каменное;
  • возводились и укреплялись фортификационные сооружения, т.е. военные крепости;
  • белый кирпич использовался наравне с красным;
  • начались работы по перестройке Московского Кремля, его стены были значительно укреплены;
  • началось строительство шатровых храмов и продолжилось возведение в провинции пятиглавых крестов-купольных храмов;
  • был основан Приказ каменных дел – орган управления, ведающий каменным делом;
  • работы осуществлялись с помощью подъемных механизмов.

16 век ознаменовался завершением объединения разрозненных русских земель при Василии III и трансформацией Руси в централизованное государство. Это был расцвет русского национального зодчества.

Символом архитектурного совершенства этой эпохи можно назвать Храм Вознесения в Коломенском. Это первый каменный шатровый храм и шедевр мировой архитектуры. С 19994г. здание входит в Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Архитектура при Иване Калите

Из летописей известно, как много строил Иван Калита в период своего правления (1328-1340). Однако ни один из его храмов не сохранился до наших дней. Уже в эпоху Ивана III они пришли в полную вет­хость. Их своды были покрыты трещинами, а стены пришлось под­пирать толстыми брёвнами.

Причины недолгой жизни первых московских соборов вполне по­нятны. Зодчие Ивана Калиты из-за отсутствия постоянной строи­тельной практики утратили те навыки и приёмы, которыми владели их предшественники — создатели владимирских белокаменных хра­мов XII — начала XIII в. Кроме того, за полтора века своей жиз­ни постройки Калиты прошли через несколько страшных пожаров. По свидетельству летописцев, пламя иногда бушевало так сильно, что даже белый известняк начинал крошиться, а заложенные в сте­ны для прочности дубовые брёвна полностью выгорали.

Перестройка Московского Кремля (1327-1333)

см. Кремль при Иване Калите

Архитектура Древней Руси по областям

В каждой области Древней Руси архитектура развивалась по индивидуальному сценарию.

Новгородская архитектура

Новгородская архитектурная школа начала свое формирование в середине 11 века. Ее отличительные черты – отсутствие излишних декоративных элементов, простота, монументальность. Новгородский Софийский собор, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и церковь Уверения Фомы на Мячине отличаются тяжеловесностью форм.

Максимальная влиятельность Новгородской республики пришлась на вторую половину 14 века. Тогда же был отмечен расцвет зодчества на этой территории. Самым ярким представителем архитектуры этого периода является православный храм церковь Федора Стратилата на Ручью. Это одноглавая четырехстолпная постройка кубического типа.

Наиболее близкой к новгородской архитектуре была архитектура псковская. При этом постройки в Пскове имели свои отличительные черты.

Киевская архитектура

Сразу после крещения Руси князь Владимир старался укрепить свое единовластие. На месте языческих капищ начали сооружаться деревянные церкви. Каменные храмы воздвигались с помощью византийских мастеров.

Дальнейшее развитие каменному зодчеству дал Ярослав Мудрый. При его правлении был построен Софийский собор, первоначально представлявший собой пятинефный крестово-купольный храм. Стоительством занимались киевские и византийские зодчие. Позднее, в 18 веке, храм был перестроен в стиле украинского барокко.

Владимиро суздальская архитектура

Владимиро-Суздальское зодчество обладает уникальными особенностями. Оно не просто продолжает традиции византийской архитектуры, но и дополняет их западноевропейскими идеями.

Европейская каменная техника была использована еще при Юрии Долгоруком. Самые известные белокаменные постройки того времени – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Владимиро-Суздальская архитектура продолжила активно развиваться и при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Памятники архитектуры этого периода – Золотые ворота, Успенский собор во Владимире и Церковь Покрова на Нерли.

Пик Владимиро-Суздальского зодчества пришелся на 12 век, времена правления Всеволода Большого Гнезда. Им был возведен Дмитриевский собор, шедевр белокаменной резьбы.

Нашествие Батыя на Русь в середине 13 века положило конец белокаменному зодчеству на этих землях.

Архитектура Московского княжества

Архитектура на территории Московского княжества начала активно развиваться в период его превращения в политический центр государства. Московские зодчие переняли традиции Владимиро-Суздальского княжества, и уже к концу 15 века сформировалась собственная московская архитектурная школа.

Во времена правления великого князя Московского Ивана III Васильевича архитектура пережила сильный подъем, связанный с политическими и экономическими успехами княжества. Тогда был построены следующие памятники архитектуры:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Грановитая палата в Кремле.

В начале 16 века были возведены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Можайске и Серпухове.

Архитектура Новгорода и Пскова

Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Архитектура Руси XIII – XV вв. 400 руб.
  • Реферат Архитектура Руси XIII – XV вв. 250 руб.
  • Контрольная работа Архитектура Руси XIII – XV вв. 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Церковь Федора Стратилата. г. Новгород.

Замечание 1

Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).

Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.

Архитектура Древней Руси по типу строений

Отдельное внимание стоит уделить разным типам строений. С древнейших времен на Руси всегда преобладало деревянное строительство. Это было легко объяснить обилием и дешевизной лесов, нехваткой строительного камня. Каменное строительство преобладало в церковном зодчестве и было связано с крещением Руси.

Деревянная архитектура

Русское деревянное зодчество – направление традиционной архитектуры в Древней Руси. Основой деревянной архитектуры выступает сруб – сооружение, стены которого собраны из необтесанных бревен.

Традиционным примером такой постройки служит обычная крестьянская изба. Были построены и деревянные церкви. Их архитектурная выразительность достигалась за счет внушительной высоты и сложного силуэта верхних частей.

Крыши жилых деревянных строений крыли пучками соломы. Сверху их прижимали жердями и дополнительно укрепляли досками из осины. Более дорогостоящим считалось покрытие крыши из обтесанных досок. При строительстве крестьянских изб работники орудовали только топором, отсюда пошло разговорное выражение «срубить избу».

Самые первые православные храмы из дерева, построенные сразу после крещения Руси, относились к клетскому типу построек и по своей сути представляли конструкцию из 3-5 разновысотных срубов, покрытых самостоятельными кровлями.

Поскольку дерево является недолговечным материалом, до современной эпохи дошло не так много памятников деревянного зодчества, а те, что дошли, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Храмовая архитектура

В храмовой архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный тип храма. История строения таких сооружений началась с воздвижения Десятинной церкви в Киеве.

Первоначальные техники каменного строительства Древняя Русь позаимствовала у Византийской империи, и первые каменные храмы были возведены при участии приглашенных мастеров.

Подавляющая часть древнерусских крестово-купольных храмов является трехнефной. Классифицировать их можно и по числу внутренних столбов. Есть четырехстолпные, шестистолпные и восьмистолпные храмы.

Из периода 9-16 века неплохо сохранился восьмистолпный Свято-Преображенский собор Чернигова, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, возведенный при участиии греческих архитекторов. К трехнефным соборам относится и ряд храмов Великого Новгорода.

Монголо-татарское нашествие на Русь сумело прервать активное строительство практически во всех областях государства. Следующий период расцвета храмового строительства начался в Московском княжестве.

Шатровая архитектура

Также в русском храмовом зодчестве получили распространение шатровые храмы. Вместо классического купола здание такого храма увенчивается шатром.

Шатровые храмы могли быть как деревянными, так и каменными. Каменные шатровые постройки начали возводиться к концу 16 века.

Шатер – довольно распространенная в деревянном зодчестве форма завершения церкви, поскольку передать форму купола из деревянного материала очень затруднительно, а конструкция шатра намного проще: несколько бревен соединяются в верхней части и облицовываются досками или лемехом. Шатровые храмы выделялись на фоне сел и городов своими вытянутыми силуэтами.

Каменные шатровые церкви являются уникальным творением архитектуры. По указам царей, они возводились в царских селах и имениях знати. Широкое распространение они получили к завершению 16 века.

Таблица важнейших архитектурных сооружений Древней Руси

Вот краткий перечень наиболее значимых древнерусских архитектурных сооружений периода с 9 по 16 век.

НазваниеМесто нахожденияГод возведения
Софийский соборКиевпериод с 1017 по 1022
Золотые воротаКиев1037
Успенский собор Киевско-Печерского монастыряКиев1073-1089, реконструкция после ВОВ
Михайловский соборКиев1070-1088
Троицкая надвратная церковьКиев1106
Церковь Спаса на БерестовеКиевконец 11-начало 12 века
Церковь Успения Богородины ПирогощиКиев1131-1136
Трехсвятительская церковьКиев1182-1183
Кирилловская церковьКиев1136-1140
Васильевская церковьОвруч1190
Успенский соборКанев1144
Спасо-Преображенский соборЧернигов1 половина 11 века
Борисоглебский соборЧерниговпериод с 1097 по 1123, нет точной даты
Храм святой Параскевы ПятницыЧерниговначало 13 века
Ильинская церковьЧерниговпредположительно 1069
Церковь Святого МихаилаОстерконец 11-начало 12 века
Спасо-Преображенская церковьПолоцксередина 12 века
Церковь Михаила Архангела на ПристаниСмоленск1180-1197
Храм Иоанна Богослова на ВаряжкахСмоленск1176-1180
Петропавловская церковь на ГородянкеСмоленск1146
Богородице-Рождественский соборСуздаль1005, реконструкция в 1222
Церковь Покрова на НерлиБоголюбово1165-1166
Палаты Андрея БоголюбскогоБоголюбово1158
Успенский Княгинин МонастырьВладимир1200-1202
Дмитриевский соборВладимир1194-1197
Золотые воротаВладимир1158-1164
Успенский собор во ВладимиреВладимир1158-1160
Церковь Святого ГеоргияСтарая Ладога1165
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырьСтарая Русса1198
Спасо-Преображенский соборПсков1156
Собор Иоанна ПредтечиПсков1130
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ТоргуВеликий Новгород1135
Церковь Петра и Павла на Синичьей гореВеликий Новгород1185-1192
Церковь Спаса на НередицеВеликий Новгород1198
Перынский Рождества Богородицы мужской скитВеликий Новгород1220
Церковь Благовещения в АркажахВеликий Новгород1179
Собор Рождества БогородицыВеликий Новгород1117-1122
Николо-Дворищенский соборВеликий Новгород1113

Архитектура при Иване III

Почти прекратившееся в период феодальной войны второй четверти XV в., московское каменное строительство вновь оживает в эпоху Ивана III. Приглашённые в Москву итальянские зодчие строили так, как требовали заказчики. Свои собственные вкусы и привычки они могли проявлять лишь в некоторых конструк­тивных и декоративных элементах. Так, Аристотель Фиораванти в Успенском соборе заменил массивные, квадратные в плане несу­щие столбы на стройные круглые колонны, что придало интерьеру цельность и величие. Архитектор Алевиз Новый украсил стены Ар­хангельского собора изящными профильными рамками, а в закома­рах поместил эффектные украшения в виде огромных раковин.

Итальянцы научили русских мастеров изготовлять хороший кирпич, замешивать чистую и клейкую известь. Из фигурного кир­пича стали делать и разнообразные детали наружной отделки зда­ния. В результате повысилась скорость строительства и уменьшилась его стоимость. Материал с сайта https://wikiwhat.ru

Храмы Московского Кремля служили образцом для подража­ния. Успенский собор позднее был повторен в целом ряде огромных городских и монастырских соборов. Однако главная линия развития русской архитектуры проходила через относительно небольшие одно­главые четырёхстолпные храмы. Они строились во второй половине XV в. не только в Москве (церковь Ризоположения в Московском Кремле), но и в некоторых провинциальных городах и монастырях. До наших дней сохранился приземистый и могучий Успенский со­бор Кирилло-Белозерского монастыря (1497), стройный и утончён­ный собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1490) и ещё несколько зданий этого типа.

Перестройка Московского Кремля (с 1485)

см. Кремль при Иване III

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: