БУРГАНОВСКИЕ МОТИВЫ: атака образов, действующих в пространстве. Диалог с хаосом

Необычный музей с экспозицией под открытым небом вызывает неподдельный интерес у гостей столицы. Московский Государственный Музей «Дом Бурганова», расположенный в Афанасьевском переулке столицы, создан непосредственно под руководством российского скульптора Александра Николаевича Бурганова, скульптуры которого украшают площади городов и экспозиции музеев на всех континентах.

Дом Бурганова

История

Музей «Дом Бурганова» — государственное учреждение культуры. Создан в 2001 году. Произведения А.Н. Бурганова, народного художника России, академика, составили основу экспозиции. Все имущество музея предоставлено художником в дар столице. Экспозиции выставлены в зале «Пегас», на Малом и Большом Дворах и в Музейном садике.

Композиция музея подчинена общему принципу: архитектуру нельзя отделить от скульптуры, потому в целом комплекс должен составлять общее смысловое, композиционное и художественное. Проект разрабатывался самим А.Н. Бургановым, преследовавшим цель контраста комплекса с окружающей застройкой.

Скульптура

Ну и конечно, главные экспонаты музея — скульптуры. Они встретят посетителя у входа и будут сопровождать на протяжении всего путешествия по Дому Бурганова. Это фантазийные образы, сюрреалистические герои, взгляды автора на современную жизнь, историю, культуру, войну и многое-многое другое. Большинство скульптур перекликаются с древними видами творчества — первобытным, древнеегипетским, античным. Что-то напоминает сюрреализм Сальвадора Дали, что-то — психоделическое искусство 60-70-х годов 20-го века, что-то похоже на ар-деко начала прошлого века.

Путешествие по музею напоминает прогулку в каком-то сновидении, где мысли и образы предметов перемешались между собой, чудесным образом открывают новую, дотоле невиданную (или незамеченную) сторону привычных вещей. Невозможно понять каждую скульптуру по отдельности — они части целого, связаны друг с другом одной историей, одним настроением и чувством. Проще говоря, чтобы понять каждую скульптуру в музее «Дом Бурганова» в частности, нужно увидеть все представленное там творчество в целом — иначе никак.

Одна из внешних скульптур музея

Основные и повторяющиеся скульптурные сюжеты — ноги, руки, ступни, пальцы рук и ног, глаза, деформированные предметы, упрощенные до примитивизма формы, механическое в симбиозе с живым, распад на частицы, отсутствие промежутков в целых формах.

Особенности музея. Наземный уровень

Большая часть экспонатов расположена на открытых площадках. В комплекс входит также мастерская скульптора, за работой которого можно понаблюдать. Посетители музея были свидетелями создания ряда монументальных композиций, памятников, скульптур для фонтанов и парков, которые затем были отправлены в города России, Германии, Бельгии.

Работа художника в данном случае стала неотъемлемой частью экспозиции. Посетителей привлекает возможность наблюдать за творческим процессом, прикоснуться к искусству, ощутить сопричастность с великим таинством, в котором задействованы талант и кропотливый труд скульптора. Именно по этой причине посетители приходят себя во второй, в третий и в надцатый раз.

Дом Бурганова

Из-за того, что скульптуры разных габаритов, в какой-то момент чувствуешь себя маленьким и беззащитным. Далее, разместившись в царственных размеров кресле, почувствуешь себя монархом и вседержателем судеб человеческих. Вернуться в школьные годы позволяет доска, на которой каждый может написать что-нибудь личное, да хоть бы классическое «Здесь был Вася».

Среди экспонатов много работ учеников академика Бурганова, его друзей. Художник передал музею значительную часть собственной коллекции произведений искусства: предметы античной культуры, образцы народного творчества, скульптура древней Руси. Большой интерес вызывают художественные образцы, привезенные из Африки, гравюры, раритетные книги. Скульптор щедро делится частью своего мира.

Выставка «Театр скульптур Александра Бурганова»

Главное здание Театрального музея им. А.А. Бахрушина 28 апреля во внутреннем дворике Театрального музея им. А.А. Бахрушина открылась выставка пластических скульптур Александра Бурганова. Выставка будет проходить на протяжении всего теплого времени года. Пространство для экспозиции было выбрано не случайно: внутренний дворик музея представляет собой уникальный камерный сад, наполненный зеленью, цветами и мягким солнечным светом.

Александр Бурганов (род. в 1935 году) — Народный художник России, Действительный член Российской академии художеств, Почётный член Российской академии архитектуры и строительства, Лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор. Александр Бурганов работает в монументальной и станковой скульптуре, графике, является одним из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики. Скульптурные произведения Александра Бурганова хранятся Московском государственном музее «Дом Бурганова», Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее современного искусства «Людвиг Форум» (Аахен, Германия) и других собраниях России, Франции, США, Германии, Бельгии, Швейцарии и Болгарии.

Сотрудничество Театрального музея им. А.А. Бахрушина и Александра Бурганова является органичным продолжением творческой биографии скульптора, в 90-е гг. увлёкшегося искусством театра. Во внутреннем дворе музея «Дом Бурганова» активно ставились театральные этюды, роль декораций к которым выполняли скульптурные фигуры. Взаимодействие скульптуры и пластики человеческого тела усиливалось благодаря музыкальному сопровождению и отсылало зрителя к театру авангарда начала XX века.

Выставка «Театр скульптур» предлагает нам погрузиться в пространство камерного иммерсивного театра, объединившего себе искусство скульптуры, пейзаж Бахрушинского сада и архитектуру музея. Зрители, в свою очередь, становятся участниками нового пространства — его актёрами.

Всего грядущая выставка представляет 15 композиций Александра Бурганова. Особого внимания в рамках экспозиции заслуживают бюст Рудольфа Нуреева, пластический портрет основателя Театрального музея Алексея Бахрушина, скульптурные портреты Фёдора Шаляпина, Владимира Высоцкого и Олега Табакова – людей, без которых сегодня невозможно представить современный театр и его наследие. Кроме того, на выставке можно увидеть композиции «Любовь убегает», «Поцелуй», «Колесо Фортуны» и другие скульптуры. Выставка продлится до 30 сентября.

Вход осуществляется по билетам на постоянную или временную экспозицию.

Слева направо: автор выставки, народный художник России Александр Бурганов, генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов; советник управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы Дмитрий Кузнецов; зав. кафедрой монументально-декоративной скульптуры МГХПУ им. Строганова, скульптор Мария Бурганова. Александр Бурганов. Дмитрий Родионов. Дмитрий Родионов, Александр Бурганов, Дмитрий Кузнецов. Дмитрий Кузнецов. Гости открытия. Концерт на траве: Дмитрий Соколов /гитара/, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Фрагмент экспозиции. Скульптурный портрет Рудольфа Нуреева, 2006. Фрагмент экспозиции. Девушка и цветок, 2020. Фрагмент экспозиции. Поцелуй, 2015. Фрагмент экспозиции. Узел, 2020. Фрагмент экспозиции. Колесо Фортуны, 2020. Фрагмент экспозиции. Фрагмент экспозиции. Адам, 2015. Фрагмент экспозиции.

СМИ о выставке:

Известия. Идолы счастья в центре Москвы

Музеи России. Выставка «Театр скульптур. Александр Бурганов» в Театральном музее им. А.А. Бахрушина

Российская академия художеств Выставка «Театр скульптур Александра Бурганова» в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Нижний и верхний уровни

«Малый Лувр» — зал, расположенный «под землей» и накрытый прозрачной крышей из стекла, над которым самым странным образом нависает скульптура под название «Кони».

Здесь выставляются основные экспонаты музея, проводятся концерты, культурные мероприятия разной тематики. Внутрь «Малого Лувра» можно заглянуть через крышу, выходящую в маленький музейный дворик.

Дом Бурганова

Прогулявшись среди скульптур, следует подняться на галереи, которые называются «Аркады Большого Ангела», откуда открывается обзор на весь комплекс. «Аркады» часто трансформируются в театральную сцену, на которой проходят спектакли. Галереи ведут к следующей экспозиции — «Дом Пегаса», не менее оригинальной, чем все остальные, представленные в этом художественно-культурном комплексе.

Волшебный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Кажинный человек хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, вскрыть для себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Из-за этого, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает заворотить «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, нужно сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, чего находится за гранью понимания. Со временем люди сумели спаять все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И сегодняшнее это называется одним словом — эзотерика. Однако, стоит сразу превратить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Невзирая на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых недостает отрицательных последствий. Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света или — или Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует превращение к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «приставать». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, овладеть ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более детально нанять с ней и понять, как она работает.

В первую хронология стоит сказать о том, что при помощи эзотерики можно присосать удачу. Для этого достаточно направить свои мысли в данную сторону и предопределить себя на то, что феноменальная удача обязательно произойдет в ближайшее наши дни. Ввиду того, что мысли материальны, можно ни на один момент не сомневаться в том, что все задуманное осуществится в ближайшие сроки. Потому как, можно с уверенностью сказать о том, что главное правило эзотерики — сие вера в себя, в свои силы и в то, что при помощи положительного мышления и внутреннего настроя нате прием светлых волн, можно добиться феноменального успеха.

Денежная провал также не заставит себя долго ждать, если регулярно чувствовать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну с купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить для нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта опущение притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как удой приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего разрешается быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и хватит именно таким, каким родилось в воображении.

Ввиду того, что эзотерика учит переживать мир через самопознание и самосовершенствование, будет намного проще понять тех alias иных представителей современного общества в определенной ситуации. Находясь в абсолютно гармоничном состоянии, суще наполненным внутренней силой, можно не сомневаться в том, что бывать кому пути в бизнесе придет внезапно и неожиданно, или же проблематичная ситуация решится самочки собой, словно по мановению волшебной палочки. Эзотерика учит выглядывать на мир светлыми и чистыми глазами, возрастать духовно, взращивая в своем нутряк любовь и гармонию и можно не задумываться о приходе успеха, ведь спирт будет все время находиться рядом, сопровождая одухотворенную личность для каждом шагу, приумножая его доход, наполняя его необъятной насильственно, радостью и безграничным умиротворением.

Экспонаты

В музей Бурганова приходят, потому что здесь удобно быть самим собой. Здесь мысли текут плавно и методично, складываясь в четкую последовательность. Немаловажна эстетическая составляющая творчества Бурганова. Работы скульптора уникальны, от них веет мистицизмом, они преисполнены загадок, разгадать которые не дано.

Каждая скульптура – повод остановиться и присмотреться. Пока взгляд перетекает с одной линии на другую, в мыслях образуется столь же плавное движение в правильном, давно искомом направлении. Странные ощущения, вызывающие трепет и одновременно успокаивающие.

Сад созерцания – так можно назвать экспозицию Бурганова.

Гости столицы могут узнать подробности об экспозициях и мероприятиях, проводимых в «Боме Бурганова», в администрации отеля или мини-гостиницы.

Скульптор Александр Бурганов подарил Москве около 100 работ

biograph.comstar.ru

Скульптор Александр Бурганов подарил Москве около 100 работ biograph.comstar.ru

В преддверии Дня города скульптор Александр Бурганов подарил Москве около 100 своих работ. Это произошло накануне на торжественной церемонии открытия выставки Бурганова в Манеже.

Выступая перед подписанием акта дарения, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова о.

Швецова добавила, что работы, переданные Москве скульптором, «являются прекрасным подарком ко Дню города». Швецова назвала поступок скульптора «добрым жестом, который сделал великий художник по отношению к своему городу». Она поблагодарила Бурганова от имени мэра Москвы.

В свою очередь Александр Бурганов сказал: «Эта выставка стала, наверное, главной в моей жизни. Спасибо вам за то, что вы пришли. Выставка в обновленном Манеже — это просто чудо, о котором я раньше не мог и мечтать».

Бурганов отметил, что работая, он, в первую очередь, старается, чтобы человек, который смотрит на его скульптуры, «встретился с самим собой». «Эти скульптуры посвящены вам и, я думаю, что они найдут какое-то отражение, отголосок в вашей душе», — заключил художник. Выставка будет работать до 4 сентября, сообщает «Интерфакс».

Справка

Александр Николаевич Бурганов — народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор. Работает в монументальной и станковой скульптуре, графике, является автором литературных произведений и многочисленных научных статей и монографических исследований по теории изобразительного искусства.

Александр Бурганов родился в 1935 году в Баку. Закончил Московское высшее художественно-промышленное училище. В настоящее время — заведующий кафедрой Монументальной скульптуры в Московском Государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова.

Бурганов — один из основателей Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики. Памятники и крупные монументальные ансамбли, выполненные Бургановым, установлены в крупнейших городах России: в Москве, Ижевске, Воронеже, Орле, а также за рубежом: в США, Бельгии, Германии, Монголии.

Произведения Бурганова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Государственном Русском музее, в Музее современного искусства «Людвиг Форум» в Аахене, в Государственном музее изобразительных искусств Монголии, в Государственном музее изобразительных искусств Софии и в других музеях разных стран мира. Творческой мастерской Бурганова присвоен статус государственного музея.

Александр Бурганов Выставка к 80-летию художника

17 марта – 5 апреля 2020 г.

17 марта 2020 года в 16 часов Российская академия художеств, Государственная Третьяковская галерея, Московский государственный музей «Дом Бурганова», Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музей классического и современного искусства «Бурганов-центр», Московский музей современного искусства, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова приглашают на открытие персональной выставки Александра Бурганова, посвященной 80-летнему юбилею признанного мастера современной скульптуры. В экспозицию вошли произведения разных лет – скульптура, графика, гобелен. Александр Николаевич Бурганов – художник с мировым именем¸ внесший значительный вклад в развитие отечественной школы монументальной скульптуры, народный художник России, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, профессор, доктор искусствоведения. Он родился 20 марта 1935 г. в г.Баку. В 1959 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), кафедру монументально-декоративной скульптуры, где учился у Е.Ф.Белашовой, Г.И.Мотовилова. Его работы находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях во многих странах мира, а памятники и монументальные ансамбли украшают улицы и площади многих городов России, Европы, Америки, Азии. Среди основных монументальных произведений — памятники Ю.Гагарину в Канаде, А.С.Пушкину в Вашингтоне, поэту В.А.Жуковскому в Баден-Бадене, «Два императора» в Брюсселе и др. Москвичам хорошо знакомы памятник «А.С.Пушкину и Н.Гончаровой» и фонтан «Принцесса Турандот» на Старом Арбате, памятники М.Ю.Лермонтову, И.Бунину, основательнице Академии музыки Е.Ф.Гнесиной, скульптурные парковые ансамбли Украинского бульвара и Сивцева Вражка, портреты-барельефы великих русских художников на станции «Третьяковская» Московского метрополитена и др. В последнее десятилетие творчество скульптора стало неотъемлемой частью европейского художественного пространства. К наиболее интересным произведениям относится ансамбль скульптур для экспозиции под открытым небом во Франции, представленный Пьером Карденом в Лакосте под Авиньоном и в Париже на Елисейских полях. Основатель и директор Московского государственного музея «Дом Бурганова», ставшего культурным центром, в котором реализована идея синтеза искусств – архитектуры, скульптуры, музыки, театра. У Александра Бурганова счастливая творческая биография, в ней отражены эпохи и художественные стили, которые сменяя друг друга прошли с середины ХХ века до настоящего времени. В каждом из этих периодов Бурганов занимал значимое место. Его заслуженно считают и художником «сурового стиля» за лаконизм и монументальность форм, и мастером реалистического портрета, школа которого базируется на лучших традициях отечественной пластики. Бурганов — постмодернист, создающий выразительные метафорические образы в синтезе современности и античной классики. Бурганов, несомненно, один из наиболее ярких сюрреалистов современности, легко трансформирующий формы ради острого художественного выражения новых реалий. В этой многогранности абсолютная творческая свобода, так как во всех случаях художник не просто находится в художественном потоке времени, но выделяется ярким личностным художественным почерком и творческим методом. Недаром словосочетание «бургановская школа композиции» стало устойчивым термином в искусствоведческой практике и высших художественных учебных заведениях страны, где изучают и преподают искусство скульптуры. Среди достижений Бурганова — создание особого жанра в пластической композиции. Он автор такого уникального явления как «скульптура – жест», проходящего практически через все символические образы выдающегося этого мастера. Пластический лексикон скульптора сформировался в самом начале его творческого пути и практически не менялся за более чем полувековой период. В разных работах, монументальных и станковых композициях представлен ключевой знаковый образ руки как символа творческого начала («Большая рука»), гордыни и сопротивления («Жест»), Гласа Божьего («Ангел»), просьбы («Нищая»). Еще одна важная тема — клетка, которая выражена в нескольких пластических ипостасях как граница — оболочка антропоморфного образа («Душа») и как решетчатая структура, цель которой упорядочить время, форму, явление («Азбука глухонемых», «Воскресный вечер»), как тема запрета («Летящая птица в клетке»). Тема стихии и мужского начала выражена образами коней («Война» – дерущиеся кони, «Экология», «Муза» — лирическое прикосновение девичей головы к голове коня, «Будущее» – мальчик на жеребенке). Свобода, стремление, вдохновение выражает образ летящей птицы или одиночного крыла, символизирующего эти образы еще более концентрированно и ярко. Особенно выразительным элементом уникального художественного почерка мастера стали динамично развивающиеся складчатые структуры, присутствующие во многих композициях. Эти метафоры перехода времен, сопряжения мира горнего и мира дольнего, образы движения памяти делают магический реализм А. Бурганова особенно ярким. Сегодня, когда в пространстве городов скульптуры-памятники стали олицетворением истории, скульптуры — жесты Александра Бурганова наполняют площади, парки, музеи и выставочные залы новыми чувственным поэтическими и художественным образами.

Аккредитация: тел.,, E-mail Управление информации РАХ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: