Шедевры, которые нужно увидеть в музее Востока

Музейные адреса

В начале своего существования новый музей часто менял адреса. Первые девять лет он занимал несколько комнат в здании Исторического музея рядом с Красной площадью, а затем перебрался на Воробьевы горы в Центральный музей народоведения. Следующим адресом для восточных коллекций стала Кропоткинская набережная, где располагалась известная Цветковская галерея.

В 1970 году под музей отдали представительный особняк на Никитском бульваре. Это старый усадебный дом дворян Луниных, который был построен в XVIII столетии и перестроен после пожара Отечественной войны с французами.

В 1821 году генерал Лунин из-за навалившихся денежных проблем продал здание Коммерческому банку и оставил для семьи только один флигель. После кончины Петра Лунина его вдова передала все права на пристройку банку, который и владел особняком до революционных событий 1917 года.

Государственный музей Востока в Москве

Потом здание национализировали. В советские годы его много раз капитально перестраивали, а просторные помещения занимали различные государственные конторы. После передачи особняка музею была проведена масштабная реставрация. Специалисты тщательно восстановили лепнину, роспись стен, плафонов, внутреннюю отделку и все коммуникации. В 1991 году старинный особняк получил статус памятника культуры федерального уровня. В настоящее время он охраняется государством.

История музейных собраний

С чего начинался новый музей? Основу его первых коллекций составили экспонаты из Национального музейного фонда. Кроме того, сюда поступали интересные предметы из антикварных магазинов, бывших дворянских усадеб и собраний других крупных музеев страны.

Государственный музей Востока в Москве

Значительную часть составили подарки меценатов. Известный в России коллекционер Петр Щукин много раз посещал Индию, Персию и Китай и собрал большую коллекцию редких гравюр, красивых статуэток и живописной керамики. В 1910 году открылся Щукинский музей, но спустя два года меценат умер, и его коллекция переместилась в музей Востока.

Кроме нее, здесь оказались частные собрания предпринимателя Павла Харитоненко, русско-французского мецената Анри Брокара и монголоведа Алексея Позднеева. Музею передали свои личные коллекции художники Игорь Эммануилович Грабарь и Николай Семенович Мосолов.

Одним из источников пополнения фондов стали экспедиции. Первая прошла в 1924 году по территории Дальнего Востока. В основном сотрудники музея собирали агитационные материалы, которые пропагандировали достижения советского народа среди народов, живших в восточной части страны.

Государственный музей Востока в Москве

В 1926 году, благодаря директору музея Федору Денике, на раскопки в Старый Термез послали сразу три экспедиции. Их участники привезли в Москву немало интересных археологических материалов. В 1929 году музей направил представительную экспедицию на территорию Тушетии и в Нагорный Курдистан, где были собраны дополнительные экспонаты для выставок. С 1930-х годы музей стал играть роль научного центра. Здесь изучали культуру, быт, традиции и искусство народов Востока.

В первые месяцы войны, когда возникла реальная угроза столице, коллекции по железной дороге эвакуировали в Новосибирск, а большинство музейных сотрудников сократили. В 1945 году все экспонаты вернули в родной город, и музей вновь стал принимать посетителей.

Государственный музей Востока в Москве

В послевоенные годы начался сбор материалов по истории культуры Китая, Вьетнама, Северной Кореи и других стран, примкнувших к социалистическому лагерю. Позже к ним присоединились Лаос и Камбоджа. Одновременно пополнялись музейные коллекции произведений искусств из Индии, стран Ближнего Востока и Африки.

В эти годы на большом «черном» континенте шел процесс деколонизации, и исследователи получили возможность изучать древние африканские искусства. В 1950-1960-е годы часть экспонатов из Москвы передали в музеи городов, располагавшихся на территории союзных республик.

Сегодня собрание музея включает свыше 160 тысяч предметов. Произведения искусства изготовлены в разных странах мира, и каждой из них посвящен отдельный зал.

Государственный музей Востока в Москве

История

Основание

До революции 1917 года в Москве не было ни одного востоковедческого центра. После создания национальных республик в составе Советского Союза возникла необходимость и в организации специализированного музея народов Востока. Для решения этой задачи в 1918 году при отделе Центральных музеев Наркомпроса была создана специальная комиссия во главе с учёным Павлом Муратовым, выступившим с предложением о создании учреждения. Его поддержал видный музейный деятель и искусствовед Игорь Грабарь, и уже спустя несколько месяцев вышло постановление об организации музея «Ars Asiatica». В период с 1918 по 1929 год музей сменил несколько мест. Изначально учреждение располагалось в комнатах Государственного исторического музея, впоследствии переехал сначала в Центральный музей народоведения, потом — в Цветковскую галерею на Кропоткинской набережной[3][4].

Первым директором стал Фёдор Гогель. В связи с проводимой политикой коренизации экспозиция музея стала формироваться вокруг искусства народов советского Востока, демонстрируя развития национальных культур[3]. В 1925 году музей переименовали в Государственный музей восточных культур

. До 1929-го, когда музею выделили во владение бывшую церковь Илии Пророка, музей находился на грани закрытия из-за отсутствия прогресса в научной деятельности. С получением собственных помещений сотрудники смогли полноценно работать с объектами. В 1930-м были проведены первые выставки и музей получил официальную поддержку государства[4].

Формирование коллекции

Большую часть экспозиции составили дары меценатов. Например, собиратель Пётр Щукин коллекционировал предметы старины, гравюры и статуэтки из Персии, Индии и Китая. В 1910 году он открыл Щукинский музей на Малой Грузинской улице, однако после революции его коллекция была передана Музею Востока. В экспозицию также вошли частные собрания промышленника Павла Харитоненко, парфюмера Анри Брокара, востоковеда Алексея Позднеева и деятелей культуры Николая Мосолова и Игоря Грабаря[6][7].

Первая постоянная экспозиция открылась в 1919 году в двух залах Исторического музея. Выставленная коллекция предметов состояла из материалов по искусству Китая, Японии и Ирана. Начиная с 1924 года по инициативе музея был проведён ряд экспедиций на Дальний Восток, во время которых собирались материалы для последующих выставок. В 1930-е годы в музее по распоряжению советских властей выставлялись лозунги, агитационные материалы, схемы и диаграммы. Сделано это было для демонстрации поддержки советской власти национальными республиками[3].

В 1926—1928 годах второй директор Борис Денике организовал три археологические экспедиции в Старый Термез. Они дали музею уникальные материалы из раскопок дворца XII века и других памятников. В 1929-м учёными Владимиром Гурко-Кряжиным и Василием Кацауровым была организована первая закупочная экспедиция в Нагорный Курдистан и Тушетию[2].

Деятельность в советские годы

С 1930 по 1940 год музей развивался как научный центр, в котором проводились исследования по изучению культур советского Востока. Во время Второй мировой войны экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Соликамск, а штат сотрудников был сильно сокращён. В 1945-м музей возобновил свою московскую деятельность, а в коллекцию вошли новые предметы искусства, такие как произведения народного творчества крымских татар и караимов. Собрание также увеличивалось за счёт сотрудничества с новообразованными социалистическими государствами: Китаем, Северной Кореей, Вьетнамом, а также Индией, странами Ближнего Востока и Африки, где происходил процесс деколонизации[3].

Во время войны некоторые музеи Киева, Одессы, Львова и Минска понесли тяжёлые потери, а другие, по мнению Комитета по делам искусств (позже — Министерство культуры), нуждались в памятниках восточного искусства. Для пополнения их экспозиций коллекция Музея Востока была распределена. Кроме того, наблюдалась острейшая нехватка помещений для обработки, хранения и демонстрации возрастающего числа предметов[3][2]. В 1962-м году музей был переименован в Государственный музей искусства народов Востока. В 1960—1970 годы музей получил статус научно-исследовательского учреждения первой категории. В 1991 году здание музея вошло в список объектов культурного наследия России[3].

В 1970 году Исполком Моссовета вынес решение о перемещении экспозиции Музея Востока в дом на Никитском бульваре, 12. Здание представляет собой городскую усадьбу XVIII века, ранее принадлежавшую дворянской семье Луниных. В 1818—1822 годах дом был перестроен по проекту Доменико Жилярди в стиле московский ампир. Асимметричная композиция и трёхэтажный корпус, а также фланкирующий двухэтажный жилой флигель делали постройку одной из самых необычных проектов архитектора[1].

Современность

С распадом Советского союза музей перешёл на частные источники финансирования: пополнение коллекции происходит за счёт инвесторов и проводимых археологических раскопок. В 1992 году учреждение было переименовано в Государственный музей Востока[8].

В 2020 году правительство Москвы выпустило указ о создании государственного музея семьи Рерихов как филиала Музея Востока[8]. Учреждение должно было располагаться в комплексе зданий усадьбы Лопухиных[9], однако ранее находящийся в помещениях Международный центр Рерихов отказывался отдавать предметы экспозиции Музею Востока. Между двумя организациями начался судебный процесс по оспариванию права на коллекцию: работники центра подавали жалобы как в арбитражный суд, так и в Европейский суд по правам человека. Судебные тяжбы закончились в 2020 году решением в пользу Музея Востока[10][11][12][13][14].

По состоянию на 2020 год, в собрании представлено более 160 тысяч памятников искусства: живопись, графика, скульптура, предметы быта, одежда и оружие[15]. В залах выставляются художественные работы и предметы искусства народов Японии, Китая, Ирана, Кореи, Вьетнама, Индии, Бирмы, Лаоса, Тайланда, Камбоджи, Индонезии и Монголии. Экспозиция построена по тематическому принципу — каждый зал посвящён отдельной стране или региону[16][17].

Китайское искусство

Среди коллекции искусства Китая особое место занимают «диски би» — сакральные предметы из китайских могил. Эти экспонаты были изготовлены людьми, которые жили на территории современного Китая во времена палеолита. Самые древние находки обнаружены в захоронениях с IX века до нашей эры до 206 года до нашей эры.

По существовавшей тогда традиции ритуальные диски клали на грудь и на живот усопшего, и на них в условном виде записывали все достижения умершего.

Многим посетителям нравится экспозиция китайского фарфора с символическими сюжетами. Возле него можно увидеть изображение китайского орла, выполненное из слоновой кости. Император Мэйдзи подарил его российскому государю Николаю II в день его торжественной коронации.

Государственный музей Востока в Москве

Любопытно, что дорогой экспонат сделан из 1,5 тысяч деталей. При этом каждое перо орла вырезано отдельно. Из целого куска слоновой кости выполнены только передняя часть головы и клюв птицы. Кроме того, в зале представлены изделия из зеленоватого камня нефрита, который китайцы считают драгоценным.

Искусство Древнего Ближнего Востока

На двух стенах зала помещены слепки, заказанные основателем Музея, профессором И.В. Цветаевым, с барельефов из дворца Ашшурнацирапала II (883–859 гг. до н.э.) в Кальху (современный Нимруд) и Саргона II (722–705 гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Оригиналы хранятся в Британском музее (Лондон), Лувре (Париж) и Переднеазиатском музее (Берлин). Барельефы с ритуальными сценами и изображением военных походов, сопровождаемые клинописным текстом, были своеобразной хроникой жизни и деяний ассирийских царей. При входах в зал стоят огромные изваяния крылатых быков и львов с головой человека. Фантастические фигуры, изображенные с пятой ногой для создания эффекта движения, некогда охраняли вход в церемониальные покои царей Саргона II и Ашшурнацирапала II. Оригиналы хранятся в Лувре и Британском музее.

В центре зала находится слепок (оригинал — в Лувре) со стелы с законами Хаммурапи, самыми знаменитыми законами древности.

На постаменте стоит большой урартский сосуд для хранения вина (карас), найденный во время археологических раскопок (при участии ГМИИ) в Армении, в окрестностях Еревана на холмах Кармир-Блур, где в древности находилась урартская крепость Тейшебаини. Карас датируется VIII–VII вв. до н.э. Также в коллекции представлены фрагменты урартских фресок из Арин-берда (Эребуни), предметы из бронзы, железа и кости, керамические сосуды.

Гордость коллекции – клинописные таблички (которых в ГМИИ хранится более 1700) – свидетельства трехтысячелетней истории Древней Месопотамии. Эти памятники происходят из Шумера, Вавилонии, Ассирии, Каппадокии, Египта и представляют собой тексты самых разнообразных жанров: документы хозяйственной отчетности, юридические документы, деловую переписку торговцев, царские надписи, гадательные тексты. Основу собрания составляют таблички из коллекций блестящего знатока древней истории, академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936), а также знаменитого востоковеда Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947).

В экспозиции зала представлены уникальные памятники древних земледельческих культур – хассунской и халафской (VI–V тыс. до н.э.). Все экспонаты были найдены в результате раскопок на Ярым-тепе I–II (северный Ирак) советско-иракской археологической экспедицией Института археологии АН СССР в 60-70-х гг. ХХ в. и переданы в дар Музею. Глиняные расписные сосуды, вылепленные без гончарного круга, покрытые растительным, геометрическим или зооморфным орнаментом, печати, амулеты, украшения позволяют заглянуть в мир древних земледельцев.

Искусство древнего Восточного Средиземноморья представлено произведениями финикийских и сиро-палестинских мастеров (рельефы, сосуды, жертвенник, бытовые и ритуальные предметы), созданными под влиянием искусства древнего Египта в I тыс. до н.э.

Об искусстве Ирана периода правления ахеменидской династии VI–V вв. до н.э. дает представление часть рельефа из битуминизированного известняка с изображением головы персидского лучника. Аналогичные рельефы были расположены вдоль лестницы царского дворца в Персеполе. Халцедоновая печать с изображением царя Артаксеркса служит прекрасным образцом ахеменидской глиптики. Данная печать наряду с четырьмя другими демонстрируется в особой витрине с проекцией голографического изображения в увеличении – промовизоре. Большая же часть печатей (конца IV–I тыс. до н.э.) находится в отдельной витрине в центре зала. Коллекция глиптики включает в себя памятники с территории Шумера, Аккада, Вавилонии, Сирии, Митанни и Ассирии.

Особая гордость собрания ГМИИ – фигурка адоранта и голова жреца, происходящие, судя по всему, из Мари, датируемые сер. III тыс. до н.э.

Искусство древней Парфии демонстрируется четырьмя ритонами II в. до н.э. – шедеврами косторезного искусства. Ритоны выточены из бивня слона и состоят из нескольких частей: протомы со скульптурным изображением мифологических или фантастических существ, патрубка с окантом и остролистом, ствола, фриза с рельефным изображением сцен из жизни богов и карниза со скульптурными головками. Выполненные под влиянием античных образцов, они служили для ритуальных возлияний.

В зале также выставлены памятники искусства древнего Кипра, находившегося на пересечении торговых путей. В античный период на него оказывали культурное влияние и Греция, и Передняя Азия, и Египет. Выставленные в зале сосуды и статуэтки иллюстрируют многообразие кипрского искусства I тыс. до н. э. Особенно интересно скульптурное надгробие, изображающее супругов за погребальной трапезой, датируемое V в. до н.э. Выполненное с большим мастерством, оно отражает стилистическое влияние древнегреческого архаического искусства.

Особое внимание в экспозиции уделено развитию письменности на Древнем Ближнем Востоке в III–I тыс. до н.э. Поэтому наряду с клинописными памятниками с территории Передней Азии в зале представлены иероглифические, иератические, демотические египетские тексты и даже кипрская плита с силлабической надписью.

Коллекция из Японии

В музее много произведений японского искусства. Большинство из них было изготовлено с XII века по конец XIX века. Посетителям могут познакомиться со старинным оружием, скульптурами, красочными картинами, тонкой графикой, изящными предметами декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, игрушками и куклами. Здесь же хранятся авторские работы, выполненные японскими мастерами в начале XX столетия.

Государственный музей Востока в Москве

Чукотские изделия из моржового клыка

В коллекцию музея Востока вошли редчайшие экспонаты народов Крайнего Севера – например, древнеэскимосские работы из моржового клыка, чей возраст начитывает около двух тысяч лет.

В их число вошли наконечники для стрел и гарпуна, головки гарпунного древка, небольшие статуэтки, а также резные «крылатые предметы». О роли последних ученые долго спорили и в конце концов пришли к выводу, что изделия, напоминающие по форме крылья, использовались охотниками – их закрепляли на заднем конце гарпунного древка. С одной стороны, костяные изделия служили противовесом для довольно увесистого спереди древка (уже тогда это позволяло улучшить точность снаряда), а с другой – позволяли закрепить орудие на копьеметалке.

Изделия из моржового клыка. Фото: РИА Новости / Александр Лыскин

Искусство Индии

Одна из любимых коллекций москвичей и туристов – индийская. В этой стране особое значение имеют религиозные практики и народный театр. В экспозиции музея много кресов — предметов, символизирующих сакральный смысл силы и энергии, до сих пор популярный в современной Индии.

Часть коллекции занимают произведения из эпохи династии Великих Моголов, которые правили Индией на протяжении нескольких веков. В витринах экспонируется небольшие резные скульптуры из слоновой кости, расписная посуда и более полутора сотен миниатюр Рамагала, относящиеся к музыкальной культуре народов Индии.

Государственный музей Востока в Москве

Экспозиции музея Востока

Большинство экспозиций музея являются постоянными. Среди них коллекции искусств Японии, стран Юго-Восточной Азии, Ирана, Индии, Китая, Кавказа, Казахстана, народов Севера; «Живопись Закавказья и Средней Азии». Периодически здесь проводятся выставки знаменитых деятелей культуры.

Музей искусства народов Востока

В настоящее время в фондах музея находятся более 160 тысяч экспонатов, из которых около 60 тысяч – предметы искусства высочайшей культурной ценности.

Особые экскурсии по музею

Посетить экспозиции можно не только самостоятельно, но и в сопровождении экскурсовода. Кроме обычных тематических экскурсий предлагается довольно интересная программа «Сказки, мифы и легенды». Помимо этого, есть возможность прослушать отдельные лекции или цикл по интересующим тематикам в лектории. Эти лекции включают в себя не только познавательную информацию, но и развлекательные элементы. Стоит упомянуть и про уникальную возможность поучаствовать в чайной церемонии – вся философия Востока раскроется прямо в чашке в ваших руках.

Шедевры музея искусств народов Востока, которые обязательно нужно увидеть

Осмотреть все экспозиции Музея Востока за один день просто невозможно. Поэтому при планировании маршрута обратите внимание на некоторые экспозиции, заслуживающие особого внимания.

Прежде всего, это Мемориальный кабинет Рериха, где помимо картин, можно увидеть предметы из личного собрания художника. Еще одна уникальная выставка – «Дары Николаю II японского императора Мэйдзи». Обязательно посетите экспозиции китайского фарфора. Здесь представлены образцы тончайшего фарфора мастеров Поднебесной разных исторических эпох.

Весьма интересна богатейшая коллекция индийских миниатюр.

Музей искусства народов Востока

Бесспорно, не меньшего внимания заслуживают и «Чукотские изделия из моржового клыка» с редкими предметами оригинального искусства народов Крайнего Севера.

Искусство Средней Азии

Те, кто хочет познакомиться с культурными традициями Турменистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Узбекистана, могут увидеть красивые вышивки. Прежде всего, речь идет об сюзане — вышивке, которой завешиваются ниши внутри домов. Кроме того, в музейных витринах красуются большие блюда для плова, чайники и другие предметы посуды, украшенные серебром и кораллами. В отдельной экспозиции выставлены модели азиатских юрт.

Государственный музей Востока в Москве

Полезная информация для туристов

Двери музея открыты по вторникам, пятницам и выходным дням с 11:00 до 20:00, по средам и четвергам — с 12:00 до 21:00. Касса прекращает продавать билеты за полчаса до закрытия.

Входной билет для взрослых стоит 300 рублей, а для учащихся вузов – 150 рублей. Для лиц, не достигших 16 летнего возраста, вход свободный. За видеосъемку нужно заплатить 250 рублей, а за фотосъемку — 150 рублей. Аудиогид стоит 250 рублей. (2018 год)

Государственный музей Востока в Москве

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: