Музей в МосквеИсторический музей


В лабиринтах истории Московского исторического музея

По историческим меркам музей молод, но место, которое своим решением выделила Московская городская дума для строительства музея, самое что ни на есть историческое – Красная площадь. Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России, от древнейших времён, до современности.

  • Закладка здания музея состоялась в 1875 году в присутствии императора Александра III.
  • Проект фасадов был разработан содружеством инженера А.А. Семёнова и художника В.О. Шервуда.
  • С мая 1883 года музей открыт для посещения.
  • Со всей страны свозили сюда лучшие антропологические и археологические коллекции, библиотеки.
  • Император и его окружение щедро жертвовали вновь образованному Музею свои ценные коллекции, подавая пример другим богатым меценатам.
  • Большие деньги выделялись на приобретение памятников древности, слепков и других исторических свидетельств. Так постепенно расширялась собственная коллекция Музея.
  • При этом продолжалась внутренняя отделка помещений, также представляющая историческую ценность, ведь в оформлении экспозиционных залов принимали участие выдающиеся русские живописцы и зодчие И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Бондаренко, а позже И.Е. Репин, В.А. Серов, С.А. Коровин.
  • После революции музейные фонды пополнились экспонатами расформированных Румянцевского и Военно-исторического музеев, музея «Старая Москва» и Государственного музейного фонда.
  • В 1920-х годах филиалами музея стали закрытые и национализированные церкви и другие здания: Музей дворянского быта 40-х годов «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря».
  • В 1930-х к Музею присоединились палаты бояр Романовых, а затем Новодевичий монастырь.

Советские археологи и палеонтологи передавали найденные на местах раскопок материалы в музейную коллекцию.

  • 18 декабря 1991 года Указом Президента России Государственный исторический музей был признан особо ценным объектом культурного наследия России.
  • В 1994 году постановлением правительства музей получил статус научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. Теперь Государственный исторический музей стал головным центром для всех исторических и краеведческих музеев России.
  • Научно-исследовательская деятельность Государственного исторического музея вызывает интерес не только у учёных и историков, изучение фондов и коллекций даёт бесценный материал для работы культурологов, художников, реставраторов и исследователей костюмов и мебели.

Твой музей — твоя история. 145 лет Историческому музею

Основание Исторического музея

Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Здание исторического музея и внутреннее устройство

Огромное трёхэтажное здание музея из красного кирпича гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Красной площади, это было одно из условий принятия проекта и дальнейшего строительства. Главный фасад музея представляет собой композицию многочисленных башенок и крылец разной высоты, объёма и формы. «Псевдорусский» стиль и большой размер здания позволяют ему стать равноценным участником архитектурного ансамбля Красной площади и придать ему завершенность и равновесие.

В 80-90-х годах музей пережил капитальный ремонт и масштабную реставрацию с целью придать ему первоначальный вид. На главных башнях музея в 1997 году вернулись точные копии золотых двуглавых орлов. Исторический облик музея был окончательно восстановлен в 2003 году, когда на низких башнях заняли своё законное место золотые львы и единороги.

Лев и единорог на башне исторического музея

Помимо внешнего убранства были восстановлены исторические интерьеры, но одновременно произошла модернизация – система хранения экспонатов соответствует современным стандартам, в здании оборудован лифт для инвалидов. У посетителей музея есть уникальная возможность с помощью экранов и мониторов, которых много в Государственном историческом музее, увидеть экспонаты, не представленные в данный момент для всеобщего обозрения, или рассмотреть вблизи «жемчужины» коллекции.

В 39 залах Государственного исторического музея перед вашими глазами пройдёт вся история России от древнейших времён до начала ХХ века. На первом этаже вас встретят прекрасно оформленные Парадные сени, здесь же находится лекторий и сувенирный магазин.

Парадный зал в историческом музее

Начиная со второго этажа, начнётся ваше погружение в историю – второй этаж занимают экспозиции, посвященные периоду от древнейших времён, до Петра I.

Экспозиция с древними предметами в историческом музее

Третий этаж проведёт вас по лабиринтам истории России от эпохи Петра I до правления Александра III. Но не пугайтесь, вам не грозит скучная лекция, где в вашем распоряжении только монотонный голос и ваше воображение! Здесь вы увидите огромное количество документов, архивов, исторических костюмов, орудий труда, предметов быта и интерьера, фотографий, рисунков, книг, картин, слепков. Всё это кропотливо собиралось в течение многих лет, чтобы быть представленным вашему вниманию. В 1996 году коллекция музея насчитывала 4 373 757 предметов. Наверняка с тех пор она ещё пополнилась и расширилась.

Экспозиция в историческом музее

Четвёртый этаж Государственного исторического музея отведён под проведение временных выставок. Здесь проходят выставки картин современных художников, редких полотен из музейного фонда, выставки драгоценностей и исторических артефактов. В здании музея помимо выставок проводятся образовательные программы для детей, циклы лекций и концертов, научные конференции и настоящие балы, демонстрируются исторические и документальные фильмы. Видите, какая насыщенная и богатая событиями жизнь у этого уникального здания!

Ну а если вы устанете от обилия исторических дат, имён и событий, вы сможете отдохнуть и набраться сил в уютном кафе в цокольном этаже и со свежими силами вернуться к осмотру экспозиции.

Исторический музей: фото

Здание Исторического музея

Авторами проекта Исторического музея являются архитектор Владимир Осипович Шервуд и инженер Анатолий Александрович Семенов. Их проект под девизом «Отечество» победил на конкурсе проектов здания. Сами авторы в пояснениях указывали, что для оформления фасадов использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкино, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, храмов Вологды и Ярославля.

Южный фасад Исторического музея

Первые эскизы фасадов Шервуд выполнил в 1873 году, вплоть до конкурса в 1875 году шла доработка проекта, но и после его утверждения фасады перечерчивались четыре раза. В итоге здание Исторического музея представляет собой прекрасный образец псевдорусского стиля, популярного в России во второй половине XIX – начале XX века. Здание композиционно удачно вписано в ансамбль Красной площади, оно уравновешивает храм Василия Блаженного, как бы рифмуясь и перекликаясь с ним

Именно как часть ансамбля Красной площади здание Исторического музея входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Ещё до окончания строительства у организаторов возникли разногласия с В.Шервудом и в 1879 году архитектор был отстранен от строительства, последующее проектирование перешло к А.Семенову. Для оформления внутреннего убранства Исторического музея был приглашен архитектор А.П.Попов. Он начал с разработки типовых чертежей дубовых рам для нескольких сотен музейных окон. Разнообразный рисунок оконных переплетов напоминает узорные древнерусские «слюдяные окончины»

По эскизам Попова были выполнены позолоченные металлические скульптуры, украшающие крышу здания. Шатры четырех высоких башен музея венчают двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и башен Кремля. Сейчас мы видим восстановленные в 1997 году копии, оригиналы были сняты в 1935 году и переплавлены. Установлены фигуры на высоте 57-62 метра (разница в высоте т.к. здание стоит на склоне холма). У этих скульптур необычная конструкция — они разворачиваются к ветру широкой лицевой стороной, а не боком, как обычный флюгер, потому что иначе они чаще всего были бы ребром к главным точкам обозрения — Красной и Манежной площадям

Пониже, на малых шатрах размещена геральдические символы – борющиеся лев и единорог под имперской короной, изображение которых скопировано с древней печати московского Печатного двора

Установлены скульптуры на уровне 27-32 метра, имеют в высоту 166 см, вес около 500 кг. Они намертво закреплены на конструкциях башен. Скульптуры также были сняты в 1935 году, а вернулись на башни в декабре 2003 года

На кровлях западного и восточного фасадов, т.е. на фасадах к Кремлю и к Вознесенским воротам, помещены одиночные скульптуры двух львов и единорога. После снятия в 1935 году сотрудники музея сумели спрятать фигуры льва и единорога, которые при реставрации в конце ХХ века послужили образцами для воссоздания шатровых завершений

Согласно замыслу авторов, главный вход в Исторический музей располагается со стороны Красной площади. Шатры над парадным входом украшают флажки (они называются прапоры) с датами закладки здания и открытия музея – 1875 и 1883

В наше время главный вход не используется, но 1 июня 2020 года, в честь празднования 145-летия музея, впервые за 30 лет он был открыт

Сейчас главный вход в Государственный исторический музей устроен со стороны Воскресенского проезда на месте перекрытого малого двора. Сделано это ради сохранности уникальных интерьеров Парадных сеней, чтобы избежать прохода через сени непосредственно с улицы.

Парадные сени

Внутренние помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал. Вот какой вид открывается при входе в Парадные сени через главный вход, как то и задумывалось архитекторами

Все красочное убранство Парадных сеней, которое мы видим сейчас, в 1936 году было плотно забелено известью как идеологически не выдержанное и было недоступно для просмотра вплоть до реставрации 1986-1990 гг. Главный свод украшает «Родословное древо Государей Российских». Роспись площадью 220 кв. метров включает 68 портретов князей и царей. У основания древа изображены креститель Руси князь Владимир и княгиня Ольга

Как показала реставрация, овальные портреты – это отдельные холсты, наклеенные на свод. Часть из них была утрачена и реконструирована, но в основном сейчас мы видим подлинники. Петр I изображен в рыцарских доспехах и красной мантии, подбитой горностаем (в центре снимка). Венчают древо Александр III и его супруга Мария Федоровна – царствующие особы на момент открытия музея

Про все интерьеры Исторического музея можно сказать, что они оформлены по исконно русским мотивам, а уж в Парадных сенях буквально каждая деталь представляет собой архитектурную цитату главных российских памятников. Прототипом для создания родословного древа послужила стенопись Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы. Столбы, стены и арки галерей украшает пышный растительный орнамент, повторяющий роспись моленного места Ивана Грозного в Софийском соборе Новгорода

Пол Парадных сеней и лестница выполнены из каррарского мрамора. Перила боковых галерей повторяют рисунком царское моленное место Успенского собора Кремля (розочки в квадратных углублениях в верхней части снимка ниже). По бокам лестницы установлены фигуры львов по образцу тех, что стоят на Красном крыльце Грановитой палаты Кремля. В лапах львы держат геральдические щиты с монограммами императоров Александра II и Александра III

На сводах боковых галерей Парадных сеней помещены изображения гербов земель, входивших в состав Российской империи

Тамбур главного входа оформлен резным деревянным порталом

В арочном своде над тамбуром написаны геральдические изображения льва и единорога под императорской короной, а далее – герб Москвы, утвержденный в год открытия музея – в 1883

Невозможно не обратить внимание на красочный портал дверей, ведущих из Парадных сеней в Византийский зал. На его арке – дата открытия музея по древнеславянскому календарю – 7391 год от сотворения мира

Образцом для него послужили порталы церкви Никиты Мученика за Яузой и собора Васильевского монастыря в Суздале (XVI-XVII век)

Дубовые двустворчатые двери, обитые снаружи металлическими пластинами с резьбой, сквозь которую просвечивает цветная фольга, выполнены по образцу Благовещенского собора в г.Гороховце (самое начало XVIII века). Через них мы проходим в зал, который сейчас называется литерный зал «А» и в последнее время используется для временных выставок. Одна из таких экспозиций, посвященная золоту, имела большой успех и наверно поэтому стала постоянной

Залы Исторического музея

По замыслу основателей Исторического музея оформление каждого зала должно было архитектурно продолжать экспозицию, для чего использовались цитаты и повторения декоративных элементов, характерных для представляемой эпохи. Так, зал «А», историческое название которого Византийский, должен был знакомить посетителей с наследием раннехристианского и византийского искусства. Зал является уменьшенной копией центральной части храма Святой Софии в Константинополе, созданного в 500-е годы. Купол зала украшен копиями фресок из римских катакомб, в которых первые христиане совершали тайные религиозные обряды. На своде купола – живописное изображение Орфея с арфой в руках

Над входом в зал помещена живописная копия мозаики из мавзолея в г.Равенна «Добрый пастырь». Орнаментальная живопись на темно-синем фоне, покрывающая различные плоскости стен зала, также создана по мотивам мозаик Равенны

При выходе из Византийского зала — живописная копия мозаики из Святой Софии в Константинополе «Христос на троне и припадающий к его ногам византийский император Лев»

Полихромный мозаичный пол из натурального камня – копия пола катакомбы святой Елены в Риме

В центре сложной мозаичной композиции изображен голубь с масличной ветвью

Далее проходим в литерный зал «Б», где ныне продолжение золотой экспозиции, а при создании музея он предназначался для демонстрации памятников греческих поселений Южной России на берегах Черного моря. Рисунок мозаичных полов скопирован с мозаик храмов Равенны V века

Зал украшен четырьмя двухколонными портиками. Колонны темно-красного цвета из искусственного мрамора поддерживают гипсовый архитрав (перекладину), выполненный по образцу храмов древнего греческого города Пантикапей, располагавшегося на месте современной Керчи

Над входом в следующий зал помещено панно И.К.Айвазовского «Керченский пролив», изображающее как раз местность, где ранее был город Пантикапей. Историческое название этого литерного зала «В» — «Памятники Крыма и Кавказа до XI века». Здесь надо обязательно обратить внимание на великолепный расписной потолок, имитирующий деревянные перекрытия с открытыми балками. Прообразом для его оформления послужили орнаментальные росписи нескольких римских базилик IV-VII веков

Рисунок мозаичного пола повторяет орнамент пола церкви Спаса в Константинополе XI века

Теперь давайте рассмотрим музейные залы с постоянной экспозицией. Они располагаются вокруг литерных залов, вход в них с паперти Парадных сеней. Первый зал посвящен памятникам каменного века, здесь полумрак и мало что из декора интерьера можно рассмотреть, поэтому начну рассказ со второго зала, продолжающего показ каменного века. Он занимает круглую юго-восточную башню. Мозаика пола, как и в первом зале, повторяет гребенчатый орнамент памятников Волосовской стоянки

Главное украшение зала – живописный фриз «Каменный век», выполненный В.М.Васнецовым по заказу Исторического музея. Эта работа художника была высоко оценена соратниками по цеху: М.Нестеров, например, считал её лучшей работой живописца

Фриз обрамляет гипсовая рама, декорированная гребенчато-ямочным узором, заимствованным с гончарных изделий стоянок эпохи неолита в деревне Волосово и урочище Плеханов Бор (Владимирская обл.). Обрамления дверных проемов выполнены по мотивам орнамента керамических изделий, найденных в пещерах Келецкой губернии царства Польского

Дверной проем ведет нас в следующий зал №3, изначально посвященный бронзовому веку. В сегодняшней экспозиции тематика залов несколько смещена по сравнению с замыслом создателей музея и здесь, например, ещё продолжается первобытная община. Далее в своем рассказе я буду приводить номер зала сегодняшний, но назначение зала — первоначальное, чтобы был понятен замысел оформителей. Итак, в целях показать широчайшее распространение бронзы в оформлении зала использовались наиболее характерные образы и декор археологических памятников Западной Европы, Сибири, Индии и Кавказа. Например, в мозаике пола мы видим кружки, городки, ромбы, типичные для культур бронзового века

Типичные для той эпохи орнаментальные мотивы присутствуют в тонированном под бронзу лепном карнизе

Следующий зал №4 – «Конец бронзового века». Со временем обработка металла совершенствуется и вместо простых геометрических узоров изделия украшаются более сложными орнаментами, в которые входят изображения птиц, животных и человека. Вот рисунок высоких арочных проемов в следующий зал повторяет рисунки с серебряной оправы турьих рогов из кургана в Чернигове, а орлы в вершине арки взяты с украшений из курганов Суздальского уезда

Декор широких карнизов по верху стен и мозаика пола используют мотивы с найденных в Сибири кинжалов и бронзовых изделий из мерянских и муромских курганов

В архитектурно-художественном оформлении следующего зала, №5, «Памятники железного века», нашла отражение тема звериного стиля, характерного для всего металлического периода, бронзового и железного. Входные арочные проемы обрамлены изображениями крылатых коньков со змеиными хвостами и увенчаны медальонами с грифонами. Потолочный карниз дополнен рельефами в виде голов зверей и птиц, повторяющих изображения с предметов из курганов Екатеринославской губернии

Рельефная композиция над другим арочным проходом – фантастическая птица, держащая в когтях дикую козу — повторяет рисунок золотого украшения из собрания сибирских древностей Эрмитажа, а изображения львов по бокам от птицы скопированы с предметов из скифских захоронений

Наличники окон украшены орнаментов с бронзовых пряжек из курганов Владимирской и Ярославской губерний, а рисунок мозаики пола взят с гончарных изделий из тех же курганов

Уступчатый свод следующего зала, №6, «Памятники эллино-скифские», повторяет форму перекрытия склепа кургана Куль-Оба близ Керчи, IV век до н.э. Роспись свода и стен имитирует кладку древней гробницы, а фриз над входом представляет собой копию композиции «Укрощение коня» с вазы IV века до н.э. из большого скифского кургана юга Украины, хранящейся ныне в Эрмитаже

Живописные фризы на боковых стенах копируют рисунки из каменных склепов Пантикапея (близ Керчи), относящихся к периоду от I века до нашей эры до II века нашей эры

Копии росписей были сделаны вскоре после обнаружения склепов в 1872 и 1877 годах. В начале ХХ века эти памятники были утрачены, что придает особую ценность росписям зала

Орнамент мозаики пола также создан на основе росписей одного из склепов Пантикапея

Оформление следующего зала №7, посвященного памятникам Киева до 1054г, показывает нам детали убранства собора Святой Софии в Киеве. Так, мозаика пола повторяет сложный орнамент архиерейского места в большом алтаре собора

Следующий зал, №8, изначально рассказывал об истории древнего Киева от 1054 до 1125 гг. Две группы тройных окон с полукруглыми завершениями повторяют окна центрального нефа киевского собора Святой Софии

Все ранее просмотренные нами залы более-менее сохранили своё первоначальное оформление, выполненное в конце XIX века к открытию музея. А вот начиная с этого зала, по идеологическим соображениям в советское время облик ряда залов был изменен: чаще всего была забелена живопись, повторяющая фрески храмов. При реставрации конца ХХ – начала ХХI века закрытая живопись была восстановлена. В этом же зале, №8, в 1930 году убрали часть мозаик, по-новому оформили дверные порталы, перенесли сюда огромные живописные полотна кисти Г.И.Семирадского на древнерусские темы и копии фресок, а в конце ХХ века устроили проход в Воскресенские ворота. Первоначальный рисунок мозаичного пола содержит орнаменты, скопированные из древних памятников книжного искусства XI века – «Остромирова Евангелия» и «Изборника Святослава»

Оформление следующего зала №9 (Новгородский зал) копирует элементы выдающихся памятников Великого Новгорода. Так, фрески в полукруглых люнетах (полукруглых участках стены, огибаемых сводом) повторяют росписи конца XII века из церкви Спаса на Нередице – шедевра монументальной живописи раннего средневековья

В этом храме фрески покрывали стены и купол сплошным ковром от пола до сводов. Самое печальное, что церковь Спаса на Нередице погибла во время фашистского нашествия. Теперь мы можем увидеть росписи утраченного храма только в этих копиях, выполненных при создании Исторического музея. Вот в центре свода композиция «Вознесение». На дальнем своде, за потолочным светильником, виден план Софийской стороны Великого Новгорода, скопированный с иконы XVII века

Декор дверных порталов повторяет оформление входов одного из древнейших храмов России — Софийского собора, созданного в Великом Новгороде в 1045-1050 годах

Орнамент мозаичного пола повторяет фрески XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге

В круглой угловой башне располагается Владимирский зал (№10), оформление которого вдохновлено древними памятниками Владимира. Все рельефы в зале представляют собой слепки с белокаменной резьбы Дмитриевского собора, а живопись повторяет фрески Успенского собора. Обращают на себя внимание великолепные дверные порталы. Над одним из них расположена композиция «Царь Давид на троне»

Над вторым порталом — рельеф «Вознесение Александра Македонского»

Межоконные и междверные простенки по кругу декорированы аркатурным поясом (аркатуры – декоративные ложные арки), созданным на основе фриза по фасаду Дмитриевского собора. Здесь можно разглядеть изображения святых, птиц, мифических существ, деревьев

Купольный свод зала украшен насыщенным растительным узором. Расписывался он в 1890 году мастерами из Палеха на основе цветных калек-копий, снятых в Успенском соборе г.Владимира

Успенский же собор цитирует и мозаика пола

Роспись свода следующего зала №11, называемого Суздальским, также копирует Успенский собор Владимира

Оттуда же орнамент мозаичного пола

В целом же основой декоративного убранства Суздальского зала послужил облик Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (XIII век). Этот собор уникален тем, что его фасады заполнены множеством (более 400!) резных белокаменных рельефов. Вот с этих-то рельефов и были сделаны в 1890 году слепки, сплошным ковром покрывающие стены Суздальского зала

Рельефы изображают святых, воинов, животных, птиц, различных мифических существ – драконов, грифонов

Должна признаться, что эти два зала – Владимирский и Суздальский – мои самые любимые. В залитых солнцем залах яркие, сочные краски росписей, белое кружево рельефной резьбы наполняют душу ликующим восторгом, отрывают от повседневной суеты и уносят в волшебный мир детских сказок и фантазий. А образы здесь воплощены самые невероятные

Посмотрите, как интересно и необычно оформлена полуколонка: объемные горельефные головы вкруговую подпирают капитель, а сама капитель украшена ликами, у которых можно рассмотреть прическу: прямой пробор в волосах и косы по бокам головы

Целая стена отведена под воспроизведение почти в натуральную величину южного портала Георгиевского храма

Следующий зал №12 изначально был посвящен памятникам Ростова Великого и Ярославля, поэтому входные проёмы здесь обрамляли копии порталов Успенского собора в Ростове и размещалась копия керамического фриза из дворца царевича Дмитрия в Угличе. Всё это было убрано при реконструкциях 1937 и 1950 годов. Осталась только роспись цилиндрического свода, повторяющая орнаменты XVII века из домового храма митрополита Ростовского и Ярославского в Ростове

В середине ХХ века дверные порталы и карнизы по верху стен были оформлены по исламским мотивам для экспозиции о Золотой Орде

Зал №13 рассказывал о памятниках Москвы до правления Ивана III. Здесь крестовый свод и оконные откосы украшены сверкающей золотом росписью, в основу которой легли орнаментальные мотивы шапки Мономаха – важной регалии русских великих князей и царей, символа самодержавия

Порталы дверных проёмов, тонкие высокие полуколонны и резной пояс посередине стены повторяют отдельные элементы оформления церкви Успения Богоматери в Звенигороде и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Даже небольшая металлическая дверь на служебную лестницу выполнена здесь по образцу одной из дверей Успенского собора Московского Кремля

Мозаика пола цитирует цветочный орнамент серебряного креста основателя одного из новгородских монастырей

Следующие залы с 14 по 16 до революции закончены не были, хотя проекты по их убранству и существовали. В зале №14, посвященному памятникам Западной Руси и Литвы, успели выполнить мозаичный пол

При последней реставрации в конце ХХ века частично реализовали первоначальный замысел архитекторов: дверные и оконные обрамления выполнили по орнаментам древнерусских рукописных книг XIV-XV веков, а стены украсили слепки с белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде

Также и в зале №15 («Правление великого князя Ивана III») до революции успели сделать мозаичный пол. Этот рисунок из цветных шестигранников выполнен по образцам полов в византийских храмах

Все остальное художественное убранство было спроектировано и выполнено после 1937 года. Гипсовый потолок имитирует деревянные балки, характерные для итальянской архитектуры

Арочные порталы копируют элементы отделки Архангельского собора Московского Кремля, для сооружения которого привлекались итальянские мастера. Отсылки к итальянской культуре в декоре этого зала не случайны: при Иване III на русскую службу активно привлекались итальянские архитекторы, инженеры, мастера прикладного искусства, да и сам Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, жившей до замужества в Риме

В зале №16, посвященном правлению великого князя Василия III, мозаичный пол, выполненный до революции, повторяет рисунок предыдущего зала — цветные шестигранники. Остальное оформление спроектировано и выполнено после 1937 года и в основу было положено убранство Теремного дворца Московского Кремля. Так, сложный растительный орнамент дверных порталов повторяет резное обрамление входов в царские покои Теремного дворца

Зал имеет сложный свод — крестовокупольный с пятью распалубками (т.е. сводчатыми врезками в основной свод). Ребра распалубок орнаментированы лепным декором в виде чешуи, а основания рёбер украшены декоративными щитами с рельефами различных животных – львов, орлов, голубей. Эти щиты скопированы с резных картушей из моленной палаты Теремного дворца

И ещё по одной причине запомните этот зал: здесь потрясающая акустика. Надо встать в центре зала под люстрой и несильно топнуть ногой – эхо начнёт дробиться, многократно умножая звук. Даже когда подходишь к центру зала, эхо уже начинает сопровождать каждый шаг

При создании Исторического музея следующие три зала – с 17 по 19 – задумывались как единый комплекс для экспозиции эпохи Ивана Грозного. В соответствии с древнерусской традицией к большому помещению (зал №18) примыкают с двух сторон малые – залы 17 и 19. При оформлении всех трех залов за основу копирования был взят храм Василия Блаженного – памятник победам Руси над Казанским и Астраханским царствами. Потолок зала №17 повторяет плоское перекрытие западной галереи собора: разделение на заглублённые квадраты, расписанные «под кирпич». Верхнюю часть стен по периметру украшает карниз, имитирующий изразцы XVI века

Главное украшение этого небольшого, неярко освещенного зала – цветной перспективный портал, повторяющий южный вход центральной церкви собора – Покрова Пресвятой Богородицы. Внутренняя часть арки не только раскрашена, но и вылеплена под чешую, а ближе к наружной границе проходит резной узор из крупных бусин

Центральный зал, посвященный эпохе Ивана Грозного, (№18) оформлен исключительно богато. Коробовый свод (т.е. свод с лежащим овалом в сечении) украшен тонким растительным орнаментом по золотому фону и напоминает скань русских ювелирных изделий

На стене напротив окон в люнетах изображена цветущая смоковница – библейское дерево, символизирующее мир и благосостояние. Лепной карниз под люнетами повторяет рисунок карниза одной из глав собора Василия Блаженного

Поистине великолепны здесь оформления входных проёмов: арки имеют прямоугольные обрамления с элементами, напоминающими бусины, и тонкие росписи разной цветовой гаммы и рисунка. Созданы они по мотивам порталов юго-западной части Покровского собора. Двуглавые орлы над входом выполнены по рисунку Малой государственной печати Ивана Грозного

По сторонам от входов росписью изображены сказочные птицы-девы Алконост и Сирин, восседающие на ветвях райского дерева. Эти персонажи часто использовались в русских народных картинках и для украшения предметов прикладного искусства

Почти вся эта красота, которую мы видим сейчас в залах с 17 по 19, была уничтожена в 1936 году при реконструкции – лепнина сбита, живопись забелена. При реставрации в конце ХХ века утраченное убранство восстанавливалось буквально по крупицам: по старым чертежам, фотографиям, описаниям и отчетам, по результатам изучения памятников, послуживших образцами для оформления зала. Подлинными сохранились полы, выполненные в 1890-х годах

В центре зала установлен один из интереснейших экспонатов Государственного исторического музея — копия царского моленного места, выполненная в конце XIX века специально для музея. Это так называемый Мономахов трон, установленный в 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля по указу Ивана Грозного, почти ежедневно посещавшего церковную службу в этом соборе.

Зал №19, завершающий рассказ об эпохе Ивана Грозного, перекрыт крестовым сводом с орнаментальной росписью

Как и в симметричном ему зале №17, главное украшение здесь – цветной перспективный портал, но повторяющий уже не южный, а северный вход центральной церкви собора – церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Декор здесь иной – с лепестками, раковинами, простой перевитой гирляндой

Зал №20 изначально отводился под экспозицию, посвященную правлению Бориса Годунова. Крестовый свод украшает яркая декоративная роспись, созданная по мотивам орнамента привозных восточных и итальянских тканей. Рисунок на каждой из четырёх граней свода одинаков и содержит стилизованные изображения цветов и плодов ананаса. Карниз по периметру зала выполнен по образцу фриза колокольни Ивана Великого в Кремле, которая надстраивалась по указу Бориса Годунова

В ходе «реконструкции» 1937 года этот зал также лишился росписей и лепнины, но последняя реставрация вернула ему первоначальный облик. В зале два вида дверных порталов. Один оформлен по образцу входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: крупный растительный орнамент по зеленому фону заглубленного арочного наличника. У стен этого собора находится гробница Бориса Годунова и членов его семьи

Другой входной проём как бы удваивается за счет несквозной арки рядом

Орнаменты этих арок скопированы с Царь-пушки, идея создать которую принадлежала Борис Годунову

Мозаичный пол и в этом, и в следующем зале №21 задуман и выполнен одинаково: четкий геометрический красно-белый рисунок, окаймленный по периметру черной полосой

Зал №21 отводился под эпоху Смутного времени. Потолочные светильники зала изготовлены по образцу паникадила из храма в селе Пурех – вотчины князя Д.М.Пожарского. Свод потолка здесь цилиндрический, но в него врезаны полукруглые сводики, а выделяющиеся ленты орнамента визуально ещё более усложняют геометрию свода

Поверхность свода покрывает растительный орнамент золотистого цвета, напоминающий восточную парчу и итальянские бархаты. Как и в зале №20, карниз в верхней части стены повторяет рисунок карниза колокольни Ивана Великого

В этом зале очень разные и очень красивые обрамления дверей. Вот, например, рельефный рисунок этой прямоугольной рамы скопирован с резного деревянного подсвечника 1604 года из Дмитриевского собора г.Владимира

Вот этот портал с аркой, расписанной травами-цветами и опирающейся на столбы с «бочками», повторяет северный вход в Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

И даже кованую железную дверь из села Пурех, выставленную здесь как экспонат, обрамляет небольшой наличник

На стенах зала размещены пять живописных полотен начала XVII века, рассказывающих о Смутном времени: портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек, сцены венчания и коронования. Они были подарены Историческому музею будущим императором Александром III и при оформлении зала под них специально сделали ниши. В 1936 году холсты были убраны, порталы и карнизы сбиты, росписи забелены, но последняя реставрация вернула залу первоначальный облик

Зал №21 – заключительный в анфиладе залов первого этажа музея. В залах второго этажа первоначально планировалось представить историю России в период царствования дома Романовых, были разработаны проекты интерьеров некоторых залов, но ни один из них не был реализован. Только к 1937 году, специально для Всесоюзной Пушкинской выставки, проходившей в стенах Исторического музея, залы второго этажа получили отделку в стиле пушкинского времени – позднего классицизма. Это оформление сохранилось до наших дней. В основном убранство залов второго этажа выражается в дверных порталах и карнизах в верхней части стен. Вот, например, оформление дверного проема в одном из залов

Или вот такой лепной карниз над входным проемом

С 1957 года в залах второго этажа размещается постоянная экспозиция. Сегодня она охватывает период истории России от эпохи Петра Первого до начала ХХ века

Пилястры в зале №29 на втором этаже Исторического музея

Также на втором этаже в просторном помещении над Парадными сенями первоначально размещалась библиотека с тремя антресольными этажами. В 1914 году библиотеку перевели в так называемый поперечный корпус, а зал стал использоваться как выставочный (№36). Библиотека и по сей день занимает помещение, оформленное для неё в неоклассическом стиле: колонны, облицованные искусственным мрамором; цилиндрический свод, расписанный в технике гризайль

Интерактивная история

В Государственном Историческом музее вы сможете не только узнать об истории России, слушая обычные или авторские экскурсии. У вас есть удивительная возможность погрузиться в различные эпохи с помощью таких необычных мероприятий как:

  • «Путешествие на поезде времени» — серия интерактивных образовательных программ. Здесь школьники и семейная аудитория смогут почувствовать себя настоящими историками и исследователями, открывающими для себя и для мира новое и неизведанное.
  • Театрализованные экскурсии, во время которых история обретёт кровь и плоть – ваш путь будут сопровождать талантливые актёры в исторических костюмах. Во время маршрута экскурсии вы «познакомитесь» с представителями некоторых слоёв общества разных эпох, сможете задать им интересующие вас вопросы, принять участие в старинных обрядах и забавах.
  • «Музейный сувенир – своими руками». Эти интересные мастер-классы по лепке из глины и росписи фарфора помогут вам изнутри понять, что чувствовали мастера прошлого и почувствовать себя на их месте. С каждого такого мастер-класса вы унесёте с собой памятный сувенир, сделанный своими руками.
  • «Прочтём историю руками». Этот цикл мероприятий разработан для незрячих и слабовидящих детей. Здесь они смогут через осязание копий музейных экспонатов «увидеть» историю древнего мира и историю Древней Руси.
  • Мастер-класс по исторической реконструкции (для детей). Во время мастер-класса ваш ребёнок узнает всё о рыцарстве, разучит средневековый танец, пройдёт «обряд посвящения в рыцари» и на память о волшебном уроке истории унесёт сувенир, сделанный своими руками. Среди музеев Москвы для детей, исторический музей занимает почетное место
  • Мастер-класс по историческому танцу (для взрослых и студентов). Это цикл интерактивных образовательных программ, придуманный для тех, кто хочет углубиться в быт и нравы прошлого через танец. Во время мастер-классов проводятся демонстрации одежды и предметов быта.
  • «Где музыка берёт начало…» Посетив, одно из этих музейных занятий, вы поймёте, что историю можно услышать – она живёт в исторических музыкальных инструментах. На занятиях вам удастся смастерить простейшие древние музыкальные инструменты и унести с собой «оживший голос истории», сделанный своими руками.

Как видите, изучение истории стало многогранным и безумно интересным. Это делает Московский исторический музей одним из самых необычных музеев в Москве. Обо всех уникальных мероприятиях, если вы хотите их посетить, нужно узнавать заранее на сайте музея.

История музея

Чтобы восстановить историческое величие России после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., было предложено создать Исторический музей. Кто был инициатором такого предложения?

В 1872 г. в Москве была открыта Политехническая выставка. Она была приурочена к 200-летию рождения Петра I.

Севастопольский отдел выставки, посвящённый героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, возглавлял известный русский учёный А.С. Уваров. Именно он и его сотрудники выступили инициаторами создания Исторического музея.

О людях, стоявших у истоков музея

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1885)

И. Куликов «Портрет археолога А.С. Уварова» (1916)

Граф Алексе́й Серге́евич Ува́ров – русский археолог, член-корреспондент и почётный член Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве.

Происходит из дворянского рода Уваровых. Его отец, Сергей Семёнович Уваров, был министром народного просвещения.

А.С. Уваров окончил Петербургский университет, а затем продолжил образование в Берлине и Гейдельберге.

Широкую известность как учёному принёс ему труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», изданный в 1848 г. на русском и французском языках.

Участвовал в археологических раскопках на территории России. Руководил Московским археологическим обществом.

9 февраля 1872 г. было получено «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея. А.С. Уваров составил первый музейный Устав. Основной целью будущего музея было «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Уваров разработал и научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период.

У истоков музея стоял также крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.

Ива́н Его́рович Забе́лин (1820-1909)

И.Е. Забелин – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания Исторического музея.

Закончил Преображенское училище в Москве. Работал архивариусом в Дворцовой конторе, служил в Императорской археологической комиссии младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, около Керчи, где было сделано множество интереснейших находок.

Результаты раскопок он описал в «Древностях Геродотовой Скифии» и в отчётах Археологической комиссии. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории, и в 1879 г. он был избран председателем Московского общества истории и древностей и затем товарищем председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Русского государства.

В разработке научной концепции музея принимали участие ведущие историки России: С. Соловьёв, Н. Румянцев, Ф. Буслаев, Д. Иловайский, В. Ключевский.

Название

Первоначально Исторический музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. С мая 1895 г. до ноября 1917 г. официальное название музея звучало так: «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственным Российским Историческим музеем. С февраля 1921 г. по сегодняшний день название музея – Государственный исторический музей.

Строительство здания музея

В 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, которое сейчас входит в состав музея, как и здание монетного двора.

Один из корпусов монетного двора. Автор: Ludvig14 – собственная работа, из Википедии

С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и «самостоятельные средства».

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Но проект, предложенный художником-архитектором В. О. Шервудом и инженером А.А. Семёновым, был принят не сразу, т.к. здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI в., чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся архитектурному ансамблю Красной площади

Для оформления фасадов архитектор и инженер использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом «Отечество» был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея «уравновесило» Покровский собор (Храм Василия Блаженного), не умалив его композиционной роли.

Строительство здания музея продолжалось в течение 1875-1879 гг. В 1879 г. строительство на 3 года приостановилось из-за нехватки средств и возобновилось только 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. Музей был передан в ведение Министерства финансов и приобрел статус правительственного учреждения. Директором музея был назначен А.С. Уваров, а после смерти Уварова в 1884 г. его сменил И.Е Забелин.

В 1878 г. место Шервуда занял архитектор А. П. Попов. Он фактически завершил строительство музея, разработал инженерный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11 экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова.

На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля.

Интерьеры музея

Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора.

Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов. А.С. Уваров находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, а также передал часть собственных: археологические древности, слепки и копии декоративных элементов киевских и новгородских храмов, большое собрание рисунков и фотографий.

Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-х годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Царь выразил желание, чтобы устройство музея было продолжено. 2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики.

Справочная информация

Если вы москвич или гость столицы, то для похода в Государственный музей выбирайте любой день, кроме вторника – во вторник в музее выходной.

Часы работы

Время работы музея – с 10.00 до 18.00, но касса работает только до 17.30. Отличается от общего графика четверг – в четверг музей работает с 11.00 до 21.00, а касса – до 20.00.

Цена билетов:

  • Стоимость входных билетов начинается от 40 рублей (льготные категории граждан) и доходит до 300 рублей (для взрослых посетителей и иностранных туристов).
  • Школьники и пенсионеры РФ и стран СНГ, а также студенты российских ВУЗов дневной формы обучения смогут попасть в музей, заплатив в кассу 100 рублей.
  • Семейный билет для двоих родителей с одним или двумя детьми до 18 лет будет стоить 550 рублей.
  • Аудиогид стоит 300 рублей.
  • Есть возможность приобретения билетов в несколько музеев сразу.
  • Подробнее узнать об акциях и увидеть подробный список категорий граждан, которым полагается вход по бесплатным билетам можно на сайте музея.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: