ГМИИ им. А. С. Пушкина запускает онлайн-программу #НаединесПушкинским


Коллекции музея эвакуировали на три года

С 1941-го по 1944-й фонды Пушкинского вывозили в Новосибирск и Соликамск, чтобы они не пострадали от бомбежек. Но этой участи, увы, не удалось избежать самому зданию — в ходе авианалетов оно лишилось части крыши. Кое-где выбоины от осколков немецких бомб сохранились до сих пор — например, в верхней части западного фасада музея, со стороны Малого Знаменского переулка.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Ренуар портрет Жанны Самари

Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

О картине также читайте в статье “Жанна Самари Ренуара. 7 самых интересных фактов”.

Ссылка на бесплатный курс

До революции здесь выставлялись исключительно скульптуры

В основном — гипсовые копии античных статуй и мозаик. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, его первым директором был историк, археолог и искусствовед Иван Цветаев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Единственными представленными подлинниками были экспонаты из внушительной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Она насчитыывала более 6 000 предметов, привезенных ученым лично с раскопок в Египте.

Картины в музее появились только после революции, когда их конфисковали из частных коллекций и национализировали. Также фонды музея пополнились после Великой Отечественной — в них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца”.

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

О художнике

Коллекции музея

Коллекции Пушкинского музея разделены на 9 групп по жанрам:

  • Шедевры. В группу шедевров Пушкинского музея относятся выдающиеся полотна российских (Серов, Врубель) и зарубежных художников (Матисс, Рембрандт), скульптуры античных времен и эпохи Возрождения (Микеланджело Буанаротти)
  • Графика. Коллекция графики насчитывает почти 400 тысяч экспонатов, среди которых: ксилографии японских авторов, средневековые гравюры, рисунки Врубеля, Дали и многих других художников.
  • Живопись. Число живописных экспонатов музея достигает 4900 экспонатов: от византийских икон и мозаик до шедевров Кандинского, европейских фовистов и импрессионистов.
  • Скульптура. Более 6000 экспонатов представляют широчайшую коллекцию скульптуры разных времен: от древнеегипетских статуй до Родена и Бурделя.
  • Археология. В археологическом отделе находятся более 8 тысяч экспонатов из Ассирии, Древней Греции, Древнего Рима и Египта.
  • Прикладное искусство. Предметы быта разных народов и их прикладное искусство составляют 22 тысячи экспонатов. Среди них: мебель, вышивка, посуда из стекла и фарфора разных эпох.
  • Коллекция слепков Цветаевых. Коллекция лишь частично экспонируется в Пушкинском музее, большая часть находится в Учебном музее имени И. В. Цветаева. В коллекции: слепки мировых шедевров — от статуй до портретов.
  • Нумизматика. Коллекция нумизматики одна из самых многочисленных в музее — 175 тысяч экспонатов.
  • Документы и фотографии. В музее хранится 1700 фотографий и негативов разных времен, а также 229 важных исторических документов.


© Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Виртуальная экскурсия по Пушкинскому музею

Выставки в Пушкинском музее изобразительных искусств

Временные выставки в музее считаются одними из лучших в Москве и в России.

В стенах музея выставляются работы известнейших художников со всего мира, нередко экспонаты предоставляются крупными музеями Франции, Нидерландов и других стран.

Отслеживать новости выставок, обновление программы собственных мероприятий музея можно на официальном сайте.

Особого внимания заслуживают «Пятницы в Пушкинском»: мероприятия проводятся в формате творческих встреч, лекций, перформансов, концертов.

© Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

'Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева:

Об ещё одном шедевре мастера, хранящемся в Эрмитаже, читайте в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».

***

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

***

Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия

Пушкинский музей. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

· Долгожданное издание о Пушкинском музее в серии Великие Музеи Мира!

· Предисловие директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Марины Лошак;

· Авторы текстов – главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова, старший научный сотрудник отдела рукописей Наталья Александрова, а также другие историки искусства, научные сотрудники музея;

· Иллюстрации высокого качества с подробным описанием сюжетов и специфики творчества художников.

Эта книга посвящена картинной галерее Государственного музея изобразительных искусств имени А. С . Пушкина. Книгу открывают очерки истории картинной галереи музея и самого музея, рассказывающие о том, как он превратился в один из крупнейших музеев мира, хранящий замечательную коллекцию произведений знаменитых европейских художников XIII–XX веков. Подробные аннотации дадут читателям необходимую информацию о картинах, а великолепные иллюстрации позволят насладиться искусством великих мастеров.

Авторы текста:

  • «Картинная галерея Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» — В. Э. Маркова
  • «Очерк истории Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» — Н. В. Александрова
  • Византийское и итальянское искусство (аннотации) — В. Э. Маркова
  • Испанская живопись (аннотации) — С. Г. Загорская
  • Немецкая, австрийская, швейцарская, нидерландская, фламандская, голландская живопись (аннотации) — В. А. Садков
  • Французская живопись (аннотации) — А. В. Сулимова
  • Европейская живопись XIX–XX веков (аннотации) — А. А. Данилова, Е. Ю. Коротких, Н. Д. Кортунова, А. В. Познанская

Редактор: М. С. Сокологорская

Серия «Великие музеи мира» выходит в издательстве СЛОВО/SLOVO
с 1998 года. В серии изданы альбомы:Ватикан, Неаполь. Музей Каподимонте, Рим. Галерея Боргезе, Уффици и Питти, Музеи Флоренции, Сикстинская капелла, Музеи Италии. Шедевры Ренессанса, Венеция, Музеи Рима, Милан. Галерея Брера, Орсе, Лувр, Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Пушкинский музей, Дания. Государственный музей искусств, Музеи Нью-Йорка, Музей Метрополитен. Нью-Йорк, Национальная Галерея. Вашингтон, Мадрид. Музей Тиссен-Борнемиса, Прадо, Музеи Берлина, Мюнхенская пинакотека, Дрезденская галерея,Вена. Музей истории искусства, Музеи Голландии, Лондонская национальная галерея, Тейт. Лондон, Национальная галерея Шотландии, Брюссель. Королевские музеи.

Листаем том для вас!

ГМИИ им. А. С. Пушкина запускает онлайн-программу #НаединесПушкинским

ГМИИ им. А. С. Пушкина запускает онлайн-программу #НаединесПушкинским, в которой объединит все свои интернет-проекты и представит новые форматы взаимодействия с аудиторией в период, пока музей закрыт для публики. Кроме того, состоится флешмоб СкучаюпоПушкинскому, участники которого поделятся в сети своими личными историями о музее.

В рамках онлайн-программы #НаединесПушкинским музей реализует ряд проектов. Среди них акция СкучаюпоПушкинскому. В ее рамках музей предлагает друзьям делиться историями о нем в социальных сетях – под хештегом СкучаюпоПушкинскому. Опубликованные рассказы музей разместит в своих аккаунтах.

Проект направления Пушкинский XXI «100 способов прожить минуту». Для человека интеллектуального труда добровольная самоизоляция – это привычная практика. На протяжении столетий художники, писатели и философы фиксируют приемы, которые помогают им открывать новое, оставаясь наедине с собой. Вместе с Пушкинским музеем онлайн-аудитория будет учиться творческой медитации и осмысленному проживанию времени в ходе воображаемого путешествия по разным эпохам истории искусства. Проект состоит из нескольких тематических частей. «История художественной медитации» соберет размышления специалистов о произведениях из коллекции музея, а также о художниках и искусствоведах прошлого, размышлявших о работе со временем. Главные темы этого раздела – замедление темпа жизни, созерцание, уединение. Для раздела «Медиакарантин» современные художники, писатели и философы создадут видео, подкасты, визуальные схемы и гиды, в которых научат пользователей собственным методам приручения времени и медитации. Среди участников – группа MASBEDO, Ив Суссман, Юрий Анкарани, Давид Клербо и другие. Материалы будут регулярно публиковаться на медиаресурсах музея и на партнерских платформах.

Музей также покажет цикл фильмов о выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» на телеканале «Культура». Телеканал «Культура» подготовил в рамках нового проекта «Открытый музей» несколько коротких фильмов об экспозиции новой выставки, каждый из которых расскажет о каком-либо ее экспонате или разделе. Первые две серии выйдут в эфир 23 и 24 марта в 20.05. Первая из них станет телевизионным «открытием» экспозиции. Генеральным спонсором выставки выступил Банк ВТБ.

Видеоэкскурсии по основной экспозиции музея, подготовленные совместно с Комитетом по туризму города Москвы, пройдут в рамках проекта #Москвастобой. Музей подготовил цикл из восьми экскурсий по основной экспозиции, посвященных отдельным экспонатам или залам. Видеозаписи будут размещены на странице проекта #Москвастобой.

Кроме того, музей переводит в онлайн-формат еще несколько событий, в том числе многосерийные экскурсии по выставкам «Тату» и «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина». Кураторские экскурсии будут разбиты на несколько серий, каждая из которых расскажет об определенном аспекте выставки. Видеовыпуски будут выходить ежедневно в аккаунтах музея в социальных сетях.

Направление Пушкинский.Youth будет работать в формате постоянного присутствия, подобно радиоэфиру, что позволит молодежи быть включенной в активности, связанные с коллекцией Пушкинского музея, историей искусства, историей и культурой в целом. Участники проведут онлайн-марафоны, флешмобы и семинары в аккаунтах музея в социальных сетях.

Ежегодная акция «Я покажу тебе музей» пройдет в виртуальном формате 5 апреля. В онлайн-ресурсах музея будут опубликованы мемы, тесты и лонгриды, подготовленные ее участниками в течение последних трех месяцев, а 18 и 26 апреля в прямом эфире состоится вторая молодежная конференция направления Пушкинский.Youth «Точка бифуркации».

Работу продолжают Клуб Юных Искусствоведов, программа «Просто интересно», «Лаборатория по исследованию миграции образов», «Мастерская коллективного кино». Лекции, семинары, занятия и показы будут проходить на платформе Zoom и регулярно транслироваться в социальной сети ВКонтакте и по каналу музея на видеохостинге YouТube.

Отдел инклюзивных программ музея готовит трансляции коротких рассказов глухих экскурсоводов на жестовом языке, а также другие инклюзивные онлайн-проекты.

Избранный видеоконтент Пушкинского музея также будет размещен на партнерских площадках, среди которых Яндекс.Эфир, онлайн-кинотеатр Okko, портал Культура.РФ.

Напомним, что Пушкинский музей закрыт для посетителей с 17 марта по 10 апреля (срок может быть продлен) в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тыс. произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции, заканчивая началом XXI века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.

История музея

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

«Бульвар Капуцинок Моне: необычные факты о картине»

«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм»

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941–1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: