Музей музыки запустил мультимедийный проект «Музыка героев»

Российский национальный музей музыки
Дата основания1912
МестонахождениеМосква, улица Фадеева, 4
ДиректорМихаил Аркадьевич Брызгалов
Сайтwww.glinka.museum
Российский национальный музей музыки на Викискладе

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки»
(
Музей музыки
), ранее —
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки
(
ВМОМК им. М. И. Глинки
) — музейное объединение, включающее в себя филиалы по всей Москве. Главное здание расположено на улице Фадеева, д.4. В начале 1995 года указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

История создания музея

Основы музея заложила Московская консерватория, где постепенно в течение многих лет накапливались рукописи, нотные записи, партитуры, личные вещи музыкантов, их музыкальные инструменты, фотографии из музыкальных спектаклей. Экспозиция Музея при Московской консерватории открылась в 1912 году, а музей носил имя Николая Рубинштейна — российского музыканта, основателя Московской консерватории и первого её директора. Тогда экспонировались три итальянские скрипки — Николо Амати, Антонио Страдивари и Санто Серафино, также коллекция инструментов народов Средней Азии и Казахстана А. Ф. Эйхгорна (составителя книги «Полная коллекция музыкальных инструментов народов Центральной Азии») и рояль особой конструкции, принадлежавший князю Владимиру Одоевскому. Его вдова пожертвовала музею обширную библиотеку князя, архив с записями народных песен, материалы по древнерусским песнопениям, теории музыки, коллекцию музыкальных инструментов, среди которых сделанный по заказу князя нетемперированный рояль. В конце 1880-х годов у Эйхгорна, служившего в 1870—1883 годах капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте, были приобретены музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана[1].

Со временем фонды музея значительно увеличились. В годы Великой Отечественной войны музей получил статус Государственного центрального музея музыкальной культуры

, стал Всесоюзным и перестал носить имя пианиста Николая Рубинштейна. Ещё через несколько лет, в 1954 году, в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки музею было присвоено его имя[2].

В 1964 году Музей музыкальной культуры разместился в «Троекуровых палатах» (Георгиевский переулок, 4), где просуществовал до 1980-го, когда было закончено строительство нового музейного здания с концертным залом, где установили орган немецкой (Потсдам). С 1985 года в музее стали открываться постоянные экспозиции[3].

В течение длительного времени, c 1938 по 1984 год, директором музея была певица и музыковед Екатерина Алексеева[3]. С 2008-го по настоящее время должность директора музея занимает Михаил Аркадьевич Брызгалов. С 2009 года он также является президентом Ассоциации музыкальных музеев и коллекций

[4].

БЕСЦЕННЫЙ ДАР

Большую часть музейных экспонатов составила коллекция Александра Захарова – музыканта-инструменталиста, солиста оркестра Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого. На протяжении нескольких месяцев он на тележке привозил эти музыкальные артефакты в школу искусств.

– Мне не хотелось держать инструменты в запаснике, хочется продолжить линию преемственности, – отметил Захаров, передавая коллекцию в дар. – Для детей это очень познавательно – увидеть инструмент живьем и потрогать его руками. Это настоящее музыкальное «богачество». Инструменты переедут к вам жить, чтобы работать на благо детей.

По его убеждению, держать инструменты в футлярах на полках преступно.

– Им нужно жить, дышать, встречаться с любителями музыки и удивлять всех окружающих, – уверен Захаров.

Формирование коллекции

. В дальнейшем, в условиях многонациональной культуры СССР, каждое десятилетие музей пополнялся традиционными инструментами народов России и союзных республик — из Московской филармонии, музеев Кремля, Музея культуры народов Востока, Музея имени Андрея Рублева и других[1].

Одним из приоритетных направлений комплектования в Музее музыки как музея широкого общемузыкального профиля стало приобретение мемориальных инструментов, таких как гитары «цыганки Тани», Андремя Сихры, Ивана Ром-Лебедева, Федора Шаляпина, фисгармонии Сергея Рахманинова и Сергея Танеева, рояли Николая Метнера, Сергея Прокофьева, скрипка работы Страдивари, принадлежавшая Давиду Ойстраху и других[1].

В фонды поступали памятные, дарственные музыкальные инструменты, в том числе обширное собрание даров Иосифу Сталину, Союзу композиторов, коллекция серебряных труб — боевых наград русской армии, дары по случаю культурных контактов музея с официальными представителями зарубежных стран[1].

Большинство экспонатов отбирались по одной из наиболее ранних принципов коллекционирования — художественно-эстетическому. К этому направлению относятся два спинета XVI века, цистры и гитары французской работы XVIII века, пианино и рояль (Санкт-Петербург, 1830—1870-е годы), корпус которых украшен художественной инкрустацией ценными породами дерева, вертикальное фортепиано типа «жираф» (Вена, первая треть XIX века), украшенный росписью рояль (Париж, вторая половина XIX века), хрустальные флейты мастера К. Лорана (Париж, 1810—1820-е годы), неаполитанские мандолины, пошетты, виолы и итальянские скрипки XVI—XVIII веков[1].

В 1970-е добавилось ещё одно направление коллекционирования — приобретение копий исторических инструментов, оригиналы которых купить проблематично. Среди них эоловы арфы, копии лютни и корнета XVI века, а также гудков и гуслей XI—XIV веков, найденных при археологических раскопках[1].

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

Современные фонды

По состоянию на 2020 год музей обладает крупнейшим в мире фондом музыкальной культуры, насчитывающим около одного миллиона единиц хранения, охватывающие все составляющие понятия «музыкальная культура»: это и авторские рукописи, и архивы музыкантов разного времени, и автографы, и фотографии музыкальных деятелей — как портретные, так и сцены из спектаклей, — и музыкальные инструменты различных эпох, и аудио- и видеозаписи музыкальных произведений всех видов и жанров, от классических до народных и современных ритмических — в разделе фотодокументов насчитывается около 89 тыс. единиц хранения. Здесь же хранятся первые российские грампластинки (около 60 тыс. единиц хранения), выпущенные , «Зонофон», «Пате», «Метрополь», и издания советского периода () и ведущих зарубежных фирм[3].

В дар музею передавали рукописи своих произведений многие композиторы, среди них Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Дмитрий Шостакович и другие[3].

В музее существует научно-исследовательский отдел с названием «Мы ищем…», который занимается поиском пропавших рукописей, партитур и всего имеющего отношения к музыке[3].

В 2010 году к экспонатам музея добавилась Госколлекция уникальных музыкальных инструментов. Среди подлинников, инструменты Амати, Страдивари и Андреа Гварнери[4].

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Музейная деятельность

Реставрационная

Большое внимание в музее уделяется реставрации. Сохранен и отреставрирован самый большой «экспонат» ВМОМК им. Глинки — Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В основе музея, существующего с 1988 года, огромный архив певца. Особыми достижениями в области реставрации также являются возрождение полуразрушенного старейшего в России органа работы Фридриха Ладегаста (нем.)русск. (1818—1905) и отреставрированный клавесин работы мастера Бурката Шуди (1702—1773). Также музей восстановил старинную рукописную копию теоретического трактата XVII века «Мусикийская грамматики» Николая Дилецкого[4].

Научная

Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей: циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории. Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи»[6].

Просветительская

В музее регулярно организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 года существует Московский оперный клуб, который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино, затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина, а с 2007 года обосновался в Музее имени Глинки. Программы Оперного клуба посвящены определённой теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба также проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов[3].

Концертная

Игра на музейных музыкальных инструментах является визитной карточкой музея. На протяжении многих лет подлинники инструментов звучат на концертах, лекциях и экскурсиях. В экскурсиях также демонстрируется звучание, например, внеевропейских ударных инструментов. До середины 1980-х годов концертная деятельность была неотъемлемой частью музея. Концерты часто исполнялись на мемориальных фортепиано, так как других не было. В течение последних 30 лет в музее произошли кардинальные изменения. Появилось большое число чисто концертных инструментов: рояли «Стейнвейн и сыновья», орган , электроорган , клавесин и клавесин мастера Ю. Аммера (копия Паскаля Таскена XVIII века), немецкая шарманка с перфолентой и электронной программой . Это освободило фонды от постоянной игры на оригиналах[1].

Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений. Например, музеем были выпущены компакт-диски со звучанием клавесина работы Б. Шуди и органа мастера Ф. Ладегаста[1].

За последние несколько лет сотрудники музея выпустили два каталога музыкальных инструментов: «Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы»[5] (2013) и «Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» (2016)[7].

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Филиалы музея

Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.

  • Музей-квартира Александра Гольденвейзера (Тверская улица д. 17, кв. 110), самый первый филиал музея, существует с 1959 года[8].
  • Музей-квартира Николая Голованова (Брюсов переулок д. 7, кв. 10), открылся в 1974 году[9].
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, д. 25-27), открылся 23 сентября 1988 года[10].
  • Музей С. С. Прокофьева (Камергерский переулок, 6/5), существует c 2008 года[11][12].
  • Музей «Петр Чайковский и Москва» (Кудринская площадь д. 46/54), открылся 18 мая 2007 года[13].
  • Дом-музей Сергея Танеева (Малый Власьевский переулок д. 2/18 стр. 3), в стадии создания[14].

Примечания[ | ]

  1. 12345678Милешина Н.В.
    Вопросы комлпектования и интерпретации музыкальных инструментов в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК) // Музыка Кунсткамеры: К 100-летию Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов. Материалы Первой инструментоведческой научно-практической конференции «Музыка Кунсткамеры» : Сборник статей. — СПб., 2002. — С. 224-228. — ISSN 5-88431-076-5.
  2. Е. Л. Гуревич, Е. В. Сергеенко.
    Музей имени Н. Г. Рубинштейна в современном мире // Музеи театра и музыки в международном пространстве: опыт, традиции, сотрудничество : материалы научно-практической конференции, 20-22 марта 2008 года : Сборник статей. — СПб.: «Чистый лист», 2008. — С. 35. — ISSN 978-5-91461-003-3.
  3. 1234567
    Официальный сайт ВМОМК им. Глинки
    (неопр.)
    (недоступная ссылка) (26.05.2017). Дата обращения 17 июня 2020. Архивировано 20 июня 2020 года.
  4. Приказ Министерства культуры РФ № 921 от 09.09.2011
  5. 123Медедева И. А.
    Музыкальное наследие: сохранение, исследование, публикация (из опыта работы Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки) // Музыкальное наследие в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции : Сборник статей. — v/, 2014. — С. 74ISBN 978-5-7151-0394-9.
  6. 12Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
    Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» : гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы : научный каталог-справочник / авт.-сост.: Александр Батов, Нина Милешина. — М.: АртКом, 2013. — С. 5.
  7. Отдых с детьми. Сайт заботливых родителей
  8. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
    Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М.И. Глинки / авт. сост. Нина Милешина. — 1. — М.: «Галерия», 2016. — 131 с. — ISBN 978-5-9905824-4-6.
  9. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2010. Архивировано 18 апреля 2009 года.
  10. Музей-квартира Н. С. Голованова (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2010. Архивировано 17 апреля 2009 года.
  11. Дом-музей Ф. И. Шаляпина (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2010. Архивировано 25 июля 2010 года.
  12. Музей С. С. Прокофьева (неопр.)
    (недоступная ссылка). Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Дата обращения 27 ноября 2016. Архивировано 19 ноября 2020 года.
  13. Музей С. С. Прокофьева (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2010. Архивировано 20 апреля 2009 года.
  14. Музей П. И. Чайковский и Москва (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2010. Архивировано 16 мая 2008 года.
  15. Дом-музей С. И. Танеева (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2010. Архивировано 30 марта 2010 года.

Примечания

  1. 12345678Милешина Н.В.
    Вопросы комлпектования и интерпретации музыкальных инструментов в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК) // Музыка Кунсткамеры: К 100-летию Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов. Материалы Первой инструментоведческой научно-практической конференции «Музыка Кунсткамеры» : Сборник статей. — СПб., 2002. — С. 224-228. — ISSN 5-88431-076-5.
  2. Е. Л. Гуревич, Е. В. Сергеенко.
    Музей имени Н. Г. Рубинштейна в современном мире // Музеи театра и музыки в международном пространстве: опыт, традиции, сотрудничество : материалы научно-практической конференции, 20-22 марта 2008 года : Сборник статей. — СПб.: «Чистый лист», 2008. — С. 35. — ISSN 978-5-91461-003-3.
  3. 1234567
    Официальный сайт ВМОМК им. Глинки (26.05.2017).
  4. 123Медедева И. А.
    Музыкальное наследие: сохранение, исследование, публикация (из опыта работы Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки) // Музыкальное наследие в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции : Сборник статей. — v/, 2014. — С. 74ISBN 978-5-7151-0394-9.
  5. 12Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
    Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» : гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы : научный каталог-справочник / авт.-сост.: Алекснадр Батов, Нина Милешина. — М.: АртКом, 2013. — С. 5.
  6. Отдых с детьми. Сайт заботливых родителей
  7. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
    Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М.И. Глинки / авт. сост. Нина Милешина. — 1. — М.: «Галерия», 2016. — 131 с. — ISBN 978-5-9905824-4-6.
  8. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера
  9. Музей-квартира Н. С. Голованова
  10. Дом-музей Ф. И. Шаляпина
  11. Музей С. С. Прокофьева. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Проверено 27 ноября 2016.
  12. Музей С. С. Прокофьева
  13. Музей П. И. Чайковский и Москва
  14. Дом-музей С. И. Танеева

Музей музыкальной культуры им.М.И.Глинки

Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире.

Здесь хранятся нотные и литературные рукописи, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. В Музее сосредоточены автографы, письма, разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает коллекция музыкальных инструментов народов мира. В мае 2010 года в состав Музея вошли предметы из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России: крупнейшего собрания струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен музейный фонд аудио- и видеозаписей; собрание изобразительных материалов могло бы составить не одну экспозицию художественного музея.

Музей – не только крупное хранилище, но и авторитетный научный центр. Его сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в научный и культурный обиход неизвестных, забытых или неатрибутированных произведений, автографов, музыкальных имен. Осуществляются публикации нотных и литературных рукописей, эпистолярного наследия музыкантов, иконографических материалов.

Музей располагает современной студией звукозаписи и концертным залом, где установлен орган немецкой (Потсдам). В фойе Центрального музея музыкальной культуры представлен старейший российский орган работы немецкого мастера Фридриха Ладегаста, который также звучит в концертах.

Ни в одной стране мира нет музыкального музея подобного масштаба, и не случайно в начале 1995 года указом Президента Российской Федерации Музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В Центральном музее музыкальной культуры работает постоянная экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира». Проводятся абонементные циклы для взрослых и детей, а также по предварительным заявкам организуются экскурсии, проводятся интерактивные занятия и детские праздники. В выставочном зале и фойе звучат исторические музейные инструменты, в органном зале проводятся концерты и фестивали.

МАСТЕР-КЛАССЫ

Мастер-класс «Терменвокс, давайте познакомимся!»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

  • «Где живут звуки?»
  • «Повелители звуков»
  • «Растяни меха, Гармошка!»
  • «Белоснежка и семь нот»
  • «Игры со звуками»
  • «В гостях у Хозяйки медной горы»
  • «Король инструментов – Его Величество Орган»
  • «Серебряная коллекция» — боевые награды русской армии»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ

Программы для самых маленьких

  • «Шум или музыка?»

Для детей от 3 до 4 лет

  • «Чиполлино и его друзья»

Для детей от 3 до 6 лет

  • «Музыка и механика. О музыкальных инструментах, которые играют сами!»
  • «Легенды тростниковой дудочки»

Для детей от 4 до 6 лет

  • «Музыка на кончиках пальцев»
  • «Волшебный мир музыкальных сказок»
  • «В гостях у скрипичного мастера»
  • «По следам древних музыкантов»
  • «Первое знакомство. Путешествие по симфоническому оркестру»
  • «Музыкальное сафари»

Программы для детей младшего и среднего школьного возраста

  • «Чиполино и его друзья» (7-8 лет),
  • «Волшебный мир музыкальных сказок» (7-8 лет),
  • «Музыкальный зоопарк» (7-8 лет),
  • «В гостях у скрипичного мастера» (7-9 лет),
  • «По следам древних музыкантов» (7-12 лет),
  • «Музыкальное сафари» (7-10 лет),
  • «Музыка на кончиках пальцев» (7-12 лет)
  • «Корабль странствий» (6-10 лет)
  • «Петя и Волк» С. Прокофьева (8-12 лет)
  • «Музыкальный тайник» (8-14 лет)
  • «Музыкальный Воображариум» (9-13 лет)
  • «Этномир» (9-13 лет)
  • «Ритмы мира» (11-13 лет)

Программы для детей старшего школьного возраста и взрослых

  • «Ритмы мира»

Для старших школьников, студентов и взрослых

  • «Музыка на кончиках пальцев»
  • «Легенды и мифы Древней Греции»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ

  • «Хрустальная туфелька»
  • «Праздничный день в семье Чайковских»
  • «Сегодня в театре премьера. «Лебединое озеро»
  • «Щелкунчик. Загадки Мышиного короля»

КВЕСТ

«В поисках музейных сокровищ. Истина где-то рядом»

В стоимость экскурсии входит:

  • Подача уведомления в ГИБДД
  • Доставка до места проведения экскурсии и обратно на комфортабельном автобусе;
  • Входные билеты;
  • Экскурсионное обслуживание.

Стоимость экскурсии:

Экскурсионная и интерактивная программы
Количество Без автобуса С автобусом С гидом в автобусе* С аниматором**
17+2 790 1220 1390 1360
25+2 700 1140 1260 1240
30+2 680 1080 1180 1165
40+2 590 935 1010 1005

* В стоимость входит сопровождение гида-экскурсовода ** В стоимость входит анимационная программа в автобусе

ВНИМАНИЕ!

Для групп, выезжающих из Подмосковья и близлежащих регионов, возможна доставка группы к месту проведения экскурсии по железной дороге в выделенном вагоне электрички. Стоимость и условия предоставления данной услуги уточняйте у менеджера.

Примечания:

  • Указанные цены не являются офертой и могут изменяться в зависимости от удаленности школы от места проведения экскурсии и конкретного сезона организации мероприятия.
  • В период праздничных дней и сезона высокой востребованности туристических услуг, на транспортное обслуживание действуют специальные цены, подлежащие индивидуальному расчету.
  • Автобусные перевозки организованных групп школьников осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.13г. (с изменениями на 30.12.2016) , Приказом МВД России от 30.12.2016 N 941 «Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами» с предоставлением полного пакета документов.
  • гарантированно осуществляет подачу уведомления в ГИБДД.
  • Указанные цены на транспортное обслуживание рассчитаны по среднему тарифу и действуют в пределах МКАД. Подача транспорта в районы, расположенные за её пределами, подлежит индивидуальному расчету и оплачивается дополнительно.
  • Любая экскурсия может быть организована с учетом транспорта заказчика.
  • Экскурсия может быть организована для любого количества человек, стоимость рассчитывается индивидуально.

Музей музыки запустил мультимедийный проект «Музыка героев»

Главным стержнем виртуальной выставки, сотканной из музыки, театра, литературы, фотографий и редких кадров кинохроники, стал аудиоспектакль. Главный герой Андрей, выпускник Московской консерватории, как и многие граждане страны, ушел добровольцем на фронт. В его воспоминаниях и письмах с фронта есть и хранящиеся в памяти фрагменты мирной жизни, и первый бой, и короткий отдых, когда бойцам, чтобы отвлечься, как никогда нужна музыка, и боль за оставшихся в Ленинграде родителей и невесту Надю. Автор аудиоспектакля — выпускница ГИТИС Екатерина Жутаутайте, режиссером выступил режиссер Театра имени Е. Вахтангова Владимир Бельдиян. Главные роли исполнили Егор Морозов и Евгения Афанасьева (в английской версии Станислас Виторт и Ольга Ганкова).

Каждая новое воспоминание героя, каждая новая глава сопровождают оживающие фотографии, уникальные автографы, документы и аудиозаписи из собрания музея, видеохроника военных лет.

Виртуальные посетители узнают о рождении песни «Священная война», под аккомпанемент которой солдаты уходили на фронт. Андрей вспоминает продымленный вокзал и мысленно уносится в совсем недавнее мирное прошлое. «Лунную рапсодию» сменили песни ярости и мести, песни славы и победы — это работа «Песенного штаба», в котором трудились многие композиторы и поэты-песенники.

Военные годы подарили нам много хороших песен «Жди меня», «Темная ночь», «Вася-Василек», «Давай закурим». За каждой из них стоит своя интересная, порой неожиданная история.

А как солдаты ждали приезда «фронтовых бригад»! Любимые многими артисты — Леонид Утесов, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Ирма Яунзем — всю войну ездили с концертами с фронта на фронт.

Отдельная глава под говорящим названием «Голос жизни» посвящена Ленинграду, Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которую 9 августа 1942 года исполнил Симфонический оркестр радиокомитета. Это единственный оркестр, который остался в городе и стал «голосом» блокадного Ленинграда. В первую блокадную зиму оркестр потерял большую часть своих музыкантов. Но оркестр восстановили благодаря музыкантам, оставшимся в городе. О том непростом времени мы «услышим» из уст самих музыкантов. За них будут говорить их воспоминания, письма, фотографии и, конечно же, музыка.

Заключительная глава «Память» посвящена музыкантам, чьи жизни унесла война.

Мультимедийный проект Российского национального музея музыки «Музыка героев» подготовлен при поддержке Министерства культуры РФ и при участии Госфильмофонда России.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: