Студии и кружки в Музее наивного искусства


В исторический день рождения Екатеринбурга, 18 ноября 2017 года в рамках проекта «Огни Екатеринбурга», в старинном особняке в центре города был открыт Музей наивного искусства, новая институция на культурной карте столицы Урала.

Музей наивного искусства

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 18 Телефон:

Собрание произведений наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств является наиболее многочисленным собранием уральских художников-наивистов, сформированным на основе коллекции
Евгения Ройзмана. В мае 2020 года выставкой «Дар собрания Е.В. Ройзмана Екатеринбургу» был осуществлен акт передачи городу частной коллекции Евгения Вадимовича. Большую часть собрания составляют уральские мастера, авторы из Екатеринбурга и Свердловской области, оно репрезентативно отражает многообразие стилистических и сюжетных вариантов отечественного наива второй половины ХХ века.

Музей наивного искусства: история здания

В 2020 году Екатеринбургскому музею изобразительных искусств муниципалитетом было передано здание под размещение коллекции Ройзмана и создание Музея наивного искусства, который расположился в старинном особняке по адресу: улица Розы Люксембург, д. 18.

В советское время дом был жилым, в нём размещались коммунальные квартиры, в постсоветские годы в особняке располагалась студия звукозаписи, где записывала альбомы легендарные группы «Чайф» и «Наутилус Помпилиус», а позднее — магазин и рекламное агентство.

Немного истории

В 1980-х гг. в здании, где сегодня располагается музей, находился Музей революционной, боевой и трудовой славы, а позже — выставочный центр, по инициативе директора которого в 2003 г. и был создан Музей наивного искусства. Более чем за 10 лет работы специалисты провели огромнейшую работу, направленную на сохранение и исследование наивного искусства, реализовали массу выставочных проектов разного масштаба и наладили издательскую деятельность. А благодаря множеству научных контактов появились обширная коллекция и немало каталожных и исследовательских материалов.

Интерес представляет и здание музея — оно выполнено в стиле модерн, пришедшем в Россию из Европы в конце 19 — начале 20 веков.

В 2013 г. произведения наивного искусства объединили с работами мастеров народной графики, тем самым образовав Музей русского лубка и наивного искусства. К настоящему времени он полностью реорганизован и претерпел массу изменений: увеличились его площади, добавлен новый выставочный зал и сформирован собственный фонд.

Музей наивного искусства: открытие

После капитальной реставрации здания-памятника, в исторический день рождения города, 18 ноября 2020 года, экспозиционные залы музея были открыты для екатеринбуржцев и гостей города выставкой «Ангелы и другие жители Земли».

Намереваясь первой выставкой музея наивного искусства продемонстрировать многообразие авторов из собрания музея, сюжетов и выразительных приёмов, мы представляем работы, в которых можно почувствовать не озабоченность, а очарованность жизнью в её разнообразных проявлениях.

Большую роль в пробуждении интереса к наивному искусству на Урале сыграли свердловские профессиональные художники, привлекавшиеся к художественному оформлению общественных зданий в райцентрах области – М. Брусиловский, Г. Мосин, В. Волович, А. Казанцев. Познакомившись в Алапаевске в июне 1971 года с яркой и самобытной художницей Анной Ивановной Трофимовой, Мосин и Брусиловский уже в декабре организовали первую выставку Анны Ивановны в Свердловске, во Дворце культуры им. Дзержинского.

Музей наивного искусства сегодня

Миша Брусиловский окрылял и опекал многих наивных художников и познакомил с наивом Евгения Ройзмана, в собрании которого к тому времени уже присутствовали прекрасные образцы иконного примитива, народной иконы. К 2011 году, когда Ройзманом был сделан первый шаг в создании общедоступного Музея наивного искусства, его коллекция насчитывала около 1500 произведений живописи, графики и скульптуры более тридцати авторов из Екатеринбурга, Урала и других российских регионов, множества безымянных работ.

Произведения, представленные на выставке, были приобретены Евгением Ройзманом или получены им в дар от художников и наследников на протяжении двадцати пяти лет коллекционирования. Каждый художник — это отдельная история поисков собирателя и знакомства с автором, а его картины – отдельный внутренний мир. Графические работы алапаевской семьи Трофимовых свидетельствуют о новейшей истории наива на Урале и демонстрируют независимость авторских почерков; картины скромного и ранимого Алексея Языкова лишь отчасти приближают к тайнам его загадочной биографии и скрывают глубокие философские смыслы; фейерверк красок, сюжетов и материалов творчества Альберта Коровкина поражают разносторонностью дарований автора; буйство цветов и страстность в изображении библейских сюжетов контрастирует с личным обаянием и умиротворённостью характера писательницы Нины Горлановой, а соседствующий с ярким Коровкиным медитативный Вадим Колбасов открывает нам поэзию сельского быта и философию вещей.

Открытие первой выставки стало настоящим испытанием для сотрудников музея – так велик был поток желающих посетить новую и необычную музейную площадку, ведь передача исторического здания учреждению, как и появление нового муниципального музея – явление нечастое в наше время. Однако самым приятным событием вечера стали поздравления и подарки от коллег из музеев и коллекционеров России. Коллекция пополнилась картинами Дражена Тетеца из Хорватии и Марии Теодоры из Гватемалы, Алевтины Пыжовой и Люси Вороновой из Москвы, вязанным панно Валентины Пономарёвой из Перми и целой коллекцией народных икон от Евгения Фатеева.

Сегодня в судьбе собрания начинается новый жизненный этап, связанный с возможностью более широкой экспозиционной интерпретации произведений наивного искусства, рассказа о судьбах художников, прочтения разнообразных наивных смыслов, текстов и контекстов.

Музей наивного искусства: будущее

Ближайшее будущее Музея наивного искусства связано с решением непростой задачи экспонирования столь разнообразного в своих проявлениях и сюжетах наивного искусства, поиска и реализации новых форм музейного повествования о собрании. В планах музея – знакомство екатеринбуржцев с наивным искусством из частных собраний партнёров музея из Кургана, Перми, Нерехты, Санкт-Петербурга, Москвы.

Прочие картины

Кроме постоянной экспозиции картин «наивных классиков» Йонаша и Халуповой, в галерее наивного искусства в Ковачице время от времени демонстрируют и полотна новых авторов.

галерея наивного искусства Ковачица Сербия

Главное условие для желающих выставляться в галерее – следование знаменитому стилю Ковачицы. На картинах приветствуются яркие краски, бескрайние поля, копающиеся в них крестьяне, традиционный быт и интерьер, а также всевозможная скотинушка, доверчиво льнущая к хозяевам.

гуси на картине

На этой выставке картин сюжет присутствует один… Немного деревенского БДСМ (фамилию творца найти не удалось):

БДСМ

Некоторые авторы не боятся рисовать и современную Ковачицу (приукрашивая действительность, надо сказать).

город Ковачица в Сербии

Присмотревшись, найдёте в центре голубое здание – музей наивного искусства в Ковачице. На картине также обнаружены луга и домики, бассейн, фабрика и баскетбольная площадка.

Жили у бабуси сто двадцать два весёлых гуся:

зима на селе

Музей занимает лишь несколько комнат, но вряд ли у вас выйдет стремглав их пробежать: каждую картину хочется изучать, смакуя детали.

Ковачица музей

Когда всё же закончите осмотр, можете выйти во внутренний дворик музея и побродить по пристроенным к нему лавочкам.

Галерея в Ковачице

Там к вам в руки сами попросятся репродукции картин известных мастеров, подлинники от новых авторов, разукрашенные тыковки и табуретки, а также книги об искусстве.

разукрашенные тыквы

А на улице поджидает гордый петух верхом на пламенеющих тыквах (без кукурузы):

граффити петух

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: