Заявление Института русского реалистического искусства


Институт русского реалистического искусства
Вход в здание музея, 2012 год
Дата основания2011
МестонахождениеРоссия, Москва, Дербеневская набережная, дом 7, строение 31
ДиректорНадежда Степанова
СайтОфициальный сайт
Институт русского реалистического искусства на Викискладе

Институ́т ру́сского реалисти́ческого иску́сства

— частный музей, основанный по инициативе предпринимателя Алексея Ананьева на базе его коллекции русского реалистического искусства XIX—XX веков. Открытие состоялось в 2011 году в здании бывшей ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной, построенной в 1823-м. По состоянию на 2020 год в состав экспозиции входят более 500 работ[1].

Здание

Здание фабрики было построено швейцарским мастером Бухером в 1823 году. В последующие десятилетия мануфактура стала крупнейшим ситценабивным предприятием Российской империи. В 1847-м фабрика перешла под управление товарищества «Эмиль Циндель» и расширила ассортимент производства[2][3].

Во время революции 1905—1907 годов мануфактура стала одним из основных опорных пунктов массовых забастовок рабочих. С установлением советской власти производство было переименовано в «Первую ситценабивную фабрику»[2].

После распада СССР из-за падения потребления ситцевых тканей фабрика перестала выдерживать конкуренцию с Ивановскими предприятиями, которые заняли роль ведущих текстильных производителей. По этой причине новые владельцы фабрики — — в конце 1990-х годов приняли решение закрыть большинство цехов и обустроить в помещениях деловой квартал «Новоспасский двор». Проект был назван в честь расположенного неподалёку одноимённого монастыря и включал в себя реконструкцию 14-ти фабричных павильонов, один из них впоследствии отдали под музей. Реализация бизнес-квартала стартовала в 2000 году под управлением архитектурного бюро «Мегастрой 2000» и завершилась к 2005-му. В результате проведённых работ были укреплены фундаменты, надстроены мансарды, а также восстановлена кирпичная кладка на фасадах корпусов[3][4][5][2].

Музей

Открытие музея состоялось в декабре 2011 года в одном из бывших корпусов ситценабивной фабрики[2][6][7]. Инициатором создания музея стал предприниматель Алексей Ананьев, с детства увлекавшийся изучением живописи[8][9]. Начиная с 2000-х Ананьев начал формировать собственное собрание работ реалистического искусства, объясняя свой выбор желанием создать коллекцию работ мирового уровня:

Мне авангард понятен, многие работы — это действительно произведения искусства. Но я не стал коллекционировать авангард по следующим причинам: до меня его собирали очень многие; большая часть работ находится в музеях; кроме того, к большому сожалению, авангард стал популярен несколько ранее, чем я принял решение коллекционировать; еще один контраргумент — большое количество подделок. Если бы я принял решение собирать авангард, то, скорее всего, получилась бы очень небольшая коллекция работ первого уровня. А тратить время на формирование вторичной коллекции смысла, мне кажется, нет.
Алексей Ананьев[8]

Концепция музея построена на просветительской деятельности: научные сотрудники организуют лекции, мастер-классы для детей и взрослых, а также проводят общественные мероприятия[10][11][12].

Мастер-классы и лекции

экспозиция произведений

Экспозиция произведений из собрания ИРРИ доступна с декабря 2011 года широкому кругу отечественных и зарубежных посетителей, интересующихся реалистической школой, ее культурной традицией в России. Здесь проходят каждую первую субботу месяца мастер-классы и лекции для всей семьи. Имеются групповые и индивидуальные экскурсионные программы на английском и русском языках. Студенты художественных вузов, а также ученики различных художественных лицеев имеют возможность бесплатно посетить музей в определенные дни (подробнее о времени работы этого музейно-выставочного комплекса смотрите в самом низу статьи).

ирри институт русского реалистического искусства

Экспозиция

К 2020 году в музее была проведена масштабная реновация выставочного пространства[10], выполненная по проекту архитекторов Игоря Чиркина и Павла Пришина[16]. После ремонта помещения здания оборудовали инженерными коммуникациями и системой климат-контроля, позволяющей поддерживать оптимальную для картин температуру. Художником-концептуалистом Андреем Шелютто была разработана система навигации, отвечающая современному образу музея[17][18].

Все залы имеют несколько общих черт, они в каком-то смысле проницаемы, у нас множество арок и визуальных прострелов, которые связывают между собой исторические периоды и сюжеты. При этом мы постарались каждому залу придать свою атмосферу и свою идентичность с помощью цвета. Существующая архитектура здания имеет очень красивые окна, и в некоторых частях экспозиции мы их оставили открытыми, чтобы у зрителей не было ощущения закрытого вакуумного пространства.
Архитекторы Игорь Чиркин и Павел Пришин[17]

Первый этаж
Выставочное пространство первого этажа начинается с работ художников конца XIX — начала XX веков. После реновации 2020 года стены залов окрашены в яркие цвета, чтобы воссоздать дух эпохи перемен. Составной частью экспозиции является один из самых больших разделов музейной коллекции — советская живопись первой половины XX века. В число представленных произведений входят полотна Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского и Исаака Бродского[2][19]. Одним из самых ценных экспонатов считается полотно «Девушка, завязывающая ленту на голове», выполненное Александром Дейнеки в 1930-х годах[10][20].

Второй этаж

На втором этаже экспонируется советское послевоенное искусство. В первой половине залов представлены работы, посвящённые Великой Отечественной войне и образу русской деревни того времени. Стены комнат окрашены базальтовым цветом, а пол выстелен паркетом и намеренно сделан скрипучим для создания эффекта присутствия. Во второй половине залов хранятся работы художников периода хрущёвской оттепели: Гелия Коржева, братьев Сергея и Алексея Ткачёвых, Виктора Иванова, Петра Оссовского, Дмитрия Жилинского, Таира Салахова[2][21].

Третий этаж

Экспозиция последнего этажа посвящена работам современного искусства, созданным начиная с 1970-х годов. Залы оформлены в минималистичном стиле и чёрно-белых тонах[17][22]. На стенах представлены полотна Виктора Калинина, Алексея Суховецкого, Владимира Телина, Вячеслава Стекольщикова, Вячеслава Загонека, Михаила Изотова[2].

Примечания

  1. Институт русского реалистического искусства. Олимпиада. Проверено 28 октября 2020.
  2. 12345678
    История. Институт русского реалистического искусства. Проверено 28 октября 2020.
  3. 12
    Превращенные фабрики. Фабрика Эмиля Цинделя или Деловой квартал «Новоспасский».. Seendgo. Проверено 29 октября 2020.
  4. Новоспасский Двор. Re-Developer. Проверено 29 октября 2018.
  5. Иван Мацарский.
    Набитый деньгами ситец. Проект по строительству на месте Московской ситценабивной фабрики бизнес-парка получит новое развитие. Sostav.ru (12 июля 2006). Проверено 29 октября 2020.
  6. Институт русского реалистического искусства представляет проект «Георгий Нисский. Горизонты». Музеи России. Проверено 28 октября 2018.
  7. Институт русского реалистического искусства. RobbReport. Проверено 28 октября 2020.
  8. 12Ольга Проскурнина, Даниил Антонов.
    10 частных коллекций: Институт русского реалистического искусства Алексея Ананьева. Forbes (7 апреля 2016). Проверено 28 октября 2020.
  9. Институт русского реалистического искусства. Vander Lust. Проверено 28 октября 2020.
  10. 1234
    Институт русского реалистического искусства. Cozy Moscow. Проверено 28 октября 2020.
  11. День открытых дверей Института русского реалистического искусства. Architime. Проверено 28 октября 2020.
  12. Игорь Попов.
    Социалистический реализм коллекционируют капиталисты. Forbes. Проверено 28 октября 2020.
  13. Институт русского реалистического искусства. TimeOut. Проверено 28 октября 2020.
  14. Институт русского реалистического искусства. Культура.рф. Проверено 28 октября 2020.
  15. Ленин, Сталин и другие официальные лица — вожди на полотнах советских художников из собрания Музея Института русского реалистического искусства. Эхо Москвы (3 марта 2012). Проверено 28 октября 2020.
  16. Анна Мартовицкая.
    Испытание кампусом. Archi (19 октября 2011). Проверено 29 октября 2020.
  17. 123
    Архитектура и айдентика Института русского реалистического искусства. РДХ. Проверено 28 октября 2020.
  18. Юлия Рузманова.
    Институт русского реалистического искусства снова откроется в декабре. The Village (11 ноября 2016). Проверено 28 октября 2018.
  19. Ольга Кабанова.
    Институт русского реалистического искусства превратился в стильный музей. Ведомости (12 января 2017). Проверено 28 октября 2018.
  20. Ян Смирницкий.
    Институт русского реалистического искусства показал уникальное выставочное пространство. Московский Комсомолец (29 ноября 2016). Проверено 28 октября 2020.
  21. Дьяконов, 2014.
  22. Институт русского реалистического искусства. Тонкости. Проверено 28 октября 2020.

Почему закрыли Институт русского реалистического искусства

Что такое Институт русского реалистического искусства

Институт русского реалистического искусства является частным проектом, который был открыт в 2011 году на базе коллекции русского реалистического искусства XIX–XX веков, принадлежащей предпринимателю Алексею Ананьеву. Выставочный комплекс располагается в здании бывшей ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной.

Хронология событий

30 мая появилась новость об аресте Арбитражным судом активов Алексея и Дмитрия Ананьевых на 282 миллиарда рублей. У Алексея Ананьева арестовали самолет Bombardier Challenger 650 и коллекцию картин, в числе которых «Портрет Климента Ворошилова в кабинете» Исаака Бродского, «Спортсменка, завязывающая ленту» Александра Дейнеки, «Климент Ворошилов и Максим Горький в тире Центрального дома Красной армии» Александра Герасимова. Также было арестовано здание, в котором располагается Институт русского реалистического искусства.

2 июня администрация музея на вопрос «Сноба» о дате открытия основной экспозиции ответила, что музей начнет работу 11 июня. Причина закрытия ИРРИ не была названа.

Михаил Каменский, искусствовед и владелец экспозиции, до сегодняшнего дня выставлявшейся в ИРРИ, 3 июня сообщил, что доступ на выставку уникального архива художественного критика и публициста Александра Каменского под названием «Пора разобраться!» будет восстановлен уже 4 июня. Для подтверждения информации «Сноб» обратился за комментарием непосредственно в музей. Администратор не смогла ни опровергнуть, ни подтвердить слова Каменского, также она сообщила, что официальных предписаний от руководства не поступало, а ИРРИ может восстановить работу как 11 июня, по старой информации, так и 4-го — по новой. Основанием для закрытия было названо проведение технических работ по покраске и переоснащению здания.

Что происходит сегодня

На официальном сайте ИРРИ сообщается, что музей закрыт на неопределенный срок. Директор музея Надежда Степанова прокомментировала закрытие и назвала в качестве главной причины остановки его работы «выпущенное судебное решение и наложение обеспечительных мер к работам, находящимся в управлении ИРИИ». Дальнейших прогнозов о судьбе музея она не озвучила.

Что думают о закрытии музея

Ольга Свиблова, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея:

Очень жаль, что закрыли музей, который активно набирал обороты, был прекрасно оборудован и у которого были специфическая коллекция и хорошая команда. Жаль, когда закрываются любые музеи: государственные, частные, потому что все они являются просветительскими центрами. Коллекционеры, которые работали с Институтом русского реалистического искусства, безусловно, были страстными людьми. Я надеюсь, что музей закрыт на время. Я думаю, что опыт работы музея был очень позитивным: выставочный центр сотрудничал и с Третьяковской галереей, и с Мультимедиа Арт Музеем. Причину закрытия мы знаем и будем надеяться, что решение вопросов в юридической плоскости выявит истину. На пути существования музея встало обстоятельство непреодолимой силы, посмотрим, какой будет итог. Пока что ответов нет.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина:

Мне очень жаль. Это был очень профессиональный и делающий важные проекты музей. Всегда жаль, когда умирает институция, которая развивалась весьма успешно и делала много полезного для людей. Мы очень много с ними работали, так же как и Третьяковская галерея, и региональные музеи. Было сделано немало хороших проектов, очень жаль, что Института русского реалистического искусства больше не будет на нашей профессиональной карте.

Подготовили Юлиана Качанова, Анна Воробьева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: