Пять загадочных полотен, которые можно увидеть в Третьяковской галерее

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Кощей Бессмертный, Иван-Царевич на сером волке, леший и русалка… Сразу вспомнилось детство, мамин голос, большая книга сказок — с репродукциями Васнецова, конечно же. Вспомнить запах книжных страниц из детства, взглянуть на знакомых героев по-новому и даже перенестись в их мир можно будет в Новой Третьяковке. В феврале здесь откроется выставка “Русская сказка. От Васнецова до сих пор”.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Дата и место проведения, часы работы

Выставка пройдет в Москве с 22 февраля по 11 мая 2020 года в Западном крыле Новой Третьяковки, что на Крымском валу. Музей открыт 10:00 — 18:00 по вторникам, средам и воскресеньям, 10:00 — 21:00 по четвергам, пятницам и субботам. Выходной — понедельник.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Что покажут

Экспозицию специально рассчитали на семейную аудиторию — интересно будет и детям, и родителям. Третьяковская галерея предложит гостям сразу несколько уровней восприятия русской сказки.

Во-первых, мы сможем увидеть сказочных героев в искусстве. Впервые на временной выставке встретятся такие масштабные и значимые произведения Виктора Васнецова, как «Три царевны подземного царства», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич на Сером Волке». А еще здесь соберут полотна Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, напомнят любимые образы из советского кино и мультфильмов и, наконец, покажут, какое место русская сказка занимает в работах современных художников.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Во-вторых, гости смогут вспомнить и знакомые с детства, и редкие, малоизвестные истории — сказки, былины и былички, в которых действуют герои. И, наконец музей предложит самим отправиться в путешествие по мирам русского фольклора: спуститься в подземелья, погрузиться под воду, заблудиться в лесу… Здесь каждый гость сможет сочинить свою собственную сказку, опираясь на знакомые образы.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

Детям и подросткам выставка поможет узнать и полюбить традиционные русские сказки. А взрослые смогут задаться вопросами — как фольклор повлиял на наш культурный код, образное мышление, отношение ко времени и пространству.

Фото: предоставлено организатором «Государственная Третьяковская галерея»

В Третьяковке открылась выставка-сказка

Под потолком фойе Третьяковки парят гуси-лебеди. Стая, созданная художником Марией Трегубовой, из металлической сетки летит в сторону фантастического мира. Здесь все, как в сказке: направо пойдешь — в подземелье попадешь, налево — в подводное царство, а прямо — волшебный лес. В отличие от сказки «Об Иване-царевиче и сером волке», тут любой выбор хорош. И мы — для начала — пойдем прямо, в волшебный лес. В белом-белом зимнем лесу, среди белых деревьев, упирающихся ветками в потолок, спит гигантский бурый медведь. Герой многочисленных сказок создан натуралистично, но раз в десять больше обыкновенного мишки. Этот герой становится главным развлечением для всех гостей (особенно для детей): его можно гладить, без страха трогать гигантские когти и фотографироваться в обнимку. Залезать не рекомендуется, но разве детей удержать? Говорят, после первого дня у мишки оторвалась лапка и ее оперативно приклеили на скотч. Впрочем, по словам кураторов, они готовы ко всему, и если дети раскрасят деревья, ничего страшного. Ведь это выставка-погружение.

Напротив мишки, на стволе дерева, красуется одна из ключевых сказочных картин — «Иван-царевич на сером волке» кисти Виктора Васнецова. Работа главного мастера фольклорной живописи стала отправной точкой для создателей выставки — кураторов Татьяны Гетман, Ивана Антонова, Игоря Волкова и архитектора и художника экспозиции Алексея Трегубова. Всего в спектакле-выставке о сказках задействованы три ключевые картины одного из основоположников русского модерна: помимо «Ивана-царевича…» это «Три царевны подземного царства» и «Царевна-лягушка». По одному шедевру на каждую волшебную зону. Однако проект строится не столько на хрестоматийных полотнах (помимо Васнецова здесь представлены иллюстрации Ивана Билибина), сколько на диалоге искусства прошлого и современного. В волшебном лесу среди других картин, «вставленных» в сказочные деревья, выделяется инсталляция Дмитрия Цветкова «Ледниковый период»: сказочные звери (от трусливого зайца до сильного медведя) дефилируют в искусственных шубах и украшениях. Это метафора о социальной иерархии, своеобразная «мифология нашей родины», показанная через мифологию фольклорную. Такие экспонаты делают выставку многослойной, взрослым здесь есть, о чем подумать, пока дети играют с Михал Михалычем или разбираются в типах сказочных героев. Им здесь, кстати, даны характеристики. Например, царевна бывает трех типов в русских сказках (по версии кураторов): 1) Красивая и умная девушка, верная невеста; 2) Злая и коварная девушка; 3) Девушка-воин. Далее: варианты имени и чего от нее ожидать. И так про всех — от Лешего до Водяного.

Волшебный лес.

Отправимся, собственно, к Водяному — в подводное царство. Между мирами есть небольшие зеленые отсеки, на секунду возвращающие зрителя из сказки в классический музей. Такая «перебивка» нужна, очевидно, чтобы подчеркнуть контраст между выставкой-экспериментом и традиционной Третьяковской в Лаврушинском, где мы привыкли видеть работы Васнецова в постоянной экспозиции. Отсюда — снова в белый-белый зал, где живут Водяной, Царевна-лягушка и русалки. Над головой здесь плывет гигантская золотая рыбка. В стенах-волнах — плещется море, разделенное надвое, группы «Синий суп», плавает Алиса (фотография Олега Кулика), светится изнутри картина Ильи Репина «Садко» (над ней поработали компьютерные графики)… Здесь все вместе и сразу — от Крамского до советских мультфильмов и актуального искусства. То же в подземном мире, куда — вопреки логике — нужно не спускаться, а подниматься. Наибольшее впечатление в подземелье производит Спящая красавица, замурованная в полу (работа Ольги Кройтер «Документация перформанса»), и «Жизнь Кощея» Марии Трегубовой (дуб, ларец, заяц, утка, яйцо и огромная игла вставлены в подсвеченные витрины в белой скале). Отдельный, небольшой зал отдан Ковру-самолету. Центральная работа здесь — «Liquid» Фаига Ахмета: верхняя часть — привычный бабушкин настенный ковер — постепенно превращается в красочные линии, растекающиеся на полу…

Диалог классики и современности о сказках получился эффектный и сложносочиненный. Фольклор — важная часть русской культуры и философии, и в то же время развлечение (и учение) для детей. И на выставке все это прочитывается. Какой бы путь ты ни выбрал, в итоге все равно вернешься в сказку — пройдешь все сказочные миры и окажешься в берлоге спящего медведя.

Михал Михалыч стал главным героем выставки-сказки.

Этот экспонат-аттракцион привлек наибольшее внимание и вызвал споры у публики. Мнения разделились: одни считают, что театр перетягивает на себя «одеяло», и из-за богатой сценографии искусство отходит на второй план. Сегодня в моде дизайнерские выставки, но часто случаются перегибы. Другие, напротив, уверены, что именно такой театральный подход делает тему понятной и доступной, особенно детям. «Медведь воспринимается как элемент, который помогает на время переключиться, расслабить сознание, чтобы потом продолжать смотреть и анализировать произведения искусства», — рассказала нам одна из зрительниц, которая пришла на выставку со своей 10-летней дочерью. Однако все сходятся в одном: сказочный проект в Третьяковке — одно из самых ярких выставочных событий сезона, мимо которого нельзя пройти. Must see.

Билеты и цены

Билеты на выставку можно приобрести как в кассах музея, так и онлайн, на конкретное время.

Стоимость билетов:

Взрослые 600 руб Пенсионеры 300 руб Дети старше 7 лет 250 руб Дети младше 7 лет бесплатно

Как добраться

Адрес:

Новая Третьяковка, Западное крыло, Крымский Вал, 10

Станция метро:

Октябрьская, Парк Культуры

Мероприятия, которые вам понравятся

Выставка «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка» в Москве 2020: самые редкие экспонаты и новый взгляд на мастеров

Пушкинский музей впервые представит на одной выставке лучшую графику из своей коллекции. Выставка «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка» пройдет в Москве весной 2020 года…

Выставка TATTOO (ТАТУ) в Москве 2020: История татуировки от Древнего Египта до современности

Какое место занимали татуировки в культуре разных народов? Как менялось сквозь века их значение, формы и отношение людей к ним? Узнаем на выставке TATTOO (ТАТУ) в Пушкинском музее в Москве в 2020 году…

Где и когда можно посетить выставку Виктора Васнецова, проходящую до начала мая 2020 года в Москве

Экспозицию, совмещающую в себе увлекательные интерактивные проекты с произведениями художников разных эпох, можно увидеть, посетив здание галереи под названием «Новая Третьяковка» по адресу: Москва, ул. Крымский вал, 10.

Проект «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» будет доступен к посещению до 10 мая 2020 года по следующим дням недели:

  • вторник, среда, воскресенье – с 10-00 до 18-00;
  • четверг, пятница, суббота – с 10-00 до 21-00.

Входные двери для посетителей закрываются за час до окончания рабочего дня выставочной галереи.

Пейзажи Виктора Васнецова.

Открыть доступ

До 17.09.2017 в Доме-музее В.М. Васнецова.

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Дом-музей В.М. Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея.

Эта камерная выставка стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века.

В экспозиции представлены 29 этюдов из запасников Третьяковской галереи и собрания Дома-музея художника, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год.

Из больших пейзажных работ представлена картина «Затишье» (1881, Третьяковская галерея). Основная часть этюдов из Дома-музея В.М. Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.

Пейзаж в творчестве В.М. Васнецова обычно рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты. Как самостоятельный жанр творческого наследия В.М. Васнецова пейзаж до сих пор не выделялся.

Тем не менее, представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком чувстве природы, свойственном мастеру.

В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева.

В 1880–1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1898; обе—Третьяковская галерея)

Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина «Затишье», на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.

Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Это был дом с липовым парком и старым, заросшим кувшинками прудом, на котором стояла водяная мельница.

Значительных произведений здесь художник не создал, а больше, по воспоминаниям детей, наслаждался природой.

Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова, в которых от эпических мотивов и изображения русских просторов художник все чаще переходил к выбору небольших, на первый взгляд простых и скромных, но глубоко поэтичных мотивов: одиноко стоящего дерева, неброских цветов ромашки или ярко-розовых свечек иван-чая.

Тема пейзажа была крайне важной для В.М. Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания.

Данная выставка в доме-музее В.М. Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.

К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание. В альбоме представлены пейзажные работы, которые охватывают полувековой период творчества художника. Многие из них впервые опубликованы в этом издании.

В следующем году запланировано проведение камерных выставок, посвященных 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова и 65-летию со дня основания дома-музея.

Виктор Васнецов «Затишье» 1881 Виктор Васнецов «Поляна. Этюд» 1900-е Виктор Васнецов «В окрестностях Абрамцева. Этюд» 1890-е Виктор Васнецов «Ромашки. Этюд» 1916 Виктор Васнецов «Пруд в Ахтырке. Этюд к картине «Аленушка» (1881, ГТГ) 1880 Виктор Васнецов «Хвойный лес. Этюд» 1874

Информация (на 18.05.2017):

Дом-музей В.М. Васнецова.

Адрес: переулок Васнецова, дом 13.

Ближайшие станции метро «Проспект Мира» и «Сухаревская»

Время работы: среда – воскресенье с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца — санитарный день.

Внимание! Вход в музей ограничен. Одновременно в здании могут находиться не более 40 человек

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Новости

В Новой Третьяковке открылась выставка «Русская сказка: от Васнецова до сих пор». Интерактивный проект для всей семьи задумывали как путешествие к истокам. Для взрослых это напоминание о детстве, а для ценителей искусства — о том, что самый радикальный авангард ищет опору в фольклоре и мифе.

Направо пойдёшь — в подземелье попадёшь. Налево пойдёшь — в подводном царстве окажешься. Здесь водятся золотые рыбки. На потолке — работа художника-сценографа Марии Трегубовой. Стаи анимировнных рыбок — на видеопроекции картины Ильи Репина «Садко». Это проект международной студии Avocado Toast. Дальше — подводный мир в технике шелкографии от Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. А центральный персонаж подводного мира — Царевна-лягушка. Это полотно редко покидает Дом-музей Виктора Васнецова.

Этюд к картине Аленушка тоже из Дома-музея Васнецова. Сначала художник писал не сказочную героиню, а девочку-сироту как собирательный образ русской тоски. Позднее она стала сказочной Аленушкой. А «Иван царевич на Сером волке» — из коллекции Третьяковской галереи.

«Мы находимся с вами в пространстве волшебного леса прямо сейчас, где мы показываем разных персонажей, это и женские, и мужские образы из русских сказок. Это Иван Царевич, русские богатыри, царевны, и с другой стороны, мы показываем волшебных животных, волшебного медведя, оборотней, леших…. И вот эта работа как раз соединяет как раз эти две части. Есть два главных героев сказки, которые несутся по волшебному лесу на помощнике, большом волке», — отметила куратор выставки Татьяна Гетман.

Напротив — огромный медведь — ещё одна работа Марии Трегубовой.

«Сейчас зимний период, зимняя спячка, и он не нашел лучшее место, чем поспать там, где находится у нас Васнецов, эскизы Билибина, современное искусство. Он крепко спит, однако это не значит, что к нему нельзя подойти, с ним пообщаться, прикоснуться к нему, может быть даже осторожненько вскарабкаться ему на спину», — заявил куратор выставки Иван Антонов.

Два ковра — один на картине Васнецова, второй — объект современного искусства. Ковры — как работа со сказочным и бытовым пространством.

«Ковер-самолет наравне с мечом-кладенцом. который попадает практически во все русские сказки. И считается, что эта штука попадает к нам из арабского мира. Соломон в хасидских легендах, у него был к самолет, вышитый золотом и зеленым шелк. Он красивый, такой же, как ковер за моей спиной», — поделился фольклорист, антрополог Никита Петров.

«Три царевны подземного царства» Васнецова встречают каждого входящего в загробный мир. Здесь обитают самые зловещие герои сказок. Но и у них — свои страхи.

Историю Кощея на выставке можно не только увидеть, но и потрогать. Вот, например, огромная игла-хранительница смерти, которой так боялся Кощей. Один из уроков сказочной выставки, чтобы избавиться от страха, нужно посмеяться. Поэтому рядом со скульптурой Александра Бурганова в виде огромного черепа — работа Ольги Тобрелутс, на которой смерть превращается в клоуна.

Елена Оганесян

Новости культуры

изобразительное искусство, Новости культуры, Новая Третьяковка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: