Андреевский железнодорожный мост в Москве


Пушкинский мост

Пушкинский (первое название Андреевский) мост является пешеходным, построен на Москве-реке и соединяет Фрунзенскую и Пушкинскую набережные. Мост был построен в 1999 году, в его основе — использование конструкции Андреевского моста, который был создан по проекту П. Я. Каменцева, Л. Д. Проскурякова и Н. А. Померанцева в 1905-1907 годы. Помимо своей эстетической монументальной красоты, Пушкинский мост является архитектурным и инженерным памятником.

Главный арочный пролет этого моста весит более 1500 тонн, на нынешнее место пребывания его переместили при помощи трех больших барж 22 мая 1999 года. Весь объем работ по перемещению и установке занял чуть более 11 месяцев, при этом навигация на реке была перекрыта на восемь с половиной суток.

Описание

Построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905—1907 годах по проекту инженеров Л. Д. Проскурякова, П. Я. Каменцева и архитектора А. Н. Померанцева и являющегося памятником архитектуры и инженерного искусства.

Главная арка пешеходного моста, массой около 1500 тонн, была перемещена на нынешнее место тремя баржами в 1999 году. Весь комплекс работ занял 11 месяцев, судоходство по реке было перекрыто на восемь с половиной суток, а собственно буксировка проводилась 22 мая 1999 года и заняла полтора часа. Так как русло реки на новом месте шире, чем в Лужниках, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом — два железобетонных балочных пролёта по 25 м, декорированные фальшсводами. Опоры стоят на ростверках, под ними — буронабивные столбы и сваи глубиной до 17 м.

В связи с тем что при строительстве Пушкинского пешеходного моста использовали конструкцию старого Андреевского железнодорожного моста, а именно — его главную арку, на входе на мост со стороны Пушкинской набережной (Нескучного сада) сохранена табличка с краткой историей Андреевского моста, поэтому Пушкинский мост нередко называют Андреевским. Более того, на большинстве карт г. Москвы мост обозначен именно как Андреевский. Также под именем Андреевского моста он входит и в ряд справочников и энциклопедий[1]. Поэтому, хотя его формальное наименование — Пушкинский, в силу сложившегося обычая его часто называют «Андреевский мост»

.

Краткая история Андреевского моста

При осуществлении работ по реконструкции одного из участков кольцевой окружной железной дороги Москвы у строителей возникла серьезная проблема. Реконструкции железнодорожного полотна мешал старый Андреевский мост, возраст которого на тот период составлял более ста лет. В связи с этим власти города приняли непростое решение, а именно: сооружение сохранить, но, демонтировав его с опор, переместить ниже по реке на новое место.

Перемещение арочного пролета Пушкинского моста

Для нового моста требовалось возведение новых опор и инженерных сооружений. Этому грандиозному проекту было суждено осуществиться, и памятник архитектуры и инженерного гения получил вторую жизнь на новом месте. Главная арка Андреевского моста украсила новый Пушкинский мост в Москве. Сегодня можно по достоинству оценить ту колоссальную работу, которая была проделана всеми участниками строительства и транспортировки. Огромную конструкцию переместили по воде на значительное расстояние и с ювелирной точностью водрузили на новые опоры.

Андреевский железнодорожный мост (1999—2000)

При строительстве Третьего транспортного кольца, проходившего параллельно трассе МЖД, требовалось проложить вблизи старого Андреевского моста два — автомобильный (не менее восьми полос) и железнодорожный. Для этого железную дорогу переместили к северу от её исторической трассы, что и потребовало строительства нового моста — в 22 м ниже по течению, чем старый Андреевский мост. Анализ состояния конструкций моста показал, что перенос старой арки на новое место — нецелесообразен. Старый мост переместили баржами на полтора километра вниз по течению, а на его месте были выстроены Андреевский автомобильный мост и новый Андреевский железнодорожный (первым был сдан автомобильный мост). Главный инженер проекта — С. С. Ткаченко («Трансмост», СПб

).

При той же ширине пролёта, 135 м, новый мост выше — стрела подъёма арки выросла до 21.5 м. Опоры арки — на буронабивных столбах диаметром 1.5 м, всего под каждой опорой 77 столбов глубиной до 32 м. Арка повторяет контур проскуряковского моста, однако её зрительно подавляет массивная балка близко расположенного автомобильного моста (имеющая отличный от железнодорожного моста наклон

).

Описание моста

Русло реки в месте, где находится Пушкинский (Андреевский) мост намного шире, чем на старом месте, где он был ранее установлен. Поэтому в конструкции мостовых опор имеются инженерные особенности. Так, например, с Фрунзенской набережной пролет моста с аркой имеет упор не на шарнир опоры, находящейся на берегу, а на опору, вынесенную в русло реки. Между арочным шарниром и берегом мост имеет два балочных пролета из железобетона длиной по 25 метров каждый, которые декорированы, так называемыми, фальшсводами. Сами опоры установлены на сваи и буронабивные столбы, уходящие в грунт на 17 метров.

Опоры моста

Как уже сказано, основой Пушкинского моста является конструкция Андреевского железнодорожного моста, в связи с этим со стороны Нескучного сада (Пушкинской набережной) имеется памятная табличка. В ней описана краткая история моста, и в ней его называют Андреевским. В большинстве справочников и карт города Москвы он именуется также. Простые обыватели предпочитают называть его не Пушкинским, а Андреевским мостом.

Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост (1905—1907)

Первые поезда Малого кольца МЖД прошли от Канатчикова до станции Воробьёвы Горы по временному деревянному мосту длиной 278 м, с ферменными пролётами по 32 м. Этот мост «системы Лембке», с полноценными русловыми устоями, стоил всего 100 000 рублей. Вскоре, на его месте был выстроен постоянный мост, прослуживший до 1999 года. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о великом князе Сергее Александровиче, павшего от эсеровской руки. В 1917 г., после Февральской революции, переименован в Андреевский — по имени Андреевского монастыря (впоследствии закрытого), расположенного на правом берегу реки.

Андреевский (Сергиевский) и однотипный Краснолужский железнодорожные мосты были построены в 1905—1907 по проектам инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. При постройке Андреевский мост имел один главный пролёт, перекрытый серповидной аркой длиной 135 м и высотой 15.14 м, и два береговых пролёта по 18 м. Вне арок, на консолях, были устроены пешеходные тротуары. Устои моста опирались на основание из деревянных свай. Перед перестройкой 1999 года они всё ещё оставались в отличном состоянии.

В 1937 береговые устои были отремонтированы и добавлен ещё один боковой пролёт со стороны Фрунзенской набережной.

Нескучный сад

Рядом с Пушкинским мостом, со стороны одноименной набережной, находится Нескучный сад. Это пейзажный парк, который является частью Парка культуры и отдыха имени М. Горького. Нескучный сад получил свое название от дворянской усадьбы Нескучное, дворянина Н. Е. Трубецкого, которая располагалась тут до революции 1917 года.

Нескучный сад

Некоторые парковые строения и архитектурные элементы сохранились и до настоящего времени. Нескучный сад является весьма живописным и красивым местом, в котором произрастают разнообразные виды и сорта трав, деревьев и кустарников, количество которых превышает две тысячи.

Пешеходный Пушкинский мост

В завершение хотим рассказать вам еще об одной переправе. Пешеходным Новоандреевским мостом называют также Пушкинский мост. Он соединяет Фрунзенскую набережную с Пушкинской близ парка Горького.

Почему же он тоже Андреевский? В его основе используется главная арка Сергиевского моста. Эта конструкция, весившая 1500 т, была переправлена тремя баржами за полтора часа на нынешнее место. Кроме того, в связи с этими событиями, со стороны Нескучного сада возле переправы установлена табличка, рассказывающая об истории именно Андреевского моста. Поэтому формальное название «Пушкинский» используется редко. Во многих справочниках, на картах этот мост назван Андреевским, Новоандреевским.

москва новоандреевский мост фото

Вот такова история трех столичных переправ. Старый Сергиевский (Андреевский) мост был заменен на железнодорожный и автомобильный Новоандреевский. А его главная арка «дала жизнь» пешеходному Пушкинскому (Андреевскому).

Мост верности

Практически сразу после завершения строительства Пушкинского моста в Москве влюбленные пары и молодожены начали приходить сюда. Они стали вешать замки, на которых написаны их имена, на решетки мостовых перил и выбрасывать ключи в реку. Это считается символом любви и верности. Вскоре решетки обросли большим количеством замков различных размеров, форм и цветов.

Подсветка моста в вечернее время

Сейчас после того, как молодожены зарегистрировали свой брак, после Воробьевых гор они обязательно приезжают на Пушкинский мост. Согласно примете после его посещения у них будет верная и крепкая семья.

Гуляя под стеклянными крытыми переходами моста, можно увидеть много красивых мест Москвы. Это давно заметили коренные москвичи и гости города. Люди начали делать многочисленные фотографии красот столицы, виды которых предстают в выгодном свете с этих ракурсов. Рядом с мостом находится площадка, на которой любит собираться молодежь.

Новоандреевский мост в Москве. Сегодня

Новоандреевский (Андреевский) мост — железнодорожная переправа Малого кольца ж/д Москвы (ведет к станции Канатчиково) и часть автомобильной переправы 3-го транспортного кольца. Переброшен через Москву-реку.

Тип конструкции — арочный. Основной материал — бетон. Общая протяженность составляет 264 м, из которых 135 м приходятся на основной пролет. Новоандреевский мост в Москве строился в 1998-1999 гг. Официальное его открытие было в 2000-м.

москва новоандреевский мост

Почему же Новоандреевский? Он расположен неподалеку от того места, где был возведен Сергиевский (Андреевский) мост 1905-1907 гг. постройки. Главная же арка старого сооружения украшает пешеходный Пушкинский (Андреевский), который соединяет парк Горького с Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Как добраться до Пушкинского моста в Москве

Чтобы увидеть это прекрасное строение, созданное талантливыми инженерами и мостостроителями, следует воспользоваться метрополитеном. Сюда можно попасть, выйдя на станциях метро «Шаболовская», «Фрунзенская» или «Парк культуры».

Пушкинский мост ночью

Гуляя по мосту, можно увидеть Воробьевы горы, золотые купола Храма Христа Спасителя, высотку в стиле сталинского ампира — МГУ и прекрасный Андреевский мужской монастырь. Также можно полюбоваться московским Кремлем и Шуховской телебашней.

Это место пользуется популярностью и в холодные времена года, так как крытые переходы моста застеклены и отапливаются. Как говорят жители столицы, этот мост полюбился им не только из-за прекрасных видов, которые открываются с него, но и благодаря тому, что здесь отсутствуют многочисленные палатки и магазины.

Можно увидеть, как фундаментально, мощно и в то же время грациозно выглядит Пушкинский мост на фото. Однако если вам довелось оказаться в столице, то следует в обязательном порядке потратить немного времени и посетить это поистине уникальное место. Здесь сочетаются природная красота Нескучного сада и грация инженерного гения, воплощенная в металле и камне. Побывав тут, вы можете получить приятные, позитивные впечатления и воспоминания на всю жизнь.

Сергиевский (Андреевский) мост

Известно, что первые ж/д составы Малого железнодорожного кольца Москвы между Воробьевыми горами и Канатчиково прошли по деревянной переправе. Ее длина равнялась 278 м, а ферменные пролеты — 32 м. Сооружение «системы Лембке» при этом имело полноценные русловые устои. А его строительство обошлось в 100 тыс. рублей.

Однако затем на месте деревянного построили постоянный мост, который простоял до 1999 года. Разберемся с его названиями. Первоначально сооружение было названо Сергиевским — в честь столичного генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича Романова, убитого эсерами. Но после Февральской революции его переименовали в Андреевский. Это название дал расположенный неподалеку на берегу Москвы-реки Андреевский монастырь, который впоследствии закрыли.

Мост был построен в 1905-1907 гг. по планам архитектора А. Н. Померанцева и инженера Л. Д. Проскурякова. Сооружение имело главный пролет с серповидной аркой и два боковых пролета. На консолях устроили тротуары для пешеходов. Надо сказать, что устои переправы опирались на основания деревянных свай, которые даже в 1999 году были в удовлетворительном состоянии!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: