Новоарбатский мост через реку Москву в Москве

Новоарбатский мост
55°45′07″ с. ш. 37°34′20″ в. д.HGЯO
Область примененияавтодорожный
ПересекаетМосква (река)
Место расположенияМосква
Конструкция
Тип конструкцииСталежелезобетонный балочный
Материалсталь
Основной пролёт100.0 м
Общая длина494 м
Ширина моста43.0 м (8 полос)
Эксплуатация
Открытие1957
Новоарбатский мост на Викискладе

Новоарба́тский мост
(
Кали́нинский мост
) — балочный сталежелезобетонный мост в Москве через Москву-реку, построенный в 1957 году. Соединяет Новый Арбат и Кутузовский проспект. Изначально мост был назван по проспекту, к которому прилегал. В 1993 году переименован в Новоарбатский.

Конструкция[ | ]

Авторами моста являются инженер-конструктор М. С. Руденко и архитекторы Константин Яковлев и Алексей Душкин, соавторами — архитекторы Михаил Марковский, А. Сусоров, Борис Тхор.

Длина моста 502 метра, а ширина — 43 метра, 34 из которых приходятся на проезжую часть. Является балочным сталежелезобетонным и имеет цельносварную конструкцию и опоры-колоннады[3][4][5][6].

Главное строение состоит из трех пролетов (62, 100 и 62 метра) и расположено под углом 72° к руслу реки. Промежуточные опоры стоят в русле реки около берегов. Кожухи анкеров напрягающих канатов создают утолщения верхней плиты пролетов, которые видны непосредственно под парапетами тротуаров. Каждая из речных опор состоит из шести железобетонных столбов, которые опираются на общую надкессонную кладку. Устой левого берега завершается двумя полукруглыми гранитными лестницами[7][4].

История[ | ]

Калининский мост на марке, 1980

Внешние изображения
[8]
Проект Ново-Арбатского моста архитектора А. Душкина, К. Яковлева, инженера М. Руденко

Создание моста входило в Генплан 1935 года. Проектирование началось в 1939-м. Эскизные проекты выполнили несколько авторских коллективов. Согласно проекту мастерской архитектора Александра Власова, мост состоял из трехпролетной балки. Речной пролёт, самый длинный, должны были поддерживать арки из металлических труб, заполненных бетоном. Проект не предусматривал строительство береговые устоев. Проектный отдел треста № 3 Главводспецстроя (автор — инженер Н. И. Ермолин) разработал два альтернативных варианта, которые различались решением береговых пролетов. В первом — были выбраны бетонные своды пролетов, во втором — стальные[9].

За архитектурное оформление взялись различные архитекторы: Леонид Поляков, Андрей Буров и Николай Колли. Согласно проекту Полякова, на береговых опорах планировались монументальные арки, которые поддерживали украшенные барельефами массивные пилоны со сложными лестницами, ведущими на набережную. Устои на противоположном берегу должны были украшать высокие обелиски. Главным элементом композиции в проекте Бурова должна была стать широкая лестница, спускающаяся на набережную вдоль реки. Над лестницей возвышались монументальные пропилеи. Проект Колли предусматривал установку над опорами огромных скульптур, которые символизировали единение Советского Союза с Западной Украиной. Арки главного пролёта были декорированы накладками, призванными создать ощущение монументальности[10].

Для реализации было выбрано инженерное решение Власова и архитектурное оформление Колли, однако этому помешала начавшаяся война[10].

К проектированию моста вернулись в 1950 году, прежние проекты уже не рассматривались, новые были представлены в марте 1951 года на совещании архитектурного совета Москвы. Согласно плану архитектора Бориса Надежина, арка моста пролётом 162 метра должна была быть железобетонной и облицована гранитом, при этом две меньшие арки по 42 метра перекрывали бы береговые проезды, ширина моста намечалась в 47 метров[3][4].

Согласно другому проекту архитектора Константина Яковлева и инженера-конструктора М. С. Руденко, мост перекрывал реку одной стальной аркой пролётом в 162 метра и шириной в 47 метров. Члены совета приняли к исполнению именно этот проект. Проектное задание на строительство было подготовлено в 1954 году Мосгипротрансом и Трансмостпроектом Министерства путей сообщения СССР. Изначально на мосту предлагалось установить монументальные колонны со скульптурами, символизирующими славу советского народа, однако этого не произошло[3][4].

Строительство началось в 1954 году, а окончание и открытие — в 1957-м. Мост был назван Калининским, так как прилегал к проспекту Калинина[3][4]. В 1993 году мост был переименован в Новоарбатский. 4 октября этого же года с моста танки расстреливали здание Правительства, в котором заседали противники ельцинских реформ из числа депутатов Верховного Совета РСФСР[4][11].

Современность[ | ]

15 июня 2003 года начался первый капитальный ремонт моста, который завершился спустя год. Заказчиком проекта было ГБУ «Гидромост», а работы выполнила проектная . В ходе ремонта был устранен прогиб руслового пролёта и заменили железобетонные плиты проезжей части в его середине, заново проложили кабельные коммуникации связи и энергоснабжения, сменили гранитную облицовку, отремонтировали проезжую часть и левобережную эстакаду, а также деформационные швы[12][5][6].

В 2020 году Департамент Москвы по конкурентной политике объявил аукцион на право выполнения нового капитального ремонта Новоарбатского моста. Заявка включала гидроизоляцию выравнивающего и защитного слоев, асфальтобетонного покрытия, замену плитки на тротуарах. Заказчиком работ выступил ГБУ по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «Гормост». Начальная стоимость контракта оценивалась в 148,4 млн рублей, однако ремонт так и не был произведен[6].

В 2020 году правительство города вновь заявило о потребности моста в капитальном ремонте. Согласно технической документации ГБУ «Гормост», на мосту требуется переложить инженерные коммуникации, отремонтировать сети троллейбусов и уличного освещения, а также благоустроить территорию и разработать дендроплан. Старт готовых работ намечен на 2018-й год[13][14].

Реконструкция и ремонта моста

Капитальная реконструкция моста проводилась в течение 2003-2004 годов. С 15 июня 2003 года движение по мосту в одном направлении было временно прекращено из-за проводимых на нем ремонтных работ. Ремонт проводился в несколько этапов. Работы были организованы таким образом, что движение общественного транспорта ограничено не было. Во время работы строителями и инженерами был выровнен прогиб пролета моста над руслом реки. Кроме того, была заменена большая часть плиточных перекрытий на проезжей части и отремонтированы коммуникации. Реконструкция была завершена в начале июля 2004 года.

Галерея[ | ]

Новоарбатский мост
Новоарбатский мост ночью, 2007
Панорама Новоарбатского моста с высоты птичьего полёта, 2006
Вид с Новоарбатского моста Москвы-реки, 2007
Вид с Новоарбатского моста: Дом правительства РФ, 2007

власти выбрали самый дешевый вариант переправы

В Петербурге завершились предпроектные работы по строительству моста через Неву в створе Большого Смоленского проспекта, которые по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выполнял институт «Гипростроймост Санкт-Петербург». Пока у города нет средств на реализацию этого проекта, предполагается, что работы начнутся только после 2020 года.

Новый транспортный объект, магистраль, начинающаяся от проспекта Стачек и заканчивающаяся на проспекте Энергетиков с мостом через Неву, должен обеспечить транспортное сообщение на участке от пересечения проспектов Большого Смоленского и Обуховской Обороны до перекрестка на проспекте Энергетиков и Заневского. Проспект Энергетиков планируется связать с улицей Коллонтай, построив несколько развязок, в том числе с Заневским проспектом, а также путепроводы через реку Оккервиль и через железную дорогу у Ладожского вокзала.

Как сообщил «Ъ» источник в Смольном, новая переправа появится после 2020 года, поскольку сейчас в бюджете нет средств на его строительство (ранее называлась цифра в 12 млрд рублей), а первоочередными для города являются проекты, строящиеся в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2020 года (мост в районе острова Серный и пешеходный мост в створе Яхтенной улицы). На строительство моста потребуется около трех лет.

Согласно предпроектным разработкам, подготовленным институтом «Гипростроймост Санкт-Петербург», существует три варианта реализации проекта: строительство разводного моста, высоководного вантового моста и тоннельного перехода. В качестве приоритетного варианта будет рассматриваться вариант строительства шестиполосного разводного моста протяженностью 483,5 м, сообщили в КРТИ.

«Во-первых, в нескольких километрах южнее располагается неразводной Большой Обуховский мост, поэтому необходимости в еще одной круглосуточной переправе в этом районе нет. Во-вторых, стоимость строительства разводного моста значительно ниже стоимости вантового моста и в несколько раз ниже стоимости тоннеля. В-третьих, предполагается размещение трамвайных линий на мосту, что при реализации вантового моста с большой высотой пролетной части значительно усложнит проект», — пояснили в ведомстве, добавив также, что высокий вантовый мост может визуально нарушить исторические панорамы Петербурга, ведь строительство будет вестись в трех километрах от площади Александра Невского.

Проектировщику также было поручено разработать варианты платной эксплуатации отдельных участков дороги. В частности, предложено продумать систему взимания платы, ее программное обеспечение и расположение пунктов по приему денег. Однако в КРТИ сообщили, что от идеи платности решили отказаться.

Мост в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта — это первый новый проект по строительству переправы через Неву, предложенный администрацией города за последние несколько лет. Из-за постоянной нехватки финансирования и «подвисающих» конкурсов в городе наблюдается дефицит искусственных сооружений через главную водную артерию Петербурга. Предполагается, что мост в створе Большого Смоленского проспекта улучшит пропускную способность существующих магистралей, обслуживающих южную планировочную зону города. Существующие здесь переправы (мост Александра Невского и Володарский мост) не справляются с транспортным потоком, что приводит к постоянным пробкам.

Татьяна Дятел

Примечания[ | ]

  1. Бородинский мост открывают, Новоарбатский закрывают (неопр.)
    (17 ноября 2002). Проверено 3 августа 2020.
  2. 12
    Новоарбатский мост
    (неопр.)
    (2017). Проверено 3 августа 2020.
  3. 1234
    Рогачев, 2020, с. 263.
  4. 123456Александрова Анна Юрьевна.
    Московские мосты
    (неопр.)
    . Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма» (2013). Проверено 3 августа 2020.
  5. 12
    Полностью отремонтирован Новоарбатский мост
    (неопр.)
    (3 июля 2004). Проверено 3 августа 2020.
  6. 123Сергей Толмачев.
    Московские власти подыскивают желающих отремонтировать Новоарбатский мост за 148 млн рублей
    (неопр.)
    (27 апреля 2015). Проверено 3 августа 2020.
  7. Рогачев, 2020, с. 264.
  8. Алексей Рогачев — Москва. Великие стройки социализма (неопр.)
    . Проверено 3 августа 2020.
  9. Рогачев, 2020, с. 261-262.
  10. 12
    Рогачев, 2020, с. 262.
  11. «Москва-река: водная улица столицы» (неопр.)
    (16 декабря 2014). Проверено 3 августа 2020.
  12. Ремонт и ныне там (неопр.)
    . Газета «Аргументы и факты» (5 мая 2004). Проверено 3 августа 2017.
  13. Новоарбатский мост начнут ремонтировать в 2020 году (неопр.)
    (23 мая 2017). Проверено 3 августа 2020.
  14. Янина Барабашова.
    Ремонт Новоарбатского моста стартует в 2020 году
    (неопр.)
    . Газета Центрального Административного Округа (23 мая 2017). Проверено 3 августа 2020.

Ссылки[ | ]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Новоарбатский мост
Мосты через Москву-реку в Москве
  • Павшинский
  • Митинский метромост
  • Спасские
    • МКАД
  • Строгинский
  • Хорошёвский
  • Живописный
  • Карамышевский
  • Крылатские
  • Шелепихинский
  • Белорусский (Филёвский)
    • ж/д
  • Дорогомиловский
    • ж/д
  • Дорогомиловский
  • Багратион
  • Новоарбатский
  • Смоленский метромост
  • Бородинский
  • Богдана Хмельницкого (Краснолужский)
  • Новый Краснолужский (Лужнецкий)
    • ж/д
  • Бережковский
  • Лужнецкий метромост
  • Андреевский автомобильный
  • Андреевский железнодорожный
    • ж/д
  • Пушкинский
  • Крымский
  • Патриарший
  • Большой Каменный
  • Большой Москворецкий
  • Большой Устьинский
  • Большой Краснохолмский
  • Новоспасский
  • Автозаводский
  • Даниловский (Кожуховский)
    • ж/д
  • Нагатинский метромост
  • Сабуровские
    • ж/д
  • Братеевский
  • Бесединские
    • МКАД

Фото мостов в Москве

А вы знали, что в Москве находится 452 моста? При чем, в это число входят как непосредственно мосты через реки и каналы, так и эстакады, путепроводы и даже железнодорожные мосты.

Учитывая большое количество водоёмов в Москве, было бы очень сложно организовать нормальное движение и доступ ко всем районам города, если бы не мосты.

Издревле очень важное значение для города играла его архитектура и планировка. И в этом отношении мосты Москвы являются украшением нашей столицы!

Поделитесь в соцсетях:

Архитектура

архитектура • москва • мост • река

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: