Особняк Рябушинского. Особняк С. П. Рябушинского в Москве

Музей-квартира А. М. Горького находится в бывшем особняке Рябушинского, построенном для семьи молодого русского предпринимателя известным московским архитектором Ф. Шехтелем. Шикарный дом на Малой Никитской, в котором писатель проживал последние годы своей жизни, является настоящим шедевром архитектуры начала ХХ столетия. Он выполнен в необычном для Москвы тех лет стиле русского модерна, а его история связана с тремя выдающимися людьми, жившими в одно время, но имевшими слишком разные судьбы. И только один из них упомянут на мемориальной доске, установленной на фасаде.

Мемориальная доска, © Андрей и Валерия

Особняк относится к немногочисленным открытым для посещения аналогичным объектам, расположенным в центре столицы. В одних зданиях находятся государственные учреждения и посольства, куда простым гражданам вход закрыт. Его внутреннее убранство сохранено практически в первоначальном виде, задуманном и реализованном Ф. Шехтелем.

Гостиницы в Москве рядом с музеем-квартирой Горького

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Парадный вход, © Анна Абросимова

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

Молельня, © Лариса Киселева

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Музей-квартира Горького — официальный сайт

Боковой фасад, © Андрей и Валерия

Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

особняк рябушинского

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Архитектура дома Шехтеля

Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902–03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.

Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.

Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.

Мозаичный фриз, © Лариса Киселева

Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.

Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома города Москвы в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает. Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

музей горького особняк рябушинского

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Знаменитая лестница Шехтеля, © Sveta Yastrebkova

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

Витраж, © Лариса Киселева

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

Лампа-медуза, © Лариса Киселева

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.


Спальня, © Лариса Киселева

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931–36 гг.

Элемент декора, © Лариса Киселева

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Москва таинственная: скрытые символы старообрядческого особняка, куда поселили Горького

Как Горького поселили в особняке старообрядцев Рябушинских

00:00

00:00

Андреассен:

— В этот раз приглашаю вас в особняк Рябушинского. Это особняк, который был построен семьей староверов, и в который после революции поселили сАмого, как считалось у нас, пролетарского писателя Максима Горького. В двухэтажный, невероятной красоты особняк! Почему невероятной? Потому что он был построен великолепнейшим архитектором — Шехтелем. Я умолкаю на этом, передавая слово гостю нашей программы Наталье Леоновой. Она координатор проекта «Иди и смотри необычную Москву».

Леонова:

— Добрый день.

Андреассен:

— Адресочек мы сразу подкинем? Это же Малая Никитская?

Леонова:

Малая Никитская, дом 6 – официальный адрес этого дома. Вообще семья Рябушинских — уникальная. Степан Павлович Рябушинский был одним из 7 братьев этой многочисленной семьи старообрядцев, а еще было 2 сестры. До революции это была богатейшая семья в России. Достаточно перечислить: типография «Утро России», банк, автомобильный завод, который вырос в современный завод ЗиЛ…

И вот Степан Павлович Рябушинский решил заказать себе дом у известнейшего на тот момент (начало ХХ века) архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Ему нравилось то, что Шехтель делает в стиле модерн. И архитектор строит для него целую усадьбу. Знаменитый дом с мозаикой по фасаду, с лилиями и орхидеями, с сосной перед ним, — это главный дом усадьбы. А немного левее находится сама усадьба – конюшни, каретный сарай, дом управляющего, там сейчас музей Алексея Толстого. А в самом особняке Рябушинского — музей Горького.

Весной красота шедевра Шехтеля прекрасно видна. Летом особняк скроется за кронами деревьев. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Весной красота шедевра Шехтеля прекрасно видна. Летом особняк скроется за кронами деревьев.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

— Вернемся к первым хозяевам. Когда Шехтель строил этот дом, на самом верху он спрятал молельню домашнюю…

Леонова:

— Да. Называли ее тайная моленная. У всех старообрядцев было такое название. Потому что старообрядцам запрещали строить свои церкви. Но все знали, что у крупнейших старообрядцев – Рахманова, у того же Рябушинского, — есть эти домовые церкви, которые по традиции назывались тайными моленными.

Справа наверху находится моленная, которую старообрядцы не афишировали. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Справа наверху находится моленная, которую старообрядцы не афишировали.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Сама моленная — просто потрясающая. Несколько лет назад там восстановили росписи: первохристианский образ Христа в виде рыбы и креста, изображения евангелистов в виде тельца (Иоанн), льва (Марк), орла (Лука) и ангела (Матфей), райский сад с вертоградом и идущая по кругу под куполом надпись на древнегреческом языке. В советские годы в моленной была художественная мастерская невестки Горького, которая прожила в этом особняке до 60-х годов.

Если подняться по узкой отдельной лесенке - попадаешь в ту самую тайную моленную. В основании купола повторяется сокращённая надпись на древнегреческом: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда». Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Если подняться по узкой отдельной лесенке — попадаешь в ту самую тайную моленную. В основании купола повторяется сокращённая надпись на древнегреческом: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда».Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Степан Павлович Рябушинский не только заказал Шехтелю построить этот дом и сделать эту моленную, но и создать все внутренние интерьеры – ширмы, светильники, роспись, витражи и лестница также были выполнены по рисункам этого выдающего зодчего. Рябушинский был коллекционером древних икон и в доме была устроено специальное светлое помещение для выставки, которую могли посетить люди и посмотреть на это великолепие.

Андреассен:

— А в нынешние времена можно посмотреть на великолепие украшений этого дома, которые придумал Шехтель. И ведь это не просто украшения — там очень много смыслов…

О том, что в этой роскоши жил Горький, напоминает мемориальная доска на входе. Но вход в музей — с противоположной стороны.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Леонова:

— Да, там очень много символов и смыслов. Те, кто занимался модерном, вообще увлекались так называемым символизмом.

Несколько слов о Шехтеле. Он был урожденным католиком, то есть, его крестили как католика, но он шел к православию. И в мае 1915 года Федор Осипович принимает православие. Его путь к православию можно сказать начинает проявляться в интерьерах и устройстве этого дома.

Шехтеля иногда называют архитектором с театральным почерком. Мол, он играл с камнем и с интерьером, как с театральными декорациями. Кто-то говорит, что он использовал в этом доме природные символы. И действительно, в особняке Рябушинских есть такие элементы декора – ширма с богомолом, бабочки, цветы, лестница которую называют «волна». То есть, очень много природных элементов.

Начало лестницы-«волны». Смотришь снизу — и в светильнике видишь «медузу» — как символ чего-то метущегося, молодого, ищущего…Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

В то же время есть мнение, что в некоторых элементах дома Шехтель использует какую-то христианскую мистику. Потому что лестница-«волна» хотя и смотрится как волна, но при этом имеет 33 ступени. А мы знаем: 33 — это возраст Христа.

Внизу лестницы есть светильник. Снизу он напоминает медузу, как символ чего-то такого метущегося, молодого еще, не нашедшего своих берегов, своего главного в жизни.

Андреассен:

— В жизни, которая приходит из воды?

Леонова:

— Да. А по мере поднятия по этим ступеням, как бы по мере увеличения возраста, по мере взросления человека, сверху, когда смотришь на этот светильник, то видишь уже черепаху — символ мудрости, степенности и покоя. Цветные витражи, выполненные по эскизам Шехтеля между лестничными проемами, символизируют тело, дух, душу. Серебряная капитель колонны буквально символизирует цитату из Ветхого Завета «Семя жены сотрет главу змея» — этот сюжет повторяется четыре раза вокруг колонны по сторонам света. Там видны яблоневые цветы и змеи саламандры, а над ними семена.

А вот если смотреть с лестницы вниз — уже видна черепаха. Символ мудрости человека, который прошел ступени — «годы» — вперед.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

— Интересно, каково было в таком окружении поселиться Горькому, когда он вернулся из-за границы? Есть версия, что он не столько он вернулся, сколько его вернули. Потому что, мол, начал говорить лишнее по отношению к советской власти.

Решетки на окнах - и то необычные, напоминают волну - вслед за главной лестницей. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Решетки на окнах — и то необычные, напоминают волну — вслед за главной лестницей.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Леонова:

— Есть версия, что Горький хотел быть полезен, а в Ницце ему ничего не оставалось делать. Здесь же он надеялся на то, что ему доверят написать биографию Сталина. С ним вместе в этом доме жил его сын, который трагически погиб. Там же, в доме, жил его секретарь, жила его невестка. Горький дом не любил, честно говоря, он казался ему слишком гигантским, роскошным, с этими всяческими символами…

Горькому не нравилась роскошь, в которой он был вынужден жить. Но очень нравилась библиотека.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Но он любил многочисленные книжные шкафы. Плюс ко всему к нему в гости приходили замечательные люди той эпохи. Он дружил с замечательным художником Павлом Дмитриевичем Кориным и в музее есть его картины. Там же, в музее, есть уникальная горьковская коллекция нэцкэ — он фанатично собирал эти интересные фигурки.

Коллекция нэцке, которую всю жизнь собирал Горький.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

В общем, дом сочетает в себе интересную историю о Максиме Горьком, о Федоре Осиповиче Шехтеле и о Степане Павловиче Рябушинском, который оформил этот дом, по традиции тогдашней, на супругу. Тогда принято было оформлять на супругу, дабы если купец разорился, то не отняли бы все это имущество.

Андреассен:

— Современные бизнесмены, видимо, хорошо знают историю.

Леонова:

— И чиновники тоже…

Андреассен:

— Наверное, надо отдать должное и самому Шехтелю. Прекрасный архитектор, увы, под конец жизни сам остался без жилья — вот ведь ирония судьбы…

Место Горького за столом в гостиной отмечено и по сей день чашкой: садился он только тут.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Леонова:

— Да. Он умер в 1926 году в коммуналке той квартиры, которую он купил когда-то своей старшей дочери. Очень жаль. Он сам писал, что, мол, строил для богатейших людей России, а умираю нищим.

Сегодня, конечно, оценено, что он оставил огромное наследие, о нем пишут книги, издают альбомы. И его правнук активно занимается памятью о своем знаменитом предке. И мы начинаем больше знать.

Один из бюстов Горького на втором этаже. Тут до 60-х годов продолжала жить его семья.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

— И у вас есть целенаправленная экскурсия по местам Шехтеля.

Леонова:

— Да, она называется «Вальсы с городом архитектора Федора Шехтеля».

Колонна со змеями и лилиями — одна из придумок Шехтеля. Смысл в ней вот какой: Ящерицы – олицетворение зла, лилии – символ добра – то есть, все переплетено в «здешнем» мире.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

— От одного названия хочется уже бежать вприпляску на эту экскурсию. Я напомню, это экскурсия проекта «Иди и смотри необычную Москву». Можете найти на их сайте расписание. Ну а мы выберем для вас следующую экскурсию буквально через неделю. До встречи.

Спальня ГорькогоФото: Наталия АНДРЕАССЕН

На втором же этаже хранится посмертная маска писателя.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Кабинет писателя на втором этажеФото: Наталия АНДРЕАССЕН

Вот такой он, этот дом. И вход в него — бесплатный!Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Экспозиции

В 5 комнатах особняка, расположенных на первом этаже, полностью сохранена обстановка 1936 г. Это — кабинет писателя и его спальня, библиотека и секретарская, а также столовая. Здесь находится мебель тех лет, представлены личные вещи и книжная коллекция Горького, расставленная в том же порядке, что и при нем. На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о жизни Алексея Максимовича после его возвращения на родину из Италии. Часть помещений отдано под хранение музейного фонда. В оборудованном подвале находится выставка, дающая представление о Рябушинском и Шехтеле.

Цены на билеты в 2020 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 350 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 150 руб.;
  • для студентов и учащихся — 200 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 450 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000–5000 руб.. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб.

В тарифную стоимость экскурсий не входит цена билетов на посещение музея-квартиры Горького. Они приобретаются дополнительно для каждого участника.

Несколько категорий граждан имеет право на бесплатный вход при наличии соответствующих документов. Подробную информацию о тарифах можно узнать на официальном сайте.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

особняк с п рябушинского

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: