Ошибки в истории: памятник Александру III в Ялте стал предметом для споров


Конкурс на создание памятника

Мысль о создании памятника императору Александру III возникла сразу после его смерти осенью 1894 года. Самодержец скончался от болезни, развившейся после катастрофы на железной дороге, произошедшей в 1888 году. С инициативой выступила Петербургская городская дума, а также Сергей Юльевич Витте, занимавший в то время пост министра путей сообщения. Идея была представлена взошедшему на престол императору Николаю II, тот принял ее тепло, и вскоре думой была открыта всероссийская подписка на создание памятника. Такая практика – создание памятников на народные пожертвования – получила широкое распространение в XIX – в начале XX веков в России. Это помогало укрепить в обществе ощущение востребованности в новых памятниках, а также дарило каждому жертвователю чувство причастности к общему делу.

Конкурс на создание проекта памятника императору был объявлен 25 ноября 1899 года. Его возглавил С. Ю. Витте, к тому моменту ставший во главе Министерства финансов. В конкурсе приняли участие крупнейшие скульпторы и архитекторы эпохи – А. М. Опекушин, Ф. О. Шехтель, П. П. Трубецкой, В. А. Беклемишев, А. Г. Померанцев и другие. По воле императора Николая II создание нового памятника решено было привязать к окончанию строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, начатого в эпоху Александра III. Так определилось место для будущего памятника – им стала Знаменская площадь, на которой и поныне располагается железнодорожный вокзал (тогда Николаевский вокзал — сейчас это Московский вокзал на площади Восстания).

Первый этап конкурса был проведен в 1900 году. Модели памятников были осмотрены членами императорской фамилии в Зимнем дворце, особого внимания императора удостоился проект Паоло Трубецкого. Однако этот этап не увенчался успехом: ни один из проектов не был утвержден, и потому вскоре был объявлен второй этап конкурса. Примечательно, что модель памятника Трубецкого с первого этапа конкурса сохранилась и до сегодняшнего дня хранится в Русском музее.

Памятник Александру I

Смотреть все фото (28)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

Открытие памятника императору Александру I

У стен московского Кремля открыт памятник императору Александру Первому.

20.11.14/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Дата постройки: 2014 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Щербаков С.А., Воскресенский И.Н, Ананьина Г.В.
  • Адрес: Александровский сад
  • Метро: Боровицкая
  • Координаты: 37°36′46.46″E; 55°44′59.70″N

Распечатать информацию об объекте

Первый памятник Александру I в Москве установлен в Александровском саду, вблизи Боровицких ворот Московского Кремля.

Автор памятника Салават Щербаков изобразил российского императора в полный рост. В руках самодержец держит шпагу, а под его ногами оружие противника. Фигура Александра I установлена на высоком цилиндрическом постаменте с надписью: «Благословенной памяти императора Александра I благодарная Россия», венчает которую двуглавый орел.

Постамент украшают два горельефа: «Победное вступление императора Александра I в Париж октября 1813 года» и «Битва народов» под Лейпцигом 4-7 (16-19) октября 1813 года.

Перед памятником установлена стена с барельефами, изображающих два крупных сражения — Бородинскую битву и сражение при Березине, а также барельефы — встреча императора с Серафимом Саровским и два храма — храм Христа Спасителя, построенного по инициативе Александра I, и Казанский кафедральный собор. Построенные с разницей в несколько десятилетий, они оба стали своеобразными памятниками Отечественной войне 1812 года.

В центре стены расположена надпись с воззванием Сената: «Для предания позднейшему потомству настоящей славы России и сердечной благодарности к виновнику оной воздвигнуть в престольном граде памятник с надписью: «Александру Благословенному императору Всероссийскому, великодушному держав восстановителю от признательной России.» Синод, Сенат. Государственный совет 3 августа 1814 года».

Символично, что памятник установили в Александровском саду, который строился по указу императора с 1820 по 1823 год. Первоначально он назывался Кремлевскими садами. В честь Александра I сад переименовали уже после смерти императора, в 1841 году.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Новый проект Трубецкого

На следующем этапе конкурса князем Трубецким был выдвинут новый вариант будущего монумента: теперь это была конная статуя. Оставалось решить вопрос о пьедестале: сам Трубецкой предложил создать его в форме скалы, а архитектором Федором Осиповичем Шехтелем был предложен четырехугольный постамент, украшенный барельефами со сценами из истории покорения Сибири. В итоге был утвержден последний вариант.

К созданию памятника приступили весной 1900 года. Вначале, чтобы оценить, как памятник впишется в городское пространство Петербурга, на Знаменскую площадь поместили деревянную модель будущей скульптуры. Также была изготовлена модель из гипса, которую осматривали император, а также великий князь Владимир Александрович – брат покойного Александра III, ставший председателем комитета по сооружению памятника.

Изначально проект памятника не понравился Владимиру Александровичу. По воспоминаниям Витте, великий князь даже назвал однажды проект Трубецкого «карикатурой на его брата», что, впрочем, никак не повлияло на авторское видение монумента. Вообще Паоло Трубецкой, судя по тому, какие воспоминания оставили о нем современники, обладал крайне неуживчивым характером: в процессе создания памятника Паоло Петрович неоднократно повышал гонорар за свою работу, угрожая в противном случае отказаться от участия в деле, а для работы над скульптурой князь потребовал, чтобы для него специально был построен павильон, в котором тот с удобством мог бы жить и работать. Во время работы над памятником князь неоднократно выезжал за границу, что также существенно затрудняло и замедляло процесс. Существует мнение, что такое поведение Трубецкого сходило ему с рук, а его множественные капризы исполнялись потому, что его проектом была крайне впечатлена мать императора, Мария Федоровна.

Как же создавался памятник?

Работы по созданию памятника затянулись на несколько лет. Помимо частых отъездов за границу, причиной затягивания процесса, стало то, что Трубецкой вместо работы над самой скульптурой, не раз переделывал проекты постамента, придумывая все более оригинальные и все менее реализуемые варианты. Не раз был изменен и скульптурный проект памятника. Это привело к тому, что фигура императора в конечной версии стала значительно более грубой и плотной, чем это было исполнено в первоначальной модели.

За два года до открытия памятника, в 1907 году, на Знаменской площади был установлена деревянная модель на крутящемся основании. Поворачивая памятник лицом то к Невскому проспекту, то к Николаевскому вокзалу, создатели памятника размышляли, в каком направлении следует поставить оригинал. В итоге решено было обратить монумент к вокзалу, ибо так памятник лучше просматривался с площади.

Скульптуру императора лепили с фельдфебеля Павла Пустова. И вот что он сам рассказывал о процессе выбора модели: «Долго выбирал себе князь подходящего человека. По всем полкам ездил, никак не мог никого одобрить. Наконец, отобрали 18 человек посолидней и устроили смотр, на который приехали граф Витте, кн. Голицын и кн. Трубецкой. Мы при них надевали мундир императора Александра III, на меня мундир как раз пришёлся. Кн. Трубецкой остался мною доволен и велел сесть на коня. Как я служил по пехоте, то доложил, что никогда верхом не ездил. Гр. Витте приказал садиться. Лошадь не стояла смирно, мне было очень страшно. Три человека помогли сесть и держали меня, чтобы я не упал. Мне определили жалование по 90 руб. в месяц: 50 руб. выдавали на руки, а 40 оставляли в залог, что я не сбегу до окончания модели».

Итоговая сумма, затраченная на создание монумента, составила 1 млн 500 тысяч рублей. Массивная фигура императора Александра III была одета в парадную генеральскую форму: сапоги, шаровары и папаху. Фигура лошади также получилась довольно крупной, ее грива и хвост были коротко пострижены. На лицевой стороне постамента были помещены следующие слова: «Императору Александру III, Державному Основателю великаго Сибирскаго пути».

Памятник Александру III

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это — площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.

Споры о памятнике: мощь или нелепость?

Наконец, 5 июня 1909 года состоялось торжественное открытие памятника. В присутствии императора монумент был освящен митрополитом Антонием. На Знаменской площади состоялся церемониальный марш воинских частей, шефом которых был покойный император.

Памятник получил крайне неоднозначные оценки в обществе. На монумент работы Трубецкого было сочинено множество памфлетов, что говорит о том, что памятник мало кого оставил равнодушным.

Сам Трубецкой, однако, не считал свое произведение неудачным: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

В 1937 году памятник был убран с площади и помещен в запасники Русского музея. Оттуда он вернулся в город лишь в 1994 году: конная статуя императора была установлена перед Мраморным дворцом на Миллионной улице, где она находится и по сей день.

И снова конкурс!

Император Александр III вошел в русскую историю как Царь-Миротворец: в его правление страна не знала войн, что по достоинству было оценено народом. Также период 1881-1894 годов можно охарактеризовать такими явлениями, как стабильность внутриполитической жизни и устойчивый экономический рост. Именно за этот бесценный вклад в судьбу Отечества фигура императора была удостоена увековечения в столице Российской империи Петербурге.

На сегодняшний день перед российским обществом снова стоит вопрос о необходимости увековечить память русского царя. Российским военно-историческим обществом проведен конкурс проектов памятника, в основу которого легла модель Паоло Трубецкого с конкурсного этапа в 1899 году – та самая, которая хранится в запасниках Русского музея. Новый памятник планируется установить на территории Гатчинского дворца – резиденции, в которой Александр III проводил вместе с семьей осень, зиму и весну.

Источник иллюстраций: https://commons.wikimedia.org

История памятника

Проект памятника

Мысль об увековечении памяти Александра II, посещавшего Казань дважды — в июне 1837 года и в августе 1871-го — возникла у казанцев сразу вскоре после его трагической гибели в 1881 году[3].

Возведение и открытие

Бронзовые части памятника были заказаны известной бронзовой фабрике Постникова в Москве, гранитные части — московскому мраморщику Захарову. Нижний постамент был сооружён из камня (кварцевого песчаника) каменоломен Сенгилеевского уезда Симбирской губернии[1]:591.

Общая стоимость памятника определилась в сумме 43 856 рублей 31 копейка[1]:591.

Памятник был готов в 1894 году и торжество его открытия предполагалось провести осенью того же года (22 октября), но вследствие государственного траура по умершему 20 октября императору Александру III открытие памятника было перенесено на август 1895 года[1]:588.

Разрушение

В феврале-марте 1918 года (в годовщину Февральской революции) с пьедестала памятника была демонтирована бронзовая фигура императора. Она до конца 1930-х годов пролежала на территории Гостиного двора. Как сообщила в апреле 1938 года газета «Красная Татария», металл от монумента пошел на изготовление тормозных втулок для трамвайных колес[3].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: