Лучшие памятники влюблённым и любящим в Москве

Небольшой бирюзовый особняк на Арбате неизменно привлекает внимание всех иностранных туристов, которые решили прогуляться по главной пешеходной улице Москвы. Это неудивительно — ведь даже те, кто абсолютно ничего не знает об истории России, хотя бы раз слышали о нашем великом поэте Александре Сергеевиче Пушкине. В этом особняке на Арбате, в доме 53, находится мемориальная квартира-музей А.С. Пушкина, в которой поэт провел самые счастливые 3 месяца в своей жизни, и которая стала дня него первым «семейным» домом — именно сюда 18 февраля 1831 года он привел свою молодую красавицу-жену Наталью Гончарову после венчания. Это тот дом, который он потом еще очень долго вспоминал. К своему стыду, мы побывали в этом музее совсем недавно, и очень жалеем, что не дошли до него раньше. Сегодня мы расскажем об этом интереснейшем музее, который несомненно стоит посетить, если вы живете в Москве или приехали сюда в отпуск или командировку. Ну а если в вашей семье есть дети школьного возраста, то эта мемориальная квартира должна обязательно войти в список тех мест, куда нужно сходить всей семьей.

Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате

Особняк семьи Хитрово и история музея-квартиры

История музея-квартиры Пушкина на Арбате довольно необычна и во многом уникальна, ведь это единственное пушкинское место в Москве, которое можно назвать мемориалом в полном смысле этого слова. Всем известно, что великий русский поэт родился в Москве, в Немецкой слободе (в наши дни — Бауманский район) в усадьбе Скворцовых, которая до наших дней не сохранилась. Первые 12 лет юный Саша жил в Москве, периодически бывая у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в усадьбе Захарово, бывал в те времена Пушкин и в Вяземах, где возле церкви Преображения похоронен его брат Николенька, умерший в шестилетнем возрасте. В 12 лет будущий российский поэт уехал в Царское село, где поступил в лицей и вернулся в Москву лишь спустя 15 лет. Обычно он останавливался у друзей или в гостиницах, но к 1831 году, накануне своей свадьбы, решил остепенится и снять квартиру, куда планировал привести свою жену. В письмах к петербургским друзьям он писал, что снимает 5 комнат у семейства Хитрово, но где располагалась квартира доподлинно было неизвестно до 1978 года.

Также интересно: История и достопримечательности Александровского сада в Москве

Дело в том, что известная московская семья имела несколько домов и в каком из них жил Пушкин до недавнего времени было тайной. Историки, конечно, предполагали, что именно на Арбате жила молодая семья Пушкиных — в 1937 году на стене дома даже появилась табличка, говорящая об этом, но документов, которые подтверждали бы это, не было. Только в конце 70-х годов была найдена Маклерская книга, в которой была сделана запись о том, что Александр Сергеевич снял квартиру на Арбате. Спустя 8 лет, к 155-летней годовщине празднования свадьбы Пушкина и Гончаровой, в особняке была открыта мемориальная музей-квартира.

Маклерская книга с записью о том, что Пушкин снял пять комнат в особняке Н.Н. Хитрово сроком на полгода (муляж, оригинал хранится в государственном архиве)

Интересна история и самого особняка. Первый дом был построен во второй половине XVIII века и его хозяином стал С.Ф. Неронов. В 1806 году дом перешел к новому хозяину — Никанору Сергеевичу Хитрово, а после по наследству и его сыну. Во время большого пожара 1812 года особняк был полностью уничтожен огнем, от здания остался лишь фундамент. Новый дом был выстроен к 1816 году, его мы и можем видеть в наши дни, правда после нескольких серьезных реставраций и перестроек. В 1831 году квартиру снял Пушкин, где планировал прожить как минимум полгода, но спустя три месяца вынужден был покинуть столицу и дом на Арбате.

Особняк Хитрово на Арбате

К слову сказать, после Пушкина дом видел еще несколько известных постояльцев. Так в конце XIX века ту же самую квартиру снимал младший брат известного композитора Петра Ильича Чайковского, а значит и сам великий музыкант здесь бывал и даже праздновал свой 45-летний юбилей. После революции особняк перешел в ведение государства и несколько месяцев в его стенах действовал Окружной самодеятельный театр Красной Армии, в состав художественного совета которого входили такие известные люди, как Владимир Маяковский и Всеволод Майерхольд. А после случилась самая неприятная эпоха для жизни будущего музея-квартиры Пушкина на Арбате — особняк превратили в коммунальные квартиры, которые просуществовали здесь до конца 70-х годов.

Памятная табличка о том, что в этом доме проживал А.С. Пушкин

Нам показалось, что музей не пользуется особой популярностью у туристов и москвичей, и очень жаль, потому что экспозиция мемориальной квартиры Пушкина не оставила равнодушными даже нас, людей, который очень спокойно относятся к творчеству великого поэта и, по правде сказать, не очень понимают в чем же состояла его гениальность (только никому не говорите об этом:)). Давайте перейдем непосредственно к самому музею и тем экспонатам, которые можно здесь увидеть.

Экспозиция музея-квартиры Пушкина в Москве

А.С. Пушкин занимал второй этаж особняка, а на первом располагались комнаты хозяев дома. Согласно историческим документам, сам поэт никогда не бывал в комнатах первого этажа — во время его проживания в Москве свирепствовала холера, поэтому владельцы предпочли отсиживаться в своем имении в Орловской области, а свои комнаты закрыть. Устройство дома таково, что квартиросъемщики имели свой собственный вход в дом и могли не пересекаться с владельцами. Мы решили начать свой рассказ со второго этажа, ведь именно здесь жил Пушкин, а значит эти комнаты и являются его мемориальной квартирой (потом мы обязательно спустимся вниз на первый этаж и расскажем об остальной экспозиции).

Квартира Пушкина на Арбате

Пушкин снимал в особняке все комнаты второго этажа, антресоли, конюшню, каретный сарай, кухню и даже нанял прислугу. Все это обошлось поэту в 2000 рублей, что было не очень дешево. На втором этаже располагалось 5 комнат, три из которых были залы для приемов: с высокими потолками и большими площадями. В них постоянно не жили, так как отапливать их было довольно дорого, да и незачем, но, когда в доме собирались друзья или давались званые вечера, тут кипела жизнь. Начинается экскурсия по второму этажу с аванзала или холла, который выходил на парадную лестницу.

В этом небольшом открытом зале посетители могут увидеть копию той самой маклерской книги, в которой и была обнаружена запись об аренды квартиры с подписью великого поэта. Стоит отметить, что во всех комнатах квартиры Пушкина на Арбате почти нет мебели. После «коммунального» прошлого историкам и реставраторам удалось полностью восстановить планировку квартиры, проемы дверей, изразцовые печи и даже внешний вид люстр, а вот о том, какая в квартире была мебель, известно очень мало. Нет ни одной описи, в которой хотя бы перечислялась мебель, находившаяся в доме. Поэтому экспонатов не очень много, но все они имеют особую ценность для музея.

Аванзал на втором этаже квартиры Пушкина

Следующий зал, в который попадают посетители музея-квартиры Пушкина на Арбате — это большая гостиная. Пожалуй, одна из самых важных комнат пушкинской квартиры, ведь именно здесь проходил праздничный вечер в день свадьбы, а затем званые вечера семьи Пушкиных, которые они устраивали во времена, когда жили в Москве. 17 февраля 1831 года в этой самой комнате о Пушкина, который устроил для него младший брат Лев, и его портрет мы можем увидеть в этом зале. К слову сказать, стены гостиной украшают портреты важных людей в жизни Пушкина. Например, П.В. Нащокина — одного из самых любимых и дорогих друзей Александра Сергеевича. Конечно же, он был и на знаменитом мальчишнике, а на следующий день, если верить историкам, на гуляниях по случаю свадьбы Нащокин одолжил своему приятелю фрак, в котором тот и повел под венец свою будущую жену. На стенах большой гостиной также можно увидеть портреты семьи Вяземских, Дениса Давыдова, а также портрет графа Н.Б. Юсупова (владельца усадьбы Архангельское, в которой Пушкин бывал дважды) и многих других.

Большая гостиная в квартире Пушкина на Арбате

Один из самых интересных экспонатов этого зала — скульптурный портрет А.С. Пушкина, выполненный Иваном Петровичем Витали через год после смерти поэта. Витали знал Пушкина и при жизни, даже делал его зарисовки с натуры, а для этой работы использовал данные с посмертной маски. Возможно именно поэтому бюст считается одним из самых удачных. Вяземский и другие друзья считали, что скульптору удалось показать Александра Сергеевича таким, каким он был при жизни.

Скульптурный портрет Пушкина работы И.П. Витали

В следующем зале музея, по мнению историков, располагалась столовая, но точных подтверждений этому нет, так как никаких вещей или записей об этом не сохранилось. Зал почти пустой — мебели того времени не сохранилось. Конечно можно было поставить другую из того же периода, но сотрудники музея решили, что будет нечестно по отношению к посетителям показывать им экспонаты, которые никак не связаны с Пушкиным, вещи, которых он не видел. Но именно в этом зале располагается один из самых ценных экспонатов пушкинской квартиры — рабочая конторка поэта. За этим небольшим деревянным комодом Пушкин работал стоя. Известно, что за три месяца жизни в квартире на Арбате, он не написал ни одного нового стихотворения, но активно работал над своими черновиками, написанными в Болдино во времена знаменитой болдинской осени.

Конторка Пушкина в музее-квартире на Арбате

На конторке посетители могут увидеть пушкинское стихотворение «Осень». Надо сказать, что это копия, а оригинал хранится в музее в Санкт-Петербурге.

Стихотворение «Осень», А.С. Пушкин

Над пушкинской конторкой висит небольшой портрет поэта. Эта картина была написана в 1827 году художником и академиком В.А. Тропининым как раз после того, как Пушкин вернулся в Москву из ссылки, и писался портрет с натуры. Оригинал портрета также находится в Санкт-Петербурге, а в квартире Пушкина на Арбате мы можем видеть копию, которую сделала Авдотья Елагина по заказу друга поэта — С.А. Соболевского.

Портрет Александра Пушкина в музее-квартире на Арбате

Третий парадный зал мемориальной квартиры посвящен его любимой жене Наталье Гончаровой. Как и в предыдущем зале, экспонатов здесь почти нет, но те, что есть, очень ценны для музея. Так здесь можно увидеть рукодельный столик Натальи, который когда-то находился в усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» в Калужской области.

Рукодельный столик Натальи Гончаровой

Над столиком два портрета: Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Его портрет написал художник Петр Федорович Соколов в 1936 году, а портрет Гончаровой принадлежит авторству Александра Брюллова. На нем жена Пушкина изображена в том самом платье, в котором поэт увидел ее в первый раз, когда ей было всего 16 лет.

Угловая парадная комната в музее-квартире Пушкина на Арбате

Второй экспонат — портрет Натальи Гончаровой, написанный художником Макаровым в 1849 году. Здесь она уже Наталья Ланская. Сложно поверить, но этой женщине на портрете 37 лет, и она мать семерых детей. Пушкин просил свою жену носить траур всего год и потом выйти замуж за достойного человека, но во второй брак Гончарова вступила только через семь лет после смерти поэта. Она стала вдовой в 25 лет, у нее на руках было четверо детей, младшему из которых на тот момент было всего 9 месяцев. Роль Натальи Николаевны в жизни Пушкина можно обсуждать очень долго — благодаря документам, найденным недавно, очень многие факты ее биографии пересматриваются и переоцениваются. Доподлинно известно, что она пронесла свою любовь к Александру Сергеевичу через всю жизнь.

Портрет Натальи Ланской, автор Иван Макаров, 1839 год

Мы уже говорили, что в больших парадных залах проводились в основном приемы, а жили Пушкин с Гончаровой в небольших комнатах, окна которых выходили во двор, а не на шумный Арбат, как в гостиных. В этих комнатах также почти нет предметов. В одном из залов представлены подлинные вещи, принадлежащие детям Пушкина, а в другом — вещи его внуков. По сравнению с парадными залами, эти комнаты совсем маленькие.

Жилые комнаты квартиры Пушкина в Москве

В одном из двух залов можно найти известный портрет А.С. Пушкина, сделанный художником Орестом Кипренским с натуры. Поэту так понравилась эта картина, что в благодарность свою он выразил в стихах:

«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит» (Кипренскому, 1827).

Музей-квартира Пушкина в Москве

На этом экспозиция второго этажа заканчивается, и мы отправляемся на первый этаж в комнаты, в которых по мнению многих ученых Пушкин никогда сам не бывал. Экскурсию по первому этажу мы решили начать с гостиной. К сожалению, многие блоги и электронные журналы в погоне за SEO тиражируют одну и ту же ошибку, утверждая, что именно в этой комнате проходил мальчишник поэта, поэтому-то тут и можно увидеть гитару и другие атрибуты холостой жизни.

Но как мы уже сказали, это не так — все мероприятия, связанные со свадьбой, проходили на втором этаже. Комнаты первого этажа принадлежали супругам Хитрово, которые в то время находились в Орловской области, где пережидали эпидемию холеры, свирепствующую в то время в Москве. Сейчас в этих комнатах расположена экспозиция, рассказывающая о Москве тех времен, когда Пушкин в ней жил.

Гостиная первого этажа музея Пушкина

Пятый зал музея-квартиры (или гостиная) посвящен истории подготовки свадьбы Пушкина и Гончаровой. На стенах комнаты можно увидеть портреты его друзей, в том числе и тех, кто присутствовал в доме 17 февраля на мальчишнике: Дениса Давыдова, Князя Вяземского и его жены, Боратынского, Верстовского и многих других. Нужно сказать, что почти все вещи в этом зале подлинные. Так диван, на котором лежит гитара и шляпа, когда-то принадлежал доктору Николаю Федоровичу Арендту, тому самому, что облегчал страдания Пушкина перед смертью после дуэли с Дантесом, и был его другом. Здесь же можно увидеть бюро из дома Вяземских — такие конторки были у многих писателей и поэтов того времени, возможно и сам Александр Сергеевич имел что-то подобное. Еще один экспонат из усадьбы Остафьево, который можно увидеть в этой комнате — рукодельный столик-бобик, который принадлежал жене Вяземского, с которой Пушкин очень дружил и которой доверял свои сердечные тайны.

Экспозиция музея Пушкина на Арбате

Часть экспозиции этого зала посвящена знаменитой трагедии «Борис Годунов», которая вышла как раз в начале 1831 года и была встречена друзьями поэта и критиками довольно прохладно. В стеллажах можно найти книгу, которая была напечатана еще при жизни поэта. Следующий небольшой зал посвящен владельцам особняка, семье Хитрово. Но самый интересный экспонат этого зала, с владельцами как раз и не связан — здесь можно увидеть модель памятника Екатерины II, которую Пушкин прозвал «Медной бабушкой».

Может заинтересовать: Сталинские высотки Москвы — история и фотографии

Трехметровую статую Наталья Николаевна получила в качестве приданного от своего деда. Очень полезный свадебный подарок, настолько полезный, что ни Пушкин, ни Гончарова не представляли, что с ней делать. Расплавить ее было нельзя, установить где-то в городе тоже нельзя, как лом сдать тоже не разрешали, поэтому «ценный» подарок просто лежал во дворе в усадьбе Гончаровых в Полотняном заводе.

Медная бабушка в квартире Пушкина

Извлечь из нее какой-то толк Александр Сергеевич смог только незадолго до своей смерти, он отдал ее под залог графу Юрьеву, но, к сожалению, погиб на дуэли так и не вернув долг.

Уже потом, через семь лет после гибели поэта, статую захотели приобрести купцы Коростовцевы, которые увезли ее в родной город Екатеринослав (нынче Днепропетровск), где она простояла почти 100 лет. Остальные экспонаты посвящены дому на Арбате и семье Хитрово: это и многочисленные портреты, и рукодельный столик Екатерины Николаевны, хозяйки дома.

Рукодельный столик семьи Хитрово

Экспозиция музея-квартиры Пушкина на Арбате

Следующий зал посвящен семье Гончаровых, и здесь представлены портреты членов семьи, подлинная мебель из усадьбы в Полотняном заводе и много других интересных артефактов, таких как копии рукописей и рисунков Пушкина, а также книги, которые были изданы еще при его жизни.

Зал, посвященный семье Гончаровых

Еще один зал первого этажа рассказывает о жизни Пушкина в Москве в те три счастливых месяца, что он прожил с Натальей на Арбате. Здесь можно увидеть портреты и вещи его друзей. Так среди ценных мемориальных вещей есть столик для игры в триктрак, который принадлежал Вере Александровне Нащокиной, жене одного из его хороших друзей.

Выставочные залы музея-квартиры Пушкина на Арбате

Столик В.А. Нащокиной для игры в триктрак

Обычно, это последний зал, в который попадают посетители на первом этаже, дальше они отправляются или на второй этаж, или заканчивают экскурсию и покидают музей (некоторые идут в мемориальную квартиру А. Белого, которая находится по соседству). Но так как наша прогулка по музею-квартире Пушкина на Арбате несколько отличалась о традиционной, то мы еще буквально пару слов расскажем о тех залах первого этажа, которые пропустили.

Итак, первый зал посвящен Москве времен Пушкина, здесь можно увидеть уникальные гравюры, которые показывают столицу в те времена, когда будущий великий поэт только родился. Очень необычно рассматривать детали — на одной картине и кремль, и тут же деревянные дома с огородами. Представляете себе сейчас грядки с помидорами в районе Тверской?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: