Метро «Китай-город»: окунись в историю

У этого термина существуют и другие значения, см. Китай-город (значения).

«Китай-город»
Калужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линия
Московский метрополитен
Западный зал (южное направление) Восточный зал (северное направление)
РайонБасманный, Тверской, Таганский
ОкругЦАО
Дата открытия3 января 1971 года
Прежние названияПлощадь Ногина (до 5.11.1990)[1]
ТипКолонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м29
Количество платформ2
Тип платформостровные
Форма платформпрямые
АрхитекторыА. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3]
Инженеры‑конструкторыЕ. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов
Выход к улицамПлощадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик
Наземный транспорт: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11
Режим работы5:30—1:00
Код станции096 (Калужско-Рижская линия), 117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт
Соседние станцииКузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская
«Китай-город» на Викискладе

«Кита́й-го́род

» (до 5 ноября 1990 года — «
Площадь Ногина
») — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях. Расположена на границе Басманного и Тверского районов (ЦАО), часть выходов ведёт в Таганский район (ЦАО). Названа по одноимённому исторического району Москвы. Открыта 3 января 1971 года в составе участков «Таганская» — «Площадь Ногина» на Ждановском радиусе будущей Таганско-Краснопресненской линии и «Октябрьская» — «Площадь Ногина» на Калужском радиусе будущей Калужско-Рижской линии. Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой в каждом из залов. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[4].

Калужско-Рижская линия
Условные обозначения
Челобитьево
ТЧ «Челобитьево»
Медведково
Бабушкинская
ТЧ-10 «Свиблово»
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
ТЧ-5 «Калужское»
Калужская
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская
Таганско-Краснопресненская линия
Условные обозначения
ТЧ-6 «Планерное»
Планерная
Сходненская
Тушинская
Спартак
Щукинская
Октябрьское Поле
Полежаевская
Беговая
Улица 1905 года
Баррикадная
Пушкинская
Кузнецкий Мост
Китай-город
Таганская
Пролетарская
Волгоградский проспект
Текстильщики
Кузьминки
Рязанский проспект
Выхино
ТЧ-11 «Выхино»
Лермонтовский проспект
Жулебино
Котельники

Содержание

  • 1 История
  • 2 Название
  • 3 Архитектура и оформление
  • 4 Галерея
  • 5 Расположение и вестибюли 5.1 Достопримечательности
  • 6 Станция в цифрах
  • 7 Перспективы
  • 8 Станция «Китай-город» в культуре
  • 9 Наземный общественный транспорт
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки
  • КРЛ кКузнецкому МостуТургеневскойКРЛ кТКЛ кТретьяковскойТаганской

    ГУМ (Верхние торговые ряды)

    ГУМ, © Константин Белан

    Торговые лавки на месте ГУМа существовали и в 15 веке. Тогда они были деревянными и разделялись по типу товаров. Эта территория называлась Верхними торговыми рядами (были еще средние и нижние). Постепенно все деревянные магазинчики стали каменными, а над галереей Верхних торговых рядов построили второй этаж. Торговый комплекс в стиле классицизма появился после пожара в 1815 году, а следующая реконструкция закончилась в 1893 году.

    В советское время, когда завершилась революция, в торговых рядах организовали квартиры для политических деятелей СССР, а также офисы. Одно время здание хотели полностью снести, а на его месте построить Наркомат тяжелой промышленности. Но данные идеи не были реализованы, и торговля возобновилась в уже отреставрированном здании ГУМа в середине 20 века. ГУМ и сегодня называют Верхними торговыми рядами.

    Адрес: Красная площадь, 3.

    Режим работы: ежедневно 10:00—22:00

    История[ | ]

    История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина»

    . Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[5].

    В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[5]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[6]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[7].

    Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[7]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[8]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[8].

    Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса, после ввода в эксплуатацию которых в Московском метрополитене стало 89 станций. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[7]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.

    Китай-город (станция метро)

    История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина»

    . Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[5].

    В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[5]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[6]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[7].

    Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[7]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[8]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[8].

    Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса, после ввода в эксплуатацию которых в Московском метрополитене стало 89 станций. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), восточный зал работал только на высадку, а западный — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[7]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года. Однако если на Калужско-Рижской линии за станцией сохранился съезд для оборота составов, то на Таганско-Краснопресненской линии при продлении линии на северо-запад (соединении радиусов в сторону Планерной) в 1975 году съезд был разобран.

    Архитектура и оформление[ | ]

    Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[9]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — , В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (восточный станционный зал)[10], Л. В. Малашонка (западный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[2]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиню и Дж. Я. Бодниексу.

    «Китай-город» является первой в Московском метро кросс-платформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[9]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на пяти станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы», «Кунцевская» и «Петровско-Разумовская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).

    Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[11]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[3]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[11].

    Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[11].

    Архитектура и оформление

    Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[9]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (восточный станционный зал)[10], Л. В. Малашонка (западный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[2]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиню и Дж. Я. Бодниексу.

    «Китай-город» является первой в Московском метро кросс-платформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[9]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на пяти станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы», «Кунцевская» и «Петровско-Разумовская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).

    Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[11]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[3]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[11].

    Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[11].

    Расположение и вестибюли[ | ]

    Станция метро «Китай-город» расположена под Ильинским сквером между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Басманного, Тверского и Таганского районов Центрального административного округа Москвы. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.

    «Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[12]. В 2017 году северный вестибюль был реконструирован: стены пешеходного перехода вместо керамической плитки облицованы керамогранитом светлых тонов, колонны отделаны чёрным мрамором «габбро», а асфальтовый пол заменён на гранитный[13].

    Достопримечательности[ | ]

    Северный выход: Политехнический музей, памятник героям Плевны, храм Николая Чудотворца в Клённиках.

    Южный выход: памятник Кириллу и Мефодию, церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот, белокаменное основание Варварской башни Китай-города в подземном переходе станции.

    Расположение и вестибюли

    Станция метро «Китай-город» расположена под Ильинским сквером между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Басманного, Тверского и Таганского районов Центрального административного округа Москвы. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.

    «Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[12]. В 2017 году северный вестибюль был реконструирован: стены пешеходного перехода вместо керамической плитки облицованы керамогранитом светлых тонов, колонны отделаны чёрным мрамором «габбро», а асфальтовый пол заменён на гранитный[13].

    Достопримечательности

    Северный выход: Политехнический музей, памятник героям Плевны, храм Николая Чудотворца в Клённиках.

    Южный выход: памятник Кириллу и Мефодию, церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот, белокаменное основание Варварской башни Китай-города в подземном переходе станции.

    Станция в цифрах[ | ]

    • Код станции — 096[2] и 117[3].
    • Пикет ПК01+13[14].
    • По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 103 880 человек[15]. В марте 2002 года ежедневный пассажиропоток по входу составлял 104 100 человек[16].
    • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[17].
    • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[18][19]:
    По чётным числамБудние дниВыходные дни
    По нечётным числам
    В сторону станции «Третьяковская»05:49:0005:51:00
    05:49:0005:51:00
    В сторону станции «Тургеневская»05:44:0005:44:00
    05:43:0005:42:00
    В сторону станции «Таганская»05:49:0005:49:00
    05:48:0005:47:00
    В сторону станции «Кузнецкий Мост»05:55:0005:57:00
    05:53:0005:53:00

    Станция в цифрах

    • Код станции — 096[2] и 117[3].
    • Пикет ПК01+13[13].
    • По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 103 880 человек[14]. В марте 2002 года ежедневный пассажиропоток по входу составлял 104 100 человек[15].
    • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[16].
    • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[17][18]:
    По чётным числамБудние дниВыходные дни
    По нечётным числам
    В сторону станции «Третьяковская»05:49:0005:51:00
    05:49:0005:51:00
    В сторону станции «Тургеневская»05:44:0005:44:00
    05:43:0005:42:00
    В сторону станции «Таганская»05:49:0005:49:00
    05:48:0005:47:00
    В сторону станции «Кузнецкий Мост»05:55:0005:57:00
    05:53:0005:53:00

    Станция «Китай-город» в культуре[ | ]

    • На станции «Китай-город» разворачиваются несколько эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, на станции жили банды, занимающиеся организованной преступностью[21].
    • Станция фигурировала в фантастическом рассказе Владимира Васильева «Скромный гений подземки», изданном в сборнике «». В этом рассказе упоминается, что переход со станции «Китай-город» на станцию «Маросейка» («Хмельницкая») был устроен через тупиковый торец северного аванзала, где сейчас стоит бюст Ногина[22].
    • Станция являлась популярным местом, где назначали встречу «на Ноге у Головы», что означало — на станции метро «Площадь Ногина» возле памятника Ногину, который был выполнен в виде бюста.

    История

    История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина»

    . Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году]
    .
    В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина]

    .

    Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка]. Работы велись в шести параллельных тоннелях]

    .

    Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года

    .

    5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город»

    по названию исторического района Москвы, на границе которого расположена станция]. При этом площади Ногина вернули историческое название — Славянская площадь
    .

    Наземный общественный транспорт[ | ]

    Станция имеет выход к следующим остановкам общественного транспорта[23]:

    • Остановка Ильинские ворота
      (недалеко от северного вестибюля) автобусов № м3, 122, Т25 и Н3 (ночной).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на Славянской площади) автобусов № м2, м9, м10, 101, 144, 904; Н1, Н2, Н3, Н4 и Н5 (ночные).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на Лубянском проезде) автобусов № м5, м7, м27, м8, 38, 101, 158; Н1 и Н6 (ночные).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на Солянском проезде) автобусов № К; Н4 и Н5 (ночные).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на улице Варварка) автобусов № м5 и 158.

    Маршруты автобусов (данные на 2020 год)

    [24][25]

    МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
    авт. №Багратионовская, Парк Победы, Кутузовская, Арбатская, Театральная, ЛубянкаФили[[Рижский вокзал| Рижский вокзал]]
    авт. №Кропоткинская, Библиотека имени Ленина, ЭлектрозаводскаяСтадион «Лужники» (южн.)Станция метро Семёновская
    авт. №Нагорная, Верхние Котлы, Тульская, Серпуховская, НовокузнецкаяНагорный бульварСтанция метро Лубянка
    авт. №Рязанский проспект, Нижегородская, Марксистская138-й квартал ВыхинаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Авиамоторная, Площадь ИльичаДангауэровкаСтанция метро Лубянка
    авт. №ВДНХ, Алексеевская, Рижская, Проспект Мира, Сухаревская, Чистые пруды, ЛубянкаСтанция метро ВладыкиноСтанция метро «Китай-город»
    авт. № м10Петровско-Разумовская, Тимирязевская, Дмитровская, Савёловская, Менделеевская, Тверская, Охотный Ряд, ЛубянкаЛобненская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. № м27Нижегородская, Таганская, Китай-город, Лубянка, Охотный Ряд, Библиотека имени Ленина, КутузовскаяКарачаровский путепроводСтанция метро Парк Победы
    авт. № 38Марьина Роща, Цветной бульвар, Театральная, ЛубянкаРижский вокзалСтанция метро «Китай-город»
    авт. № 101Белорусская, Маяковская, Тверская, Охотный Ряд, ЛубянкаДворец спорта «Мегаспорт»Станция метро «Китай-город»
    авт. № 122Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Чистые прудыДворец спорта «Сокольники»Лубянская площадь
    авт. 144Ленинский проспект, Октябрьская, Библиотека имени Ленина, ЛубянкаСтанция метро Тёплый СтанСтанция метро «Китай-город»
    авт. № 158Павелецкая3-й Павелецкий проездСтанция метро Лубянка
    авт. № 904Пятницкое шоссе, Тушинская, Сокол, Аэропорт, Динамо, Белорусская, Маяковская, Пушкинская, Охотный Ряд, Лубянка4-й микрорайон МитинаСтанция метро «Китай-город»
    авт. № К
    (кольцевой)
    Лубянка, Театральная, Библиотека имени Ленина, Полянка, ДобрынинскаяПавелецкий вокзалПавелецкий вокзал
    авт. № Т25Электрозаводская, БауманскаяПроспект БудённогоСтанция метро Лубянка
    авт. №Библиотека имени Ленина, Театральная, Лубянка, Охотный Ряд, Тверская, Маяковская, Белорусская, Динамо, Аэропорт, Сокол, Войковская, Водный стадионСтанция метро «Китай-город»Аэропорт Шереметьево
    авт. №Славянский бульвар, Парк Победы, Кутузовская, Библиотека имени Ленина, Театральная, ЛубянкаБеловежская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Щёлковская, Первомайская, Партизанская, Семёновская, Электрозаводская, Бауманская, ЛубянкаУссурийская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Новокосино, Новогиреево, Перово, Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Площадь ИльичаНовокосиноСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Домодедовская, Красногвардейская, Шипиловская, Марьино, Братиславская, Люблино, Волжская, Кузьминки, Текстильщики, Пролетарская, ТаганскаяКаширское шоссе, 148Станция метро «Китай-город»
    авт. №Медведково, Бабушкинская, Свиблово, Ботанический сад, ВДНХ, Алексеевская, Рижская, Проспект Мира, Сухаревская, Чистые прудыОсташковская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Рязанский проспект, Нижегородская, Таганская138-й квартал ВыхинаСтанция метро «Китай-город»
    авт. № Н11Китай-город, Лубянка, Библиотека имени Ленина, Октябрьская, Ленинский проспект, Юго-ЗападнаяАэропорт ВнуковоСтанция метро «Китай-город»

    Наземный общественный транспорт

    Станция имеет выход к следующим остановкам общественного транспорта[23]:

    • Остановка Ильинские ворота
      (недалеко от северного вестибюля) автобусов № м3, 122, Т25 и Н3 (ночной).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на Славянской площади) автобусов № м2, м9, м10, 101, 144, 904; Н1, Н2, Н3, Н4 и Н5 (ночные).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на Лубянском проезде) автобусов № м5, м7, м27, м8, 38, 101, 158; Н1 и Н6 (ночные).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на Солянском проезде) автобусов № К; Н4 и Н5 (ночные).
    • Остановка Метро «Китай-город»
      (рядом с выходом из южного вестибюля, на улице Варварка) автобусов № м5 и 158.

    Маршруты автобусов (данные на 2020 год)

    [24][25]

    МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
    авт. №Багратионовская, Парк Победы, Кутузовская, Арбатская, Театральная, ЛубянкаФили[[Рижский вокзал| Рижский вокзал]]
    авт. №Кропоткинская, Библиотека имени Ленина, ЭлектрозаводскаяСтадион «Лужники» (южн.)Станция метро Семёновская
    авт. №Нагорная, Верхние Котлы, Тульская, Серпуховская, НовокузнецкаяНагорный бульварСтанция метро Лубянка
    авт. №Рязанский проспект, Нижегородская, Марксистская138-й квартал ВыхинаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Авиамоторная, Площадь ИльичаДангауэровкаСтанция метро Лубянка
    авт. №ВДНХ, Алексеевская, Рижская, Проспект Мира, Сухаревская, Чистые пруды, ЛубянкаСтанция метро ВладыкиноСтанция метро «Китай-город»
    авт. № м10Петровско-Разумовская, Тимирязевская, Дмитровская, Савёловская, Менделеевская, Тверская, Охотный Ряд, ЛубянкаЛобненская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. № м27Нижегородская, Таганская, Китай-город, Лубянка, Охотный Ряд, Библиотека имени Ленина, КутузовскаяКарачаровский путепроводСтанция метро Парк Победы
    авт. № 38Марьина Роща, Цветной бульвар, Театральная, ЛубянкаРижский вокзалСтанция метро «Китай-город»
    авт. № 101Белорусская, Маяковская, Тверская, Охотный Ряд, ЛубянкаДворец спорта «Мегаспорт»Станция метро «Китай-город»
    авт. № 122Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Чистые прудыДворец спорта «Сокольники»Лубянская площадь
    авт. 144Ленинский проспект, Октябрьская, Библиотека имени Ленина, ЛубянкаСтанция метро Тёплый СтанСтанция метро «Китай-город»
    авт. № 158Павелецкая3-й Павелецкий проездСтанция метро Лубянка
    авт. № 904Пятницкое шоссе, Тушинская, Сокол, Аэропорт, Динамо, Белорусская, Маяковская, Пушкинская, Охотный Ряд, Лубянка4-й микрорайон МитинаСтанция метро «Китай-город»
    авт. № К
    (кольцевой)
    Лубянка, Театральная, Библиотека имени Ленина, Полянка, ДобрынинскаяПавелецкий вокзалПавелецкий вокзал
    авт. № Т25Электрозаводская, БауманскаяПроспект БудённогоСтанция метро Лубянка
    авт. №Библиотека имени Ленина, Театральная, Лубянка, Охотный Ряд, Тверская, Маяковская, Белорусская, Динамо, Аэропорт, Сокол, Войковская, Водный стадионСтанция метро «Китай-город»Аэропорт Шереметьево
    авт. №Славянский бульвар, Парк Победы, Кутузовская, Библиотека имени Ленина, Театральная, ЛубянкаБеловежская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Щёлковская, Первомайская, Партизанская, Семёновская, Электрозаводская, Бауманская, ЛубянкаУссурийская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Новокосино, Новогиреево, Перово, Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Площадь ИльичаНовокосиноСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Домодедовская, Красногвардейская, Шипиловская, Марьино, Братиславская, Люблино, Волжская, Кузьминки, Текстильщики, Пролетарская, ТаганскаяКаширское шоссе, 148Станция метро «Китай-город»
    авт. №Медведково, Бабушкинская, Свиблово, Ботанический сад, ВДНХ, Алексеевская, Рижская, Проспект Мира, Сухаревская, Чистые прудыОсташковская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Рязанский проспект, Нижегородская, Таганская138-й квартал ВыхинаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Новокузнецкая, Третьяковская, Павелецкая, Добрынинская, Серпуховская, Тульская, Верхние Котлы, Нагатинская, Нижние Котлы, Севастопольская, Чертановская, Улица Академика Янгеля, Аннино, Бульвар Дмитрия Донского, Бульвар Адмирала УшаковаОстафьевская улицаСтанция метро «Китай-город»
    авт. №Владыкино, Лубянка, Сухаревская, Проспект Мира, Алексеевская, ВДНХ, Отрадное, Бибирево, Алтуфьево6-й Микрорайон БибиреваСтанция метро «Китай-город»
    авт. № Н11Китай-город, Лубянка, Библиотека имени Ленина, Октябрьская, Ленинский проспект, Юго-ЗападнаяАэропорт ВнуковоСтанция метро «Китай-город»

    Примечания[ | ]

    1. На мемориальной станционной табличке данная смена названия ошибочно датирована 1991 годом
    2. 123
      Китай-город
      (неопр.)
      .
      Калужско-Рижская линия
      . Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
    3. 1234
      Китай-город
      (неопр.)
      .
      Таганско-Краснопресненская линия
      . Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
    4. Пассажиропоток метрополитена Москвы в январе вырос на 6,1 % до 176 342 млн (неопр.)
      . AK&M (2 февраля 2012). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
    5. 123Лисов И.
      Проектирование и первые очереди строительства
      (неопр.)
      . metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
    6. Лисов И.
      Московский метрополитен хрущевской эпохи
      (неопр.)
      . metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
    7. 123Лисов И.
      От Генплана 1971 года до наших дней
      (неопр.)
      . metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
    8. 12
      Калужско-Рижская линия
      (неопр.)
      . metro.molot.ru. Проверено 29 мая 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
    9. 12
      Наумов, 2010, с. 315.
    10. М. Ф. Марковский в воспоминаниях коллег, друзей, сокурсников / [сост. Семенова М. М.]. — М., 2009. — 195 с.
    11. 123
      Наумов, 2010, с. 316.
    12. Наумов, 2010, с. 317.
    13. Зинченко А. Пассажиры говорят — спасибо. // Газета «Метростроевец», № 6 (13615), 5 мая 2020 года. С. 2.
    14. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года (неопр.)
      . metro.ru. Проверено 19 декабря 2010. Архивировано 25 января 2012 года.
    15. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года (неопр.)
      . metro.ru. Проверено 26 апреля 2012. Архивировано 25 января 2012 года.
    16. Режим работы станций и вестибюлей (неопр.)
      . Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010. Архивировано 18 августа 2011 года.
    17. Расписание поездов (неопр.)
      .
      mosmetro.ru
      . ГУП «Московский метрополитен».
    18. Расписание поездов (неопр.)
      .
      mosmetro.ru
      . ГУП «Московский метрополитен».
    19. В Москве будет возведена станция метро ‘Хмельницкая’ (неопр.)
      . vsesmi.ru. Проверено 31 мая 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
    20. Глуховский Д. А.
      Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
    21. Васильев В. Н.
      Скромный гений подземки // Мифы Мегаполиса. — М.: АСТ, 2007. — С. 100—126. — 448 с.
    22. Метро «Китай-город» на Яндекс-картах (неопр.)
      . Яндекс. Проверено 30 мая 2012.
    23. Поиск автобусного маршрута Москвы. Китай-город (неопр.)
      . Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
    24. Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Китай-город (неопр.)
      . Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.

    Историческая справка

    Открытие новой станции метро состоялось 30 декабря 1970 года. Ее первоначальное название – «Площадь Ногина» (по названию располагавшейся рядом площади – сегодня это Славянская площадь и площадь Варварские ворота). В 1991 году была переименована и на сегодняшний день это станция метро «Китай-город». «Новое» название было дано в честь исторического района города, находившегося когда-то на этом месте. Инженер-конструктор проекта — Е. С. Барский, архитекторы: А. Ф. Стрелков, Л. В. Малашонок. Станция является совмещенной и относится к Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиям, работает ежедневно с 05:35 до 01:00.

    Станция метро китай город выходы

    Литература[ | ]

    • Зверев В.
      Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
    • Зиновьев А. Н.
      Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
    • Наумов М. С., Кусый И. А.
      Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
    • Наумов М. С.
      Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
    • Чередниченко О.
      Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

    Метро «Китай-город»: окунись в историю

    Метро «Китай-город» — это, пожалуй, одна из самых интересных станций столичной подземки. В южном вестибюле можно увидеть подлинный фрагмент белокаменного фундамента, который некогда принадлежал древней башне Китай-города, а внутреннее помещение располагается на том же месте, где давным-давно был построен Белый город.

    Кроме этого, ценителей истории заинтересует надпись, выполненная рукой Богдана Хмельницкого. Ее можно обнаружить, если спуститься в подземный переход у входа в Политехнический музей.

    Метро «Китай-город». Общая информация и история

    метро китай город

    Станция метро «Китай-город» начала свою работу в январе 1971 года, став составной частью двух радиусов, Калужского и Ждановского. Хотя нельзя не отметить, что изначально высадка пассажиров производилась в одном зале, а посадка в другом. И только спустя пять лет, перед самым Новым годом, обе стороны заработали полноценно.

    История названия этого места весьма интересна. До 1990 года данный транспортный узел носил название «Площадь Ногина».

    На момент принятия решения о переименовании у администрации города было уже несколько рабочих вариантов. В конце концов отдали предпочтение «Китай-городу» в честь близлежащего района столицы. Данный топоним фигурировал уже в древних записях XVI века. Он не имеет никакого отношения ни к Китаю, ни к жителям Поднебесной. Лингвисты считают, что это название уходит корнями в монгольский или тюркский языки. Однако по другой версии слова «кит» или «кита» могли означать строение, возведенное по принципу плетня.

    Метро «Китай-город». Как оно выглядит изнутри?

    станция метро китай грод

    С одной линии на другую можно попасть через станционный зал. Данная станция колонного типа считается глубокой. Она заложена на 29 м, и имеет три свода. Станции проектировались группой архитекторов и оформителей под руководством А. Стрелкова. Художественным дизайном занимались А. Лапина, Х. Рысин и Д. Бодниек.

    На сегодняшний день станцию украшают необычные алюминиевые чеканные карнизы, которые расположены непосредственно под колонами. Также на серых мраморных путевых стенах посетители могут увидеть вставки из металла, изображающие серп, молот и зажженный факел. Стальные колоны отделаны желтым и серым мрамором.

    У этой станции нет наземных вестибюлей, поэтому попасть на поверхность можно только при помощи подземных переходов на Ильинские или Варварские ворота, Солянский тупик и Славянскую площадь.

    Метро «Китай-город». Что можно посмотреть в окрестностях?

    Вообще, с уверенностью можно сказать, что «Китай-город» — метро, которое может похвастать своим уникальным и весьма удачным месторасположением в историческом центре города.

    Самыми известными памятниками культуры и архитектуры считаются Китайская стена, Церковь Троицы и Гостиный Двор. Любители музеев, как правило, с удовольствием посещают Исторический и Политехнический музеи. Тем, кто стремится познакомиться поближе со столицей, обязательно рекомендуется заглянуть в Музей истории Москвы. Коллекция уникальнейших кукол мира привлечет внимание как взрослых, так и маленьких посетителей.

    Благодаря особенностям месторасположения станции, в ее окрестностях можно отметить очень развитую инфраструктуру. Неподалеку работают несколько школ и детских садов, как государственных, так и частных, целый ряд медицинских заведений, множество магазинов. Особой популярностью пользуются выставочные залы и библиотека.

    На станции можно встретить много студентов, и в этом нет ничего удивительного, так как именно на станцию «Китай-город» следуют те, кто уже учится или только собирается поступить в РГГУ, ЛМГУ и другие столичные ВУЗы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: