О чём могут рассказать названия улиц?


Мещанская улица Москва

Общая информация
СтранаРоссия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Мещанский
Протяжённость 0,5 км
Ближайшие станции метро Сухаревская (начало) Проспект Мира (конец)
Прежние названия 4-я Мещанская улица
[www.openstreetmap.org/?lat=55.77583&lon=37.62750&zoom=15&layers=M на OpenStreetMap]
[maps.google.com/maps?ll=55.77583,37.62750&q=55.77583,37.62750&spn=0.03,0.03&t=k&hl=ru на Картах Google]

Координаты: 55°46′33″ с. ш. 37°37′39″ в. д. / 55.775972° с. ш. 37.627583° в. д. / 55.775972; 37.627583 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.775972&mlon=37.627583&zoom=12 (O)] (Я)Мещанская улицаМещанская улица
Меща́нская улица

— улица в центре Москвы в Мещанском районе Центрального административного округа между Садовой-Сухаревской улицей и улицей Дурова.

Расположение

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • Дом 7/21, строение 1 — банк «Арсенал»;
  • Дом 7/1, стоматология ООО «Новель-дент»
  • Дом 7/21, строение 4 — коммуникационная группа «Максима»;
  • Дом 9/14 — доходный дом (1906, арх. П. В. Харко). В настоящее время — Московская финансово-промышленная академия; Стройреконструкция; трест Мосотделстрой № 1; общероссийская общественная организация «Союз садоводов России»;
  • Дом 17 — посольство Эритреи;
  • № 27 — доходный дом, 1893, арх К. Л. Розенкампф;

По чётной стороне:

  • Дом 8 — Центральный административный округ: Мещанский ДЕЗ ОДС;
  • Дом 12 — кафе «Софра»;
  • № 18 — особняк А. М. Скуйс (1903, арх. Н. П. Хорошкевич);
  • № 20/25 — Доходный дом Е. Н. Шевлягиной (1912, архитектор Г. А. Гельрих[1]).

«РАССЕЧЁННАЯ» УЛИЦА

Была когда-то в городе самая маленькая улочка, всего в два дома. Так и называлась: Малая. По другую сторону от улицы Сакко и Ванцетти она уходила вниз, но уже как Подгорная. Малую снесли в начале 1980-х. На её месте теперь высятся девятиэтажки. А вот Подгорная осталась.

Когда-то «рассечённой» на две половинки была и нынешняя улица Халтурина.

Та сторона, что тянулась от ул.Нагуманова (тогда Выездной) на юго-запад (в сторону рынка) называлась Ашкадарской. А та, что уходила в противоположную сторону (к Сайгановке), – Малой Заводской. Не путайте с Большой Заводской – ныне К.Маркса. Обе улицы получили название от «заводов» по выделке кожи, которыми до революции кишели эти улицы.

К Заводским улицам мы ещё вернёмся. А пока разговор – об одной из таких «рассечённых» улиц. Улица Мира по другую сторону от рынка стала улицей Гоголя. Видимо, это связано с тем, что когда-то рыночная площадь была окраиной города, от которой и тянулась улица Дворянская (после Февральской революции – Гражданская, при большевиках сначала – Советская, с февраля 1938 – Сталина и после «разоблачения культа личности» – Мира). Потом город разросся, и продолжение улицы за «сенным» рынком (вплоть до 1930-х годов там торговали сеном, дровами, керосином…) получила имя классика русской литературы.

Одно маленькое уточнение: улица Дворянская в те далёкие времена начиналась чуть выше: в районе ликёро-водочного производства (в то время – Казённые винные склады). Так, на карте 1914 года торговые ряды А.В.Кузнецова 1907 года постройки (ныне ул.Гоголя, 2) указаны в самом начале ул.Дворянской.

«БАЙКЕР» И «АВТОГОНЩИК»

Как и положено старинной улице, здесь что ни дом – страница истории. Вот дом по ул.Мира, 3 – наследие купца Милованова. Памятник архитектуры конца 19 века. Рядом, по ул.Ивлева, 2, – ещё один дом этого купца, также занесённый в реестр объектов культурного наследия РБ. Помимо того, что купец М.И.Милованов был выходцем из крестьян Стерлитамакского уезда, разбогатевшим на поставках продовольствия и других товаров в годы Первой мировой войны, известно, что он был первым «байкером» города. Предположительно, первый в городе мотоцикл был германского производства. Скорее всего – один из первых «Опелей». Мощности их двигателей колебались в районе 1,5-3 лошадиных сил. Но в уездном городке, где даже велосипед мощностью в две ножные силы был диковинкой, подобная техника приводила горожан в трепет.

Купец А.В.Кузнецов, чьи мукомольные склады находились неподалёку, в долгу не остался. И завёл себе первый в городе автомобиль. Говорят, с началом войны, в 1914 году, мотоцикл был мобилизован. По другим сведениям, Милованов сам передал его на нужды фронта. А авто Кузнецова благополучно пережило и войну, и революцию, и вроде бы даже рассекало по улицам города в короткий столичный период её истории.

ДОМ, МЕЧЕТЬ И ШКОЛА

Следующая наша остановка – дом № 28. Дом, как дом, полутораэтажный. Цокольный этаж – кирпичный, основной – деревянный. Тем не менее это один из самых старинных домов города. Построен в конце 19 века. По документам, не позже 1880 г. бугурусланский мещанин С.Артемьев приобрёл это усадебное место. После смерти завещал его жене и детям. 28 июля 1882 года дом был продан белебеевскому мещанину И.Е.Евдокимову за 475 рублей серебром. Иван Егорович работал целовальником (продавцом) в одном из трактиров города. После его смерти в 1890 году семья – жена с двумя маленькими дочерьми – вынуждена была сдавать постройки и конюшни под постоялый двор для приезжавших на ярмарку и на базар.

В 1914 году на Дворянской улице насчитывалось 267 усадебных мест, в числе владельцев которых были известные в то время фамилии Белоклоковых, Садовских, Костиных, Казадаевых, Дезорцевых, Утямышевых, Усмановых и другие.

ОТ ДВОРЯНСКОЙ ДО МИРА

Почти напротив дома № 28 – красавица-мечеть Халид ибн Валид (архитектор Т.Б.Бурангулова). Её строительство началось в апреле 2004 года на средства, собранные попечительским советом. Храм общей площадью в 824 квадратных метра, рассчитанный на 700-800 прихожан, был торжественно открыт 16 июня 2007 года.

… Сегодня улицу Мира нельзя представить без лицея № 3 (в недалёком прошлом – школы № 3). Одна из лучших школ города, казалось, стояла здесь всегда. В действительности же, лишь половина из вековой истории этого учебного заведения связана с улицей Мира. До этого школа поменяла несколько адресов. Сначала располагалась в здании бывшего Александро-Мариинского женского училища, построенного в начале 20 века. Предпоследний адрес школы – Садовая, 20. Отсюда, из здания дореволюционного реального мужского училища, в последний день 1954 года школа перебралась в новое здание по ул.Мира (тогда ещё Сталина). Городская газета в те дни писала, что новое здание было возведено строителями треста «Башстрой» на месте снесённых домов купцов и мещан Козина, Мещерякова, Ковровского.

Третья школа в Стерлитамаке – это был бренд. В советские времена школа лидировала в городе по числу поступивших в вузы.

В иные годы не поступали, максимум, 1-2 выпускника из каждого класса. А ведь тогда у абитуриентов был всего один шанс, а не пятнадцать, как сейчас…

ИЗ ШКОЛЫ – В НЕБО

Список именитых выпускников этой школы – тема отдельного разговора. Один из них – Герой Советского Союза, почётный гражданин города Владимир Алексеевич Секин.

Родился 15 мая 1924 года в Пензенской области. В детстве с родителями переехал в Стерлитамак. После 8 класса поступил в нефтяной техникум, но его пришлось оставить: юноша выбрал небо. И начал интенсивное обучение лётному делу в 101-й Стерлитамакской учебной эскадрилье аэрофлота. Буквально за месяц до начала войны он впервые поднялся в небо на учебном У-2.

И хотя в Красную армию выпускник Стерлитамакского аэроклуба пошёл ещё в 1941-м, на фронт попал только в 1944 году. Сначала была учёба в Энгельсском военно-авиационном училище. Одним из его однокашников по училищу был другой легендарный лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. В мае 1944-го в составе 4-й Воздушной армии началась фронтовая судьба В.А.Секина во 2-м Белорусском фронте.

Воевал на легендарных Ил-2. Меньше чем за год лейтенант, командир звена 103-го штурмового авиационного полка совершил 130 боевых штурмовых вылетов, из них 22 – ведущим группы. И каждый вылет – стена огня и пелена от разрывов зенитных снарядов. Семь раз самолёт отважного лётчика-штурмовика подбивала вражеская артиллерия!

Он поддерживал наземные войска при форсировании Днепра, освобождал Варшаву, Померанию, выбивал немцев из Данцига (Гданьска), штурмовал Берлин. Сбивали его и в польском небе, и в Восточной Пруссии, и в Германии. Доводилось сажать сбитую машину и на поляну, и на минное поле, и в тылу врага. Раз их сбили в германском небе. Стрелок Николай Иванов был ранен. Десять дней Секин выносил на себе боевого товарища…

Войну лейтенант В.А. Секин закончил командиром звена 103-го штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество лейтенанту Секину Владимиру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8220).

Как потом вспоминал Владимир Алексеевич, он догадывался о том, что подготовлены наградные документы. Но весть о присвоении «проспал». А утром никак не мог понять, почему все радуются и поздравляют его. Звезду ему вручил в ноябре сам маршал Рокоссовский.

После войны подполковник В.А.Секин ещё 12 лет прослужил в военной авиации, передавая свой опыт молодому поколению лётчиков. В 1957 году по состоянию здоровья был уволен в запас и перебрался в родной Стерлитамак. Здесь работал на разных должностях – от механика треста «Востокнефтестрой» до инженера по качеству продукции на . В 1971 году возглавил Стерлитамакский аэроклуб, в котором когда-то сам нашёл дорогу в небо. Каждый год «ставил на крыло» по 25-30 курсантов. В последний раз Герой поднялся в небо в 54 года.

При нём Стерлитамакский аэроклуб занимал третье место среди 170 аэроклубов ДОСААФ. Здесь учились курсанты не только из Стерлитамака, но и из Уфы, и даже соседней Оренбургской области. Все, кто учился летать у Героя Советского Союза В.А.Секина, вспоминали о нём, как о прекрасном педагоге, хорошем психологе.

Ссылки

  • Площади: Воровского • Лубянская • Рижская • Самотёчная • Сретенские Ворота • Суворовская • Малая / Большая Сухаревская • Трубная
    Улицы внутри Бульварного кольца: Варсонофьевский переулок • Звонарский переулок • Малый / Большой / Нижний Кисельный переулок • Кисельный тупик • Кузнецкий Мост • Малая Лубянка • Неглинная • Пушечная • Рождественка • Сандуновский переулок • Фуркасовский переулок
    от Бульварного до Садового: Большой Головин переулок • Колокольников переулок • Печатников переулок • Последний переулок • Пушкарёв переулок • Малый / Большой Сергиевский переулок • Малый / Большой Сухаревский переулок • Трубная • Цветной бульвар
    от Садового до Третьего транспортного: Астраханский переулок • Банный переулок • Банный проезд • Больничный переулок • Ботанический переулок • переулок Васнецова • Верземнека • Водопроводный переулок • Выползов переулок • Гиляровского • Глинистый переулок • Грохольский переулок • Делегатская • Малая Екатерининская • Калмыков переулок • Капельский переулок • 1-й Коптельский переулок • 2-й Крестовский переулок • Лаврский переулок • Мещанская • Напрудный переулок • Орлово-Давыдовский переулок • Орловский переулок • Пантелеевская • Пантелеевский переулок • Малая / Средняя / Большая Переяславская • Переяславский переулок • Протопоповский переулок • Самарская • Скрябинский переулок • Слесарный переулок • Трифоновская • Трифоновский тупик • 1-й / 2-й Троицкий переулок • Троицкая • Щепкина • Яблонный переулок
    Улицы по районам ЦАО:

    Арбат | Басманный | Замоскворечье | Красносельский | Мещанский | Пресненский | Таганский | Тверской | Хамовники | Якиманка

Отрывок, характеризующий Мещанская улица

Дьякон вышел на амвон, выправил, широко отставив большой палец, длинные волосы из под стихаря и, положив на груди крест, громко и торжественно стал читать слова молитвы: – «Миром господу помолимся». «Миром, – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться», – думала Наташа. – О свышнем мире и о спасении душ наших! «О мире ангелов и душ всех бестелесных существ, которые живут над нами», – молилась Наташа. Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к богу. Когда молились за царскую фамилию и за Синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все таки любит правительствующий Синод и молится за него. Окончив ектенью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу богу предадим». «Сами себя богу предадим, – повторила в своей душе Наташа. – Боже мой, предаю себя твоей воле, – думала она. – Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать, куда употребить свою волю! Да возьми же меня, возьми меня! – с умиленным нетерпением в душе говорила Наташа, не крестясь, опустив свои тонкие руки и как будто ожидая, что вот вот невидимая сила возьмет ее и избавит от себя, от своих сожалений, желаний, укоров, надежд и пороков. Графиня несколько раз во время службы оглядывалась на умиленное, с блестящими глазами, лицо своей дочери и молилась богу о том, чтобы он помог ей. Неожиданно, в середине и не в порядке службы, который Наташа хорошо знала, дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми. Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. Все сделали то же и с недоумением смотрели друг на друга. Это была молитва, только что полученная из Синода, молитва о спасении России от вражеского нашествия. – «Господи боже сил, боже спасения нашего, – начал священник тем ясным, ненапыщенным и кротким голосом, которым читают только одни духовные славянские чтецы и который так неотразимо действует на русское сердце. – Господи боже сил, боже спасения нашего! Призри ныне в милости и щедротах на смиренные люди твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг смущаяй землю твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны; се людие беззаконии собрашася, еже погубити достояние твое, разорити честный Иерусалим твой, возлюбленную тебе Россию: осквернити храмы твои, раскопати алтари и поругатися святыне нашей. Доколе, господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребляти имать законопреступный власть?

Как образовывались улицы Краснодара

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к истории основания города и его первым поселенцам.

Весной 1793 г. в южной части Карасунского кута казаки построили крепость. И именно отсюда прорубили в лесу широкую просеку и провели плугом первую борозду — нынешнюю гордость города — улицу Красную.

Тогда план застройки Екатеринодара был утвержден Таврическим губернатором, поскольку Черномория в то время по гражданской части подчинялась именно ему. Главным принципом планировки была прямолинейность улиц, ориентированных почти точно с юга на север и с запада на восток. Пересекались улицы под прямым углом и хорошо просматривались. Такое решение отвечало задачам обороны. Кварталы, в большинстве своем, имели квадратную форму и были одинаковы по размерам. Так строили древние и средневековые города.

Для воплощения утвержденного плана в Екатеринодар из Симферополя был командирован землемер, который должен был провести межевание земель. Однако переселенцы не стали дожидаться, когда им выделят участок под строительство, и приступили к строительству домовладений в тех местах, которые им пришлись по душе. В результате получилось, что многие постройки располагались прямо на дорогах будущих улицах и не вписывались в утвержденный план, имели хаотичное расположение по отношению к улице, часть домов стояли к ней боком, часть углом, а некоторые фасадом. Тем ни менее Таврическому губернатору, доложили, что размежевание произведено. Однако со временем расстройки города, дома преграждающие улицы, были снесены, и если посмотреть на один из ранних планов города, то можно увидеть, как ровны и строго параллельны улицы старого Екатеринодара.

Главная улица была почти осью симметрии городской территории. Ближайшие к ней параллельные улицы считались центральными, поперечные же поначалу именовались переулками, имели меньшую по сравнению с ними ширину, да и та менялась по воле ее жителей.

Строения в городе в то время были в основном турлучные.

Турлучный дом — постройка со стенами из шестов, вкопанных в землю, переплетенных лозой или хворостом и обмазанных глиной. Обычный тип первобытных степных построек на Дону и Кубани, местами сохранившихся и до наших дней.

Турлучный дом
Каменного или двухэтажного дома не было ни одного. Тем не менее, Екатеринодар имел совершенно оригинальный облик. «Кварталы между улицами наполнены густым лесом — не садами, а именно лесом, который составляют могучие густолиственные дубы…, большие деревья белых акаций и чаща фруктовых деревьев. Когда идешь по улице…, то впечатление совершенно то же, как будто находишься на просеке в густом лесу, по окраинам которой построены дачи или сельские домики». Так написал петербуржец Н.Н. Филиппов в книге «Поездка по берегам Азовского моря..», изданной в Петербурге в 1857 г.

Если к этому добавить еще и страшную неблагоустроенность, то нетрудно представить себе, каким был нынешний Краснодар в первые 50 лет своего существования. Улицы, не имея канализационных сооружений, в ненастье превращались в болото. Чтобы не потерять в грязи собственные сапоги, горожане подвязывали их веревками. Нередко прямо посреди улицы торчала застрявшая повозка, а чтобы закрыть собственные ставни к ним можно было подобраться только верхом на лошади. С грязью боролись с помощью прорытых вдоль улиц канав со сбросом воды в Кубань и Карасун, на перекрестках через них были переброшены деревянные мостики. Со временем соорудили деревянные тротуары, которые напоминали свайные постройки. Все это придавало городу особый колорит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: