Музей-мастерская Зураба Церетели


Фотогалерея


Музей Зураба Церетели в Москве по адресу ул. Пречистенка, 19/11с2 – одно из многочисленных в столице мест, где можно приобщиться к современному искусству и ознакомиться с творчеством одного из ведущих и самых неоднозначных скульпторов последнего столетия.

Фото Галерея искусств Зураба Церетели

Здание музея

И само учреждение, открывшееся в 2001 году, и архитектурный памятник, в котором оно располагается, обладают большой культурно-исторической ценностью. Дело в том, что Зураб Церетели выбрал в качестве площадки для показа своего творчества старинный архитектурный памятник – ранее это был дворец, принадлежавший князьям Долгоруким.

У здания очень интересная витиеватая история с неоднократными перепланировками и реставрациями, поэтому помещения первого этажа датируются XVIII в, тогда как залы второго – XIX в. Одна из особенностей строения – наличие впечатляющего своим размером атриума – внутреннего двора со стеклянной крышей.

Галерея искусств Зураба Церетели

Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств — «Галерея искусств Зураба Церетели» — крупнейший современный центр искусств, был открыт в марте 2001 года.

Он создан в ходе осуществления разработанной президентом Российской Академии художеств З. К. Церетели программы преобразования Академии.

Комплекс расположен в одном из красивейших зданий Москвы эпохи классицизма — дворце князей Долгоруковых. Здание вошло в «Альбомы партикулярных строений» М. Ф. Казакова и сохранилось в своей основе до наших дней. Строительство дома началось в 1788 году, когда его владельцем был видный военный и политический деятель эпохи Екатерины Великой, генерал-аншеф и сенатор М. Н. Кречетников. К 1793 году дворец представлял собой городскую усадьбу в классическом стиле с главным домом с монументальным ионическим портиком, боковыми корпусами, парадным двором, окруженным службами. В 1795 году его собственниками стали князья Долгоруковы, во владении которых он находился более полувека.

Дворец не раз перестраивался. В середине 1790-х годов было увеличено число его жилых помещений. При восстановлении дома после пожара 1812 года была изменена отделка уличного фасада. Архитектурный декор здания приобрел черты стиля ампир.

В 1868 году усадьба перешла в собственность института благородных девиц имени кавалерственной дамы В. Е. Чертовой. Его попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. С 1918 по 1998 год комплекс зданий бывшего Александро-Мариинского института занимали многочисленные учреждения Военного ведомства.

В 1998-2000 годах архитектурный ансамбль «Дом Долгоруковых» — «Александро-Мариинский институт» отреставрирован и реконструирован под руководством президента Российской академии художеств З. К. Церетели и в нем открыт новый выставочный комплекс — Галерея искусств Зураба Церетели.

Дворец, возрожденный в прежнем великолепии, обладает анфиладой замечательных сводчатых залов первого этажа, сохранивших архитектурное пространство XYIII столетия, и рядом величественных парадных залов второго этажа, декорированных в середине XIX века. Он великолепно приспособлен к экспозиционным нуждам многими десятками разнообразных залов и крытыми внутренними дворами для показа произведений изобразительного искусства, общей площадью около 10 тысяч квадратных метров.

В залах Галереи искусств проходят масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, искусству фотографии, проводятся музыкальные вечера, осуществляется постоянный показ художественных сокровищ, накопленных в Академии за всю ее историю.

Описание коллекции

Основная экспозиция, конечно, посвящена монументальному творчеству Зураба Церетели. Здесь можно убедиться и в мастерстве скульптора, который к тому же художник, и в его плодовитости – даже в свои 83 года деятельность Зураба Константиновича все такая же активная, и на данный момент он работает заграницей.

Пройдясь по залам музея Зураба Церетели, вы встретите на своем пути много изображений известных писателей, музыкальных исполнителей, деятелей кино и даже политиков! Чего стоит одна скульптура «В здоровом теле – здоровых дух!», изображающая В.В. Путина в форме дзюдоиста, или неоднозначные работы, посвященные образам Ю.М. Лужкова.

Отдельный зал посвящен Чарли Чаплину: посетители могут ознакомиться с представлением Зураба Церетели о нем в различных техниках – здесь есть и скульптуры, и живопись. В огромных светлых залах выставлены копии с античных скульптур – поэтому сюда часто приходят студенты с художественных направлений, чтобы сделать с них зарисовки.

Самое знаменитое фундаментальное творение скульптора – огромное яблоко в центре атриума размером с двухэтажное здание. В этой работе по библейским мотивам отражена тяга Церетели к монументальности и даже гигантизму. «Яблоко» не оставляет равнодушным никого: либо вы уйдете от него в восторге, либо с полным неприятием идеи, либо в раздумьях о добре и зле.

Обзор

Музей-мастерская Зураба Церетели был открыт в Москве на Большой Грузинской улице в 2009 году. В трехэтажном здании, расположенном в двух шагах от духовного центра московской грузинской диаспоры — храма Георгия Победоносца, — размещается и мастерская, и экспозиция работ художника, чье имя для многих ассоциируется с московским размахом «лужковской эпохи».

Здание для музея тоже выбрали не скупясь: «музей имени себя» Церетели открыл в шикарном особняке конца XIX века. Это архитектурный памятник федерального значения, построенный по заказу купца Василия Горбунова в 1897 году (кстати, в 1893 году в этом доме жил художник Василий Верещагин). Квартал, где расположен музей-мастерская, — более чем респектабельный и исторически связан с родиной художника. Название улицы напоминает о том, что с XVIII века в этой части города селились представители грузинской знати, а в советское время дом Горбуновых занимали иностранные посольства.

Церетели, чье творчество до сих пор вызывает яростные споры, обосновался на Большой Грузинской в 1993 году. За прошедшие годы вид особняка изменился: к старому зданию пристроили современный корпус, а внутренний двор заполнили скульптурными произведениями Церетели. Музей-мастерская относится к Московскому музею современного искусства (ММОМА) и является его филиалом.

Творения скульптора, обсуждение которых мало кого оставляет равнодушным и нередко даже принимает резкий оборот, можно увидеть еще до входа в музей. Например, посетителей приветствуют «Великие мастера» — композиция, объединяющая Пикассо, Модильяни, Шагала, Матисса и Ван Гога.

Экспозиция, размещенная на трех этажах, рассказывает о творческом пути Церетели, о формировании его стиля, о связях с грузинским искусством. Выставка на первом этаже посвящена истокам творчества и строится вокруг центральной фигуры — бронзового Мстислава Ростроповича.

В залах, расположенных слева от входа, представлены монументальные панно на тему Тбилиси. Город предстает таким, каким Церетели знал его в годы своего детства. К слову, для большинства специалистов Церетели — прежде всего художник, а не скульптор.

В этих же залах выставлена серия скульптурных работ, вдохновленных мотивами грузинской истории: например, композиция, посвященная аргонавтам и героям древнего Колхидского царства. Здесь же — модель одного из самых известных памятников работы Церетели: «Слеза скорби», установленная в 2006 году в Нью-Йорке на берегу Гудзона в память о жертвах трагедии 11 сентября 2001 года.

После залов первого этажа осмотр обычно продолжается на третьем, куда удобно подняться на лифте и затем спускаться по лестнице вниз. Экспозиция третьего этажа объединена темой обращения к творчеству и личностям великих мастеров XX века. Здесь мы увидим скульптурные портреты Пикассо, Матисса, Шагала, Ван Гога.

В соседнем зале представлено полотно, посвященное Ладо Гудиашвили — крупнейшему грузинскому художнику XX столетия, которого Зураб Церетели знал с детства. Картина «Памяти Ладо Гудиашвили» — дань памяти мастеру, который, как и сам Церетели, испытал влияние живописи Нико Пиросмани, а также провел много времени в Париже, впитывая и по-своему преобразуя в творчестве современное ему европейское искусство.

Экспозиция второго этажа продолжает тему взаимоотношений Церетели с гениями XX века. Например, мы видим монументальную гипсовую голову Пабло Пикассо, окрашенную в красный, голубой и черный цвета. По задумке Церетели, это цветовое сочетание отражает суть беспокойной и многогранной творческой личности Пикассо.

Для тех, кто представляет себе Церетели исключительно по монументальным произведениям вроде московского Петра I, открытием становится то, что он написал множество цветочных натюрмортов, способных украсить дачную веранду. Подобные натюрморты, по словам самого художника, — своего рода тренировка, упражнения для развития восприятия цвета. Излюбленный мотив Церетели — подсолнухи.

В следующем зале выставлено несколько объемных эмалей и графические работы, персонажи которых явно родом из грузинского детства художника. Шарманщики и уличные музыканты, дворник и рыбак, сыровар и гончар — эти живые образы, пожалуй, вызывают в сердце наиболее сильный отклик.

Во внутреннем дворике, куда можно попасть только из залов музея, собраны скульптуры и уменьшенные копии монументов, установленных в разных странах мира.

Этот парк скульптур — своеобразный музей под открытым небом. Копия колонн с площади Сан-Марко в Венеции, растиражированный Путин в кимоно, Петр I — на корабле и без, целый полк Георгиев Победоносцев, фигуры животных (часть оригиналов находится в Московском зоопарке), бюсты российских правителей, статуи папы римского Иоанна Павла II, Никиты Михалкова, Олега Табакова — обитаемая вселенная Церетели. Здесь можно увидеть и варианты уже установленных памятников, и незавершенные произведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: