Бескрайние просторы и низкий горизонт: в Москве откроется выставка, посвященная Георгию Нисскому


«Нисский. Горизонт»: шесть шедевров с выставки самого дорогого советского реалиста

В Институте русского реалистического искусства открылась выставка «Горизонт», посвященная советскому живописцу Георгию Нисскому, его наставникам и последователям. Редакция портала Москва 24 и арт-директор ИРРИ Надежда Степанова выбрали самые интересные экспонаты.

«Над снегами», 1964

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Ведяшкин

Одна из самых дорогих работ в собрании ИРРИ. Музей купил полотно в 2014 году, тогда же и зародилась идея подготовки выставки. На картине изображен первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104. Современное стремительное судно противопоставлено повозке, запряженной лошадью, и деревенской церкви, они символизируют прошлое.

«Над снегами» относится к зрелому периоду творчества Нисского, когда художник вернулся к авангардным поискам ВХУТЕМАС. Картина установила рекорд на аукционе Sotheby’s и считается самым дорогим произведением живописи советского реализма.

«В пути», 1964

Картина с паровозом, отправляющимся с вокзала, стала обложкой выставки «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем», которую ИРРИ проводил в римском Palazzo delle Esposizioni.

Над этим индустриальным полотном мастер работал шесть лет. Художник неоднократно менял пропорции, добиваясь максимальной глубины изображенного пространства. После долгих поисков Нисский поместил желтый солнечный диск в смысловой центр композиции, в котором сходятся основные линии полотна.

Триптих «Подмосковная ночь», «Коломенское», «Аэродром», 1961

На первый взгляд, три картины никак не связаны между собой. Однако на Всесоюзной выставке 1961 года Нисский сам презентовал эти картины как триптих. Сотрудники ИРРИ собрали и вывесили полотна в том виде, в каком это делал художник.

«Подмосковная ночь» и «Коломенское» стоят несколько особняком в творчестве Нисского, не любившего изображать классические идиллические пейзажи. Но если приглядеться, можно увидеть, что на каждой части триптиха есть самолет или след от самолета.

«Вспомните поэтические, проникновенные пейзажи Левитана, его тихие заводи, омуты, аллеи, опушки – красиво. Но это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», – писал художник.

«Колхоз «Загорье», 1960

Высокая картина вертикального формата. На полотне Нисский мастерски разложил все этапы и пути развития отношений между жителями колхоза. На переднем плане о чем-то беседуют бабушки, в верхней части кто-то кашеварит в избушке, дальше дети вышли на прогулку с гусями. Так в пределах одного полотна художник изобразил сложную структуру колхозной жизни.

Картина, вероятно, написана под влиянием живописи Северного Возрождения, которую высоко ценил Нисский. Схожим образом писал многоуровневые сюжеты и его соратник по Обществу станковистов Сергей Лучишкин.

Александр Дейнека, «Бомбовоз», 1932; Георгий Нисский «Прыжок с парашютом», 1935

Помимо картин Нисского на выставке «Горизонт» представлены работы его наставников и последователей. Среди наставников нельзя не отметить Александра Дейнеку, который руководил Обществом станковистов. Работа «Бомбовоз» вывешена рядом с картиной Нисского «Прыжок с парашютом». Оба художника вдохновлялись техническим прогрессом и интересовались всем новым.

«Встретил и полюбил Дейнеку. Понятно почему. У меня были здоровые и быстрые ноги, крепкие бицепсы. Я был здоров и молод, во мне рос новый человек. А на его рисунках я впервые увидел новую жизнь, обстановку и тех людей, с которыми я вчера встречался в цехах, на улице, на спортивном поле», – вспоминал Нисский в автобиографии.

«Площадь Пушкина», 1967

В поздние годы жизни художник испытывал проблемы со здоровьем и почти не творил. Одна из самых последних работ мастера изображает вид на Пушкинскую площадь. В архивах ВГТРК нашли видео, на котором Нисский пишет эту картину, и оно войдет в документальный фильм о жизни и творчестве художника.

Выставка «Нисский. Горизонт» начала работу 14 сентября и будет открыта для посещения до 27 января. В экспозиции собраны работы художника и документальные материалы из 23 коллекций. Многие материалы демонстрируются впервые.

ВведениеВыставка «Нисский. Горизонт»

Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства – крупнейший проект, посвящённый Георгию Григорьевичу Нисскому (8 (21) января 1903 — 18 июня 1987). Художник, чьё имя гремело в 1950-1960 годах, сейчас обретает новую славу. В 2014 году его работа «Над снегами», приобретённая ИРРИ, установила рекордный для советской реалистической живописи результат на аукционе Sotheby’s. В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора – атлета, морского волка и бунтаря. Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад. Его фирменный приём – непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей. «Родился я и детство провёл в Белоруссии, в местечке Новобелице, среди сосновых лесов, двух рек и большого озера». Так скромно начинает свою биографию Георгий Нисский – академик живописи, лауреат государственной премии, чемпион Москвы по парусному спорту, любимый советский художник французского классика Альбера Марке, а также путешественник и неисправимый романтик. В первых словах биографии уже прочитывается характерный стиль художника, лаконичный и стремительный. Нисский начал свой путь, изрисовывая паровозами страницы врачебных книг отца – фельдшера железнодорожной станции. Уехав в Москву, Нисский поступил в Высшие художественно-технические мастерские на факультет живописи. От периода учёбы фотографий Нисского осталось значительно больше, чем его картин. Художник занимался в мастерских Александра Древина и Роберта Фалька, позировал Петру Кончаловскому, а всё свободное (и несвободное) время проводил либо в спортивном зале ВХУТЕМАСа, либо на его крыше, поражая однокурсников выполняемой на парапете шестиэтажного здания стойкой на руках. Познакомившись с живописцем и боксёром Александром Дейнекой, Нисский проникся искусством Общества художников-станковистов. Дипломная работа «Интернационал на Жиль-Барте», написанная в духе ОСТа, приобретается Третьяковской галереей, а сам Нисский быстро добивается статуса главного мариниста 1930-х годов. Способствует этому и увлечение парусным спортом – у художника даже была своя яхта. На суше Нисский пишет ленты современных автострад и железнодорожных путей, а в годы войны работает над серией пейзажей, созданных в поездках на фронт под Юхнов вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым. В первые послевоенные десятилетия Нисский развивает свой узнаваемый стиль, синонимичный эпохе больших перемен. География его работ этого времени как никогда обширна – художник нередко запирал свою мастерскую на Верхней Масловке, садился за руль личной «Волги» и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов. Щедрый и добродушный человек, он поддерживал начинающих художников и был всегда окружён друзьями. У него не было прямых учеников, однако лаконичный пейзаж Нисского повлиял не на одно поколение живописцев. Выставка не только знакомит зрителей с лучшими работами художника, но и рассказывает о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров. Ещё один раздел выставки посвящён последователям художника. В выставке принимают участие произведения из собраний порядка 30 крупнейших музеев, а также частных коллекций. В экспозиции вы увидите большое количество документальных материалов – почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.

Выставка «Нисский. Горизонт Москва»

С 14 сентября 2020 по 27 января 2020 Институт русского реалистического искусства в Москве представит выставку «Нисский. Горизонт».

Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства станет крупнейшим проектом, посвящённым Георгию Нисскому. Художник, чьё имя гремело в 1950-1960 годах, сейчас обретает новую славу. Его работа «Над снегами», приобретённая ИРРИ установила рекордный для советской реалистической живописи результат.

«Мы уже сделали несколько персональных выставок различных художников, но экспозиция, посвящённая Георгию Нисскому, станет, пожалуй, самой масштабной, если говорить о глубине изучения его творчества и архивов. Мы привозим работы из 23 музеев. В октябре-ноябре мы представим большой каталог, где будут собраны изображения и документы из более чем 50 музеев, архивов и частных собраний», – говорит основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев.

В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора – атлета, морского волка и бунтаря. Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад. Его фирменный приём – непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей.

Выставка не только познакомит зрителей с лучшими работами художника, но и расскажет о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров. Ещё один раздел выставки посвящён последователям художника. «Показывать мы будем не только работы Нисского. Мы обратимся к тому, кто его вдохновлял и учил – Аркадию Рылову, Петру Кончаловскому, Николаю Рериху, Александру Дейнеке, Альберу Марке, а также к тем, на кого так или иначе повлиял сам Нисский», — комментирует состав экспозиции арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова.

В выставке принимают участие произведения из коллекций 23 музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Вологодской областной картинной галереи, Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Нижегородского государственного художественного музея, Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Пермской государственной художественной галереи, Тамбовской областной картинной галереи, Тверской областной картинной галереи, Тульского областного художественного музея, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, Ярославского художественного музея и частных коллекций.

В экспозицию войдёт большое количество документальных материалов. Почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник передал для экспонирования в Москве одно графическое и одно живописное произведение из своего собрания. Это рисунок Георгия Нисского «На пирсе» (1957 г. Бумага, акварель, гуашь) и полотно Александра Дейнеки «Крымский пейзаж» (1930-е гг. Холст, масло).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: