Рижский вокзал в Москве

У этого термина существуют и другие значения, см. Рижская.

«Рижская»
Калужско-Рижская линия
Московский метрополитен
Зал станции, 2012 год Выявленный объект культурного наследия № 273437679№ 273437679
РайонМещанский
ОкругЦАО
Дата открытия1 мая 1958 года
ТипПилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м45,9
Количество платформ1
Тип платформыостровная
Форма платформыпрямая
АрхитекторыА. Рейнфельдс, В. Я. Апситис
Архитекторы вестибюлейС. М. Кравец, Г. Е. Голубев, Ю. А. Колесникова
Инженеры‑конструкторыЛ. В. Сачкова
Станцию возвелоСМУ-5 Мосметростроя (рук. А. Ушаков)
Переходы на станцииРижская
(строится) D2 Рижская
Выход к улицампроспект Мира, Рижская площадь
Наземный транспорт: м2, м9, 19, 38, 84, 84к, 85, 172, 239, 265, 379, 714, 903, т18, ; : 778, 810, т14, т42
Режим работы5:30—1:00
Код станции 092, Рж[источник не указан 310 дней

]

Соседние станцииАлексеевская и Проспект Мира
Медиафайлы на Викискладе

«Ри́жская

» — станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской линии. Расположена в Мещанском районе (ЦАО); названа по Рижскому вокзалу. Открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. В перспективе будет связана пересадкой с одноимённой станцией на Большой кольцевой линии.

Калужско-Рижская линия
Условные обозначения
Медведково
Бабушкинская
ТЧ-10 «Свиблово»
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская
D2
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
ТЧ-5 «Калужское»
Калужская
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Новоясеневская

Вестибюль

Имеется один выход в город, ведущий на проспект Мира в районе Рижской площади, и оформленный в виде ротонды (архитекторы — С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев). Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором (три ряда). У станции метро Рижская расположены Рижский вокзал, станции Ржевская Московской железной дороги и Рижская Октябрьской железной дороги. Неподалёку от метро расположен знаменитый в конце 1980-х годов Рижский рынок.

На улице около вестибюля установлен монумент «Спутник»: рабочий, поднявший в руке первый искусственный спутник Земли (скульптор С. Я. Ковнер, архитектор В. Н. Карцев).

Расположение и вестибюли

Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «Алексеевская» и «Проспект Мира».

Имеется один выход в город, ведущий на проспект Мира в районе Рижской площади, и оформленный в виде ротонды (архитекторы — С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев). Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором (три ряда). У станции метро Рижская расположены Рижский вокзал, станции Ржевская Московской железной дороги и Рижская Октябрьской железной дороги. Неподалёку от метро расположен знаменитый в конце 1980-х годов Рижский рынок.

На улице около вестибюля установлен монумент «Первый спутник»: рабочий, поднявший в руке первый искусственный спутник Земли (скульптор С. Я. Ковнер, архитектор В. Н. Карцев).

Архитектура и оформление

Сооружена по проекту латвийских архитекторов А. Рейнфельдса и В. Апситиса. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, боковых 8,5 метров.

Путевые стены облицованы керамической плиткой яично-жёлтого цвета, нижняя часть — керамической плиткой чёрного цвета. Пол выложен серым гранитом. Вентиляционные решётки, торцы станционных лавочек, карнизы и боковые части пилонов и плитки на стенах платформ украшает латышский орнамент.

Пилоны облицованы балтийской керамикой лимонно-жёлтого и бордово-коричневого цветов, имитирующей жёлтый и коричневый янтарь. На коричневых поверхностях пилонов со стороны центрального зала нанесены очень тонкие почти незаметные рельефы, выполненные по сырой керамике. На них изображены промышленные и архитектурные объекты Риги, а также виды городов и мест Латвии. Все рисунки подписаны. На некоторых пилонах сделано по два рисунка. Некоторые рисунки на разных пилонах повторяются. На первом пилоне западной стороны отпечатаны силуэты Латвийского университета и высотного здания Латвийской академии наук.

Первоначально станция должна была быть построена по иному архитектурному проекту, в частности, на светильниках располагалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о счастливой жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами украшался национальной мозаикой со звездой и серпом и молотом, также планировалось более богатое оформление вентиляционных решеток на пилонах, наконец, в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Но все эти планы после постановления 1955 года «Об излишествах в архитектуре» остались в прошлом[1] .

Существует легенда[2], согласно которой для оформления станции «Рижская» одному мастеру-гончару из Латвии были заказаны изразцы, имитирующие жёлтый и коричневый янтарь. Мастер выполнил задание в срок, однако часть изразцов в дороге разбилась. Когда приступили к отделке, пришлось заказать ещё дополнительные изразцы. Однако пожилой мастер оскорбился и отказался делать изразцы, мотивируя отказ тем, что он возмущён таким небрежным отношением к его работе, а главное, он не может теперь гарантировать такой же цвет. Уговорить мастера не удавалось, назревал скандал. Тогда к мастеру «внедрили» ученика — Александра Михайловича Блюдзе. Он оказался хорошим «подмастерьем», но тайны янтарного кафеля мастер ему не раскрыл. Сроки уже поджимали, станцию скоро надо было открывать. Тогда Блюдзе решил во всём признаться. Это было рискованно, но добрые отношения победили. Рижский гончар простил своего подмастерье и сделал недостающие плитки. Хотя цвет их несколько отличался.

В межпилонном пространстве пилоны облицованы керамической плиткой лимонного цвета, в нижней части — тёмно-зелёным мрамором.

Залы освещают прямоугольные светильники, укреплённые на потолке.

В глухом торце центрального зала в начале 2000-х годов установлен плакат «Города мира в Московском метро», на котором собраны фотографии городов мира и станций, названных в их честь. Представлены станции Римская, Варшавская, Киевская (на фото дан зал Арбатско-Покровской линии), Пражская, Братиславская и Рижская, и, соответственно, города Рим, Варшава, Киев, Прага, Братислава и Рига.

Рижская (станция метро, Калужско-Рижская линия)

Проектирование и строительство

Первоначально станция должна была быть построена по иному архитектурному проекту, в частности, на светильниках располагалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о счастливой жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами украшался национальной мозаикой со звездой и серпом и молотом, также планировалось более богатое оформление вентиляционных решёток на пилонах, наконец, в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Но все эти планы после постановления 1955 года «Об излишествах в архитектуре» остались в прошлом[1] .

Согласно воспоминаниям дочери работавшего в 1950-х годах в Риге подполковника КГБ А. М. Блюдзе[2][3], для оформления станции «Рижская» одному мастеру-гончару из Латвии были заказаны изразцы, имитирующие жёлтый и коричневый янтарь. Мастер выполнил задание в срок, однако часть изразцов в дороге разбилась. Когда приступили к отделке, пришлось заказать ещё дополнительные изразцы. Однако пожилой мастер оскорбился и отказался делать изразцы, мотивируя отказ тем, что он возмущён таким небрежным отношением к его работе, а главное, он не может теперь гарантировать такой же цвет. Уговорить мастера не удавалось, назревал скандал. Тогда к мастеру «внедрили» ученика — Александра Михайловича Блюдзе. Он оказался хорошим «подмастерьем», но тайны янтарного кафеля мастер ему не раскрыл. Сроки уже поджимали, станцию скоро надо было открывать. Тогда Блюдзе решил во всём признаться. Это было рискованно, но добрые отношения победили. Рижский гончар простил своего подмастерье и сделал недостающие плитки. Хотя цвет их несколько отличался.

В отделке станции принимала бригада известных реставраторов из Риги, которые работали качественно, но очень не торопясь. В результате возник риск, что станция не будет сдана в срок. Для исправления ситуации на станцию была дополнительно переведена бригада молодых, но опытных отделочников, которая работала и быстро, и качественно. Эта история была отражена в выпуске газеты «Метростроевец», а вечером сотрудник газеты, пока бригада латвийских реставраторов была на обеде, по своей инициативе развесил на их рабочих местах листовки, призывая брать пример с бригады молодых отделочников. Листовки вызвали скандал. Реставраторы пожаловались авторам проекта станции, а также в постоянное представительство Латвийской ССР в Москве. Они пригрозили, что если оскорбительные листовки немедленно не снимут, то они бросят работу и вернутся в Ригу. История дошла до начальника Московского Метростроя В. Д. Полежаева. Журналиста, развесившего листовки, ночью разбудили и отвезли на станцию их снимать. В результате скандал был исчерпан, латвийские реставраторы никуда не уехали, однако темп своей работы всё-таки увеличили. Станция была сдана в срок, а журналист получил устную благодарность от В. Д. Полежаева[4].

История станции после открытия

Станция открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 47 станций.

В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 50 600 человек в сутки.

Теракт

Основная статья: Теракт у станции метро «Рижская»

Около 20 часов 31 августа 2004 года террористка-смертница пыталась пройти на станцию метро «Рижская», но после того, как увидела милиционеров, дежуривших у входа, развернулась, прошла несколько метров и привела в действие взрывное устройство в толпе людей. В результате теракта погибли 10 человек, среди которых сама террористка, а также лидер так называемого карачаевского джамаата Николай Кипкеев, который принимал участие в подготовке и осуществлении теракта. Среди 33 пострадавших, помимо москвичей, жители Узбекистана, Молдавии и Дагестана, а также гражданин Республики Куба. Мощность взрыва составила примерно 1,5—2 кг в тротиловом эквиваленте.

Галерея

Расположение и вестибюли[править | править код]

Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «Алексеевская» и «Проспект Мира».

Имеется один выход в город, ведущий на проспект Мира в районе Рижской площади, и оформленный в виде ротонды (архитекторы — С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев). Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором (три ряда). У станции метро Рижская расположены Рижский вокзал, станции Ржевская Московской железной дороги и Рижская Октябрьской железной дороги. Неподалёку от метро расположен знаменитый в конце 1980-х годов Рижский рынок.

На улице около вестибюля установлен монумент «Первый спутник»: рабочий, поднявший в руке первый искусственный спутник Земли (скульптор С. Я. Ковнер, архитектор В. Н. Карцев).

События

Основная статья: Террористический акт у станции метро «Рижская»

Около 20 часов 31 августа 2004 года террористка-смертница пыталась пройти на станцию метро «Рижская», но после того, как увидела милиционеров, дежуривших у входа, развернулась, прошла несколько метров и привела в действие взрывное устройство в толпе людей. Теракт у «Рижской» повлёк многочисленные человеческие жертвы. В результате погибли 10 человек, среди которых сама террористка, а также лидер так называемого карачаевского джамаата Николай Кипкеев, который принимал участие в подготовке и осуществлении теракта. Среди 33 пострадавших, помимо москвичей, жители Узбекистана, Молдавии и Дагестана, а также гражданин Республики Куба. Мощность взрыва составила примерно 1,5-2 кг в тротиловом эквиваленте.

История Рижского вокзала со дня основания

Место под постройку Виндавского вокзала (в будущем Рижского) выделили у Крестовской заставы, в непосредственной близости от 1-ой Мещанской улицы. Участок находился между путями Николаевской железной дороги и городским Лазаревским кладбищем.

Хотя место и было неосвоенным, акционерам железной дороги необходимо было выполнить ряд условий Городской Думы: облагородить прилегающие к станции территории, подремонтировать выходящий на пустырь Москворецкий водопровод, замостить Трифонов переулок и проезд вдоль границ Лазаревского кладбища.

Архитектором проекта вокзала стал Станислав Бржовский, уже имевший опыт создания такого объекта в Санкт-Петербурге. Это был Витебский вокзал.

Непосредственно работами руководил другой архитектор – Юлий Дидерихс.

Сроки поджимали. Строительство путей и вокзала вели ускоренными темпами.

Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.

Фасад здания железнодорожного вокзала был выполнен в традициях древнего русского стиля. Три стилизованные под терема строения соединялись между собой крытыми переходами, устроенными на уровне первого этажа. В центральной части вокзала устроили крытое стекло.

Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.

Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.

Общественный транспорт

Автобусы

  • 0 (Рижский вокзал — Тихвинская улица)
  • 19 (Рижский вокзал — Метро «Тимирязевская»)
  • 38 ((Рижский вокзал — Метро «Китай-Город»)
  • 84 (Рижский вокзал — Белорусский вокзал)
  • 84к (Рижский вокзал — Метро «Динамо»)
  • 85 (Гостиницы ВДНХ — Рижский вокзал)
  • 172 (Рижский вокзал — Метро «Медведково»)
  • 239 (Метро «Тимирязевская» — Рижский вокзал)
  • 265 (Метро «Бульвар Рокоссовского» — Рижский вокзал)
  • 714 (Рижский вокзал — Улица Павла Корчагина)
  • 778 (Рижский вокзал — Спартаковская площадь)
  • 903 (Рижский вокзал — Холмогорская улица)
  • Ш3 (Рижский вокзал — 2-я Мытищинская улица
  • м9 (Метро «Владыкино» — Метро «Китай-Город»)

Троллейбусы

  • 14 (Платформа Северянин — Электрозаводский мост)
  • 18 (Рижский вокзал — Стрельбищенский переулок
  • 37 (Гостиница «Останкино» — Капельский переулок)
  • 42 (Рижский вокзал — Метро «Динамо»)
  • 48 (Гостиница «Турист» — Капельский переулок)

Транспорт

Общественный транспорт

  • Станция метро 06 Рижская.
  • Рижский вокзал, платформа Рижская.
  • Автобусные маршруты № м2, м9, т18, т14, т42, 19, 38, 84, 84к, 85, 172, 239, 265, 379, 714, 778, 810, 903, .

Движение

Автомобильное движение по Рижской площади — одностороннее, по направлению к центру города: 2 полосы движения от Водопроводного проезда и 2 полосы от проспекта Мира образуют 4-полосное движение, слева появляются две дополнительные полосы. Под Рижской эстакадой направо осуществляется выезд на Сущёвский Вал на запад по направлению к Савёловской эстакаде, прямо — на улицу Гиляровского и налево — на проспект Мира по направлению к центру.

Отрывок, характеризующий Рижская (станция метро)

– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет. Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое. Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату. – С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув. – Ах как я рада, няня. – Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту. В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет. – Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю. – Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал. Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам. Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком. Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки. – Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос. – Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур… – Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски. Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то. – Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка? – Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу. Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру. – Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини. Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски, испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее. – Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него. – Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты. Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались. – Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то. – Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка. «Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками. «Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны. Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок. Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо. Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика. Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Свердловский район

Свердловский район

административно-территориальная единица в Москве (райисполком на улице Петровке, 22; РК КПСС на улице Каретный ряд, 2). Впервые район под таким названием образован в 1936, в современных границах с 1977. Назван в честь Я. М. Свердлова. Простирается от площади Революции в центре Москвы на север до линии Рижского направления Московской железной дороги, расположен по обе­им сторонам Садового кольца. Площадь — 719 га, зелёных насаждений — 144 га, водной поверхности — 0,4 га. Население — около 130 тысяч человек (1978). Основные магистра­ли — улицы Петровка, Каляевская, Новослободская.

Карта Свердловского района

Многие места района связаны с именем В. И. Ленина и революционным прошлым. Рабочие района активно участвовали в Револю­ции 1905—07 и в Октябрьских боях 1917. После победы Октября в здании Большого театра проходили съезды Советов, съезды Коммунистической партии. Здесь на 1-м Все­союзном съезде Советов 30 декабря 1922 было провозглашено образование СССР, приняты Декларация и Договор об образова­нии Союза Советских Социалистических Респуб­лик (мемориальная доска); в здании свыше тридцати раз вы­ступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В на­чале Великой Отечественной войны из трудящих­ся района (в прежних границах) была сформирована дивизия народного ополчения, личный состав которой частично вошёл в 17-ю дивизию народного ополчения Москво­рецкого района.

На территории района около 30 промышленных предприя­тий (1978), в том числе производственное объедине­ние «Трансмаш», , швей­ные производственные объединения «Вымпел», Салют», производственное объединение косметической промышленности «Свобода», ряд типогра­фий (в том числе издательства «Правда», «Молодая Гвардия», «Красный пролетарий») и др., 24 НИИ, проектных организаций и КБ (в том числе ВНИИ проектасбоцемент, Гипрогор, ВНИИ комплексных проблем полиграфии и другие), Академия общественных наук при ЦК КПСС, пять вузов (МАТИ, Историко-архивный институт, Медицинский стоматологический институт, МХТИ, Станкоинструментальный институт). На территории района около 40 издательств и редакций, АПН.

В районе 30 общеобразовательных и сменных вечерних школ, 64 дошкольных учреждения, 9 больниц, свыше 40 поликлиник и амбулаторных учреждений. Нужды насе­ления обслуживают свыше 120 продовольственных и 87 промтоварных магазинов (в том числе ЦУМ), 245 предприятий общественного питания.

Среди культурно-просветительских учреждений района — Большой и Малый театры, а также театры имени Ленинского комсомола, Оперетты, «Ромэн», Центральный дет­ский, Центральный театр кукол; Теат­ральная библиотека, 56 массовых библиотек, 3 кино­театра, 11 домов культуры и клубов, ряд спортивных сооружений (в том числе стадионы «Слава» и «Автомобилист»).

Общая полезная площадь жилого фонда (1978) — 2354 тысячи м2. Архитектурный облик части территории района в пределах Садового кольца сложился в основном в 19 веке. По Генеральному плану развития Москвы ве­дётся реконструкция участка Садового кольца от Самотёчной эстакады до улицы Чехова, меняется облик Каляевской, Селезнёвской и Тихвинской улиц.

На территории района сохранились многочисленные памятники истории и культуры, в том числе бывшие Заиконоспасский и Высоко­петровский монастыри, ряд церквей (в том числе церковь Рождества Богородицы в Путинках, 17 век), особняков (бывший дом Губина на улице Петровке) и др. Часть территории района в пре­делах Садового кольца входит в заповед­ные зоны Китай-город и Петровка — Кузнецкий мост.

Описание

Поиск из-за границы Рижская улица Ростов-на-Дону на гугл карте

Как правило, зарубежные туристы не знают точных названий наших улиц и даже не представляют, где они могут находиться. Потому яндекс карты для них не подходят, и они используют привычные гугл карты на своем родном языке. Рижская улица Ростов-на-Дону на гугл карте обозначена без учета перевода и панорам, для этого нужно нажать соответствующую функцию на карте внизу. Гугл карты работают в двух режимах: вид со спутника и обычный вид карт по районам.

Распространенные способы улиц на гугл карте:

  • По точным координатам 47.217953,39.640821
  • По поиску с учетом перевода в переводчике гугл, обратите внимание, чтобы эта функция была включена
  • По общему поиску в городе Ростов-на-Дону учетом подсказок поисковой строки гугл на карте сверху

Отрывок, характеризующий Рижский проезд (Москва)

И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди. – Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла? Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок. – А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я. – Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос. – Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла. – А как вы сюда попали? – спросила я. – Наверняка, так же, как и вы… – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»… Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь… Что же будем делать? – Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я. – А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла. – Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?.. Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать… – Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал». – Ничего мы не сможем… – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?.. И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться. Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой. – Ой, а где же мама? Ты кто?… Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно! Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации. – Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию… – А как давно вы здесь? Вы знаете, что с нами будут делать? – стараясь говорить уверенно, тихо спросила я. – Мы недавно… Он всё время приносит новых людей, а иногда и маленьких зверей, и потом они пропадают, а он приносит новых. Я с ужасом посмотрела на Стеллу: – Это самый настоящий, реальный мир, и совершенно реальная опасность!.. Это уже не та невинная красота, которую мы создавали!.. Что будем делать? – Уходить. – Опять упорно повторила малышка. – Мы ведь можем попробовать, правда? Да и бабушка нас не оставит, если уж будет по-настоящему опасно. Видимо пока мы ещё можем выбраться сами, если она не приходит. Ты не беспокойся, она нас не бросит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: