Сандуновские бани (35 фото + 1 видео)

Сандуновские бани – одни из известнейших бань в Москве. Совсем недавно они отметили 200-летний юбилей, и по праву являются объектом культурного наследия. По вторникам в банях санитарный день, а это значит, что можно посетить бани с экскурсией. Казалось бы, зачем за этим идти в баню? Однако, высший мужской разряд Сандунов необычная баня — это баня-дворец, где сохранились подлинные интерьеры XIX века.

Здания Сандунов в районе Неглинной построены в 1895 году. Однако, самые первые Сандуны, как бани, были построены в 1806 году актером Силой Николаевичем Сандуновым. В 1808 году они были торжественно открыты. Но те старые Сандуны, в которые возможно ходил Пушкин А.С., были снесены примерно через 100 лет, не выдержав конкуренции. Новые здания были построены с нуля. Во время советской власти Сандуновские бани закрыты не были, наоборот, очень активно использовались. С 1992 г. начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы, и сегодня мы можем видеть Сандуновские бани во всем их великолепии.

На самом деле Сандуны — это не одна «баня», это целый банный комплекс, включающий в себя около 6 зданий. Подумать только, целый банный квартал! У всех зданий разные предназначения, включая очистные сооружения и электростанция. В основном в зданиях располагались бани разных разрядов (разряд — это уровень комфорта бани, чем выше разряд , тем «круче» интерьеры). В настоящий момент разрядов насчитывается 5: 3 мужских и два женских. Ранее, в некоторых зданиях на втором этаже были комнаты, сдаваемые в наем. Это кстати последний адрес Чехова, перед отъездом в Крым. На первых этажах располагалось магазины.

История создания Сандуновских бань

В какой-то момент, Граф Олсуфьев забрал Сандунова в Санкт-Петербург. Когда Силе Николаевичу исполнилось 35 лет, он встретил девушку, актрису Елизавету Уранову, любимицу императрицы Екатерины II. Между ними вспыхнула любовь, и молодой человек сделал предложение. Однако у актрисы был поклонник граф Безбородько. Он засыпал ее подарками, но не пользовался благосклонность.. Граф распалился до того, что прислал молодой девушке поднос денег, который актриса сожгла у него на глазах. Безбородько обиделся, узнав, что у него есть соперник, и решил от него избавиться. Знакомые графа перевели Сандунова в театр в Херсоне ( январь 1792 года).
На одном из спектаклей Лизетта кинулась в ноги императрицы и рассказала свою историю о разлуке с возлюбленным. Екатерина приняла решение Сандунова вернуть, а молодых поженить. Своей любимой актрисе императрица подарила целую шкатулку драгоценностей. Молодые переехали в Москву, купили домик на берегу Неглинки. В то время в районе реки земли считались не престижными, поэтому молодоженам жилье обошлось недорого. А в качестве соседей достались дворники и звонари (сложно сейчас это представить, правда?).

В декабре 1802 году началась запись в Английских клуб, но Сандунову отказали во вступлении, из-за плохой репутации. Тогда Сила Николаевич решил вложить деньги в семейный бизнес. Подумав, чего не хватает в Москве, он решается построить бани для дворян. Впоследствии, здесь бывал весь Английский клуб, вся «Пушкинская» и «Грибоедовская» Москва, как напишет Гиляровский..

Весь 19-й век бани переходили из рук в руки. В 1869 г. бани приобрел деревянщик Иван Григорьевич Фирсанов и сдал их в аренду за 25 тысяч рублей в год Петру Ивановичу Бирюкову, выбившемуся в купцы из простых банщиков. В 1890 г. дочь Фирсанова, унаследовавшая бани, отказывает в аренде Бирюкову и «продает» их своему мужу А.Н.Ганецкому. Корнет Ганецкий, муж Фирсановой, предлагает перестроить бани. Он съездил в Европу, собрал все банные тенденции тех времен, и построил банный дворец, где каждый зал был оформлен в разных стилях. Надо ли говорить, что новые бани имели колоссальный успех?

Вскоре после постройки Ганецкий умудрился проиграть Сандуны в карты. Вера Ивановна выплатила долги и предпочла развестись, дав мужу отступные.

История популярности Сандуновских бань

Комплекс из нескольких банных домов был построен в 1806 году на средства актеров Силы Сандунова и Елизаветы Урановой, достраивался и заработал в полную силу в 1808 г. Огромные каменные здания несколько раз меняли владельцев, пережили оккупацию 1812 года, страшный пожар Москвы, Революцию и военный коммунизм.

История создания Сандуновских бань начинается со строительства банно-помывочного комплекса на берегу речки Неглинки, откуда бралась вода для обеспечения парных и моечных отделений. Там, где находятся Сандуновские бани сегодня, до закладки фундамента была пустошь и речное побережье.

В то время еще старые Сандуны состояли из трех отделений:

  • Каменные бани для купеческого и благородного сословия с кабинетами, относительно комфортными условиями парных, съемными комнатами и бесплатной постоянной обслугой;
  • Мещанские ряды с деревянными и каменными парилками. Эта часть Сандунов была построена в виде общих залов. Банные места были большей частью деревянными, но достаточно чистыми и комфортными. Напаривание веником, помывка, массаж, уборка помещений бани, — все обслуживалось крестьянами и пришлыми людьми за пожертвования;
  • Нижний ряд для простых людей. Эта часть Сандунов стояла на сваях, с деревянными решетчатыми полами и капитальными каменными стенами. Вся мыльная вода и грязь стекала через щели на грунт и далее в Неглинку безо всякой канализации.

Сандуновские бани

Вся история Сандунов, как замечательных бань, а не только роскошных, почти царских апартаментов, возникла и развивалась в течение двух столетий благодаря тому, что первыми иностранными специалистами, привлеченными С. Сандуновым, были грамотно построены огромные дровяные печи. Массивные стены Сандуновских парилок и моечных прогревались и держали тепло подобно многотонной русской печке. По сути, Сила Сандунов и его приглашенные мастеровые умудрились построить в городской Москве русскую баню с иностранными рационализациями.

Уровень парильно-моечных процедур в Сандуновских банях на протяжении последующих 90 лет был значительно выше, чем в домашних баньках москвичей. В результате в Сандуны стала ходить париться вся Москва.

Холл Сандуновских бань

Самое первое помещение, куда попадают экскурсанты – это холл с шикарной симметричной лестницей и лепниной. Здесь сохранилась подлинная деревянное оформление касс, которое и сто лет назад была на этом же месте. К сожалению, сфотографировать без людей это мест не получилось. Вниз уходит лестница в ресторан «Сандуны», который можно посетить, без захода в бани.

История

Создание

Актеры придворного театра императрицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова на бриллианты, подаренные по случаю их свадьбы императрицей, приобрели участок земли по реке Неглинной для строительства жилых кварталов и магазинов. Но вскоре решение было изменено в пользу устройства бань. В 1808 году строительство было завершено[2].

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и . В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

— «Москва и москвичи»

Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова. Супруга Сандунова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем ее мужа. Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название[2].

Реконструкция

Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 года[3].

Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трехэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии[2].

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса»[3].

Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов[2].

«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский. С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы[4].

Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!

— «Москва и москвичи»

Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех…

— «Москва и москвичи»

Кроме того бани посещали Владимир Долгоруков, Гаврила Солодовников, Фёдор Шаляпин[1]:

Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?

— Федор Шаляпин в письме другу

Предбанник Сандуновских бань

Назвать это помещение в стиле «рококо» предбанником, как-то не поворачивается язык. Это скорее напоминает один из роскошных залов дворянской усадьбы, с прекрасными колоннами и гобеленами на стенах. Шикарная люстра и изящные капители колонн производят незабываемые впечатления.

Готический зал Сандуновских бань

Следующий зал — зал отдыха в Готическом стиле. Тяжелый массивный деревянный потолок, кованые светильники, помещение напоминает гостиный зал какого-нибудь средневекового замка. Для полной «готической» картины не хватало только камина. По обе стороны огромного зала тянутся кабинки, где сейчас можно раздеться. Роспись на стенах обновлена, под потолком сохранилась подлинная мозаика Фролова, с изображением Везувия.

Сандуны

Сюда можно идти как в музей: старейшие московски бани существуют с 1808-го года, над интерьером поработал венский архитектор Фрейденберг, а в 1991 году комплекс причислили к числу памятников архитектуры столицы. Посмотреть действительно есть на что: помещения в духе ампира и в готическом стиле, античный бассейн с колоннами, каминный зал, просторные светлые парные. Правда, эти изыски отличают бани высшего разряда. Вариант побюджетнее — зоны первого разряда — выглядят не столь роскошно, но все же остаются кофмортабельными: женщин ждут мягкие парные, а представителей сильного пола — жесткий «мужской» пар. Есть в Сандунах и номерные бани, оформленные в определенной тематике — «Садко», «Лукоморье», «Байкал», «Камчатка» — с индивидуальными зонами отдыха, парными и бассейнами только для вашей компании.
Режим работы: пн — вс, по вторникам — санитарные дни/часы. С 08.00 до 22.00. Адрес: ул. Неглинная, 14, стр. 3-7. Цены: посещение (2 часа) — 1800 — 2800; аренда номерной бани — 4000 — 8000; услуги парильщика (15 минут) — 1800. Сайт: sanduny.ru.

Сандуны

Зал отдыха в Мавританском стиле

Мавританский зал – это одна из изюминок Сандунов. Стены и потолок покрывает удивительный арабский орнамент, выполненный с подлинным изяществом. В мавританском зале расположены кабинки для отдыха, а также стойка с сейфами. Сейфовая система мало изменилась за все время — посетителям выдают ключик от ячейки. Этой системой любили пользоваться «банные воры». Они меняли номерки на свои и обчищали богатеньких дяденек. Когда воров ловили, то привязывали их к столбам, оставляли так на целый день, чтобы пострадавшие делали с ними все, что угодно.

Где спасаться от холода в Москве: бани, сауны и хаммамы

Mahash The Only Spa Тверская, 22

Спа-центр на –1-м этаже гостиницы Intercontinental открыл свои двери чуть больше года назад. Главная фишка — уходы на натуральной косметике Mahash. Смело записывайтесь на один из них или на расслабляющий массаж и наслаждайтесь сауной и паровой баней в аквазоне. Провести там время можно как до процедуры, так и после. А на выходе захватить что-то из местных уходовых средств. Особенно рекомендуем Dancing feet для ног — плотный и жирный, он легко впитывается и оставляет ментоловую свежесть.

Посмотреть галерею

2 фото

Chevron

Бани

Бани представляют собой огромное помещение в кафеле, по периметру которого стоят кушетки. В центре у окна, располагается небольшой подиум, на котором раньше стояли три ванны (роскошь для тех времен). Сегодня же, там расположены несколько мраморных кресел и стол. За мраморным столиком снималась одна из сцен с Бодровым младшим в известном фильме «Брат 2». . Интересный факт, что шайки в дворянских Сандунах были из мельхиора. Когда в начале 20-го века в Сандунах устроили день открытых дверей, Москвичи приняли мельхиоровые шайки за серебряные, а латунные краны умывальников – за золотые. Оттуда и пошла легенда, что в Сандунах богатые моются в серебряных тазиках, а вода льется из золотых кранов. Кстати, посмотреть сами парные нас не впустили — они были закрыты на замок.

Сандуновские бани: история

Основателями бани стали Сила Сандунов и Елизавета Уранова. Они жили при Екатерине II и играли в ее придворном театре. На свадьбу влюбленным императрица подарила бриллианты. Молодожены на деньги, вырученные с драгоценного камня, купили себе участок земли в Москве, после они скупили и соседние земли. Сила Садунов первоначально планировал застроить все жилыми домами и магазинами, но после решил обустроить бани. Сандунов начал постройку, и уже к 1808 году все было готово.

Сандуны представляли собой целый комплекс, в него входили сами бани, а также больницы и развлекательные клубы. Сандулов стал первым в России, кто разделил баню на мужское и женское отделения.

За свою историю это место неоднократно меняло хозяев. Сначала ее арендовали Петр Милютин и Василий Ломакин. Он получал небольшую плату, зато арендаторы смогли обогатиться. Этим была недовольна жена Сандунова, что привело к ссорам и разводу. После брак Сандунова и Урановой распался, бани достались Елизавете.

В 1869 году их владельцем стал И.Г. Фирсанов, который сдал комплекс в аренду купцу П. Бирюкову. В 1890 году Фирсанов скончался, а его имущество перешло дочери Вере. В последствии ее муж А.Н. Гонецкий был недоволен видом бань, поэтому он убедил жену в необходимости полностью переделать Сандуны и сделать из них самые роскошные бани во всем городе. Он ездил по странам мира, изучал их банные традиции, архитектурные особенности построек. После он пригласил известного в столице архитектора Бориса Фрейденберга, чей проект переделки и был воплощен в реальность в 1896 году.

Рекомендуем прочитать:

Баня на реке и на берегу реки: преимущества, недостатки. Особенности строительства бани на реке и берегу реки

Новые бани впечатляли своей роскошью, они сочетали в себе множество стилей (рококо, ренессанс, готику и т. д.). В них были сделаны уникальные инженерные системы, подобных в Москве не было, установлены американские фильтры, которые очищали воду.

К каждому помещению шли отдельные трубы, поэтому в случае выхода из строя водопровода, останавливали работу лишь несколько помещений, а не все. Вентиляция в течение одного часа обеспечивала двукратный обмен воздуха.

Грамотно сделанная и продуманная до мелочей баня стала уникальной для Москвы, остальные подобные заведения сильно уступали ей не только по внешнему виду, но и по правилам гигиены.

В Сандунах имелись номерные отделения. Они различались стоимостью, качеством и наличием дополнительных удобств. Цены варьировались в пределах – 0,6-5 руб.

Даже во времена СССР Сандуновские бани считались лучшими в столице, но из-за времени и активной эксплуатации помещения, проводка, водопровод стали изнашиваться и выходить из строя. В 1944 году была проведена первая масштабная реконструкция.

В 1991 году Сандуны признали памятником архитектуры Москвы.

Бассейн

Большой бассейн – это удивительное по красоте место, выполненное в римском стиле. По центру бассейна можно увидеть скульптуру Нептуна, которая, кстати, является новоделом. В Советское время на этом месте стояли два обнявшихся молоденьких мальчика. Интересна прозрачная крыша, повторяющая прямоугольную форму бассейна, украшенная витражами. Стены бассейна украшены различными видами мрамора.

Известные личности, посещавшие Сандуны

Есть легенда, что известный певец Федор Шаляпин, любил принимать баню в санитарный день с разрешения владелицы Сандунов, по воскресеньям. Когда в банях никого нет, да и поклонники не достают.. В банях отличная акустика, за одно и репетировать можно!

Любил мыться в Сандунах и Владимир Маяковский. Здесь бережно хранят его место, где даже прибита памятная табличка из латуни, со словами, «Здесь мылся человек, идущий в ногу со временем».

Посещали Сандуны, и делают это до сих пор, огромное количество известных актеров, спортсменов, политиков… в общем, здесь ищите селебрити.

Сандуновские бани

Обмелевшая река Неглинка, скапливающая окрестные нечистоты, распространяла вокруг себя сырость и страшное зловоние. В 1818–1819 годах ее уложили в подземную трубу. На месте канала с узкими набережными образовалась обычная городская улица, на которой появились хорошие, добротные дома. В память о канале она до самого 1922 года носила название Неглинный проезд: дескать, не обычная улица, а проезд над каналом. Позднее официальное название улицы отложилось в дореволюционном московском фольклоре. «Длинный, где проезд Неглинный?» – таким насмешливым вопросом преследовали рослых людей».

Река Неглинная сыграла важнейшую роль в возникновении, становлении и развитии Москвы. Как известно, первое крепостное укрепление появилось на крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. Первоначально город рос, главным образом, в восточном направлении, заполняя пространство в треугольнике между двумя главными московскими реками. Неглинная была полноводной и чистой рекой, а в своем нижнем течении еще и судоходной. По мнению известного историка И.Е. Забелина, первый каменный мост в Москве был сооружен через реку Неглинную уже в 1367 году, одновременно с возведением каменных стен Кремля.

На месте этого древнейшего моста и до наших дней сохранился Троицкий мост, соединяющий Кутафью и Троицкую башни Московского Кремля. Удивительно, реку заточили в трубу, а мост через нее существует и поныне! В нижнем течении чистейшая Неглинная была запружена, и на пруду разводились лебеди, отчего он был назван Лебяжьим. Иностранные путешественники с восхищением отмечали красоту Москвы, в том числе и благодаря Неглинке. В конце XVIII века в городе появились первые канализационные сооружения. Для Неглинной это было сродни смертному приговору. В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» рассказывает об этом: «Неглинка была заключена в подземную трубу: набили свай в русло речки, перекрыли каменным сводом, положили деревянный пол, устроили стоки уличных вод через спускные колодцы и сделали подземную клоаку под улицами. Кроме «законных» сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации». Неглинная закончила свое «земное» существование в начале XIX века, и до сих пор течет под нашими ногами в подземном коллекторе.

На Неглинной улице – в доме № 14 – расположены знаменитые на всю Москву Сандуновские бани – своеобразный символ банного искусства России. «Баня все грехи смоет», – говорили в старину. Согласно летописям, бани были на Руси еще задолго до Крещения. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» приводит наблюдения одного западного путешественника, который говорит, что русские «презирают непогоду, свойственную климату северному, и закаляются своей огненной баней». Татары считали, что причиной силы и отваги русских была баня, в которой русичи били себя березовыми вениками, мылись горячей водой и квасом и затем окунались в проруби.

Первые платные бани появились в Москве в начале XVII века: в годы царствования первого Романова – Михаила Федоровича. Интересно, что сначала мужчины и женщины без предрассудков парились вместе, просто расходясь по разным сторонам банного помещения. Однако потом появился специальный устав, согласно которому посещать бани одновременно мужчинам и женщинам строго запрещалось, и в банях появилось два отдельных входа, а печь при этом для удобства располагалась прямо посередине помещения. Историк банного дела Василий Никифорович Журавлев в статье «Бани древней Руси и России» приводит интересные факты: «Баням на Руси всегда придавалось оздоровительное значение. В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве «лечебную баню». Хозяина этой бани строжайше обязывали «…пользовать в той бане только наружные болезни и трудных операций без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило». Немаловажно подчеркнуть в этом историческом, интересном для нас трактате, что при посещении бани «…запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

История Сандуновских бань, построенных на берегу реки Неглинной, начинается в конце XVIII века. В то время хотя бы одна баня стояла на берегу почти каждой московской реки, чтобы разгоряченные паром посетители могли и зимой, и летом окунаться в холодную воду и возвращаться обратно в парилку. Свое название Сандуновские бани получили по имени известного актера екатерининских времен Силы Николаевича Сандунова. Он был женат на певице Елизавета Семеновне Урановой, которая так пленила государыню-императрицу своим пением, что та, очарованная талантом артистки, подарила Урановой дорогие бриллиантовые украшения.

Как раз на вырученные с продажи императрициного подарка деньги Сила Николаевич купил землю на берегу Неглинки. До этого бани Сандунова располагались в районе современной Театральной площади на той же реке. Сила Николаевич был потомком грузинских дворян, получил хорошее образование. Сандунов стал первым русским комиком и неподражаемо играл роли плутоватых слуг и подьячих, превосходно видоизменяя один и тот же тип. Он играл на петербургской и московской сценах. В устах Сандунова тяжелые и неповоротливые остроты старинных комиков точно преображались. Казалось, будто они сейчас только у него родились.

Его жена Елизавета Семеновна считалась одним из лучших меццо-сопрано своего времени. Она окончила Петербургское театральное училище и играла в Эрмитажном театре. Уранова была известна и как драматическая актриса. Особенность оперного репертуара заключалась в том, что в большинстве случаев в спектакли вводился драматический элемент, поэтому от артистов требовалось умение не только петь, но и играть. В 1794 году супруги переехали в Москву. Лучшей ролью Елизаветы Семеновны на сцене была Настасья в опере «Старинные святки». Сандуновы быстро сделались любимцами московской публики, пока Сила Николаевич не оставил театр ради… бань.

Сандунов приказал снести все строения на купленной им земле и выстроить там каменные бани, которые могли составить конкуренцию лучшим баням Турции, Венгрии и Италии по качеству обслуживания, внешнему и внутреннему оформлению. В 1808 году двери Сандуновских бань открылись для посетителей, и бани сразу завоевали популярность среди москвичей. Сандунов специально изучал банное дело и подошел к делу со всей серьезностью. Он побывал во всех московских банях, изучил все банные уставы. Когда Неглинную заключили в коллектор, популярность Сандуновских бань возросла. Этому способствовало улучшение санитарной обстановки.

В Сандунах даже были так называемые «дворянские» отделения с коврами, зеркалами, мягкой мебелью и серебряной утварью. Как писал журналист В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи», здесь «бывала вся грибоедовская Москва». Не сгорели бани и во время московского пожара 1812 года. Говорят, в них парился сам Наполеон. А.С. Пушкин, по свидетельству некоторых современников, часто бывал в Сандунах и «любил жарко париться». Двое банщиков хорошенько отхаживали поэта вениками, после чего Пушкин сразу же окунался в деревянную кадку с ледяной водой, где, по просьбе поэта, обязательно должны были плавать кусочки льда.

Москвовед В.В. Сорокин пишет в статье о Неглинной: «Сила Сандунов скончался в1820 году, завещав имущество своей воспитаннице Елизавете Горбуновой и их общему сыну Виктору. После смерти Сандунова возвратилась его жена Елизавета Семеновна, вступив в управление своей частью хозяйства. Она выступала с различными жалобами на Горбунову. Сохранившиеся записи «объяснений» обеих сторон говорят о вежливости Горбуновой и о невоздержанности, грубости актрисы императорского театра Сандуновой в адрес «вольноотпущенной девки Горбуновой, проживавшей в доме ее мужа». Распри прекратились с кончиной жалобщицы летом 1826 года».

Сандуновские бани сдавались внаем содержателям. Еще при жизни Сандунова они неоднократно меняли владельцев. В 1860 году хозяином Сандуновских бань стал московский купец Василий Васильевич Ломакин, которому принадлежало еще несколько бань в разных районах Москвы. За несколько лет Ломакин нажил целое состояние на содержании Сандуновских бань. В 1870-х годах у Сандунов появляется новый владелец – потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. Его дочь Вера Ивановна Гонецкая на капитал, унаследованный от отца, решила построить совершенно новые бани по последнему слову тогдашней моды.

Чтобы бани стали лучшими в Москве и соответствовали высоким европейским стандартам, муж Гонецкой Алексей Николаевич, который был главным инициатором переустройства Сандунов, лично объездил самые знаменитые бани Европы от Ирландии до Турции. Ганецкие пригласили модного и востребованного архитектора Б.В. Фрейденберга, однако из-за непростого характера Алексея Николаевича тот не сумел завершить строительство, и Сандуны были достроены его помощником – архитектором С.М. Калугиным. Открытие в 1896 году нового здания Сандуновских бань стало важным событием для всей Москвы.

Огромный комплекс, занявший полквартала рядом с Неглинной улицей, включал в себя трехэтажный дом и еще семь строений. На первом этаже находились конторы и магазины, в том числе, знаменитое нотное издательство и магазин «Торгового дома П.И. Юргенсона», торговавший нотами и музыкальными инструментами. На втором этаже были расположены гостиница и меблированные квартиры. Большую часть здания заняли бани различного уровня и открытый бассейн. В комплекс также входили электрическая и насосная станции, прачечная, котельная, инженерный корпус. Оборудование получало энергию от отдельной электростанции, одной из первых в Москве.

Сандуновские бани сравнивали со знаменитыми римскими термами Каракаллы. И это не удивительно! В оформлении фасадов были использованы мотивы различных архитектурных стилей: ренессанса, барокко, классицизма, рококо, мавританского стиля и даже готики. Особенно впечатляюще выглядела яркая декорация центрального ризалита с крупной проходной аркой в центре. Над аркой по сторонам полукруглого окна расположились экспрессивные скульптуры плывущих мифологических морских коней, на спинах которых восседал полуобнаженный мужчина, трубящий в большой рог, и женщина, играющая на лире.

Но больше всего поражали воображение интерьеры Сандуновских бань. Мрамор и гранит, которым были отделаны залы, привезли из Италии и Норвегии, плитку и кафель – из Швейцарии и Англии. Над оформлением уникальных интерьеров – арабского дворика, мавританского и готического залов – работали лучшие архитекторы, декораторы и техники. Потолки и мебель были выполнены из дорогой мореной сосны, стены и карнизы украшены позолоченной лепниной, настенной живописью и восточными орнаментами, высокохудожественные лестничные ограждения и светильники были отлиты из чугуна и бронзы.

В мужских банях стоимостью пятьдесят копеек могло находиться одновременно около ста человек. В распоряжении клиентов имелись читальня, парикмахерская, камин, комната отдыха для некурящих, просторная мыльная, бассейн и две парные – ирландская и русская. Мужские и женские отделения в десять копеек были рассчитаны на сто сорок и сто десять человек соответственно. Самыми вместительными считались бани за пять копеек. Конечно, чем выше цена, тем роскошнее и богаче интерьеры и лучше качество обслуживания. Самые богатые заказывал так называемые «нумера» – блок, состоявший из трех комнат со своей парной, душем и ванной.

В Сандунах работало около четырехсот банщиков. Конечно, они считались главными знатоками банного искусства обеих столиц. Каждую неделю по средам и воскресеньям устраивались специальные санитарные дни для поддержания чистоты на должном уровне. В эти дни абсолютно все, вплоть до самых мельчайших деталей, проверялось, чистилось и отмывалось. Вода в Сандуны шла по отдельному водопроводу из Бабьегорской плотины и, перед тем как попасть в бани, очищалась американскими фильтрами «Нептун». Для питья использовалась вода из артезианского колодца, специально пробуренного на территории банного комплекса.

Гиляровский лучшие страницы книги «Москва и москвичи» посвятил Сандунам: «Единственное место, которого ни один москвич не миновал, – это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань. Каждое сословие имело свои излюбленные бани. Богатые и вообще люди со средствами шли в «дворянское» отделение. Рабочие и беднота – в «простонародное» за пятак… Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех».

Но не одни только артисты театров любили проводить время в Сандуновских банях. В Сандуны ходили и аристократы, и купцы-миллионеры, и простой люд. Бани были местом для встреч представителей различных слоев общества. Сервис в Сандуновских банях всегда считался лучшим в России. В них мылись и парились Л.Н. Толстой, С.В. Рахманинов, С.М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы. Ф.И. Шаляпин посещал Сандуновские бани в санитарные дни, чтобы избежать встречи с многочисленными поклонниками. Шаляпин всерьез верил, что пар Сандунов благоприятно влияет на его связки, придавая голосу особое звучание.

В советское время бани продолжали работать, но это были уже не те Сандуны, которые долго еще помнили старожилы. Прежняя их слава померкла. Небрежная эксплуатация бань привела к значительным разрушениям и утрате первоначального облика фасадов и интерьеров. Многие помещения были отданы различным учреждениям. В 1945–1946 годах проходили работы по восстановлению интерьеров под руководством архитектора В.И. Чагина. В 1991 году решением комитета по охране исторических памятников Москвы здание Сандуновских бань признали памятником архитектуры. Через год начались реставрационные и ремонтно-восстановительные работы.

Около семидесяти процентов всех интерьеров Сандуновских бань сохранилось с конца XIX века. Сегодня прежний облик Сандунов воссоздан и бережно сохраняется. Современные работники бань хранят лучшие традиции банного искусства. Многие режиссеры выбирали Сандуновские бани местом съемок своих фильмов. Тут снимались известные картины, начиная с «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна, который стоял у истоков русского кинематографа, и заканчивая американским боевиком «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. «Кто в Сандунах не бывал – тот Москвы не видал», – гласит московская пословица.

Сандуновские бани – место для москвичей особенное, и не только для тонких ценителей этого благородного дела. Каждый, кто не был в Сандунах, мечтает там побывать. Каждый, кто был, – мечтает вернуться опять. Здесь время если не останавливается, то уж точно замедляет свой торопливый ход. Здесь хочется остаться на весь день, расслабиться и забыть обо всем. И уж наверняка никто не пожалел потраченных на посещение Сандунов денег! Сегодня самые известные люди разных национальностей и профессий отдают предпочтение Сандуновским баням. Роскошные интерьеры и необыкновенная атмосфера рождают вдохновение (хотя, может, дело в особенном паре – кто знает).

Как найти Сандуновские бани

Сандуновские бани, адрес: Москва, м. Трубная/Кузнецкий мост, Неглинная улица, 14, строения 3—7 https://www.sanduny.ru/

Сандуновские бани сегодня

Несмотря на свою многолетнюю историю, постоянную смену руководства Сандуны остаются тем местом, куда с удовольствием приходят попариться местные жители и гости из других городов и стран.

В помещениях сохранили аутентичные интерьеры, созданные еще в 1896 году. Здесь гостей ждут мужские и женские банные отделения, бассейны, просторные комнаты отдыха, SPA-центр, салон красоты, ресторан и прачечная. Это отличное место для отдыха, где можно очистить тело и голову, избавиться от плохих мыслей. Устали от быстрого темпа столицы? Посетите Сандуны, баня и другие места, где можно отдохнуть, имеют умиротворенную атмосферу, которая помогает расслабиться и забыть о заботах.

Рекомендуем прочитать:

Баня в подвале дома: преимущества и особенности. Как построить баню или сауну в подвале дома своими руками?

Каждый вторник после 16:00 здесь проводятся экскурсии.

Адрес Сандуновских бань: Москва, м. Трубная/Кузнецкий мост, Неглинная улица, 14, строения 3-7.

45

Автор публикации

не в сети 12 месяцев

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: