Чем синагога отличается от храма и церкви

Московская хоральная синагога расположена в Большом Спасоглинищевском переулке, ближайшее метро — Китай-город.

Всего в Москве пять синагог, хоральная – самая большая и старая из них. Здесь находится Главный раввинат России, а также высшее духовное училище Иешива. Хоральной синагога называется потому, что богослужение здесь ведет группа канторов – небольшой хор, который поет молитву.

Место для постройки было выбрано неслучайно – в этих местах с 30-х годов 19-го века, с разрешения московского генерал-губернатора, в дешевой и непрезентабельной гостинице начали селиться еврейские купцы. Позже к ним присоединились ремесленники, бежавшие из Польши и Белоруссии от голода и нищеты. Со временем встал вопрос о строительстве молельного дома, и в 1891 году здание в стиле эклектика по проекту архитектора Семена Эйбушитца было построено.

По легенде, во время строительства случилось вот что: великий князь Сергей Александрович, проезжая мимо, перекрестился, думая, что строят православную церковь. Позже, осознав свою оплошность, повелел снести красивый серебристый купол, венчающий крышу, а здание — опечатать. В Москве возобновились гонения на евреев – тысячи были выдворены, а общая численность еврейского населения сократилась в 10 раз. Открылась для моления синагога только в 1906 году после манифеста царя Николая Второго о свободе вероисповеданий.

Московская хоральная синагога

За годы советской власти здание изрядно пострадало и, в 2001 году под патронажем Юрия Лужкова и при участии еврейских общин, в том числе израильских и американских, была проведена его масштабная реконструкция, воссозданы исторические интерьеры. Вновь возведен серебристый купол со Звездой Давида.

Купол со звездой Давида

В этом же году была построена каменная Стена Плача – в память о разрушенном иерусалимском Храме.

Стена из камня

Рядом – скульптура «Птица счастья» работы Бурганова, символизирующая дружбу между народами.

Произведение скульптора Бурганова

В самом молельном доме и около него много надписей на иврите.

Надпись на иврите

Внутри — четыре молельных зала. Я побывала только в главном – самом красивом. Богослужения здесь проводятся по праздникам и субботам.

Главный молельный зал

Внутреннее убранство поначалу напоминает католический храм – высокие своды, колонны, ряды скамеек.

На фото виден второй этаж. Неиудеям можно поприсутствовать на богослужении, но только тут — на втором этаже. Фотографировать во время молитв запрещено.

Вход и второй этаж

Каких-то строгих канонов, по которым должны строиться синагоги, нет. Единственное — в иудаизме запрещаются изображения людей и животных, поэтому интерьер украшают только геометрическими и растительными орнаментами.

Колонны второго этажа

Необыкновенной красоты потолок.

Роспись потолка

Древо жизни и древо познания — деревья, растущие в Эдемском саду.

Древо жизни и Древо познания

У главной стены находится Ковчег Святыни Арон Кодеш– специальное хранилище-шкаф со свитками Торы. Он закрыт бархатной завесой Парохет, расшитой золотыми нитями. По бокам Ковчега – колонны, напоминающие о колоннах при входе в святилище Храма Соломона. На переднем плане видна трибуна, с которой произносит речи раввин.

Ковчег со свитками Торы

Еще детали интерьера:

Деталь интерьера

Строго говоря, синагога не является храмом – это молельный дом, в котором сообща молятся и читают Тору. Также здесь проводят Брит Мила (обрезание), Бар Мицва (празднование совершеннолетия) и другие обряды.

В боковом приделе

Всегда можно взять нужную книгу — есть большая библиотека. На одном из книжных шкафов увидела вот такую табличку:

Табличка на книжном шкафу

Забытая книга.

Книга в синагоге

Комментарии (7)

  • Анастасия

    20.08.2016 в 08:43 |

    Синагога может быть и хорошая, только ее сотрудники оставляют желать лучшего. В течение 6 лет со мной поддерживал сексуальные отношения здешний студент Хаимов Амнун Бенсионович, впоследствии эмигрировавший в США и ставший там раввином местной синагоги. Все это время он скрывал от меня наличие у него жены и двоих детей, и находился в сексуальной связи как со мной, так и со своей супругой. Как можно говорить о какой то духовности, если раввины занимаются такими делами?

    Reply

  • Юлия

    11.10.2016 в 17:17 |

    Добрый день! Уточните, пожалуйста, возможно ли в Вашей Синагоге приобрести красную нить на запястье?

    Reply

  • Тамара

    21.01.2020 в 01:42 |

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста в какое время удобно подойит\ поговорить с раввином?

    Reply

  • В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы

    Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чте­ния. Все остальные детали синаго­гальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рас­смотрим организацию ашкеназских синагог.

    По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориен­тиро­ваны на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распро­странением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отно­шению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.

    1 / 6

    Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год© Центр еврейского искусства / Зев Радован

    2 / 6

    Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год © Центр еврейского искусства / Владимир Левин

    3 / 6

    Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons

    4 / 6

    Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

    5 / 6

    Арон а-кодеш. Германия, XVIII век© The Jewish Museum, New York

    6 / 6

    Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons

    Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на кото­ром человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).

    1 / 4

    Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год© Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич

    2 / 4

    Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век © Центр еврейского искусства / Зев Радован

    3 / 4

    Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года© Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства

    4 / 4

    Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век© Центр еврейского искусства / Борис Хаймович

    Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято распо­лагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.

    1 / 3

    Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

    2 / 3

    Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год© Владимир Левин

    3 / 3

    Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

    Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у като­ликов) или в алтар­ной части церкви (в право­славии). Такая двухполюсность не способ­ствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разгова­ривать во время молитвы и чтения Торы».

    Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга© Александр Демьянчук / ТАСС
    В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появлять­ся реформированные синагоги, которые заим­ствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, ежене­дельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской импе­рии такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослуже­нию более упорядо­ченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.

    Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католи­ческой или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала.

    Современность[править | править код]

    Реконструкция[править | править код]

    В феврале 2001 года под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова началась реконструкция синагоги, которая была частью крупного совместного проекта Российского еврейского конгресса, Еврейской общины Москвы и Джойнта — создание . Помимо реконструкции, проект также включал в себя создание еврейского детского дома, социального и общинного центров[3][17]. В мае того же года зданию был возвращён его исторический облик — над синагогой появился купол, увенчанный звездой Давида. Тогда же напротив молельного дома была установлена композиция «Птица счастья» работы скульптора Игоря Бурганова, олицетворяющая дружбу народов и открыта символическая Стена Плача[17][18]. В 2006-м к столетнему юбилею синагоги реставрационные работы были завершены[19].

    Деятельность[править | править код]

    В синагоге проводятся будничные и субботние молитвы, религиозные обряды, проводится изучение Торы. Работают различные религиозные службы, помогающие верующим соблюдать заповеди Торы. Там же находится образовательный и развлекательный клуб для пожилых людей. Синагога сотрудничает с несколькими образовательными учреждениями, прививая детям уважение к еврейским традициям[1][20].

    Московская хоральная синагога: адрес, как добраться

    Находится этот главный еврейский храм на Ивановской Горке, в Басманном районе столицы. С небольшой возвышенности открываются красивые виды. Поэтому храм имеет и другое название – «синагога на горке». Точный адрес молельного дома – Большой Спасоглинищевский переулок, 10. По большому серебристому куполу и колоннам, украшающим вход, сразу и не определишь, что перед тобой Московская хоральная синагога. Как добраться до места, вам могут подсказать местные жители. Это совсем близко, буквально двести метров от станции метро «Китай-Город». Добраться до синагоги можно и от ст/м «Юго-Западная». Но первый вариант лучше. Следует, выйдя из станции метро «Китай-город», пойти в противоположном от Ильинского сквера направлении. Большой Спасоглинищевский переулок, где находится синагога, является параллельным Лубянскому проезду, на котором расположены станция метро и остановки наземного транспорта.

    Московская хоральная синагога адрес

    История[править | править код]

    Почтовая марка России — 2,50 руб, 2001 год Купол, 2020 год

    Строительство и открытие[править | править код]

    В 1859 году царем Александром II был издан указ, благодаря которому строительство синагоги стало возможным. Указ позволял евреям, состоявшим в высшем купеческом звании, жить за пределами черты осёдлости, в том числе и в столичных городах. Вскоре указ распространился и на евреев-учёных, выпускников университетов и ремесленников. Таким образом к 1890 году в Москве стало проживать около 35 тысяч евреев[1][4]. Глава Московского еврейского общества Лазарь Поляков обратился к генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Долгорукову с просьбой о строительстве молельного дома. В 1886 году община смогла выкупить землю в бывшей гончарной слободе. Территория была выбрана неслучайно: в соседнем Зарядье с 1830-х годов образовалось «еврейское гетто», где селились отбывшие рекрутскую повинность евреи. Таким образом можно было добраться до синагоги пешком в шаббат[5][6][7][8].

    Изначально молельня располагалась в арендованном доходном доме Рыженкова, но в 1886 году архитектор Семён Эйбушитц разработал проект синагоги, представляющей собой купольную базилику[5][8][9]. 28 мая 1887 года произошла закладка будущего молельного дома. В восточную стену здания была вмонтирована капсула с закладной грамотой[6]. Спустя год строительство синагоги было приостановлено из-за жалобы прокурора Синода Константина Победоносцева. В своей жалобе он указал, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных. По предписанию купол был разобран, а с фронтона здания убрали изображения Скрижалей Завета[10].

    В 1891 году строительные работы были завершены, однако московские городские власти запретили открытие молельного дома. В 1892-м Московское еврейское общество получило предписание продать здание или обратить его в благотворительное заведение. Синагога была переоформлена в училище-приют, и такой статус сохранялся до 1897 года[6][7][11].

    После революции 1905 года появился царский манифест о свободе вероисповедания. Восстановлением интерьеров занимался приглашённый общиной архитектор Роман Иванович Клейн. 1 июня 1906 года здание синагоги было открыто для верующих[5][6][12].

    В годы СССР[править | править код]

    Посол Израиля в СССР Голда Меир в 1948 году возле синагоги
    Хоральная синагога продолжала свою работу и при СССР, несмотря на существовавшие гонения на верующих. В 1923 году Еврейский комиссариат издал постановление о закрытии синагог и передаче зданий под школы. Однако благодаря протестам верующих решение о закрытии было отменено[11][13]. В том же году ВЦИК Совета народных комиссаров постановил передать находящуюся в здании библиотеку Белорусскому государственному университету[1][6]. Спустя три года часть помещений была передана «Текстильстрою», в 1960-х ещё часть отдана под резервную шахту Метрополитена.

    11 сентября 1948 года синагогу посетила Голда Меир — первый посол Израиля в СССР. В торжественной обстановке были переданы свиток Торы, привезённый из Израиля, и благотворительное пожертвование[14][15].

    Встреча московских евреев у синагоги с послом Израиля Голдой Меир на израильской купюре 10 шекелей

    В 1957 году в здании молельни впервые в Советском Союзе было открыто религиозное учебное заведение — иешива «Кол Я‘аков»[11][16].

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: