В центре Москвы открыли памятник Майе Плисецкой


Родион Щедрин — о памятнике Плисецкой: Хочу, чтобы здесь цвела сирень и молодежь назначала свиданья

В Москве открыли памятник Майе Плисецкой Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В Москве открыли памятник Майе ПлисецкойФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Плисецкой очень нравился этот уголок Большой Дмитровки. Каждый раз, когда они с Родионом Щедриным прилетали в Москву, то непременно наведывались сюда, чтобы полюбоваться необыкновенным граффити, сделанным известным бразильским художником Эдуардо Коброй. Он увидел великую балерину в образе, конечно же, лебедя – но такого яркого, что принять его можно и за жар-птицу, которую Майя Михайловна тоже танцевала. «Я прямо обалдела, когда увидела этот портрет!» — призналась мне Плисецкая при встрече несколько лет назад.

Однажды, правда, заглянув сюда, они с Родионом Константиновичем расстроились. У стены дома с портретом все разрыли, поставили всем известные синие кабинки… И как-то надолго, как это бывает в России, развели стройку. Майя Михайловна лишь грустно вздыхала.

Родион Щедрин на открытии памятника. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Родион Щедрин на открытии памятника.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

А год назад, уже после ухода Плисецкой из жизни, здесь, в двух шагах от Большого театра, появился скверик имени великой балерины. И как-то сама собой сложилась традиция: многие москвичи, возвращаясь из Большого или других театров (а их в округе немало) по Большой Дмитровке, стали заглядывать сюда – посидеть на удобных скамейках, полюбоваться портретом несравненной Майи, обязательно сделать модное селфи, обсудить только что виденный спектакль… И когда встал вопрос о памятнике, стало ясно – лучшего места не найти.

Памятник появился прямо напротив граффити-потрета Майи Плисецкой за авторством бразильца Эдуардо Кобры.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

И вот, в воскресенье 20 ноября, морозным, но солнечным светлым днем высоко в небо взметнулась фигура страстной Кармен, автор которой – друживший с балериной уральский скульптор Виктор Митрошин.

Майя Плисецкая запечатлена в образе страстной Кармен. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Майя Плисецкая запечатлена в образе страстной Кармен.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С самого утра у сквера стали собираться толпа поклонников Майи Михайловны, ее друзей и просто любителей балета. В морозном воздухе неслась зажигательная музыка из знаменитой «Кармен-сюиты», а на мониторе можно было воочию увидеть Плисецкую в одной из самых своих любимых ролей, которая стоила ей, впрочем, немало сил и крови: балерине пришлось защищать спектакль от цепких лап советских чиновников от культуры.

Конечно же, прилетел Родион Константинович Щедрин. Это была его инициатива – открыть памятник к сегодняшнему дню рождения Майи Михайловны. Успев только добраться из аэропорта до дома на Тверской, сразу приехал сюда и долго кружил вокруг стоявшего еще в лесах памятника. Работа скульптора понравилась, но, не удержавшись, он обронил: «Лучше бы она просто была жива!» И такая непередаваемая тоска была, говорят, в его голосе…

Когда с памятника слетело покрывало, Щедрин, стоя на морозе с непокрытой головой, перекрестился, долго вглядывался ввысь, где в полете застыла муза всей его жизни – и творческой, и человеческой. И вдруг улыбнулся – словно они с Майей Михайловной счастливо, с любовью переглянулись.

Говорить ему было нелегко… И всё же он мечтает о том, чтобы молодежь тут назначала свидания, чтобы цвела здесь персидская сирень, с которой сравнил балерину в своих стихах Андрей Вознесенский. Помните ?

В ее имени слышится плеск аплодисментов.

Она рифмуется с плакучими лиственницами,

с персидской сиренью,

Елисейскими полями, с Пришествием…

Щедрин поблагодарил всех, кто в непростое время думает о культуре, кто помогал появлению памятника: и московские власти, и Министерство культуры России, и фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», и просто друзья и поклонники Майи. «Сколько вас здесь, ее друзей, собралось!».

Открытие памятника прославленной балерине. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Открытие памятника прославленной балерине.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Худрук и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев специально, буквально на несколько часов, прилетел в Москву, чтобы быть на открытии памятника. Хотя у него серьезная травма колена: было видно, что ему непросто. Но не быть здесь в этот день он не мог. Они с Плисецкой очень дружили. «А она умела дружить, как никто», – сказал Валерий Гергиев.

В церемонии открытия участвовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, гендиректор Большого театра Владимир Урин… Среди тех, кто пришел, были и примы Большого Мария Александрова и Светлана Захарова, и знаток искусства и моды Александр Васильев, и знаменитый танцовщик, её верный Хосе из «Кармен» Виктор Барыкин… А главное — десятки и десятки обожавших балерину поклонников. Весь постамент памятника был усыпан цветами, став на несколько часов своего рода продолжением сцены Большого театра…

Смотрите фотогалерею «Неизвестные фотографии Майи Плисецкой»

КСТАТИ

Виктор Митрошин, скульптор: Плисецкая успела увидеть эскиз памятника

«Комсомолка» поговорила с уральским мастером, дружившим с великой балериной, о том, как рождался замысел (подробности)

В центре Москвы открыли памятник Майе Плисецкой

Источник Правда.Ру

20.11.2016 13:07

Культура » Театр

Памятник Майе Плисецкой открылся в Москве 20 ноября, в день рождения выдающейся балерины, в сквере на Большой Дмитровке, названном в ее честь.

Майя Плисецкая: Делай себя сам

Как сообщает РИА Новости, в церемонии открытия памятника приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, а также муж Плисецкой Родион Щедрин, который был одним из инициаторов установки памятника. Кроме того, на церемонию приехали десятки почитателей таланта великой балерины, после открытия постамент памятника буквально усыпали цветами.

Отмечается, что памятник исполнен в образе Кармен, которая была одной из главных ролей в карьере балерины. Затраченные на памятник деньги, более 20 миллионов рублей, нашлись вне бюджета. Главную лепту внес фонд «Искусство, наука и спорт», а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар.

Напомним, прима Большого театра Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2020 года в Мюнхене на 90-м году жизни. Вся жизнь Майи Плисецкой была посвящена балету. В 1934 году она поступила в Московское хореографической училище. Уникальные данные юной балерины — большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке — были отмечены педагогами. 1 апреля 1943 года, окончив балетное училище, Плисецкая сразу была принята в труппу Большого театра. Конечно, юная выпускница сначала была зачислена в кордебалет.

Свою первую сольную партию — роль Маши в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского — Майя Плисецкая исполнила уже в свой первый сезон в Большом театре. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и другие.

Пожалуй, одна из самых необыкновенных и неповторимых ее ролей — партия Одетты-Одиллии в «Лебедином Озере». Да и как можно забыть необыкновенные движения гибких рук балерины, которые создавали чудесную иллюзию крыльев плывущего лебедя? Одетта в исполнении Плисецкой стала мировым эталоном этой партии.

В Большом театре Майя Плисецкая танцевала до 1988 года. Все ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и другие, вошли в историю мирового балета. Эти роли отточили стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом.

И совершенно другая грань ее таланта раскрылась в партии Кармен в балете «Карме-сюита». Она потрясающе смогла языком танца передать историю трагической любви испанки. Балет был поставлен Альберто Алонсо специально для великой балерины.

Талант Майя Плисецкой проявился и в роли балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова.

Расставшись с Большим театром, балерина работает в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Р.К. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.

Она выступала с концертными программами во многих странах мира, работая с самыми выдающимися хореографами современности, среди которых и Ролан Пети, и с Морис Бежар.

В 1994 году Майя Плисецкая публикует книгу своих мемуаров под названием «Я, Майя Плисецкая…», которая сразу вызывает огромный оклик во всем мире. Спусти тридцать лет Плисецкая выпустила продолжение первой книги мемуаров «Тридцать лет спустя».

В последние годы, хотя вся ее жизнь уже была связана с гастролями мужа — известного композитора Родиона Щедрина, Майя Плисецкая продолжала выходить на сцену, исполняя номер, специально поставленный для нее Морисом Бежаром — «Ave Mайя».

Талант величайшей балерины современности был отмечен и на Родине, и за рубежом. В 1956 году Майе Плисецкой присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м — народной артистки СССР, в 1985 году — звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, она стала полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

В 1964 году она стала Лауреатом Ленинской премии, в 1962 году ей присвоена премия Анны Павловой в Париже и многие другие.

Читайтепоследние новости Pravda.Ru на сегодня

балет москва памятник

Обсудить

Памятник выдающейся балерине Майе Плисецкой должен быть установлен в Москве, считает глава комиссии по монументальному искусству Лев Лавренов. «Учитывая ее вклад, ее мастерство, всенародную любовь к ней — обязательно должен появиться какой-то памятник. Бесспорно»

, — цитирует Лавренова агентство “Москва”. Он сообщил, что Москомархитектура уже определяет место, и не исключил, что памятник может быть установлен около Большого театра.

Майя Михайловна Плисецская скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа на 90-м году жизни. Прощание с балериной, по ее завещанию, состоялось в кругу самых близких людей. Плисецкая также распорядилась кремировать свое тело и развеять прах над Россией вместе с прахом мужа, композитора Родиона Щедрина. «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией»

, — говорится в завещании. Москвичи несколько дней несут цветы к Большому театру в память о великой балерине XX века.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. После окончания Московского хореографического училища в 1943 году ее приняли в труппу Большого театра. В 1960 году народная артистка СССР стала примой балета Большого театра. Широчайшую известность приобрели исполненные ею партии Одетты-Одиллии в “Лебедином озере”, Авроры в “Спящей красавице”, Раймонды в одноименном балете Александра Глазунова, Хозяйки медной горы в “Каменном цветке” Сергея Прокофьева, Кармен в фильме-балете “Кармен-сиюта”.

После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В последние годы ее жизнь во многом была связана с гастрольной деятельностью мужа Родиона Щедрина. При этом балерина продолжала выходить на сцену — исполняла номер “Аvе Майя”, поставленный для нее одним из крупнейших хореографов XX века Морисом Бежаром. Плисецкая — народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий “Триумф” и «Российский Национальный Олимп», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а также орденов многих стран.

/
вторник, 5 мая 2020 года
/ темы:
Культура

  • ВКонтакте
  • Facebook

В Москве нужно установить памятник Майе Плисецкой — комиссия городской думы

В столичном парламенте одобрят идею установки памятника балерине Майе Плисецкой. Об этом заявил M24.ru глава комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Лев Лавренов. Он уточнил, что пока никаких заявок и просьб по установке к ним не поступало. «Да, действительно надо поставить памятник Майе Плисецкой в Москве»

, — считает Лавренов. При этом, по его словам, пока в комиссию не приходило предложений о создании и установке памятника балерине.
«К нам еще не обращались официально с заявкой или с просьбой о памятнике»
, — пояснил глава комиссии. ….. Прощание с балериной состоится в кругу родных и близких также в Германии. При этом вечер памяти балерины в Большом театре пройдет 20 ноября в день рождение Плисецкой. Прах знаменитой балерины должны развеять над Россией, это произойдет после смерти ее мужа, композитора Родиона Щедрина. Свое желание Плисецкая высказала в завещании, которое 3 мая обнародовал Щедрин. ….. . Окончив Московское хореографическое училище в 1943 году, была принята в труппу Большого театра. ….. В 1980-х годах она была худруком Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. Сцену она оставила в возрасте 65 лет.

Глава комиссии по монументальному искусству считает, что в Москве нужно установить памятник М.Плисецкой

….. Об этом он сообщил Агентству городских новостей “Москва”.

«Я считаю, памятник должен быть. ….. Бесспорно», — сказал Л.Лавренов.

Он также не исключил возможность, что памятник может быть установлен около Большого театра. «Все может быть. Место определяет уже Москомархитектура, и в какой-то степени наша комиссия, но в первую очередь Москомархитектура должна дать предложения где поставить»

, — пояснил Л.Лавренов.

Также, по его словам, если в комиссию по монументальному искусству поступит предложение по установке в Москве памятника знаменитой балерине М.Плисецкой, то оно однозначно будет одобрено. «Мы, конечно, будем “за”. Это значительное явление в нашем искусстве, в нашей жизни и не отметить его просто неуважение»

, — заключил Л.Лавренов.

Балерина М.Плисецкая скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа. М. …..

Легенда балета Майя Плисецкая ушла из жизни в возрасте 89 лет

БЕРЛИН, 2 мая. В Германии на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая, передает ТАСС со ссылкой на гендиректора Большого театра Владимира Урина.

«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать»

, — сообщил он.
….. Уже в 8 лет ее отдали в Московское хореографическое училище. На сцене она в итоге осталась практически на 60 лет, из них полвека — в Большом. Только в “Лебедином озере”, по ее собственным подсчетам, она станцевала более 800 раз. После новаторской “Кармен-сюиты” ее начинают активно интересоваться зарубежные хореографы. Врезультате Ролан Пети ставит для нее “Гибель розы”, а Морис Бежар — “Болеро” и “Айседору”. Майя Плисецкая — легендарная прима-балерина Большого театра. Свою карьеру она начала в 1943 году, а впоследствии не только танцевала, но и выступала в качестве балетмейстера. В 80-х годах Плисецкая работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. ….. Наиболее известны в исполнении Плисецкой партии Одетты-Одиллии в “Лебедином озере”, Авроры в “Спящей красавице”, Хозяйки Медной горы в “Каменном цветке” и Кармен в «Кармен-сюите»Щедрина. …..

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: