Театр в МосквеСовременник

Ночной показ

Начали ровно в полночь, в зрительном зале — человек сто или чуть больше. Помещение камерное, и гости, большинство из которых были студентами МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова, уместились с трудом. Перспектива простоять весь спектакль в проходе, не найдя свободного места, мало кого пугала — гораздо важнее удобства был тот факт, что этот спектакль сделали молодые артисты во главе с молодым режиссером. И пьесу, говорят, они выбрали чуть ли не запрещенную.

Действительно, пьесу «Вечно живые», которая позже легла в основу сценария фильма «Летят журавли», долго не пускали на сцену и в печать. Фронтовик и студент-заочник Литературного института имени А.М. Горького Виктор Розов написал ее в 1943 году, находясь в отпуске после тяжелого ранения в Костроме. Тема — нравственный выбор, который ставит перед человеком война, — показалась скользкой сотрудникам Главлита. Напечатали пьесу лишь в начале 1950-х. Впервые ее поставил Костромской театр драмы, второй стала Студия молодых актеров — так назвали свое объединение Ефремов со товарищи. Для них Розов сделал новую редакцию, сократив некоторые сентиментальные сцены.

Светлана Мизери сыграла главную героиню Веронику, Галина Волчек, которая впоследствии возглавит «Современник», — авантюрную Нюрку-хлеборезку, роль Ирины, дочери доктора Бороздина, досталась Лилии Толмачевой, которая совсем скоро станет ведущий актрисой театра. Впервые на театральную сцену вышел Олег Табаков — в роли студента Миши. А возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, сыграл сам 29-летний режиссер. Декорации были самыми простыми: стол, пара стульев, еще что-то из мебели — вот и весь скромный антураж.

Олег Ефремов и Виктор Розов на поклонах после премьеры спектакля «Вечно живые»

Галина Волчек: Моду надо приспосабливать под себя

Тогда артисты служили в разных театрах, и репетировать «Вечно живых» в какой-то момент стало проблемой. Выход нашли — коллектив начал собираться ночами.

«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро. И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой», — позже рассказывала Галина Волчек.

Зрителям спектакль понравился — простой, без лишнего пафоса, он говорил с молодыми людьми на понятном им языке. После показа домой никто не пошел, несмотря на глубокую ночь, переходящую в утро. Вместо этого они позвали режиссера и актеров, чтобы поговорить.

«Принимали очень хорошо, что само по себе очень обрадовало. Возбужденные, мы ушли со сцены, и вдруг кто-то ворвался в гримерку: “Срочно все идите в зал! Там люди отказываются расходиться! Они хотят говорить с вами, обсуждать спектакль”. Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. “Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!”» — вспоминал Игорь Кваша.

Разошлись как раз к открытию метро. Вскоре о зарождающемся театре и гениальном спектакле узнала вся столица. Фраза «Если я честный, я должен», произнесенная Ефремовым-Борисом, стала девизом нового коллектива.

Moscow.org городской портал Москвы

Все фотографии

Адрес: Чистопрудный бульвар, 19

Телефон: администратор (ежедневно с 12:00 до 21:00), дирекция

Время работы: касса театра: с 12:00 до 15:00 и с 16:00 до 19:00. В субботу с 12:00 проводится предварительная продажа билетов на все спектакли текущего репертуара. Касса в ГУМе работает с 12:00 до 20:00, телефон.

Как добраться до Московского театра Современник: ст. метро Чистые пруды или Тургеневская, далее пройти пешком по Чистопрудному бульвару. Метро Китай-город, далее на любом троллейбусе до остановки Покровские ворота затем немного пройти пешком по Чистопрудному бульвару.

Театр Современник в Москве появился в 1956 году. Его основателями стала группа выпускников школы-студии МХАТ, в числе которых: Олег Ефремов (руководитель театра), Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв и другие известные актеры. Театр разместился в старинном доме, построенном в 1912-1914 годах по проекту архитектора Клейна для кинотеатра Колизей. В 1970 году здание отреставрировали, и передали театру Современник.

Творческий коллектив театра Современник поставил перед собой задачу донести до зрителей психологическое состояние и внутренний мир героев, представив их не вымышленными персонажами, а реальными живыми людьми, которых волнуют те же вопросы, которым приходится решать проблемы общие для всех. Театр быстро стал популярным среди интеллигенции и молодежи, оценившими стремление творческого коллектива быть близкими и понятными людям, интересующимся современным драматическим искусством. Рабочая жизнь театра строилась по первоначальным принципам МХАТа. Демократическим путем коллектив решал, какие пьесы включать в репертуар, был придуман устав театра, все вместе принимали решения по поводу приема или увольнения членов труппы.

Первый спектакль, поставленный на сцене театра — «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, сразу же показал все сильные стороны молодых артистов, что отметили и зрители, и театральные критики. В числе самых лучших спектаклей театра Современник – «Голый король», поставленный по пьесе. Е.Л. Шварца. Именно этот спектакль раскрыл талант Е.А. Евстигнеева – знаменитого и любимого зрителями артиста, друга и соратника Ефремова.

К концу 1960 годов театр Современник занял свое место в театральной жизни Москвы. Этот молодой театр был известен сильным актерским составом, интересным репертуаром и четкими творческими и гражданскими позициями. Каждый спектакль Современника был событием, залы не пустовали ни в Москве, ни в других городах, куда театр приезжал с гастролями. Многие спектакли из репертуара этого московского театра вошли в историю. Среди таких шедевров: «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Без креста!» по Владимиру Тендрякову, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «На дне» М. Горького и другие.

В 1964 году Современник сменил статус театра-студии, и стал обычным театром. Очень сложным для театра стал 1964 год. К 50-летию Октябрьской революции Ефремов решил поставить трилогию, в которой освещается путь русского революционного движения – от декабристов до победы большевиков. Спектакль создавался в традициях шестидесятников, авторы хотели показать истинные идеалы и цели революции, очищенные от конъюнктурных наслоений. Трилогия состояла из пьес «Декабристы» Зорина, «Народовольцы» Свободина и «Большевики» Шатрова. Главное управление цензуры запретило спектакль, и тогда Ефремов пригласил на репетицию министра культуры СССР, знаменитую Е.А. Фурцеву, которая под свою ответственность дала разрешение не премьеру.

Постепенно хрущевская «оттепель» сходила на нет, и в 70-м году в театре наступил кризис. Некогда единый коллектив раскололся на две части, и уже не мог эффективно противостоять натиску цензуры. Ефремов принял предложение возглавить МХАТ, вместе с ним ушли и некоторые актеры. Последний спектакль на сцене Современника Ефремов поставил летом 1970 года – это была чеховская «Чайка», которая некогда была первым спектаклем МХАТа. После того, как из Современника ушел его руководитель, многие стали пророчить театру скорый конец.

Спустя 2 года, в 1972 году во главе театра Современник стала Галина Волчек, которая сумела дать ему вторую жизнь. В это время в Современник пришли такие замечательные актеры как: Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова и многие другие. Постепенно формировался новый репертуар, в который вошли спектакли по произведениям Константина Симонова, Бориса Васильева, Григория Бакланова, Булгакова, Шоу, Достоевского, Чехова, Шиллера, Хемингуэя.

За свою длительную творческую жизнь театр много гастролировал по городам России и Европы. С большим успехом прошли гастроли Современника в США, на Бродвее (1996, 1997 годы). За спектакли «Три сестры» и «Вишневый сад» А.П.Чехова и «Крутой маршрут» получил общенациональную премию США в области драматического искусства «Drama desk award» – это был первый случай в более чем сорокалетней истории премии, когда она была присуждена зарубежному театру.

«Современник». Начало

В то время у театра не было своей площадки, поэтому место артистам предоставляла сперва Школа-студия МХАТ, где преподавал Олег Ефремов, а позже сам МХАТ. Ефремов преклонялся перед методом Станиславского и самим Константином Сергеевичем, но одновременно понимал, что репертуарная политика театра не верна: нельзя игнорировать современную драматургию, бесконечно ставя классиков. Он нашел единомышленников среди своих учеников, именно они и составили труппу будущего «Современника».

В новом коллективе у всех были равные права. Художественный руководитель поддерживал артистов, когда те, например, собирались ставить собственные спектакли. Все и всегда решали вместе — вплоть до того, кто получит прибавку за хорошую работу.

Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей

Название «Современник» появилось в 1958-м, когда директор МХАТа Александр Солодовников предложил дать студии другое имя. Коллектив решил, что оно как раз и должно отображать все то, о чем они хотят говорить со зрителем.

«Современник» полюбили не только зрители и театроведы. «Железная леди СССР» Екатерина Фурцева, министр культуры, помогала отстаивать некоторые постановки, вникала в проблемы труппы. Впервые она поддержала театр в разгар скандала, связанного со спектаклем «Голый король» по остросатирической пьесе Евгения Шварца. Постановка произвела фурор своей смелостью, но за успехом последовали неприятности: из-за выпадов в сторону советской власти театр лишился сцены в филиале МХАТа.

Свое первое здание — у станции метро «Маяковская» — театр-студия «Современник» получил весной 1961 года. Тогда же из названия убрали слово «студия».

«Современник» пошел на взлет. Мир стремительно менялся: развенчание культа личности Сталина, оттепель, стало можно и нужно посмотреть с новых сторон на происходящее вокруг. На сцене театра одна за другой шли актуальные пьесы: ставили Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.

Олег Ефремов покинул «Современник» в 1970 году, новым директором стал Олег Табаков, а худруком — Галина Волчек.


Театр «Современник»

Общая информация

Поначалу молодой театральный коллектив не имел собственного здания, поэтому работал на сценах домов и дворцов культуры, на концертных площадках, во МХАТе и театре имени Пушкина. В 1961 году актеры получили здание на Маяковской. Разные сцены и маленькое помещение, где не хватало места для хранения декораций, породили особый аскетический стиль театра «Современник».

В 1974 году труппа сменила адрес и переехала на Чистопрудный бульвар, 19А. Особняк, который театр занимает и в наши дни, был построен в начале прошлого века в традициях неоклассицизма с элементами модерна по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна. В те времена здесь располагался популярный у москвичей кинотеатр «Колизей». В 2000-е годы историческое здание реконструировали. Театр использует его как основное, но кроме того, проводит спектакли во Дворце на Яузе, возле станции метро «Электрозаводская».

За более чем полувековую историю театр «Современник» стал хорошо известен не только жителям столицы. Его гастроли проходили во многих городах России и за рубежом, при этом постановки театра неизменно пользовались большой популярностью у зрителей.

История театра «Современник»

Более полувека назад, в 1956 году новый московский театр появился, благодаря собравшейся вместе группе молодых актеров. Это был период оттепели. Совсем недавно в стране разоблачили культ личности И. В. Сталина. Творческая интеллигенция жаждала перемен и протестовала против засилья лжи и формализма в искусстве.

История прославленного театрального коллектива началась со спектакля, сыгранного группой выпускников, закончивших школу-студию МХАТ. Постановка по пьесе В. С. Розова «Вечно живые» так сильно потрясла зрителей, что они не расходились до утра. Чуть позже по нашумевшей пьесе сняли кинофильм «Летят журавли», и история его главных героев стала визитной карточкой нового театра.

Первоначально актерская труппа носила название «Студии молодых актеров» Московского Художественного Академического театра, а через два года она была переименована в театр «Современник». Долгое время во главе театрального коллектива находился выпускник и преподаватель школы-студии Олег Ефремов. Именно ему принадлежат слова, ставшие знаменем любителей театра: «Если я честен – я должен». Кроме главного режиссера, у истоков нового театрального коллектива стояли Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Игорь Кваша.

Молодой театр старался развивать классические мхатовские традиции, а его ранний репертуар опирался на отечественную историю. «Современник» быстро приобрел популярность среди критиков и литераторов. Кроме того, подходы его главного режиссера нравились авторам-шестидесятникам Александру Солженицыну, Александру Галичу, Анатолию Кузнецову и Василию Аксенову.

В 1964 году «Современник» получил статус государственного театра. Наиболее нашумевшими спектаклями 1960-1970 годов были постановки по пьесе Евгения Шварца «Голый король», роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», исторической трагедии Леонида Зорина «Декабристы», а также пьесам советских авторов Александра Свободина «Народовольцы» и Михаила Шатрова «Большевики».

Последний спектакль, поставленный Олегом Ефремовым – чеховская «Чайка», прошел летом 1970 года. Осенью того же года из театра «Современник» вместе с Ефремовым ушли многие известные актеры, и театральный коллектив переживал настоящий кризис. Пресса не верила, что ему удастся решить накопившиеся проблемы, и журналисты писали, что дни театра «Современник» сочтены.

В 1972 году во главе актерского коллектива встала Галина Волчек, на плечи которой лег непростой период восстановления театра и его обновления. Искушенный столичный зритель смог увидеть игру новых актеров – Юрия Богатырева, Елены Кореневой, Лии Ахеджаковой, Константина Райкина и Марины Нееловой. В 1996 году за многолетние достижения театральный коллектив получил государственную награду – орден Почета.

Современные постановки

В 2000-е годы в театре «Современник» были поставлены новые спектакли: «Голая пионерка», «Антоний&Клеопатра. Версия» и «Горе от ума».

Сегодня на сцене театра можно посмотреть чеховские пьесы «Вишневый сад» и «Три сестры», спектакль по пьесам Уильяма Гибсона «Двое на качелях», Бернарда Шоу «Пигмалион», Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки», Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», Александра Володина «Пять вечеров», Родиона Овчинникова «С наступающим», Елены Чижовой «Время женщин», Тадеуша Ружевича «Дама», Александра Галина «Амстердам» и другие.

Спектакль «Крутой маршрут»Спектакль «Пять вечеров»Спектакль «Пигмалион» Спектакль «Дама»Спектакль «Время женщин»

Как добраться

Основная сцена театра «Современник» находится в Басманном районе Москвы, на Чистопрудном бульваре, 19А. До здания за 10 минут можно дойти пешком от станций метро «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» или «Тургеневская».

Дворец на Яузе, где также играют актеры театра «Современник», расположен рядом со станцией метро «Электрозаводская» по адресу: площадь Журавлева, 1.

Начало карьеры Ефремова

Для Олега Николаевича «Вечно живые» стали второй режиссерской работой, до этого он поставил «Димку-невидимку» Вадима Коростылева в Центральном детском театре (сейчас — РАМТ). Актером он был уже опытным — с 1949-го играл там же, в ЦДТ, а также снялся в «Первом эшелоне» Михаила Калатозова. В 1956-м его блестящая кинокарьера была еще впереди.

В Школу-студию МХАТ он поступил в 1945 году. Конкурентов было немало, но Ефремов прошел конкурс с первого раза, оставив многих позади. Именно там и началось его увлечение теорией Станиславского. Однако после учебы со МХАТом не сложилось, в труппу его не взяли.

Зато он попал Центральный детский театр, где познакомился с творчеством Виктора Розова, сыграв главную роль в спектакле «Ее друзья» по его пьесе. После этого он возвращался к этому драматургу не единожды — играл в других постановках по его произведениям, а потом многое ставил и сам. Кроме «Вечно живых» он создал спектакли «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня». Виктор Сергеевич стал одним из его любимых авторов.

История

История заведения начинается с идеи амбициозной группы выпустившихся учеников Школы-студии Московского Художественного театра создать свою независимую сцену. Лидером и первым художественным директором стал Олег Ефремов. Создатели хотели сломать устоявшуюся незримую стену между театром и зрителями, показать востребованность психологических постановок, где главный герой в первую очередь — человек со своими проблемами и недостатками. Смотря на пороки человечества, зритель должен был прежде всего увидеть на сцене себя. Такой подход был понятен публике. За короткое время театр стал очень популярным среди молодежи и интеллигенции.

В первом же спектакле «Вечно живые» критики и зрители отметили огромный творческий потенциал актеров. На сцене играли создатели театра Современник- О. Ефремов, Г. Волчек, Е. Евстигнеев, Л. Толмачева, О. Табаков, И. Кваши. Благодаря этому спектаклю они получили невероятную популярность.

К 1960 году Современник стал функционировать как единый полноценный организм. Театр начал ездить в гастроли. В какой бы город они ни приехали, везде были полные залы слушателей. Спектакли вызывали бурю эмоций у зрителей, а постановки «Вечно живые», «В день свадьбы», «Пять вечеров» и многие другие стали театральными легендами.

Трудные времена для Современника начались в 70-е годы. Цензура зажимала театр в тиски и не давала самовыражаться. Решающей точкой в кризисе театра стал уход руководителя Олега Ефремова в МХАТ. После него коллектив покинула большая часть актеров. Для Театра настали кризисные времена. СМИ по всей Москве внушили зрителям мысль о закономерной и неизбежной ликвидации Современника. Это бы и произошло, если в 1972 году труппа не решила назначить руководителем Галину Волчек — одну из основателей Современника. Заведение было в полном упадке, и вдохнуть в него жизнь стало очень тяжелой задачей. Благодаря Галине Волчек в труппу вошло много новых артистов, по городу начали появляться афиши новых спектаклей. Зрители стали понимать, что Современник будет жить, оставаясь верным своим принципам. Постепенно в театр начали приходить все новые и новые сценаристы. Более чем из сотни постановок, сыгранных на сцене, почти две третьи были написаны специально для Современника. Именно здесь увидели свет пьесы Л. Петрушевской, А. Галина, В. Гуркина, Н. Коляды и множества других постановщиков. На протяжении всего времени существования театр Современник вел очень активную гастрольную деятельность. Он объехал почти всю Европу и самые дальние уголки России.

«Летят журавли» — лидер проката

Пьеса «Вечно живые» воплотилась не только на театральной сцене. В 1974 году вышла телеверсия спектакля с Олегом Далем и Мариной Нееловой в главных ролях в постановке Ефремова. Сам он в ней сыграл Федора Бороздина.

Но, конечно, не только всесоюзную, но и всемирную известность ей принесла экранизация Михаила Калатозова 1957 года. Сценарий для картины «Летят журавли» написал на основе пьесы сам Розов. Веронику сыграла Татьяна Самойлова, которая получила эту роль случайно: ассистент Калатозова увидел ее в другом фильме, и ему показалось, что с главной ролью она справится лучше, чем утвержденная на тот момент Елена Добронравова.

Картину разругали на родине — девушка из СССР никогда не поведет себя так, как Вероника, это недопустимо. Особенно возмущен был Никита Хрущев. Но ее полюбили за рубежом — на Каннском кинофестивале ее наградили «Золотой пальмовой ветвью», во Франции она надолго стала лидером проката.

Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: