Спасопесковский переулок
Спасопесковский переулок. Вид от Арбата в сторону Нового Арбата.
Общая информация
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦАО
РайонАрбат
Протяжённость200 м
МетроСмоленская (Арбатско-Покровская), Смоленская (Филёвская)
Почтовый индекс119002 (3, 3Астр1, 3Астр2, 3Астр3, 3Астр4, 3Астр6, 5, 9), 121099 (14стр4, 2/5, 2/5стр2, 4стр2, 8стр1, 10, 12Астр1)
Спасопесковский переулок на Викискладе

Спасопеско́вский переу́лок

— переулок в Москве между переулком Каменная Слобода и Арбатом. Здесь находится Храм Спаса Преображения Господня, что на Песках.

Происхождение названия

Здания и сооружения

  • № 3. В первой половине XIX в. владение принадлежало Ю. В. Топильской, семье дочери участника Отечественной войны, декабриста В. И. Штейнгеля. Здесь в начале своей научной деятельности жил известный экономист А. П. Заболоцкий-Десятовский, выступивший в 1841 г. с требованием освобождения крестьян с землёй. В 1860 г. дом приобретает профессор зоологии Московского университета А. П. Богданов, один из основоположников антропологии в России, основатель Зоологического сада в Москве, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Политехнического музея Общества акклиматизации животных и растений. Здесь родился его сын Е. А. Богданов, один из основоположников зоотехники в СССР. Во флигелях дома жили многие артисты Малого театра, основатель бесплатных хоровых классов в Москве, композитор В. Н. Кашперов, а в начале нашего века — драматург И. В. Шпажинский, автор либретто оперы Чайковского «Чародейка». Здесь он в 1904 г. написал пьесу «Самозванка (княжна Тараканова)». В советское время дом был несколько перестроен. До своего ареста в 1937 году в квартире 50 проживал революционер Г. И. Оппоков (А.Ломов)[1]; здесь же жил до своего ареста 2 сентября 1936 года советский государственный деятель А. Г. Шляпников[2]. В квартире 17 на пятом этаже жили писатели Аркадий Гайдар и Борис Губер, арестованный 20 июня 1937 года; на том же этаже по соседству жил поэт Илья Сельвинский. В 1960-х гг. на первом этаже разместился небольшой детский сад. Тогда же, на праздновании заведующей детсадом её юбилея, проводившемся, вопреки всем законам, в этом помещении, было совершено преступление — убийство молодого человека несколькими хулиганами — в то время такое обыденное для нашего времени преступление было редкостью и послужило основой фильма кинорежиссёра Л. Д. Аграновича «Обвиняются в убийстве» (1969). Вскоре детсад был закрыт. В 1931—1958 годах в этом доме жила Лиля Брик[3]. Сейчас в доме, построенном в 1930-х гг., находится Московская секция Советского Комитета ветеранов войны.[4] В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» на доме установлены мемориальные знаки с именами профсоюзного деятеля А. Г. Шляпникова, экономиста Г. И. Ломова-Оппокова, писателя Б. Г. Губера, служащих И. А. Полякова[5] и А. С. Краскина[6] расстрелянных в годы сталинских репрессий. В базе данных правозащитного общества «Мемориал» есть имена 10-ти жильцов этого дома, расстрелянных в годы террора[7]. Число погибших в лагерях ГУЛАГа не установлено.
  • № 5/2 — доходный дом (1903, архитектор С. Ф. Воскресенский). Среди жильцов дома были зоолог Н. К. Кольцов, географ А. А. Крубер. В 1920-е годы — штаб-квартира АХРР. В 1920-х годах здесь жил и был арестован бывший обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер[8].
  • № 7/1 — Посольство Монголии, консульский отдел;
  • № 9 (не сохранился). Несохранившийся дом связан с именами друзей А. С. Пушкина: поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, поэтом Н. М. Языковым и П. В. Нащокиным[4].

По чётной стороне:

  • № 4a — Храм Спаса на Песках (Церковь Преображения Господня, что на Песках, на Арбате, с приделами Николая Чудотворца и Михаила Архангела, 1763). Построен В 1640-х годах стрельцами из государевых слобод на Арбате. Сначала храм, как водится, был деревянный. Дальнейшая постройка относится к 1706—1711 годам на месте ранее существовавшего деревянного храма XVII века, тогда же заимевший свою копию в Лефортово, в образе храма Петра и Павла на Солдатской улице — то ли оба храма были построены по типовому проекту, то ли арбатский храм стал примером для архитектурного подражания[9]. Традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней, один из последних, завершенных до введенного Петром I запрета на каменное строительство. В 1846 церковь приобрела готическую ограду, от которой сохранились современные церковные ворота. Именно Спас на Песках изображён на картине В. Д. Поленова «Московский дворик», написанной в 1877. Сам Поленов жил в одном квартале к северу, на углу Трубниковского переулка и Большого Толстовского переулка (современной Композиторской улицы). Храм был закрыт в 1933 году (его последний настоятель отец Сергий Успенский перешёл в церковь Николая Чудотворца на Щепах, находившуюся на Смоленской площади, но вскоре был арестован и расстрелян в Бутово; причислен к лику святых — память 7 декабря; он изображен Павлом Кориным на эскизах к картине «Реквием по Руси». Максим Горький, посетивший мастерскую Корина в мансарде арбатского дома № 23, посоветовал изменить название на более нейтральное «Уходящая Русь».[9]), затем здание было отдано под мастерские «Союзмультфильма», благодаря чему и сохранилось — там делали кукол для кукольных мультфильмов — отсюда, в частности, вышли Чебурашка, Старуха Шапокляк и Крокодил Гена. С окончанием советской власти мастерские были выселены, сама церковь отремонтирована, ей был возвращён дворик (при советской власти отошедший примыкавшему Пушкинскому скверу), и в 1991 г. церковь была вновь открыта.
  • № 6 — жилой дом А. Г. Щепочкиной («поручика жены»), в основе постройка XVIII века, перестроен в 1820, 1871, 1907. В 1820-х гг. тут жил поэт и переводчик Илья Полугарский, член Вольного Общества Российской словесности[4][10]. Этот одноэтажный домик отличается от своих ампирных современников необычным для «дворянских гнёзд» арочным антаблементом (аналогичное арочное завершение сохранилось у деревянной купеческой усадьбы по Большой Ордынке, 45). Ворота, примыкающие к дому, намного старше его — они выстроены из того же кирпича, что и Спасопесковский храм; вероятно, они некогда входили в церковную ограду.
  • № 6/8 — школа № 1231 им. В. Д. Поленова (с углублённым изучением французского языка); построена в 1936 году по проекту архитектора И. А. Кириллова[11]; значилась как среднеобразовательная школа № 71, предназначенная для девочек — тогда образование было раздельным; в самом началае 1960-х школа стала известна как спецшкола № 12 с преподаванием ряда предметов на французском языке, именно в те годы школа приобрела очень высокий статус, были введены приёмные экзамены и само заведение определили как «школа для особо одарённых детей», по поводу чего сами ученики язвили: «школа для детей особо одарённых родителей»; с конца 1980-х получила свой современный номер. В этой школе учились многие впоследствии ставшие известными артисты, журналисты, литераторы, дипломаты, переводчики: актёры Сергей Малишевский, Игорь Шароев, Рубен Е. Симонов, Галина Ремизова, Елена Строева (ныне эмигрировала в США), Любовь Руденко, Егор Бероев, Мария Рыщенкова, музыкальный критик и автор юморесок Виктор Коршиков, поэты Татьяна Щербина, Елена Григорьева, журналисты Сергей Пархоменко, Инна Нусинова, Дмитрий Глуховский, политик Алексей Пушков, убитый дипломат Карлов, Андрей Геннадьевич, известная по фильму «Гостья из будущего» юная актриса Марианна Ионесян (ныне бизнес-консультант, Вирджиния, США[12]), киноведы Наталья Нусинова и Наталья Разлогова (гр.жена/вдова Виктора Цоя), художник Илья Комов, художница Елена Михайловна Ульянова, художник и издатель Максим Блох, коммерческий директор цирка Михаил Седов (был убит в начале 90-х, стрелявшие не найдены), правозащитник Михаил Ривкин, политический журналист и член исполкома Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP), действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса Сергей Беленков (1953—2002), скульптор Екатерина Дмитриевна Серова (праправнучка живописца Валентина Серова).
  • № 8 — усадьба А. Г. Щепочкиной — Н. А. Львова, 1 половина XIX века, перестроен в 1884 году архитектором В. П. Гавриловым. Здесь в 1840—1880-х гг. жил Н. А. Львов, внук двух известных российских деятелей: архитектора, художника, поэта, переводчика, музыканта, члена Российской Академии Н. А. Львова и графа Н. С. Мордвинова, который в 1826 г. был единственным из членов Верховного уголовного суда, отказавшимся подписать смертный приговор декабристам. Владелец дома Н. А. Львов был почитателем А. С. Пушкина. С разрешения московских властей он в 1871 г. на свои средства напротив дома на Спасопесковской площади, прямо вплотную к дворику при церкви Спаса на Песках, разбил сквер («общественный сад»), назвав его Пушкинским в память частого пребывания великого поэта у своих друзей в близлежащих арбатских переулках. Со временем название в честь великого поэта утратилось, сквер овальной формы окрестные жители прозвали «кружком». Он сохранился до сих пор, а в 1993 году в нём был установлен памятник А. С. Пушкину на средства профессора Венского университета Р. Ягшида.[13]. В 1920-х гг. тут находилось издательство Центрального Статистического Управления (ЦСУ), редакция журнала «Вестник статистики». Тогда же жил В. С. Немчинов, известный советский экономист и статистик[4].
  • № 10 — особняк Второва. Образец чистого неоклассического ретроспективизма построен в 1913—1915 по заказу Н. А. Второва архитекторами В. Д. Адамовичем и В. М. Маятом на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. В 1918—1933 здесь размещались государственные учреждения и жилые квартиры,[14] в 1920-х гг. здесь, как и в доме рядом № 8, помещались отделы ЦСУ, а с 1933 — резиденция посла США, известная как Спасо-хаус. Здесь жили во время государственных визитов Эйзенхауэр, Никсон, Рейган. На приёме в 1976 году дом вместил 3001 гостя.[14]

Арбат-II

Продолжаем нашу прогулку по Арбату. На чётной стороне улицы стоят подряд три типичных арбатских дома. Дом № 28 построил архитектор Остроградский в 1903 году для потомственного почётного гражданина Скворцова. После 1917 года здесь были коммуналки. В начале 20-х годов на первом этаже устроили магазин «Медицинская пиявка». В 1926 году на основе магазина открылась лечебница, постепенно занявшая весь дом. В 70-80-х годах прошлого века в доме помещалась платная поликлиника, что было почти невероятным в советской Москве, а теперь здесь российско-итальянский медицинский class=»aligncenter» width=»785″ height=»523″[/img] Соседний дом 1904 года принадлежал купцу Титову. Его построил малоизвестный архитектор Боборыкин. В нём чуть ли не с довоенных времён находится зоомагазин, когда-то единственный в Москве. Вот как об этом магазине писала Агния Барто: На Арбате в магазине За окном устроен сад Там летает голубь синий Снегири в саду свистят

Напротив – семиэтажный жилой дом, возведённый почти одновременно с домом № 35 по Арбату – в 1912 году. Его строил Эрнест Карлович Нирнзее – немецкий архитектор, способный компилятор из альбомов и архитектурных увражей, владелец самого высокого дома досоветской Москвы в Б.Гнездниковском пер. Здесь, в Кривоарбатском, жил писатель Андрей Некрасов, автор «Приключений капитана Врунгеля».

Соседний дом №11 относился к 1910 году, его снесли в 80-е годы и недавно воспроизвели в прежнем виде по проекту всё того же Жерихова. В этом доме в 1911 году жила Марина Ивановна Цветаева.

Дома №№ 9 и 11 по Кривоарбатскому переулку

Дом № 6-8 – современный, клубный, насчитывает всего девять квартир. Называется не очень вычурно: «Староарбатский дом». Рядом стоит настоящий шедевр конструктивизма. Это собственный дом архитектора Константина Мельникова. По воспоминаниям современников этот дом воспринимался как «нечто круглое, дырявое и голое». Дом представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Фасадная часть первого цилиндра срезана и закрыта стеклянным экраном. Перекрытий и опор в доме нет. Он сложен из кирпича с ромбовидными отверстиями. Некоторые из этих отверстий закладывались в процессе строительства, другие использовались как ниши или окна. Константин Мельников закончил свой дом в 1929 году. В сталинское время постройки архитектора подвергались уничижительной критике, как проявление «формализьма». Сейчас этот дом считается одним из высших достижений конструктивизма, символом творческих исканий Константина Мельникова. К сожалению он находится в аварийном состоянии. В конце Кривоарбатского на пересечении с Плотниковым переулком стоят старинные и новые многоэтажные дома. По нечётной стороне это бывшая женская гимназия Хвостовой, построенная в 1910 году архитектором Стеженским. В первые годы советской власти здесь была 7-я опытная школа. В ней учились будущий гениальный математик, президент РАН Мстислав Келдыш и советский писатель, автор романа «Дети Арбата»Анатолий Рыбаков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: