Столичные кинохроники: знаковые фильмы о Москве


Если российские кинотеатры все-таки начнут работу в июле, их станет меньше на 10%. А к сентябрю может и вовсе закрыться каждый пятый зал в стране, считают в Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК). Рекомендации к возобновлению показов сейчас готовит Роспотребнадзор совместно с Минкультуры и отраслевым сообществом — вернуть зрителей после карантина помогут специальные промопрограммы в соцсетях и федеральный план кинопроката, считают там. «Известия» разбирались с тем, что происходит в мире больших экранов и когда туда может вернуться массовый зритель.

Дело рук утопающих

Еще в начале апреля кинотеатры были включены в список пострадавших из-за пандемии отраслей, что означает разработку для них специальных мер поддержки. Но проблемы накопились уже к тому времени — многие сети, включая крупнейшие в России, не успели рассчитаться с дистрибуторами. После ограничения продаж до 50 билетов на сеанс, а потом и окончательного закрытия залов платить по долгам стало нечем — последовали цеховые конфликты, трудности с оплатой аренды и зарплатами сотрудников.

Погасите ваши экраны: каждый пятый кинотеатр не переживет карантин

А российская киноиндустрия может потерять год съемок

По мнению гендиректора , члена совета АВК Олега Березина, в таких условиях кинотеатры долго не протянут: даже если они массово откроются в июле, их будет уже на 10% меньше, а если в сентябре — на 20%. Некоторые из выживших, по мнению Олега Березина, будут принадлежать уже другим людям — прежние владельцы продадут убыточный бизнес, и расклад на рынке окажется совсем иным.

Выжить в изменившихся условиях каждый кинотеатр пытается по-своему. Например, сеть КАРО организовала сервис по доставке продукции кинобаров, чтобы в самоизоляции во время просмотра фильма на стриминг-платформах зрители могли освежить в памяти ощущения похода в зал. Кроме того, когда кинотеатры откроются, сократившаяся аудитория будет покупать в барах меньше, а именно эти продажи дают примерно половину выручки.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Взять и обнулить: простят ли налоги пострадавшему от кризиса бизнесу

Власти обсуждают такой вариант, но решение примут позже, если ситуация не выправится к осени

А вот региональная сеть кинотеатров «Люмен» еще в марте организовала пошив многоразовых масок, переоборудовав свой главный офис в Калининграде в небольшой швейный цех.

— Сейчас здесь все: бухгалтер, букер, специалист финансового отдела — настоящие профессионалы кройки и шитья. Деньги идут на зарплату сотрудникам и аренду, — рассказал директор киносети Павел Поникаровский.

Еще одна сеть, «Мираж Синема», сначала запустила сервис по доставке еды, а на прошлой неделе объявила о начале продаж сертификатов. Их можно купить по льготным ценам, а когда кинотеатры откроются — обменять на реальные билеты в кино.

Тем не менее большинство кинотеатров в стране пока просто стоят закрытыми — их владельцы не знают, когда и на каких условиях им разрешат начать работу.

Полицейская академия 7: Миссия в Москве (1994)

Провальная комедия Алана Меттера должна была сниматься еще в конце 80-х, когда взаимоотношения между Советским Союзом и Америкой стремительно налаживались. Реализовать подобное получилось только в 90-х, и уже в России. Съемки начались еще в 1993 году, но из-за расстрела Белого дома съемочная группа была эвакуирована из России. Однако это не убавило решимости закончить начатое. В фильме показана станция метро Новослободская, здание Главного управления внутренних дел Москвы и ресторан Арагви на Тверской улице. Белый дом, уже после танкового обстрела, тоже вошел в одну из сцен киноленты.

«Нам надо подготовиться»

Большого не будет: кто испугался вируса, а кто на нем заработал

Как культурные институции Москвы реагируют на указы властей

В конце марта издание «Бюллетень кинопрокатчика» запустило опрос участников отрасли. Им предлагалось ответить на вопрос, сколько продлится карантинный простой. Большинство респондентов указали июль. Более поздних сроков среди вариантов ответов не было более: видимо, в начале карантина этот месяц и без того казался далеким.

— Если бы меня спросили об этом неделю назад, я бы сказала, что кинотеатры откроются к августу-сентябрю, — сказала «Известиям» главный редактор «Бюллетеня» Мария Вогт. — Но сейчас наметилась другая динамика — отдельно от цифр, которые показывает болезнь. Взят курс на «выход», и есть шансы, что к июлю большая часть кинотеатров начнет работать. Понятно, что процесс будет идти поэтапно, в разных регионах они будут открываться в разные сроки. Думаю, к 1 июня станет ясно, когда откроются московские залы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Естественно, кинотеатрам нужна реклама, но во время пандемии люди должны оставаться дома — призывать идти в кино на таком фоне не вполне корректно. Однако в какой-то момент это придется начать, уверен Олег Березин. АВК уже разработаны большие социальные программы «#Хочувкино» и «#Идемвкино», сообщил он «Известиям». Первая будет работать в соцсетях и рассказывать о том, как все соскучились по походам в кино. В ней будут принимать участие как пользователи соцсетей, так и селебрити. Вторая стартует, когда кинотеатры откроются: это будет большая кампания с рекламой на ТВ и серьезными бюджетами. АВК уже обратилась к Фонду кино с просьбой о финансовой поддержке акции, к ней также планируют привлечь крупных продюсеров и телекомпании.

Документы предъявлены: почему зритель на карантине предпочитает реальность вымыслу

Невыдуманные истории стали суперхитами на онлайн-платформах

Пока же запуск этих программ невозможен: у кинотеатров и прокатчиков нет возможности обсудить подробный план действий из-за неопределенности сроков окончания режима изоляции. Не имеет смысла открывать отдельные кинотеатры на отдельных территориях — необходимо, чтобы работала хотя бы половина имеющихся в стране 5 тыс. экранов, считает Олег Березин. Кроме того, не меньше месяца требуется, чтобы выстроить рекламную кампанию большого фильма. Но никто не станет этим заниматься, не зная точного срока его выхода. Следовательно, кинотеатры, которые открылись, пока могут либо показывать старые фильмы, либо снова закрыться до тех пор, пока ограничения на показ не будут сняты в большинстве регионов. Что, в общем, уже произошло в Ленинградской области, где два кинотеатра закрылись после формального начала работы.

— Нам надо подготовиться. Мы должны закупить санитайзеры, а спонсоры, думаю, помогут обеспечить масками сотрудников, — рассказал «Известиям» и.о. директора кинотеатра «Смена» в городе Луга Дмитрий Юбко. — Кроме того, надо подобрать репертуар, а с этим проблема. Голливудские блокбастеры перенесли релизы на конец года или вообще на 2021-й. А на малобюджетное кино без соответствующей рекламной кампании зритель вряд ли пойдет.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Тем не менее показы идут, о чем свидетельствуют данные ЕАИС, где на прошлой неделе появились первые цифры. Самые большие они пока у скромной немецкой семейной комедии «Маленькая мисс Дулиттл»: на одном сеансе в Вязьме она собрала 15 тыс. рублей, и это в пять раз больше, чем собрали на пяти сеансах «Тролли. Мировой тур». В пятерке лидеров пиксаровский «Вперед», хотя в действительности на него продано всего шесть билетов на один сеанс. Но это всё же индикатор того, что не все родители боятся ходить в кино с детьми.

Бизнес ждет план: что поможет спасти пострадавшие от COVID-19 отрасли

Среди ключевых мер эксперты назвали прямую господдержку и перезапуск строительной сферы

Бриллиантовая рука (1968)

Режиссёр: Леонид Гайдай.

Семён Семёнович Горбунков, гражданин чрезвычайно сознательный и честный, отправляется в своё первое путешествие за границу. На судне он заводит знакомство с приятным во всех отношениях молодым человеком Гешой. Последний промышляет контрабандой драгоценностей и должен забрать очередную партию во время стоянки в одном из городов.

К сожалению для преступника, совершенно случайно товар получает Горбунков. Он поскальзывается в условленном месте и становится обладателем гипса с золотом и бриллиантами. Семён Семёнович сообщает о случившемся куда следует, но повязку не снимает, а начинает вести опасную игру в кошки-мышки с бандитами.

Столичные кинохроники: знаковые фильмы о Москве

С момента открытия в 1939 году и до наших дней ВДНХ является одной из самых популярных киноплощадок в стране. Знаковой для выставки вот уже почти 80 лет остается картина «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. В этом фильме на ВДНХ царит вечное лето, там гуляют улыбчивые люди и разворачивается добрая история любви вологодской свинарки Глаши и дагестанского пастуха Мусаиба. Тогда же впервые прозвучала «Песня о Москве» Тихона Хренникова, которая потом стала визитной карточкой ВДНХ. А как видят Москву другие режиссеры, и как менялся облик города в кино за последние десятилетия – исследование провела корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.

«Я шагаю по Москве» Георгия Данелии – суперхит кинематографа 60-х: ГУМ, Чистые пруды, парк Горького. Режиссер показал лирическую и в то же время неуловимую Москву, по которой гуляет беспечная молодежь. Чуть позже, в 70-е, Москва в кино становится суетливой карьеристкой. Например, как в фильмах «Москва слезам не верит» и «Служебный роман».

В 70-е киногерои переходят с улиц в кабинеты. Город становится реалистичнее и суровей к приезжим. Общежития контрастируют с апартаментами в высотках, кто-то добирается до работы на электричке, а кто-то – на личном автомобиле. Такая Москва может сломать человека или подарить ему уникальную судьбу. Кстати, некоторые современные режиссеры тоже любят возвращаться к советской Москве.

Чтобы передать атмосферу Москвы 50-х, Валерий Тодоровский для своих «Стиляг» снимал Минск. Советской архитектуры там больше, автомобилей меньше, но финальную сцену пришлось все же отрабатывать на Тверской. Чтобы снять поющую толпу молодежи на пустой улице, режиссеру пришлось договариваться с властями. Ловить нужные кадры разрешили в пять утра в воскресенье.

Добивался правдоподобного ретро-образа Москвы и режиссер Николай Лебедев – для картины «Легенда №17». Где-то, конечно, приходилось прибегать к компьютерной графике, а для некоторых эпизодов умело использовали декорации. Как, например, в случае с Дворцом пионеров на Воробьевых горах. Его режиссер превратил в аэропорт, откуда в 72-м году советская сборная по хоккею отправляется в Канаду.

«Это был вызов, конечно, потому что нам нужен был старый аэропорт. А сегодняшние аэропорты совершенно другие, я это знаю как человек, который снимал «Экипаж». Художник Виктор Валентинович Петров, замечательный наш мастер, очень переживал за этот объект, потому что ему хотелось, чтобы аэропорт нес на себе черты такого классического стиля, и мы нашли в Минске такой аэропорт. Но все-таки решили снимать здесь, в Москве, чему я рад», – рассказал режиссер Николай Лебедев.

В отличие от солнечной и дружелюбной советской Москвы, в 90-е столица России предстает суровой и жестокой. Бандитские разборки и бизнес на крови – вот чем теперь живет город.

«Не будем забывать про фильм «Бригада», не будем забывать про фильм «Брат», который как бы между Москвой и Санкт-Петербургом существовал. Вот этот жесткий период, пожалуй, самый выигрышный для кинематографа. Интерес к Москве преступной, к Москве живой, со страстями и с кровопролитием, никогда не иссякает», – говорит кинокритик Кирилл Разголов.

Современная Москва многоликая. У некоторых режиссеров – вспомнить хотя бы «Дозоры» Тимура Бекмамбетова – она мистическая и кошмарная. У других это деловой мегаполис с блестящими высотками Москва-Сити и дорогими автомобилями – как у героя Данилы Козловского из фильма «Духless». Но, пожалуй, самый популярный кинообраз Москвы – Москва романтическая. Будь то «Жара» Резо Гигинеишвили или альманах Анны Меликян. Про любовь, кажется, говорят не только герои этих фильмов, но и сами улицы города.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: