Фонтаны. Свежесть больших городов


Скульптурная композиция «Похищение Европы» была установлена в сквере на 9-й станции Большого Фонтана в сентябре 1994г., когда Одесса праздновала свое 200-летие.

Скульптурная композиция «Похищение Европы» на 9-й ст. Большого Фонтана

Авторы композиции «Похищение Европы» — скульптор Александр Токарев и архитектор Владимир Чепелев.

Скульптурная композиция создана по мотивам греческой легенды, рассказывающей о Зевсе, который влюбился в дочь финикийского царя — Европу. Когда девушка гуляла в саду, бог предстал перед ней в виде быка. Очарованная чудесным быком со сверкающей как золото шерстью, Европа ступила на его спину и оказалась в море. Зевс перенес ее на остров Крит и, превратившись в прекрасного юношу, овладел ей. Скульптурные композиции, посвященные этой теме, есть практически во всех европейских городах. Сюжет использовали в своих полотнах живописцы Тициан, Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Валентин Серов. Это изображение есть на реверсе двухевровой монеты Греции.

Вскоре после установки скульптура стала знаковой, символом крепкого брака и прочной семьи.

Молодожены обязательно приезжают сюда, чтобы потереть гениталии быка, которые уже начищены до блеска, и прикоснуться к Европе, открывая путь своей семье в процветание.

— Когда ставили скульптуру, машины останавливались, сигналили. Что тут творилось! В день установки композиции мы сидели в кафе на летней площадке на 9-й станции Большого Фонтана, — вспоминает скульптор Александр Токарев. – И видим, как к нашей «Европе» подъезжает машина. Из нее выходят жених с невестой и возлагают цветы. То есть не успели мы открыть скульптуру, как она тут же получила признание горожан.

В Одессе скульптура смотрится вполне органично. Это же можно сказать про большинство скульптур А.Токарева.

— Скульптура как бы открывает путь в демократическую, свободную Европу, — говорит автор. – И эта идея как нельзя кстати соответствовала времени 90-х годов. Я предложил ее, и она была одобрена. Для других городов она бы не подошла. Например, в Челябинске очень странно бы смотрелась. А здесь — как раз.

Когда я приехал в 1977 году в Одессу из Ленинграда, почувствовал ее свободолюбивый дух. И тогда пришел к этой композиции. Делал эскизы. Один из них стал основой для скульптуры на Фонтане.

Помню, жара была. А у меня времени мало — всего два месяца на изготовление. Но уложился, все благоприятствовало работе. Чтобы имитировать бронзу, воспользовались советской недорогой технологией – бетон обтягивали медью.

Сначала я делал быка. Специально посещал хозяйство, ферму, чтобы правильно изобразить животное. Однажды ко мне в мастерскую зашел знакомый, посмотрел на быка и возмутился. Мол, что это за тонкие ножки. Бык должен прочно стоять на земле. Я ему очень благодарен, потому что скульптура получилась реалистичная.

Я сделал очень много вариантов «Похищения Европы». Пытался построить композицию, чтобы как-то избежать изображения физиологических особенностей быка, долго мучился, пока главный архитектор Одессы В. Л. Глазырин не сказал: перестань, художник должен быть откровенным, а скульптура — правдоподобной.

Для «Европы» мне позировало несколько девушек. Им было очень дискомфортно. Меня спрашивали, почему я изобразил Европу в таком нереальном состоянии. И я отвечаю, что это чистая фантазия, в которую надо верить.

Первоначально скульптуру «Похищение Европы» хотели установить на 10-й станции Большого Фонтана. Но потом решили чуть поближе к центру. И в перспективе развить греческий островок. Архитектор Чепелов придумал колонны. Как будто мы вытаскиваем тему из раскопок древнейшего поселения, что как раз естественно для Одессы.

О памятнике в Одессе ходит множество историй. Например, горожане с удовольствием рассказывают о том, как сотрудники подстанции скорой помощи, которая располагалась рядом, ночью вылавливали из бассейна рыб, карпа и судака, чтобы прокормить семьи. Медиков потом привлекли к административной ответственности и заставили заплатить штраф.

Однако со временем без должного ухода скульптурная композиция «Похищение Европы» стала приходить в запустение. Когда я впервые увидел ее в 2008 году, фонтан уже не работал. По камням и колоннам скакала молодежь на велосипедах.

Создателям композиции выпала незавидная судьба – наблюдать за постепенным разрушением своего детища. Молодожены к памятнику больше не ездили. Все чаще гостями Зевса и Европы становились скейтеры и алкоголики. А по ночам в пересохшем бассейне вместо рыб располагались бомжи. Осыпалась краска, начала отваливаться плитка…

Куда-то пропал бронзовый бог любви Эрос, который, притаившись средь колонн, целил свою стрелу в сердце Зевса. Именно после этого выстрела громовержец полюбил прекрасную дочь финикийского царя.

В Одессе Эросу сначала отбили руку, а потом божество и вовсе унес какой-то любитель металла. Александр Токарев восстанавливал небожителя два раза. Но сохранить его так и не удалось.

Мэрия неоднократно заявляла, что композицию вот-вот восстановят и даже запустят в пруд рыбок, но дальше разговоров дело так и не шло.

Тем не менее, в мае 2020г. появились сообщения, что мэрия все-таки проведет реконструкцию памятника «Похищение Европы». Согласно проекту, композиция фонтана будет упрощена. Бассейн с перепадами уберут, а вместо него построят сухой фонтан, лишенный чаши. Сквер вокруг фонтана также подвергнется переделке. В зеленой зоне установят лавочки, урны, а тротуары выложат плиткой. Проектом предусмотрены места для отдыха, скамейки, уличные светильники, мощеные серой плиткой дорожки, перильное ограждение, отделяющее сквер от проезжей части дороги, удобные пешеходные переходы с пандусами.

По последним сообщениям, реконструкция композиции все-таки была проведена с апреля по июль 2020г. К сожалению, актуальных фото мне найти не удалось.

Традиционно предлагаю посмотреть 10-минутное видео о скульптурной композиции «Похищение Европы»:

Скульптурная композиция «Похищение Европы» на карте Одессы:

Источники

  1. https://odessa-life.od.ua/…
  2. https://dumskaya.net/…
  3. https://odpublic.net/…
  4. https://www.alexandertokarev.od.ua/monument
  5. https://big-odessa.com/…
  6. https://viknaodessa.od.ua/old-photo/?fontan_9-ya_stantsiya

Метки: Большой Фонтан, Памятники, Фонтаны

    Похожие записи
  • Скульптура «Эрот и Психея»
  • Памятник зрителю
  • Скульптура «Коты-сфинксы»

« Предыдущая запись

Скульптура

Скульптура «Похищение Европы» на Площади Европы является самым масштабным из абстрактных скульптурных сооружений Москвы — внешний диаметр четырёхкаскадной чаши фонтана составляет 50 метров.

Данная скульптура, представляющая собой композицию из стали, пара и воды, была подарена Москве властями Брюсселя. В ней отражён известный мифологический сюжет: сплетение труб из нержавеющей стали олицетворяет голову быка — Зевса и девушку — Европу, заключенную в его рогах[2].

Фонтан

400px

А также фонтан, первый в России, световой декор которого обеспечивается в основном светодиодами — крупнейшее в мире гидротехническое сооружение со светодиодной динамической подсветкой[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Похищение Европы (скульптура)Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Похищение Европы (скульптура)Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Похищение Европы (скульптура)[источник не указан 3354 дня

].

Для освещения скульптурной композиции использовано 1050 универсальных светильников в бронзовых влагостойких корпусах. 200 из них снабжены 100-ваттными галогеновыми лампами, излучающими чистый белый-холодный свет, и направлены непосредственно на скульптурную композицию. Ещё 850 светодиодных светильников используются для динамической подсветка воды, её струй, брызг и глади. Светодиоды смонтированы под водой, причём в её приповерхностном слое, для уменьшения потерь света.

Мощные струи, вырывающиеся из 354 форсунок, установленных в ложе фонтана, постоянно изменяют цвет, поочередно окрашиваясь в зелёный, жёлтый или синий. Встречнонаправленные струи на определённом отрезке времени имеют разные цвета. Переплетаясь в полёте, они создают новые световые нюансы. В зависимости от конкретных параметров — угла вылета и дальности полета — на каждую водную струю приходится от одного до нескольких трёхцветных светодиодных светильников, которые с помощью лучей прослеживают их траекторию.

«Похищение Европы» не включили в голосование по благоустройству парка Железнодорожников

Администрация Оренбурга не включила в опрос по выбору скульптуры для украшения фонтана в парке Железнодорожников монумент «Похищение Европы». На это обратила внимание директор регионального департамента архитектуры, главный архитектор области Наталья Ибрагимова.

Голосование проходит на сайте администрации, а также в некоторых аккаунтах городской мэрии в социальных сетях. Оренбуржцам предлагают выбрать вариант украшения фонтана в связи с реконструкцией парка Железнодорожников в 2020 году по программе «Формирование современной городской среды».

Опрос стартовал во вторник, 10 марта, и продлится неделю — до 17 марта. В нем представлены восемь эскизов и макетов памятников от оренбургских скульпторов. Наибольшее количество вариантов представил Александр Сукманов — «Железнодорожный фонтан», «Оренбург — древний край», «Хозяйка медной горы».

По два варианта представили Александр Емаев и Иван Ульянов — «Оренбургский пуховый платок» и «Пегас», а также два «Ангела над городом». Скульптор Сергей Бураков предлагает украсить фонтан скульптурой «Георгий Победоносец».

При этом в опросе не участвует скульптура «Похищение Европы», которую ранее поддержали члены градостроительного совета Оренбурга. Автором является заслуженный художник России Леонид Баранов. Ибрагимова напомнила, что с инициативой о размещении композиции выступил заслуженный художник РФ Юрий Рысухин, которого поддержал заслуженный архитектор РФ Александр Агафонов, а «ни один из уважаемых членов совета не возразил». При этом мнения разделились: одни посчитали установку «подобных скульптур» недопустимым, а другие назвали обнаженную Европу «банальнейшим и обкатанным» памятником.

«Так не будет ли верным включить и утвержденные городскими экспертами решения в это голосование, а не ограничиваться лишь парой достойных авторов?» — написала Наталья Ибрагимова.

Она также отметила, что в соцсетях корректнее указывать дату окончания голосования, а также определить минимальное количество участников голосования. Для реального среза общественного мнения в Оренбурге проголосовать должны не менее 10% населения города, считает главный архитектор Оренбуржья. Она также напомнила о скульптурах, появившихся на улице Советской, без общественного обсуждения.

Ранее Наталья Ибрагимова раскритиковала установленные на пешеходной улице областного центра скульптуры в виде обложки книги и сидящей на лавочке девушки. Тогда она писала, что на ее имя поступают обращения от жителей города с просьбой убрать такие композиции как дама с художником и квартет.

Галерея

  • Fountain Europe Square Moscow.jpg

    Фонтан на Площади Европы ночью

  • The Abduction of Europa sculpture.jpg

    Скульптура «Похищение Европы»

  • Fountain moscow europe square night bird.png

    Фонтан на площади Европы и скульптура «Похищение Европы» Оливье Стребеля ночью.

  • Moscow, Europe sq (2015) by shakko 04.JPG

    Вид на здание Киевского вокзала с закладным памятным знаком (каменным кубом) заложении площади Европы («Здесь будет создан Ансамбль площади Европы и построен фонтан со скульптурной композицией „Похищение Европы”. Начало положено в День города 2 сентября 2001 г.»)

Примечания

  1. Фонтаны Москвы#Фонтан «Похищение Европы»
  2. 12
    [https://www.moscow-hotels-russia.com/rus/europe_square.htm Площадь Европы] (рус.). Optima Tours (21 февраля 2009). Проверено 21 февраля 2009. [https://www.webcitation.org/616K0MSVp Архивировано из первоисточника 21 августа 2011].
  3. [https://www.rutraveller.ru/place/66451 Скульптуры «Похищение Европы» есть в пяти городах мира: в Брюсселе (Бельгия), в Москве на площади Европы, у Киевского вокзала, в Одессе на Большой фонтанной дороге, в Красноярске, а также на Крите в городе Агиос-Николаос.]

Известный бельгийский скульптор-монументалист Оливье Стребель скончался в минувшую субботу, 29 июля, в возрасте 90 лет, сообщает РИА Новости.

В Москве Стребель известен благодаря скульптурной композиции фонтана “Похищение Европы”, которая располагается возле Киевского вокзала. Скульптура в виде гигантского снопа переплетающихся и взметнувшихся в небо серебристых труб из нержавеющей стали была подарена российской столице Брюсселем.

Открытие фонтана состоялось в сентябре 2002 года.

История вопроса

Оливье Стребель — один из наиболее ярких художников-символистов Бельгии. Он родился в 1927 году в Брюсселе в семье художников. Работы скульптора установлены во многих городах Европы, США и Азии.

Стребель являлся почетным членом Российской Академии изящных искусств, лауреатом многих международных премий.

/
Понедельник, 31 июля 2020 года
/

  • ВКонтакте
  • Facebook

Скончался автор московского фонтана «Похищение Европы»

Известный бельгийский скульптор-монументалист, почетный член РАН Оливье Стребель скончался в Бельгии. Об этом сообщили в фонде имени Стребеля. Ему было 90 лет.

…..

С ранних лет обучался работе с керамикой и скульптуре, и к 20 годам приобрел широкую известность. …..

В Москве работа Стребеля, фонтан “Похищение Европы” украшает площадь Европы. Она была подарена Бельгией в 2002 году.

В Бельгии скончался автор скульптуры у фонтана «Похищение Европы»

В понедельник, 31 июля, стало известно, что автор абстрактной скульптуры фонтана “Похищение Европы”, которая находится на площади Европы у московского Киевского вокзала, скончался в Бельгии.

Оливье Стребеля считают одним из самых ярких художников-символистов Бельгии. Он стал известным уже в 20 лет, а его скульптуры украшают улицы и площади множества европейских городов, а также США и Азии.

Необычную композицию фонтана с сюжетом из древнегреческой мифологии Стребель подарил России в 2002 году, передает ТАСС.

СПРАВКА «ВМ»

Оливье Стребель родился в Брюсселе 20 января 1927 года в семье художника. С детства он обучался искусству работы с керамикой и созданию скульптур. Уже к 20 годам художник стал широко известен и начал преподавать в университетах по всему миру.

За укрепление культурных связей между Россией и Бельгией он награжден российской медалью Александра Пушкина. Помимо этого, он является членом Королевской Академии Бельгии и почетным членом Российской Академии изящных искусств.

Скончался создатель скульптуры «Похищение Европы»

…..

В Бельгии в возрасте 90 лет скончался Оливье Стребель — автор скульптуры “Похищение Европы”, установленной в Москве у Киевского вокзала. Об этом сообщают «Вести.Ru».

Оливье Стребель являлся одним из наиболее ярких скульпторов-символистов. Его скульптура “Похищение Европы” была установлена на площади около Киевского вокзала в 2002 году.

В Бельгии умер автор московского фонтана

Бельгийский художник и скульптор Оливье Стребель скончался на родине в возрасте 89 лет.

В 2002 году один из самых ярких символистов Бельгии подарил России абстрактную монументальную композицию фонтана “Похищение Европы”. Объект установили на площади Европы в центре Москвы.

Помимо российской столицы, произведения Стребеля украшают другие крупные города Европы, Азии и США.

Отметим, что Оливье Стребель — почетный член Российской Академии изящных искусств, а также обладатель медали Александра Пушкина за укрепление культурных связей РФ и Бельгии.

Сайт газеты «Москва.Центр» напоминает, что в Зеленоградском округе столицы планируется построить надземный переход в архитектурном стиле брутализма.

Отрывок, характеризующий Похищение Европы (скульптура)

Вдруг я совершенно успокоилась. Да, это было правдой – я никогда не скрывала своих способностей… Я ими гордилась, как и моя мать. Так неужели же теперь, перед этим сумасшедшим фанатиком я предам свою душу и от-кажусь от того, кто я есть?!. – Вы правы, ваше преосвященство, я Ведьма. Но я не от Дьявола, ни от Бога. Я свободна в своей душе, я – ВЕДАЮ… И Вы никогда не сможете этого у меня отнять. Вы можете только убить меня. Но даже тогда я останусь тем, кем я есть… Только, в том случае, Вы уже никогда меня не увидите… Я вслепую нанесла слабенький удар… Не было никакой уверенности, что он сработает. Но Караффа вдруг побледнел, и я поняла, что была права. Как бы ни ненавидел женскую половину этот непредсказуемый человек, ко мне у него теплилось странное и опасное чувство, которого я пока ещё не могла точно определить. Но главное – оно было! И только это пока что являлось важным. А разобраться в нём можно было и позже, если сейчас удастся Караффу «поймать» на эту простую женскую приманку… Но я не знала тогда, насколько сильна была воля этого необычного человека… Замешательство исчезло также быстро, как и пришло. Передо мной опять стоял холодный и спокойный кардинал. – Это было бы огромной потерей для всех, кто ценит красоту, мадонна. Но слишком большая красота бывает опасной, так как она губит чистые души. А уж Ваша-то – точно не оставит никого равнодушным, поэтому будет лучше, если она просто перестанет существовать… Караффа ушёл. А у меня встали дыбом волосы – настолько сильный он вселял ужас в мою уставшую одинокую душу… Я была одна. Все мои любимые и родные находились где-то по ту сторону этих каменных стен, и я отнюдь не была уверена, что увижу их когда-либо ещё… Моя горячо любимая малышка Анна ютилась во Флоренции у Медичи, и я очень надеялась, что Караффа не знал, где и у кого она находится. Мой муж, который меня обожал, по моей просьбе был с ней и не знал о том, что меня схватили. У меня не было никакой надежды. Я была по-настоящему совсем одна. С того злосчастного дня начались нескончаемые суды над знаменитой «Венецианской Ведьмой», то бишь – надо мной… Но Венеция была по-настоящему свободным городом и не давала так просто уничтожать своих детей. Инквизиция была ненавидимой всеми, и Караффе приходилось с этим считаться. Поэтому меня судил «верховный трибунал инквизиции», который обвинял меня во всех возможных пороках, о большинстве которых мне никогда не приходилось даже слышать. Единственно светлым, произошедшим за всё это кошмарное время, была неожиданная и очень сильная поддержка друзей, которая вынудила Караффу быть намного более осторожным в своих обвинениях, но это не помогло мне вырваться из его опасных когтей. Время шло, и я знала, что приходит опасный момент, когда Караффа начнёт атаку. Пока что это был всего лишь «не очень красивый спектакль», который продолжался уже больше года почти что изо дня в день. И это по их понятиям видимо должно было меня как-то успокоить или даже дать какую-то ложную крохотную надежду, что всё это когда-нибудь кончится, и что я возможно даже «счастливо уйду домой»… Меня по какой-то причине «усыпляли», желая, видимо, ударить ещё сильней. Но Караффа ошибался. Я знала, что он всего лишь выжидает. Только пока ещё не знала – чего. И такой день наконец-то настал… Утром мне объявили, что «так как моё “дело”» является особо-важным, и местная инквизиция не в состоянии его решить, то я посылаюсь в Рим, на светлую волю Папы, чтобы он наконец-то и вынес мне свой «справедливый приговор». Это был конец… Никто на свете не мог мне помочь, если я попаду в руки Римской инквизиции. Караффа ликовал! Он праздновал победу. Я была почти что мертва. Так, через неделю во всём своём тёмном «величии» передо мной предстал «святой» город Рим… Не считая красоты дворцов, соборов и церквей, город был очень хмурым и на удивление грязным. А для меня он ещё был и городом моей смерти, так как я знала, что от Караффы здесь не уйти. Меня поселили в каком-то очень большом дворце, ничего не объясняя, не говоря ни слова. Обслуживала меня немая служанка, что, опять же, не предвещало ничего хорошего. Но одно обстоятельство всё же вселяло «призрачную» надежду – меня поселили в замке, а не прямо в камере для обвиняемых, что могло означать – мне оставят возможность защищаться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: