Государственный академический театр им. Моссовета


Появление театра

театр моссовет

Театр Моссовета появился по инициативе профсоюзных активистов, которых вдохновил советский литератор Сергей Прокофьев. Изначально у театра не было собственного отдельного помещения, а труппа состояла всего из девяти человек.

Первой постановкой театра Моссовета стал спектакль, составленный по фрагментам пьесы Леонида Андреева «Савва». Главным героем этого произведения является владелец трактира в монастырском посаде, 60-летний Егор Тропинин, а также его дети. Одного из них так и зовут — Савва. Это 24-летний молодой человек, с крупными, словно рублеными чертами лица, у которого вместо усов и бороды, модных в то время, лишь легкий пушок.

Первое представление состоялось в колонном зале Дома союзов. Зрители проявили к нему огромный интерес, также множество положительных отзывов опубликовали критики и журналисты.

Театр имени Моссовета — билеты на спектакли, афиша и схема проезда

Купить билеты в Театр имени Моссовета на сайте RedKassa.ru!

Далеко не каждый театр Москвы может похвастать почти столетней историей. Театр Моссовета был создан режиссером и литератором Сергеем Ивановичем Прокофьевым еще в 1923 году.

Тридцатитрехлетний Прокофьев приехал в Москву из Иркутска, где он за одиннадцать лет прошел путь от актера дореволюционного народного театра до городского комиссара по делам театра. Настоящий подвижник театра: он писал пьесы, ставил по ним спектакли, играл сам и преподавал в созданной им студии. Его энтузиазм подкреплялся хорошими организаторскими способностями. Первоначально созданная им в Москве театральная труппа состояла всего из десяти человек. Собственного помещения у них не было, более того приходилось сами оформляли сцену и рисовали афиши.

Первый спектакль труппы по пьесе Леонида Андреева «Савва», показанный в Колонном зале Дома Союзов, вызвал интерес у зрителя. Уже в 1923 году при поддержке московских профсоюзов театр получил официальный статус –Театр имени МГСПС (Московского Губернского Совета Профессиональных Союзов).В 1924 году коллективу было выделено собственное помещение в саду «Эрмитаж». Впрочем, очень скоро Прокофьев был вынужден уехать из Москвы в Красноярск, в котором создал Рабочую театральную мастерскую (сокращенно – Рабтемаст).

Новым директором и художественным руководителем Театра им. МГСПС в 1925 году стал Евсей Осипович Любимов-Ланской (1883 – 1943). Он активно привлекал к работе начинающих советских драматургов: В. Билль-Белоцерковского, В. Киршона, А. Афиногенова,Е. Яновского,Ф. Гладкова, Н. Погодина и других. Режиссуру Любимова-Ланского отличало мастерство построения масштабных, массовых сцен. При нем театр снискал славу экспериментального и был переименован в 1938 году в Театр имени Моссовета.

С 1940 года по 1977 год театром руководил Юрий Александрович Завадский (1894 – 1977). Это при нем окончательно сложилась звездная труппа театра: Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Леонид Марков, Борис Иванов, Людмила Шапошникова, Георгий Жженов, Геннадий Бортник, Георгий Тараторкин. Поменялся и характер постановок, акцент в большей степени делался на игру актеров.

С 1985 года главным режиссером, а с 2000 года – художественным руководителем театра был Павел Осипович Хомский (1925 – 2016), проработавший в театре более 40 лет.Всего за все время своей творческой деятельности он поставил около ста спектаклей. Его постановки по произведениям русской классики («Братья Карамазовы» Достоевского, «Егор Булычев» Горького и другие) навсегда вошли в историю отечественного театра. Он первым поставил западный мюзикл на российской сцене: рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» всегда собирала полные залы. Не меньшим успехом пользовались и комедийные постановки Хомского по пьесам Оливера Голдсмита, Шеридана и Оскара Уайльда.

Что касается зданий, в которых ранее располагался театр, то в 1947 году под Театр имени Моссовета был переделан Введенский народный дом (до революции народные дома были подобием современных домов культуры). Именно там в 1956 году снимался легендарный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Теперь в этом здании на Малой Семеновской улице располагается «Дворец на Яузе».

В 1959 году Театр имени Моссовета было решено перенести на Триумфальную площадь, в сад Аквариум, в новое здание, где он располагается по сей день.

Сегодня спектакли театра идут на двух сценах: основной на 894 места и на сцене «Под крышей» – на 120 зрительских мест. В репертуаре спектакли самых разных жанров, интересные для любых возрастных групп.Труппа театра, по-прежнему, звездная: Сергей Юрский, Ольга Остроумова, Анатолий Адоскин, Валентина Талызина, Нина Дробышева, Александр Домогаров, Виктор Сухоруков, Анатолий Васильев, Александр Филиппенко, Гоша Куценко, Ольга Кабо, Екатерина Гусева, Павел Деревянко, Евгения Крюкова, Александр Яцко и другие.

redkassa.ru

Официальный статус

спектакли театра моссовета

Театр Моссовета, несмотря на то, что был весьма молодым коллективом, пользовался активной поддержкой столичных профсоюзов. Весной 1923 года молодыми советскими властями было принято решение о придании театру официального статуса. Он стал называться театром имени московского губернского совета профессиональных союзов. Театром имени Моссовета он называется до сих пор.

Уже в 1924 году труппа обрела собственное помещение. Их поселили в театральном здании в саду «Эрмитаж». А в 1925 году у театра появился новый руководитель. Его возглавил народный артист РСФСР и режиссер Евсей Осипович Любимов-Ланской, ставивший на столичных подмостках пьесы Ибсена, Луначарского и Киршона.

Именно при этом художественном руководителе за театром закрепилась определенная слава. Считалось, что здесь ставятся экспериментальные постановки, как правило, из современных и актуальных советских драматургов. Театр активно сотрудничал со многими молодыми авторами, стремясь с их помощью найти контакт с молодым зрителем и наладить с ним взаимопонимание.

Труппа и репертуар[ | ]

Основная статья: Репертуар театра имени Моссовета

См. также: Категория:Персоналии:Театр им. Моссовета

Ниже представлены артисты, работавшие в театре[3].

  • Анатолий Адоскин
  • Валентин Гафт
  • Екатерина Гусева
  • Александр Домогаров
  • Ольга Кабо
  • Евгения Крюкова
  • Гоша Куценко
  • Александр Леньков
  • Ольга Остроумова
  • Евгений Стеблов
  • Валентина Талызина
  • Георгий Тараторкин
  • Маргарита Терехова
  • Маргарита Шубина
  • Валерий Ярёменко
  • Александр Яцко и другие.

В годы Великой Отечественной войны

театр моссовета март

Театр Моссовета в марте появился, с тех пор каждый год отмечает свой день рождения 3 числа этого месяца. Во время Великой Отечественной войны театр, как и все остальные значимые учреждения культуры, был эвакуирован максимально далеко от линии фронта. В частности, в Казахстан, где и продолжил работу.

Стоит отметить, что незадолго до войны художественным руководителем и режиссером стал Юрий Завадский, который считался одним из лучших учеников выдающегося театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского, а также его коллеги Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Этот режиссер сыграл в жизни театра огромную роль, проработав в нем до самой своей смерти. Почти 40 лет. Завадский скончался только в 1977 году.

Завадский в театре Моссовета

театр имени моссовета

Стоит признать, что Завадскому досталась блестящая труппа, одна из лучших из тех, что были в то время в Москве. Ее успел собрать еще предыдущий руководитель театра Любимов-Ланской. На сцене в спектаклях театра Моссовета играли Николай Темяков, Нина Княгининская, Сергей Годзи, Михаил Розен-Санин, Василий Ванин.

К этим блестящим актерам еще в 40-е годы присоединились ученики Завадского, которые вместе с ним постигали азы актерского ремесла. Среди них такие звезды первой величины, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Георгий Жженов, Александр Костомолоцкий.

Завадскому удалось сохранить главное — репутацию экспериментального театра, в котором давали дорогу молодым советским режиссерам. Правда, при нем существенно изменились используемые на сцене средства художественной выразительности.

Театральность и условная форма происходящего стали сочетаться с глубокой психологической проработкой характера каждого персонажа. В спектакле по произведению любого автора, российского или зарубежного, в центре всегда оказывался актер.

Завадский как бы коллекционировал лучших актеров в театре Моссовета. В Москву приезжали лучшие артисты со всей страны, чтобы попробовать свои силы у знаменитого режиссера. Причем многие из них были опытными людьми, которых даже не останавливал их возраст. Сразу после смерти Завадского не смогли найти одного человека, который смог бы возглавить такой театр. Поэтому некоторое время им руководил президиум художественного совета, который и принимал все решения.

Театр Моссовета возглавит триумвират

В столичном Академическом театре имени Моссовета определили, кто будет руководить площадкой: коллектив, недавно потерявший своего художественного руководителя Павла Хомского, решил, что лучше всего отдаться в руки триумвирата. Отныне управлять театром будут звезды отечественного театра и кино — Андрей Кончаловский, Юрий Еремин и Сергей Юрский. Что из этого может выйти, задумался театральный обозреватель «Вестей FM» Григорий Заславский.

В Театре имени Моссовета, который в сентябре остался без художественного руководителя Павла Осиповича Хомского, решили, что на сегодняшний момент правильнее всего было бы не совершать никаких радикальных движений. Выждав положенную в таких случаях этическую паузу в 40 дней, в театре создали режиссерскую коллегию из трех человек, и этот выбор театра с уважением приняли в Департаменте культуры Москвы. Режиссерская коллегия-триумвират — это Андрей Кончаловский, Юрий Еремин и Сергей Юрский. Три известных человека: Кончаловский — знаменитый кинорежиссер, который работал не только в Москве, не только в Театре имени Моссовета, но также и на разных площадках — в «Ла Скала», Метрополитен-опере, парижском Одеоне; Юрский — выдающийся актер товстоноговского БДТ, там же, в Ленинграде, вышли его первые режиссерские опыты; Еремин — в прошлом главный режиссер Театра имени Пушкина, он давно уже «служит» в Театре имени Моссовета и, можно сказать, все последние годы страховал Хомского, был его правой рукой. Всё понятно, как и желание театра оставаться в привычных координатах, не ошибиться с выбором нового худрука, притом что, вероятно, по самым разным причинам ни одного из названных трех не стали звать в единовластные руководители.

Но, любя театр Моссовета вообще, многих его актеров в частности и с большим уважением относясь к каждому из трех режиссеров и художников, которые теперь будут еще и членами режиссерской коллегии театра, думаешь вот о чем: в истории российских и советских театров коллегии формировались уже не раз, и почти всегда — в годы кризиса. Так, Художественным театром одно время (после смерти Немировича-Данченко) руководили Хмелев и Москвин, в середине 50-х — Станицын, Ливанов и Кедров. Ни тот ни другой период, к сожалению, особыми успехами не ознаменовались. Можно, разумеется, привести и другие примеры — скажем, правление Станиславского и Немировича в первые годы Художественного театра — тоже в своем роде режиссерская коллегия. Но там два человека «соединились», повинуясь родству театральной идеи. То же самое — с поправкой на время и место — произошло и когда Андрей Алексеевич Попов пригласил в Театр Станиславского Васильева, Райхельгауза и Морозова: там были друзья-единомышленники, то есть — тоже другой сюжет.

Здесь же — люди знакомые и наверняка уважающие друг друга, но — каждый верит в своих «театральных богов», что, возможно, обещает театру на какое-то время безбедную и спокойную жизнь, но… То есть или театр должен, если можно так сказать, честнее высказаться в пользу интендантского руководства в лице нынешнего выдающегося, конечно, директора Валентины Панфиловой, или с не меньшей смелостью выбрать и принять кого-то одного как худрука. И все примеры доказывают только одно: по-другому быть не может.

Режиссер Хомский

театр моссовета зал

Такая ситуация продолжалась до 1985 года, когда сначала главным режиссером, а затем и художественным руководителем театра стал народный артист РСФСР Павел Хомский. Ранее он уже имел опыт работы с театральными труппами в Ленинграде, Москве и Риге.

Хомский первым делом захотел сохранить традиции экспериментального театра. Для этого в спектаклях постоянно использовались новые методы общения со зрителем.

Такие опыты ставились и раньше. Например, с середины 60-х годов экспериментальные пьесы и постановки демонстрировались в так называемом Театре в фойе. А в 1978 году открылась и малая сцена.

С приходом в театр Хомского эксперименты продолжились. В 1990 году открылась площадка «Под крышей». Первым на ней поставил спектакль известный театральный режиссер Петр Фоменко. Им стала трагедия «Калигула».

Примечательно, что статус академического театр имеет с 1964 года.

Как добраться до театра?

театр моссовета москва

Для того чтобы попасть в театр Моссовета, вам необходимо приехать на станцию Московского метрополитена «Маяковская». Выйти в город по указателям в направлении Триумфальной площади. Затем сразу повернуть направо, миновать концертный зал имени Чайковского и Театр сатиры, вскоре вы увидите ворота в театр Моссовета. Идете по аллее вплоть до самого здания театра, который находится по адресу улица Большая Садовая, дом 16.

Кассы театра работают ежедневно, начиная с полудня. Причем с понедельника по пятницу до 20 часов, а в субботу и воскресенье до 19.00.

Репертуар театра

В настоящее время разнообразный репертуар в театре Моссовета. В зале можно увидеть постановку «Заповедник» по повести Сергея Довлатова. Она во многом автобиографична, рассказывает о конфликте, который возникал у писателя с властями на протяжении практически всей жизни.

Также в этом театре можно увидеть классическую детективную пьесу англичанина Фредерика Нотта «В случае убийства набирайте «М». В свое время она не только ставилась на театральных подмостках, но и экранизировалась, например, Альфредом Хичкоком в 1954 году.

Можно встретить и классическую постановку «Вишневого сада» по Антону Павловичу Чехову. Есть музыкальный спектакль «Иисус Христос — суперзвезда», поставленный по мотивам одноименной рок-оперы. В репертуаре нашлось место и комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Репертуар

театр имени моссовета

Театр Моссовета предлагает спектакли различных жанров. Здесь и драма, и мюзикл, и рок-опера.

Репертуар театра:

  • «Шиворот-навыворот».
  • «Не всё коту масленица».
  • «Баден-Баден».
  • «Крошка Цахес».
  • «Свадьба Кречинского».
  • «Царство отца и сына».
  • «Предбанник».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Мой бедный Марат».
  • «Мораль пани Дульской».
  • «Римская комедия».
  • «Заповедник».
  • «Полонез, или Вечер абсурда».
  • «Один день Ивана Денисовича».
  • «Упражнения в прекрасном».
  • «Иисус Христос — суперзвезда».
  • «Ошибки одной ночи».
  • «Фома Опискин».
  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
  • «Кастинг».
  • «Опасные связи».
  • «Горе от ума».
  • «Морское путешествие 1933 года».
  • «Шум за сценой» и другие интересные постановки.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: