«Город на память». 414. Театр имени Вахтангова


Эта статья о театре во Владикавказе; о московском театре имени Евгения Вахтангова см. Государственный академический театр имени Е. Вахтангова.

Театр в 1900 году

Госуда́рственный о́рдена Трудово́го Кра́сного Зна́мени академи́ческий ру́сский теа́тр имени Евге́ния Вахта́нгова

— драматический театр во Владикавказе. Старейший драматический театр на Северном Кавказе. Основан в 1869 году. Располагается в центре Владикавказа по адресу: площадь Ленина, д. 3[1].

Художественный руководитель с 1992 года — народный артист РФ Владимир Иванович Уваров.

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова
Здание театра в 2012 году
Прежние названияГородской театр Государственный театр русской драмы
Тип театрадраматический
Основан1869
Награды
Здание театра
МестоположениеРеспублика Северная Осетия – Алания, Владикавказ, площадь Ленина, 3
Архитектурный стильМодерн, Эклектика
АрхитекторС. И. Уилтон, В. О. Грозмани В. Русаковский
Строительство1869—1871
Открыто1871
Отремонтировано2014
Вместимость400 мест
Статусохраняется государством
Руководство
ДиректорВладимир Иванович Уваров
Художественный руководительВладимир Иванович Уваров
Главный режиссёрВалерий Михайлович Попов
СайтОфициальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

История театра[править | править код]

Театр открылся 15 апреля 1871 года премьерой спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова[2].

С театром связаны имена известных режиссёров, актёров, художников и драматургов. Так, свои первые первые пьесы, здесь писал и ставил Михаил Афанасьевич Булгаков, служа в театре заведующим литературным отделом. Свои первые постановки осуществлял Евгений Багратионович Вахтангов[3], оформлял свои первые спектакли художник, поэт, основоположник осетинского литературного языка Коста Леванович Хетагуров. В театре неоднократно выступали, такие выдающиеся актёры и театральные деятели, как Мариус Петипа, Николай Рыбаков, Александр Сумбатов-Южин, братья Адельгейм, Мария Савина, Павел Орленев, Константин Варламов, Владимир Давыдов[4].

В 1912 году в театре впервые была поставлена осетинская пьеса — «Дети гор» Дмитрия Кусова. Одну из ролей исполнял Евгений Вахтангов.

В 1996 году театру присвоено имя Евгения Вахтангова и звание «академический».

Смерть

Последние годы жизни режиссера омрачились страшной болезнью: Евгению Вахтангову диагностировали рак желудка. Однако, несмотря на столь серьезный диагноз, Евгений Багратионович до последнего продолжал работать, целые дни проводя в стенах родного театра.

Евгений Вахтангов и Константин Станиславский

В 1922 году, за некоторое время до премьеры спектакля «Принцесса Турандот», режиссер почувствовал себя хуже. Евгений Вахтангов оставался дома несколько дней, не в силах отправиться на репетиции. В день премьеры режиссер также не нашел сил встать с постели, и в антракте Евгения Багратионовича навестил Константин Станиславский, принесший восторженные отзывы о постановке.

29 мая 1922 года Евгения Вахтангова не стало. Спустя два дня состоялись похороны великого мастера. Могила Евгения Багратионовича расположена на московском Новодевичьем кладбище. Надгробие мастера, помимо традиционного фото, украшает обелиск в виде человека в плаще.

Здание[править | править код]

Здание театра было построено в 1869—1871 годах по проекту архитекторов С. И. Уилтона, В. О. Грозмани и В. Русаковского, и является памятником архитектуры Федерального значения[5]. Театр имеет две сцены: малую и большую. В большом зале около 800 мест. Так как до революции большинство театров не делились на драматические и музыкальные, сцена была рассчитана и на оперно-балетные спектакли, поэтому на ней имелась мобильная оркестровая яма. Так же зрительный зал отличается своей уникальной акустикой.

Репертуар[6][править | править код]

  • А. Н. Островский «Невольницы»
  • А. Н. Островский «Банкрот»
  • Ю. Ломовцев «Танец семи покрывал»
  • М. Булгаков «Танго на закате»
  • М. Камолетти «Ох, уж эта Анна!»
  • Дж. Патрик «Дорогая Памела»
  • Р. Куни «Слишком женатый таксист»
  • Ю. Поляков «Халам-бунду или Заложники любви»
  • Л. Каннингем «Прекрасные тела»
  • М. Ладо «Очень простая история»
  • А. Чхаидзе «В ночь перед выпуском» (для старшеклассников)
  • Э. Рислакки «Безобразная Эльза»
  • Т. Уильямс «Стеклянный зверинец»
  • А. Николаи «Немного нежности»
  • Л. Герш «Эти свободные бабочки»
  • Ж.-П. Сартр «За закрытыми дверями» — малая сцена
  • А. Володин «Пять вечеров»
  • Д. Чодоров «Сосед и соседка»
  • Ю. Поляков «Одноклассница»
  • К. Хетагуров «Дуня»
  • В. Славкин «Вокруг света на такси» — малая сцена.

Детские спектакли:

  • Г. Соколова «Царевна-лягушка»
  • Г. Корнелисон «Волшебные чудеса феи»
  • С. Маршак «Терем-теремок»
  • В. Лифшиц, И. Кичанова «Таинственный гиппопотам»
  • М. Бартенев «Снегурушка»
  • В. Крестовский «Волшебная роза»
  • В. Илюхов «Как Настенька чуть кикиморой не стала»
  • С. Михалков «Три поросёнка»
  • Илюхов «Молодильные яблоки»

Труппа[7][править | править код]

Вывеска на здании театра
Народные артисты России

:

  • Владимир Уваров — художественный руководитель — директор
  • Валерия Хугаева
  • Вячеслав Вершинин

Заслуженные артисты России

:

  • Николай Поляков
  • Александра Турик
  • Наталья Серёгина
  • Эллина Дударенко
  • Наталья Елпатова
  • Анжелика Тер-Давидянц

Народные артисты Республики Северная Осетия — Алании

:

  • Юрий Хафизов
  • Роман Беляев

Заслуженные артисты Республики Северная Осетия — Алании

:

  • Владимир Карпов
  • Валерий Попов
  • Владимир Лазаров

Артисты театра:

  • Валерий Алексеев
  • Людмила Бритаева
  • Елена Бондаренко
  • Никита Верзилин
  • Григорий Гапузов
  • Элина Захарова
  • Роберт Кисиев
  • Лолита Кокоева
  • Вероника Мартынова
  • Ангелина Ишкова
  • Григорий Кубошов
  • Елена Молодан
  • Анастасия Попова
  • Алан Тогоев
  • Сармат Токазов
  • Мария Федорович
  • Алан Цаллаев

Примечания[править | править код]

  1. Академический русский театр им. Е. Вахтагнова (Владикавказ). Контакты (неопр.)
    .
  2. 140 лет – владикавказскому Академическому Русскому театру им. Евгения Вахтангова (неопр.)
    .
  3. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл. ISBN 978-5-91674-111-7.
  4. Академический русский театр им. Е. Вахтангова (Владикавказ) (неопр.)
    .
  5. Кадыков А. Н.
    Улицы, переулки, площади и проспекты г. Владикавказа: Справочник. — Владикавказ: Респект, 2010. — С. 415—417 — С. 512 — ISBN 978-5-905066-01-6
  6. Академический русский театр им. Е. Вахтагнова (Владикавказ). Репертуар (неопр.)
    .
  7. Академический русский театр им. Е. Вахтангова (Владикавказ). Труппа (неопр.)
    .

«Принцесса Турандот»

Не удивительно, что и Евгений Вахтангов стал новатором в искусстве. Его учитель, Константин Станиславский, считал Вахтангова лучшим учеником и надеждой русского театра, будущим руководителем сценической школы России. Станиславский не ошибался, ученик воспитал ряд блистательных актеров и режиссеров, поставил спектакли, не имеющие аналогов. Например, «Принцесса Турандот», премьера которой состоялась в феврале 1922 года, имела оглушительный успех. Сам режиссер в это время отсутствовал из-за болезни. В перерыве между первым и вторым актом в комнате Вахтангова зазвенел телефон. Это был Станиславский, в трубке прозвучало всего два слова: «Ты гений!».

эдип театр вахтангова

Постановка по сказке Гоцци «Принцесса Турандот» стала визитной карточкой театра. Это был спектакль-праздник. Театр Евгения Вахтангова вмещал полный зал гостей, актеры были одеты не в унылую одежду, как в большинстве революционных спектаклях, а в вечерние платья и фраки. Художником постановки стал И. Нивинский, а музыку написали Н. Сизов и А. Козловский.

Ссылки[править | править код]

  • Сайт театра
  • Владикавказское «Танго на закате» — в театре имени Евгения Вахтангова
  • 140 лет — владикавказскому Академическому Русскому театру им. Евгения Вахтангова
  • Академический русский театр имени Е. Вахтангова
  • «…удалось передать сложность текста Булгакова»
  • Талантливо и интересно
  • Академический Русский театр им. Е.Вахтангова год своего 140-летия встречает на волне новых планов и новых премьер
Театры Владикавказа
  • Русский театр имени Е. Б. Вахтангова
  • Осетинский театр имени В. В. Тхапсаева
  • Дигорский театр
  • Театр оперы и балета — филиал Мариинского театра
  • Театр юного зрителя «Саби»
  • Конный театр «Нарты»
  • Государственный музыкальный обрядовый театр «Арвайдан»
  • Молодёжный театр «Амыран»
  • Молодёжный театр «Премьера»
  • Государственная филармония — филиал Мариинского театра

Театр

Всерьез театральная биография Евгения Вахтангова началась, пожалуй, с Московского художественного театра, где молодой режиссер ставил первые профессиональные спектакли и занимался с группой студентов, применяя экспериментальную модель Станиславского. Кроме того, Вахтангов придерживался устоев Леопольда Сулержицкого: нравственность, искренняя игра и проповедование добра, по мнению Евгения Багратионовича, составляют основу актерского мастерства.

'Евгений Вахтангов в спектакле

Режиссерские работы Евгения Вахтангова того времени во многом строились на противопоставлении добра и зла. Таковыми являлись, например, спектакли «Потоп» и «Праздник мира». Также актеры и роли, которые тщательно прописывал Вахтангов, несли контраст внешнего аскетизма и богатства внутреннего мира (как, например, в спектакле «Росмерсхольм» по произведению Генриха Ибсена).

Педагогические усилия Евгения Вахтангова не ограничивались студией МХТ. Евгений Багратионович также с удовольствием преподавал в московских театральных школах и даже любительских театрах, помогая любителям спектаклей готовить интересные постановки.

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова во Владикавказе

Особой любовью Евгения Вахтангова пользовалась так называемая Мансуровская студия, получившая имя по названию переулка, в котором находилось здание. В 1920 году студия получит имя Московской драматической студии имени Вахтангова, а в 1921-м станет гордо называться Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.

Послереволюционные постановки Евгения Багратионовича отличались особым трагизмом: режиссер старался передать образ революции и переживания людей, которых коснулись эти исторические события. Сломанные судьбы, социальные проблемы и трагедия отдельно взятого человека — вот то, что интересовало Вахтангова в тот момент.

'Евгений Вахтангов в спектакле

В 1920 году зрители увидели «Свадьбу» по произведению Антона Павловича Чехова. Вахтангову удалось передать трагедию застойного мещанства в плохом его смысле. Это явление Евгений Багратионович называл пиром во время чумы.

Противопоставление власти и народа получило воплощение в постановке «Эрик XIV»: в спектакле отражены противоречия в намерениях власть имущих и простых людей, что неизменно оборачивается трагедией даже в том случае, если властитель, с первого взгляда, добивается лишь честных и благородных целей.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в Москве

По свидетельствам театралов и критиков того времени, наибольшего развития конфликт светлого и темного, зла и добра, смерти и возрождающейся жизни достиг в постановке под названием «Гадибука» по пьесе Семена Ан-ского (таков псевдоним Шлоймэ-Занвла Раппопорта). Это история, созданная на основе древнееврейского мифа о диббуках — демонах, в которых обращаются души, проданные дьяволу.

Еще одним ярким творческим триумфом Евгения Вахтангова считается спектакль «Принцесса Турандот» по произведению Карла Гоцци. Сюжет сказки традиционен: капризная китайская принцесса по имени Турандот не хочет покидать отчий дом и выходить замуж. Однако родственники настаивают на замужестве красавицы. Тогда хитрая девушка ставит условие: рядом с ней достоин оказаться лишь тот, кто разгадает три загадки. Загвоздка в том, что загадки эти не так просты.

Евгений Вахтангов

Десятки смельчаков, не справившись с задачей, теряли жизни. Однако принц Калаф, влюбленный в своенравную красавицу, умудрился преодолеть препятствия и влюбить в себя Турандот. Постановка задумывалась как смелый эксперимент в плане игры актеров: лицедеи изображали не только персонажей пьесы, но и самих себя, играющих в спектакле.

Кроме того, многие сцены Вахтангов отдал на откуп импровизации, что позволило добиться невероятного эффекта. К сожалению, режиссеру так и не удалось увидеть премьеру этой постановки: на тот момент Евгений Багратионович уже смертельно болел, и состояние здоровья не позволило мужчине присутствовать на спектакле.

'Евгений Вахтангов в спектакле

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра. Среди учеников великого мастера — актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.

Евгений Вахтангов считал, что театр — не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: