Древнейшая фотоистория Новой Басманной


Новая Басманная улица
Куракинская богадельня и Петропавловская церковь
Общая информация
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦАО
РайонБасманный (чётная сторона), Красносельский (нечётная сторона, дома с 5 по 23)
Протяжённость1,23 км[источник не указан 1514 дней
]
МетроКрасные Ворота (начало), Бауманская (конец)
Новая Басманная улица на Викискладе

Новая Басма́нная улица

(в 1918—1922гг. —
улица Коммуны
, в XVII веке —
Капитанская слободка
) — улица в Центральном административном округе города Москвы. Разделяет Басманный и Красносельский районы. Проходит от Лермонтовской площади на Садовом кольце до площади Разгуляй. Нумерация домов ведётся от Лермонтовской площади. На Новую Басманную улицу выходят: с чётной стороны Басманный тупик, улица Александра Лукьянова; с нечётной стороны Красноворотский проезд, Басманный переулок, 1-й Басманный переулок.

История

Улица возникла не ранее 1640-х гг. Здесь жили иноземные офицеры организованых Петром I солдатских полков. Пётр ездил в Преображенское именно по Новой, а не по старой царской дороге, что шла по Покровке и Старой Басманной. Именно Петру приписывается авторство эскиза Петропавловской церкви, начатой постройкой в 1705 г. и завершённой в 1723 г. (задержка строительства была вызвана петровским же запретом на каменные постройки в Москве, вышедшим в 1714 году).

«в прошлом 1714 году по имянному царского величества указу и по данному собственной его величества руки рисунку, ведено нам нижепоименованным, старосте с приходскими людьми, построить (церковь) за Мясницкими воротами, за Земляным городом, что в Капитанской и Ново-Басманной слободе, которая и прежде в том месте была ж, во имя св. ап. Петра и Павла» — Сенату доношение, 1717 года, опубликовано И. Е. Забелиным

После перевода столицы в Петербург офицеры и тяглецы покинули слободу, и земли её были заселены купечеством. К 1739 г., когда был составлен мичуринский план Москвы, улица уже приобрела свою нынешнюю форму (сетка Басманных переулков сформировалась только перед Первой мировой войной).

К концу XVIII века купечество постепенно уступило свои земли высшей знати. Судьба улицы тесно связана с династиями Куракиных и Демидовых. Князь А. Б. Куракин в 1742 г. учредил богадельню, а его потомки выстроили обширный дворец на землях между Садовым кольцом и нынешней железнодорожной веткой. Далее к северу, располагались обширные земли Демидовых; кроме них, в бывшую слободу въехали Головины, Голицыны, Трубецкие. В пожар 1812 года улица выгорела, исключая «несгораемый дом» Голицыных (нынешняя Басманная больница), и в течение последующих тридцати лет на место знати вновь пришло купечество — Алексеевы (династия), Прове, Мальцевы, которые развернули застройку Новой Басманной доходными домами и «новорусскими» усадьбами.

Отрывок, характеризующий Новая Басманная улица

Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней. «Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его. «Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой. «Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…» И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал. «О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то. Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку. – Вы? – сказал он. – Как счастливо! Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами. – Простите! – сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня! – Я вас люблю, – сказал князь Андрей. – Простите… – Что простить? – спросил князь Андрей. – Простите меня за то, что я сделала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку. – Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор. Петр камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке. – Это что такое? – сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. – Извольте идти, сударыня. В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери. Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель. С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым. Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения. Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем. Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день. «Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать. Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет. Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу. Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста. Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?

Примечательные здания и сооружения

Примечание

. Авторство М. Ф. Казакова c пометкой
(спорно)
приводится по официальному реестру объектов культурного наследия Москомнаследия. Доподлинно известно, что эти дома вошли в казаковский альбом образцовых московских построек, но авторство самого Казакова в большинстве случаев не доказано.

По нечётной стороне

  • № 5 — поликлиника Наркомата путей сообщения (1932, архитекторы И. А. Фомин, Н. Петров, А. Д. Тарле[2][3]), позднее — поликлиника МПС, ныне — РЖД.
  • № 9/2-4 — жилой дом (XVIII век, архитектор (спорно) М. Ф. Казаков).
  • № 11 — храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе (1704—1723, архитектор (вероятно) И. П. Зарудный). Авторство эскизного проекта приписывается Петру I. Колокольня середины XVIII века приписывается Ивану Мичурину или Ивану Коробову. Ограда Петропавловской церкви — XVIII века; некогда она украшала Спасскую церковь на Большой Спасской, была перенесена на Новую Басманную после её сноса в 1930-е.
  • № 13 — обычный трёхэтажный дом середины XIX века некогда был одним из красивейших частных дворцов Москвы, принадлежавшим Николаю Петровичу Высоцкому.
  • № 19 — в основе — особняк XVIII века, надстроенный в XX веке тремя этажами с присоединением нового корпуса. Здание издательства «Художественная литература».
  • № 21 стр. 1 — деревянный дом XIX века на земле Демидовых.
  • № 23 к. 1, 23-а к. 1 — усадьба Шибаевых (здания XVIII—XIX веков, архитектор А. В. Иванов).
  • № 25 — доходный дом Московской городской Управы (П. Н. Иванцова), 1912, архитектор Ф. Н. Кольбе.
  • № 27 — памятник архитектуры (федеральный) дом М. М. Перовской (Денисьевой), начало XIX века (до пожара 1812 — дом Н. С. Мордвинова; здесь квартировал Н. М. Карамзин)[4]
  • № 29 — Басманная полицейская часть (1820-е, основа 1782).
  • № 31 — доходный дом М. А. Мальцева (надстроен в 1912—1913 гг. архитектором Н. Н. Благовещенским).
  • № 33 — дом XVIII века, надстроенный в 1920-х годах. В начале XX века здесь жил архитектор В. И. Мотылёв[5]..
  • № 35 — доходный дом (1899, архитектор П. А. Виноградов).

По чётной стороне

  • № 2 — Здание МПС (РЖД) (1930, архитектор И. А. Фомин). Перестроено из Института для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II
    , а до его постройки — казённый Житный двор, или Запасной двор.
  • № 4 к. 1 — Московский дом национальностей, бывшая Куракинская богадельня. Перестроена в 1902 году по проекту архитектора М. С. Шуцмана.
  • № 4 к. 6, стр. 2 — Городская усадьба Куракиных, XVIII век, архитектор Р. Р. Казаков[источник не указан 1290 дней
    ].
  • № 10/12 — доходный дом Московского Басманного Товарищества, 1913, архитектор (гражданский инженер) А. Н. Зелигсон. Здания служб построены в 1914 году по проекту А. Н. Зелигсон и Н. Г. Фалеева. В доме с 1921 по 1925 год жил и работал венгерский писатель Мате Залка[6], а с 1935 по 1948 годы — поэт-песенник Алексей Фатьянов[7]. В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» на фасаде дома установлен мемориальный знак с именем механика Семена Соломоновича Жеребовича[8], расстрелянного сотрудниками НКВД 20 июня 1938 года [9]. В базе данных правозащитного общества «Мемориал» есть имена двадцати семи жильцов этого дома, расстрелянных в годы террора[10].
  • № 10 (строение во дворе) — доходный дом А. С. Ширяева (1911—1912, архитектор О. О. Шишковский).
  • № 12 — дом Плещеева (XVIII век, архитектор (спорно) М. Ф. Казаков).
  • № 14 — городская усадьба Н. Д. Стахеева (1898—1912, архитектор М. Ф. Бугровский). В доме проводятся съёмки телешоу «Битва экстрасенсов».
  • № 16 — городская усадьба И. К. Прове (1870, архитектор Р. А. Гёдике). Ныне — военная комендатура.
  • № 16, стр. 3 — доходный дом Р. И. Прове (1912—1913, архитектор Б. М. Великовский)
  • № 20 — городская усадьба Е. Г. Левашевой. Здесь в 1833—1856 жил и умер П. Я. Чаадаев (вероятно, что флигель, в котором жил Чаадаев — не сохранился). Отпевали его в Петропавловском храме. В 1904 году перестроена по проекту архитектора С. У Соловьёва для Женского отделения Николаевского коммерческого училища. Во второй половине 1920-х годов здесь жил учёный-железнодорожник В. Н. Образцов[11]. В 1927—1928 годах перестроена архитектором С. Е. Чернышевым для размещения Промышленной академии, где среди прочих учились Н. С. Хрущёв и Н. С. Аллилуева. Затем — Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт.
  • № 22/2 — усадьба Ф. И. Прове – А. И. Калиш (1892, архитектор К. В. Трейман).
  • № 26 — дом Демидова (1790) с двумя боковыми флигелями. C 1876 — Басманная больница, затем 6-я городская больница, упразднена в 2015 году. Главный дом после 1812 года получил прозвище «несгораемого» — он уцелел посреди пожарища. Дом это был построен Демидовыми до того, как князь М. П. Голицын купил его в 1805. Постройки на территории больницы осуществлены в 1898—1899 годах по проекту архитектора И. П. Машкова.
  • № 28 — доходный дом М. А. Мальцева в стиле модерн с масками-уродами (1905, архитектор Н. Н. Жерихов)[12].
  • № 28 (во дворе) — доходный дом (1896, архитектор И. А. Кошечкин).
  • № 4 к. 6 стр. 2, Городская усадьба Куракиных (XVIII век, архитектор (вероятно) М. Ф. Казаков
  • № 5, поликлиника Наркомата путей сообщения (1932, архитекторы И. А. Фомин, Н. Петров, А. Д. Тарле)
  • № 10 — доходный дом Московского Басманного Товарищества, 1913, архитектор (гражданский инженер) А. Н. Зелигсон.
  • № 20, городская усадьба Е. Г. Левашевой (перестраивалась в 1927—1928 годах)
  • № 26, дом Демидовых (1790), с 1876 — Басманная больница
  • № 23, усадьба Шибаевых (перестроена в XIX веке архитектором А. В. Ивановым)

«Город на память». 105. Новая Басманная улица, часть 2

14 января 2014 года Фотопроект «Город на память». 105. Новая Басманная улица, часть 2

Новая Басманная улица известна с XVII века, самые древние строения сгинули в огне наполеоновских пожаров, а вот городские усадьбы и доходные дома, возведённые в XIX и начале ХХ веков, сохранились до наших дней. Сегодня это одна из самых красивых исторических улиц Москвы, большинство зданий, представляющих архитектурную ценность, уже отреставрированы или находятся на стадии реставрации. В этом сюжете вторая часть прогулки по Новой Басманной улице.

Усадьба, принадлежавшая ранее графине Шуваловой, в 1831 году перешла к дворянскому семейству Левашёвых. На довольно обширной площади находятся двухэтажный кирпичный дом и два флигеля, сохранившиеся с левашёвских времён. В одном из флигелей с 1833 по 1856 год проживал литератор и философ Петр Чаадаев.

Шестиэтажное серое здание было построено архитектором С.Соловьёвым в 1904 году на месте главного дома усадьбы. К тому времени она принадлежала Николаевскому коммерческому училищу и в новом трёхэтажном доме разместилось женское отделение училища. В 1920-х годах здание было надстроено тремя этажами и приобрело нынешний облик.

После революции здесь находилась Промышленная академия, в которой училась Надежда Аллилуева – жена Сталина, а секретарём партийной ячейки был будущий глава государства Никита Хрущёв. В наши дни здесь Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт.

Комплекс зданий по адресу улица Новая Басманная, 20 составлен из строений, принадлежащих к разным эпохам. Они неоднократно перестраивались.

Бывший водочный завод Копейкина-Серебрякова. 1988 год: https://pastvu.com/p/98860

Усадьба построена в 1895 году по заказу Ивана (Иоганна) Карловича Прове, известного промышленника и предпринимателя немецкого происхождения. Главный трёхэтажный дом с двумя флигелями был предназначен для младших детей Прове, двойняшек Федора (Теодора) и Адели. Проект особняка выполнен архитектором Карлом Трейманом в стиле «французского неоренессанса». Любопытно, что для каждого из детей был не только отведён целый этаж и построены свои парадные входы с вензелями, но и флигели тоже поделены поровну: правый принадлежал Федору, левый – Адели.

Фасады усадебного дома и флигелей отделаны рустом и выкрашены контрастно в красный и бежевый цвета, главный фасад дома декорирован лепниной, окна обрамлены наличниками. От улицы особняк отделен кованой оградой.

Гимназия Мансбах. 1905 год: https://pastvu.com/p/17685

№ 23Ас2 — главный дом городской усадьбы Спиридонова-Коротковых-Шибаевых

Во дворах

Вероятно, эта городская усадьба была выстроена князем Иваном Белосельским, затем принадлежала Марфе Кротковой, а в 1870-х годах особняк приобрёл купец первой гильдии, фабрикант и нефтепромышленник Сидор Шибаев. При Шибаеве дом был перестроен, главный фасад получил новое декоративное оформление – с элементами псевдорусского стиля. Окна второго этажа украсили наличники с изысканным завершением, вместо пилястр появились сдвоенные полуколонки, ими же были оформлены углы здания. Главный фасад венчал аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада были выполнены из терракоты – неглазурованной керамики, и раскрашены в разные цвета. Позднее здесь находилось отделение Басманной больницы, в советское время — административные службы.

№ 25 — Доходный дом Московской городской Управы, 1912, архитектор Ф.Кольбе

Басманная больница. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/5211

Дом сохранил до наших дней архитектурный облик, характерный для раннего классицизма – его главный фасад оформлен пилястрами с коринфскими капителями, нишами, заполненными тонким лепным декором, розетками во фризе и рустом в уровне первого этажа. Между главным домом и флигелями сохраняется каменная ограда с пилонами ворот по обе стороны дома.

В 1805 году владельцем усадьбы стал Михаил Голицын. После наполеоновского пожара главный дом получил прозвище «несгораемого» — он уцелел посреди всеобщего пепелища. C 1834 года — Сиротский дом, с 1876-го — Басманная больница для чернорабочих, рассчитанная на 660 коек (архитектор реконструкции А.Мейнгард), ныне 6-я городская клиническая больница.

Новая Басманная улица. 1987-1988 гг.: https://pastvu.com/p/98877

Этому дому почти 200 лет, а построен он на каменном фундаменте XVIII века. После пожара 1812 года все усадебные постройки сгинули в огне, остался лишь фундамент. В оформлении фасада использован декор в стиле ампир с пилястрами, венками славы, лентами и медальонами. Первый этаж по традиции занимали парадные комнаты, отмеченные высокими окнами, с бальный залом и кабинетом хозяина. Вместо второго этажа дом венчает мезонин, в котором находились спальни, хозяйская столовая.

Владелицей нового дома стала Мария Соболевская, бывшая гражданской супругой графа Алексея Разумовского и родившая ему десять детей. Многочисленные потомки официально считались воспитанниками графа и получили новую фамилию — Перовские (по названию усадьбы Разумовского в Перово). Хотя многие Перовские снискали славу на государственном поприще, в литературе или дипломатии, самой известной Перовской в недавние советские времена была Софья Перовская — одна из организаторов революционного кружка «Народная воля», непосредственно руководившая убийством Александра II в 1881 году. После революции в доме находились жилые квартиры, первый этаж занимал продуктовый магазин.

Басманный полицейский дом. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/2182

Зимой 2014 года фасад дома № 29 не виден под строительной сеткой — здесь ведутся работы по реставрации. Предположительно построен в 1782 году по заказу тогдашнего владельца усадьбы князя Николая Трубецкого. В начале 1820-х годов полусгоревшее в наполеоновском пожаре здание было продано в казну и после капитального ремонта в нём разместилась Басманная полицейская часть с деревянной каланчой и арестным домом. Каланчу разобрали в советский период, но во дворе сохранилась действующая пожарная часть.

Рассказывают, что в кутузке на Басманной довелось побывать под арестом литератору Владимиру Короленко, поэту Владимиру Маяковскому и революционерке Инессе Арманд. Нынешних правонарушителей доставляют в отделение полиции, размещающееся по соседству — дом № 33.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — спорткомплекс «Олимпийский»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, Новая Басманная улица.

Другие публикации

Евгений Чесноков 19.05.2020 в 21:08

«Город на память». 584. Музей Москвы. Тематические выставки

Музей Москвы — один из старейших музеев города, его фондовая коллекция насчитывает около 800 000 единиц хранения.
15.05.2020 в 16:25

В Москве повторно продезинфицировали Курский вокзал

15 мая сотрудники МЧС провели повторную дезинфекцию Курского вокзала.
Евгений Чесноков 15.05.2020 в 00:02

«Город на память». 583. Ботанический сад АН СССР. История и архитектура

В январе 1945 года Совнарком принял решение об организации в Москве Главного ботанического сада Академии наук СССР.
Евгений Чесноков 12.05.2020 в 23:46

«Город на память». 582. За кулисами театра «Русская песня»

Театр «Русская песня» часто называют театром Надежды Бабкиной — по имени художественного руководителя, известной исполнительницы русского фольклора.
Евгений Чесноков 10.05.2020 в 17:52

«Город на память». 581. Театр Красной Армии, история и интерьеры

В 1940 году Театр Красной Армии обрёл свой дом на площади Коммуны — огромное театральное здание, напоминающее в плане пятиконечную звезду.
Евгений Чесноков 09.05.2020 в 12:16

«Город на память». 580. Селезнёвская улица и стадион «Слава»

Ещё до революции в Москве открылись первые частные стадионы с футбольными полями, легкоатлетическими секторами и лыжными базами.
Евгений Чесноков 08.05.2020 в 15:36

«Город на память». 579. Селезнёвская улица — витражи, милиционеры, хомячки

Селезнёвская улица названа в начале XIX века по фамилии местного домовладельца — почтамтского штаб-лекаря И.Селезнёва.
Евгений Чесноков 05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути

Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.
Евгений Чесноков 04.05.2020 в 00:25

«Город на память». 577. От платформы Северянин к метро «Свиблово»

Транспорт, промышленность, жилая застройка в новом краеведческом сюжете про Ростокино и Свиблово.
Евгений Чесноков 03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица

Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.
Евгений Чесноков 02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица

Бутырская улица — это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.
01.05.2020 в 16:07

Поход в магазин – главное путешествие апреля

Апрель 2020 года, видимо, стал самым провальным месяцем в истории туризма – закрыты города и регионы, заперты границы.
Евгений Чесноков 01.05.2020 в 01:19

«Город на память». 574. МХАТ имени Горького

МХАТ имени Горького продолжает традиции Станиславского, хотя формально театр возник в 1987 году.
Евгений Чесноков 25.04.2020 в 08:45

«Город на память». 573. Сталинки на Крестьянской площади

Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал «разуплотнение и правильную организацию жилых кварталов с созданием здоровых условий жизни».
Евгений Чесноков 24.04.2020 в 12:08

«Город на память». 572. Новоспасский монастырь

В 1490 году Великий князь Иван III перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору — так был основан Новоспасский монастырь.
Евгений Чесноков 22.04.2020 в 20:29

«Город на память». 571. Таганская улица и парк Таганский

Это история советского градостроения с административными, школьными и жилыми зданиями, кинотеатром «Зенит» и Таганским парком.

Примечания

  1. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 40. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  2. Архитектура Москвы 1920—1960. Путеводитель, М., 2006, с. 155
  3. Васильев Н. Ю., Евстратова М. В., Овсянникова Е. Б., Панин О. А.
    Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — С. 136. — 480 с.
  4. А. Черепанов.
    Каталог деревянных строений // Московское наследие. — 2020. — № 49 (24 мая). — С. 33—40.
  5. Вся Москва: адресная и справочная книга на 1914 год. — М.: Товарищество А. С. Суворина «Новое Время», 1914. — С. 406. — 845 с.
  6. Согласно мемориальной доске на здании
  7. Новая Басманная улица, дом 10, стр. 1 // на сайте Департамента культурного наследия г. Москвы.
  8. Москва, Новая Басманная улица, 10, строение 1. 22 января 2020. Сайт «Последний адрес».
  9. Жеребович, Семен Соломонович Мартиролог расстрелянных в Москве и Московской области.
  10. База данных «Жертвы политического террора в СССР». Расстрелянные в Москве по адресам.
  11. Трофимов В. Г.
    Москва. Путеводитель по районам. — М.: Московский рабочий, 1972. — С. 205. — 400 с. — 45 000 экз.
  12. Нащокина М. В.
    Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 467. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: