Армен Джигарханян и его «Мольер»

У этого термина существуют и другие значения, см. Московский драматический театр.

Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна
Прежние названияТОО «Театр-„Д“» (до 12 марта 1996 года)[1]
Основан12 марта 1996 года[1]
Здание театра
МестоположениеРоссия Россия, 119311, г. Москва, проспект Ломоносовский, дом 17.
Руководство
Художественный руководительАрмен Борисович Джигарханян
Сайтdzigartheater.ru
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна на Викискладе

«Моско́вский драмати́ческий теа́тр под руково́дством Арме́на Джигарханя́на»

— драматический театр города Москвы, созданный 12 марта 1996 года Постановлением Правительства Москвы[1], на основе группы выпускников актёрского факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИКа), на котором преподавал Народный артист СССР Армен Борисович Джигарханян[2].

Полное наименование организации — «Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы „Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна“» (с 2 сентября 2002 года).

Учредитель — Департамент культуры города Москвы.

Основной вид экономической деятельности — «Деятельность в области исполнительских искусств».

История театра (хронология)

1991—1994 годы. Армен Борисович Джигарханян преподаёт на актёрском факультете ВГИКа в Москве[2].

В 1996 году учредители товарищества с ограниченной ответственностью «Театр-„Д“» А. Б. Джигарханян и Г. Г. Маркосян внесли в Комитет по культуре Правительства Москвы предложение о выделении из ТОО «Театр-„Д“» творческого коллектива, которое в результате было принято[1].

12 марта 1996 года, в целях осуществления государственной политики в области культуры, направленной на сохранение и развитие наиболее перспективных театральных коллективов, на основании ходатайства Комитета по культуре Москвы, поддержанного Министерством культуры Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Постановлением Правительства Москвы создан «Московский драматический театр под руководством А. Б. Джигарханяна»

[1].

Сезоны 1996—1997 и 1997—1998. Театр получает помещение на улице Кооперативной в Москве. На эту сцену перенесён моноспектакль Армена Джигарханяна «Последняя лента Крэппа» Сэмюэла Беккета, выпущены премьеры «Двенадцатая ночь, или Как хотите» Уильяма Шекспира (режиссёр обоих спектаклей — Крикор Азарян), «Казакин, или Камзол от Маскариля» Жана-Батиста Мольера (постановка Карэна Нерсисяна), «…А театр живёт!» (по мотивам водевиля А. Ленского и А. Бонди «Лев Гурыч Синичкин», режиссёр — Влад Дружинин), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (режиссёр — Валерий Саркисов), два детских представления.

Сезон 1998—1999. Армен Джигарханян и приглашённый в качестве главного режиссёра Сергей Газаров практически полностью обновляют труппу (из «первого набора» в театре сегодня работают артисты Алексей Шевченков и Пётр Ступин, а также заведующая костюмерным цехом Маргарита Черес и звукооператор Анастасия Гриднева). «Второй набор» составили, в частности, Владимир Капустин, Александр Бухаров, Юрий Анпилогов, Алексей Анненков, Денис Надточий — ведущие артисты нынешней труппы. Выпуск спектакля по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» (режиссёр — Сергей Газаров), заложившего первый камень в сегодняшний репертуар театра.

Сезон 1999—2000. Сергей Газаров выпускает спектакль «Возвращение домой» (автор пьесы — Г. Пинтер, в главной роли — Армен Джигарханян), а Алексей Кирющенко —«Сказки учёного кота» для маленьких зрителей (пьеса Р. Овчинникова по сказкам А. С. Пушкина). В театр приходят Елена Медведева, Анна Башенкова, Виталий Четков, Станислав Эвентов. В конце сезона в спектакль «Возвращение домой» вводятся Елена Ксенофонтова и Иван Гордиенко.

Сезон 2000—2001. Сергей Газаров оставляет пост главного режиссёра. Премьеры сезона: «Сердце не камень» А. Островского (режиссёр — Андрей Зябликов), а также несколько спектаклей в постановке Якова Губенко. В труппу вливаются Оксана Голубева, Александр Копылов, Валентин Самохин, чуть позже — Ольга Кузина (ввод в спектакль «Сердце не камень»). В середине сезона вводом в спектакль «Ревизор» работу в театре начинает Андрей Мерзликин. К пятилетию театра Юрий Клепиков выпускает премьеру «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше.

Сезон 2001—2002. Сезон открывается премьерой «Закрой глазки — расскажу тебе сказки» по пьесе Л. Разумовской «Домой» в постановке Юрия Клепикова (в ней дебютирует Кирилл Анисимов). Вторая премьера сезона — «Театр-убийца» (по мотивам пьесы Т. Стоппарда «Настоящий инспектор Хаунд», режиссёр — Сергей Голомазов, в одной из главных ролей — Станислав Дужников).

Сезон 2002—2003. 22 ноября премьерой «Она в отсутствие любви и смерти» Э. Радзинского (режиссёр — Юрий Иоффе) открывается основная сцена театра на Ломоносовском проспекте. Анатолий Дзиваев вводится в спектакль «Возвращение домой», в труппу также приняты Мария Соловьёва и Сахат Дурсунов. В этом же сезоне режиссёр Владимир Ячменёв осуществляет постановку «Tiny Alice, или Крошка Алиса» по пьесе Э. Олби, а Юрий Клепиков и Пётр Ступин выпускают спектакль «Фугас» (автор пьесы — С. Тараховский).

Сезон 2003—2004. Начало сезона — выпуск Крикором Азаряном спектакля «Пороховая бочка» по пьесе Д. Дуковски (в нём на сцене театра дебютируют Алина Власова и Вадим Медведев). В спектакли «Сердце не камень» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» вводится Светлана Лаккай. Владимир Ячменёв становится главным режиссёром театра и (совместно с Юрием Клепиковым) осуществляет постановку чеховских «Трёх сестёр» — спектакля, во многом определяющего лицо Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

Сезон 2004—2005. «Сезон комедий» — Владимир Ячменёв и Сахат Дурсунов выпускают спектакль «Требуется лжец!» (пьеса Виталия Павлова по мотивам Димитраса Псафаса), а Ованес Петян — спектакль «Сюда ещё бы пару мужиков» по пьесе Лоры Каннингем «Девичник» (на сцене театра в этом спектакле дебютирует Анастасия Лапина). Юрий Клепиков ставит детский спектакль «Красная Шапочка».

Сезон 2005—2006. В состав труппы входит Анатолий Кот. Владимир Ячменёв осуществляет постановку спектакля «Дон Жуан, или Каменный гость» по пьесе Мольера, Анна Башенкова — второй вариант «Красной Шапочки» (под названием «Необычайные приключения Красной Шапочки», пьеса Е. Перова), а режиссёр из Сирии Самир Усман аль-Баш под конец сезона выпускает премьеру «Три цилиндра» по пьесе Мигеля Миуры.

Сезон 2006—2007. Первые почётные звания «Заслуженный артист Российской Федерации» присвоены Елене Ксенофонтовой, Ольге Кузиной, Владимиру Капустину и Алексею Шевченкову. Анатолий Дзиваев ставит спектакль по пьесе Фредерико Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы» (в заглавной роли — Юлия Чарная). В середине сезона театр покидает Владимир Ячменёв. Юрий Клепиков воплощает на сцене пьесу Валерия Мухарьямова «В тени виноградника», написанную по рассказам Исаака Башевица Зингера (спектакль выпущен под названием «Там нас ждут», а в начале следующего сезона переименован в «Нас ждут далеко-далеко, не здесь»).

ТЕАТР

Уже со второго курса Армен Джигарханян начал играть на сцене Русского драматического театра им. Станиславского. Артист рассказывает о своем дебюте: «Я это очень хорошо помню, как сейчас: 25 января 1955 года я вышел на сцену Ереванского русского драматического театра имени Станиславского в спектакле «Иван Рыбаков» (автор – Виктор Гусев). И там у меня был следующий текст: «Товарищ капитан, вам телефонограмма!». Так произошло мое первое появление на профессиональной сцене».

Затем артист был занят в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» (Городулин), «Иркутская история» (Сергей), «Двое на качелях» (Джерри), «Красная Шапочка» (Медведь), «На дне» (Актер) и многих других. В Русском драматическом театре Джигарханян проработал более 10 лет и сыграл более 30 ролей.

Судьбоносной для артиста стала роль Ричарда III в одноименном спектакле по пьесе У. Шекспира. Его заметил известный режиссер А. Эфрос и пригласил перейти в «Ленком». Так в 1967 году Армен Борисович стал актером Московского Театра им. Ленинского комсомола. Однако уже через полгода Эфрос был отстранен от работы, а Джигарханяну досталось лишь несколько ролей в текущем репертуаре. Среди работ того периода – образ Мольера в одноименном спектакле, Карцев в постановке «104 страницы про любовь», Нечаев в «Снимается кино».

В 1969 году Армен Джигарханян перешел в Театр им. Маяковского, главным режиссером которого был А. Гончаров. Там актер прослужил 27 лет и создал много незабываемых образов: Левинсон («Разгром»), Стенли Ковальский («Трамвай «Желание»), Сократ («Беседы с Сократом»), Хлудов («Бег»), Большой Па («Кошка на раскаленной крыше»), Мендель Крик («Закат»). По признанию артиста, это были его самые счастливые годы, и все лучшее он сделал именно в Театре Маяковского.

Театр под руководством Армена Джигарханяна

С 1991 по 1996 годы Армен Борисович преподавал актерское мастерство во ВГИКе, а затем вместе выпускниками своего курса решил организовать собственный театр. Так в марте 1996 года появился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, который сначала назывался «Театр «Д»».

«У меня нет замашек худрука. Меня интересуют проблемы очага и детей моих. Они для меня как собственные дети», — признавался Армен Борисович.

На сцене своего театра Армен Борисович сыграл в спектаклях «Последняя лента Крэппа», «Двенадцатая ночь», «Маленькие трагедии», «А театр живет!..», «Возвращение домой».

Труппа

  • Вячеслав Агашкин
  • Кирилл Анисимов
  • Алексей Анненков
  • Юрий Анпилогов
  • Анна Башенкова
  • Наталья Боярёнок
  • Александр Бухаров
  • Сергей Виноградов
  • Алина Власова
  • Валерия Войченко
  • Олеся Галькевич
  • Анна Галинова
  • Оксана Голубева
  • Иван Гордиенко
  • Ксения Громова
  • Анатолий Дзиваев
  • Ксения Дровникова
  • Сахат Дурсунов
  • Олеся Казаева
  • Владимир Капустин
  • Мария Козлова
  • Наталия Колодяжная
  • Александр Копылов
  • Анатолий Кот
  • Георгий Кришталь
  • Елена Ксенофонтова
  • Ольга Кузина
  • Светлана Лаккай
  • Анастасия Лапина
  • Алексей Лапшин
  • Юрий Ларёв
  • Инна Лясковец
  • Светлана Макарова-Васильченко
  • Вадим Медведев
  • Елена Медведева
  • Андрей Мерзликин
  • Александр Михайлов
  • Анатолий Морозов
  • Фарида Муминова
  • Татьяна Мухина
  • Денис Надточий
  • Дана Назарова
  • Георгий Налоев
  • Елена Нестерова
  • Татьяна Паршина
  • Ольга Прихудалова
  • Юлия Савина
  • Валентин Самохин
  • Надежда Селиванова
  • Мария Симдянкина
  • Ирина Соболева
  • Мария Соловьёва
  • Пётр Ступин
  • Евгений Сущев
  • Ульяна Фролова
  • Ксения Худоба
  • Юлия Чарная
  • Ольга Чернова
  • Виталий Четков
  • Светлана Чигрина
  • Алексей Шевченков
  • Ольга Шевченкова
  • Семён Штейнберг
  • Марина Штода
  • Станислав Эвентов
  • Михаил Железнов

Репертуар

  • «Молли Суини» по одноимённой пьесе Брайана Фрила
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера Огюстена Карона де Бомарше
  • «Возвращение домой» по пьесе Гарольда Пинтера
  • «Вор» по пьесе «Никто, или Вор в раю» Эдуардо де Филиппо
  • «Гедда Габлер» по одноимённой пьесе Генрика Ибсена
  • «Дон Жуан, или Каменный гость» по пьесе Жана-Батиста Мольера
  • «Нас ждут далеко-далеко, не здесь» (сценарий — Валерий Мухарьямов, по мотивам рассказов Исаака Башевис-Зингера)
  • «Необычайные приключения Красной Шапочки» (Евгений Перов)
  • «Она в отсутствие любви и смерти» по пьесе Эдварда Радзинского
  • «Ревизор» по одноимённой комедии Н. В. Гоголя
  • «Сказки учёного кота» (Родион Овчинников)
  • «Сюда ещё бы пару мужиков» (Лора Каннингем)
  • «Требуется лжец!» (Виталий Павлов, по мотивам одноимённой пьесы Димитраса Псатаса)
  • «Три сестры» одноимённой пьесе А. П. Чехова
  • «Тысяча и одна ночь Шахразады» (Вениамин Смехов)
  • «Ромео и Джульетта» одноимённой трагедии Уильяма Шекспира
  • «Театр. Вечная любовь…»
  • «Театр времён Нерона и Сенеки» — трагический фарс по одноимённой пьесе Эдварда Радзинского
  • «Пигмалион» — драматическая фантазия в 2-х действиях (Джордж Бернард Шоу, перевод Полины Мелковой)
  • «Кафе „Жизнь в розовом свете“. Забавная история о супружеских секретах» (Л. Голдштейн, перевод — Анна Писаренко и Ирина Прохорова)
  • «Королева красоты» — трагикомедия в 2-х действиях по пьесе Мартина Макдонаха (в переводе Валентина Хитрово-Шмырова)
  • «Васса» по пьесе Максима Горького «Васса Железнова»
  • «Гадкий утёнок» по мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена
  • «Башня смерти» по мотивам пьесы «Vivat! Vivat Regina!» Роберта Болта

Примечания

  1. 12345
    Постановление Правительства Москвы от 12 марта 1996 года № 246 «О создании Московского драматического театра под руководством А. Б. Джигарханяна». АО «Кодекс» // docs.cntd.ru
  2. 12
    История театра (1996—2013). Официальный сайт Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна // dzigartheater.ru

Армен Джигарханян и его «Мольер»

Армен Джигарханян и его «Мольер» - фото

В этой постановке тогда еще молодой актер сыграл одну из своих первых ролей в театре «Ленком». Стоит заметить, что в этот вечер Джигарханян не смог посетить премьеру в собственном театре.

По словам режиссёра-постановщика спектакля Сергея Виноградова, Армен Борисович проходит необходимые процедуры и к тому же на решение прибыть повлияла кончина коллеги и товарища, Николая Караченцова, которую он глубоко переживает. Его состояние, как и две недели назад, оценивается, как «средней тяжести».

Виноградов заметил, что в театре до последнего надеялись на приезд художественного руководителя, режиссер с ним созванивался, он передавал всем привет и сообщил, что ему стало тяжелее после сообщения о кончине Караченцова.

Виноградов сообщил также, что Армен Борисович пожелал удачной работы артистам и сказал, что это очень важная история для него, над которой в театре уже семь лет работали, и вот, довели до логического завершения, показав премьеру. В постановке театра роль Мольера играет Алексей Анненков, а в роли Арманды занята Надежда Селиванова.

Как заметили после окончания спектакля некоторые театральные критики, режиссер премьерной постановки Сергей Виноградов смог показать совершенно нового «Мольера», живого, больного и весьма закомплексованного человека. Зрители сталкиваются с настоящим фактурным человеком, погружаются в его внутренний мир, сопереживают его действиям, наблюдают за сложными отношениями с королем, внешне очень похожим на Сталина. Возможно, именно таким хотел показать Мольера сам Булгаков, много общавшийся с «отцом народов».

Конечно же, в центре спектакля — жизнь и судьба актера с большой буквы. Тут и сложные взаимоотношения с бывшей женой, и конфликты с молодой возлюбленной и проблемы в театре, и многочисленные конфликты, разрушающие жизнь Мольера.

По сути, постановка спектакля — это трагифарс, в котором жестко высмеиваются и обличаются как немощь, так и ханжество власть имущих и представителей католической церкви. И тем и другим проще устранить грешника, чем наставить на путь истинный. Зрители в очередной раз убеждаются, что подлинному художнику при любой власти приходится очень нелегко, и он постоянно противостоит ей, борется доступными ему методами, и хотя в конце — концов проигрывает, но выполняет свою миссию — говорить правду.

Андрей Князев,

Андрей Федосов.

Фото А. Федосова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: