«Сохраняя культуру»: на ВДНХ открывается постоянная экспозиция Рериха


На ВДНХ открылась выставка Рерихов

ВДНХ продолжает разнообразить выставочную деятельность: в бывшем павильоне «Армянская ССР» открылась масштабная экспозиция Государственного музея Востока.

Название экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» символично: Николай Рерих уделял большое внимание сохранению культурного наследия человечества, «Пакт Рериха» стал первым в мире договором о защите культурных ценностей, признанным ведущими мировыми державами. Рерих был известен современникам как синтетическая личность — философ, путешественник, археолог, общественный деятель, но в СССР признавали лишь его талант художника. Для Советского правительства общественная деятельность Рериха представлялась сомнительной, ведь он после революции эмигрировал, построил небоскрёб в Нью-Йорке, в Индии занимался теософией и религиозными практиками. Николай Рерих предпринимал попытки вернуться на Родину, но получал отказы.

Выставка на ВДНХ представляет более 400 живописных работ Николая Рериха, отчасти приоткрывая завесу тайны его необычной биографии. В экспозиции представлены ранние полотна на тему Древней Руси, картины американского периода, гималайские пейзажи, написанные во время Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций, и работы индийского периода, оказавшегося самым плодотворным в его творчестве.

Главный зал павильона украшает огромное панно по эскизу Рериха — Мадонна-Хранительница.

Николай Рерих известен как основатель русского архитектурного пейзажа, во время поездки по древним русским городам он создал немало полотен, посвящённых русскому зодчеству. Художника увлекал также период становления российской государственности ещё дохристианского периода и в своём творчестве он использовал символы, образы, находки из археологических экспедиций, в которых участвовал.

Картина «Ангел последний», написанная в 1912 году, оказалась пророческой, Рерих словно предчувствовал и грядущую Первую Мировую войну, и гонения большевиков на Православие.

По состоянию здоровья Рерих переехал в Карелию, которая была частью Российской империи, но после Октябрьской революции оказалась за пределами России. Так художник оказался в вынужденной эмиграции, а затем предпочёл уехать в Лондон, чтобы иметь возможность совершить задуманное путешествие по Индии. В этот период Рерих отказался от работы маслом и начал писать темперой, произошла смена и художественно-эстетических подходов, многие полотна связаны с духовной тематикой, причём на одной и той же картине принципы китайского традиционного пейзажа могут сочетаться с православной иконографией. Россия в равной степени находится и в Европе, и в Азии. В религии у Рериха был своеобразный надконфессиональный взгляд, не ограниченный только Православием или только буддизмом или только индуизмом.

Оказавшись за границей, Рерих продолжает писать картины, связанные с православной духовностью, грозными периодами истории Родины — «Земля славянская», «Добрые травы», «Святогор» и другие. Художник в это время жил в Гималаях и фоном картин зачастую служили окружавшие его горные пейзажи.

В годы Второй Мировой войны, несмотря на прежние противоречия с большевистской властью, Николай Рерих однозначно поддерживает советский народ в борьбе против фашизма, пишет статьи, выступает по радио, перечисляет деньги в фонд Красного креста. В его творчестве этого периода нет батальных полотен, он пишет образ правителя Ярослава Мудрого, защитившего Русь от печенегов. Его «Партизаны» — тоже универсальный образ защитников Отечества, образ не исторический, а духовный.

Впечатления о путешествиях отражены в серии гималайских горных этюдов. По этим местам проходила Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Считается, что живопись Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, для этого достаточно просто посмотреть на его картины.

Один из залов посвящён творчеству сына Николая Рериха — Святослава, который жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни, жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием, гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте, одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство.

Экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» открылась 27 апреля в павильоне № 13 (бывшем «Здравоохранение»/«Армянская ССР»).

В павильоне представлено не только художественное наследие семьи Рерихов — один из залов отведён под выставку открытых фондов Государственного музея Востока.

Государственный музей Востока: https://www.orientmuseum.ru

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: ВДНХ, Николай Рерих.

Другие публикации

16.02.2020 в 13:59

Павильон «Нефть» — как на ВДНХ СССР, только лучше

15 февраля в рамках общегородской акции «День без турникетов» состоялась экскурсия в возрождённый павильон «Нефть» на ВДНХ.
12.02.2020 в 22:32

Владимир Упелниек: «Ботанический сад — это музей живой природы, а не парк»

Главный Ботанический сад РАН — это прежде всего научное учреждение, занимающееся фундаментальными исследованиями в области ботаники.
24.11.2019 в 16:39

В Москве открылся сезон катков

В Москве открылись катки в парках города. 22 ноября торжественно открылся Главный каток страны на ВДНХ.
04.10.2019 в 18:17

На ВДНХ город разобрали на детали

Выставка «Город: детали» посвящена городским пространствам как средству коммуникации.
09.09.2019 в 22:07

ВДНХ гастролировала на Тверской

Артисты представили разные периоды истории Главной выставки страны — колхозное сельское хозяйство, индустриализацию, начало космической эры…
04.09.2019 в 19:18

ВДНХ уходит под землю

Тематический поезд «ВДНХ – 80 лет» запустили в метро.
08.08.2019 в 00:25

Они приплыли. Как ВДНХ отмечала юбилей

Парад рыб, колхозный балет, загадочное зазеркалье, моряки на велосипедах — ВДНХ нескучно отметила своё 80-летие.
05.08.2019 в 01:39

ВДНХ исполнилось 80 лет

«ВДНХ — это историческое место, это история нашей страны, нашего города, и эта история должна быть восстановлена», — сказал Сергей Собянин.
02.08.2019 в 20:47

Свинарка и пастух вернулись на ВСХВ

На ВДНХ отмечают 80-летие главной выставки страны и вспоминают великую эпоху.
01.08.2019 в 14:58

Юбилея — парнокопытный символ праздника ВДНХ

1 августа Главной выставке страны исполняется 80 лет.
29.05.2019 в 03:23

ВДНХ снова в моде

Главная выставка страны отмечает своё 80-летие выставкой «ВДНХ в моде», представляющей наряды из коллекции историка моды Александра Васильева.
Евгений Чесноков 28.05.2019 в 15:17

«Город на память». 477. ВСХВ-ВДНХ СССР. «Золотой колос»: ресторан и фонтан

Вокруг пруда собраны павильоны, поощряющие вредные привычки, которые сопутствуют культурному отдыху посетителей ВСХВ: «Главпиво», «Главликёрводка», «Главтабак», ресторан.
Евгений Чесноков 27.05.2019 в 12:44

«Город на память». 476. ВСХВ-ВДНХ СССР. По Медовой дороге за пруды

Если бы Винни-Пух оказался на ВСХВ, он наверняка выбрал для своих прогулок Медовую дорогу, ведь она приведёт сладкоежку к павильону «Пчеловодство».
Евгений Чесноков 26.05.2019 в 13:36

«Город на память». 475. ВСХВ-ВДНХ СССР. Мичуринский сад

Каждый из участков сада посвящался определенной климатической зоне СССР от яблоневых участков средней полосы до субтропиков с персиками, мандаринами и лимонами.
Евгений Чесноков 25.05.2019 в 11:51

«Город на память». 474. ВСХВ-ВДНХ СССР. «Шелководство», «Книги», «ФиС»

В парковой зоне ВДНХ по соседству с Зелёным театром расположены несколько исторических зданий 1939-1954 годов, в некоторых павильонах сохранился уникальный декор.
Евгений Чесноков 22.05.2019 в 02:01

«Город на память». 473. ВСХВ-ВДНХ СССР. Зелёный театр

Зелёный театр на ВСХВ-ВДНХ СССР был культовым местом проведения «опен-эйров» социалистической эпохи, на этой сцене выступали известные эстрадные певцы и музыканты.

«СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРУ. МУЗЕЙ РЕРИХОВ НА ВДНХ». Музей Рерихов открывает постоянную экспозицию

Министерство культуры Российской Федерации,

Государственный музей Востока,

Музей Рерихов (Филиал Государственного музея Востока)

открывают постоянную экспозицию

«СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРУ. МУЗЕЙ РЕРИХОВ НА ВДНХ»:

Живопись, бронза, тибетские иконы.

Экспозиция работает с 27 апреля 2020 года.

Москва, ВДНХ, павильон №13

Государственный музей Востока открывает масштабную экспозицию «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ». Будет экспонировано более 400 произведений, представляющих весь спектр художественного творчества Николая и Святослава Рерихов. В экспозицию войдут живописные полотна Рерихов, произведения восточной скульптуры, тибетские иконы (танки), собранные Николаем Рерихом в период научно-художественной экспедиции в Индию и Центральную Азию, которую художник предпринял в середине 1920-х годов. Открывается экспозиция в Москве, на Выставке достижений народного хозяйства, в павильоне № 13, который был отреставрирован для Музея Востока и впервые откроет свои двери для публики.

Сохранение культуры – главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству. Уже на ранних этапах творчества Николай Рерих, путешествуя по России, создавал не только живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества. Эта идея со временем претворилась в международный документ «Пакт Рериха» о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году его подписали главы 21 государства Северной и Южной Америк, а в 1954-м документ лег в основу Гаагской конвенции.

Живопись Николая Рериха, представленная в экспозиции, охватывает 45 лет его творческой жизни. Красной нитью проходит тема Древней Руси. Кисти художника принадлежат известные полотна: «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голубиная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор» и так называемая «архитектурная серия» (41 этюд). Серия относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве. В экспозиции представлены знаменитые шедевры, среди них – «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи».

Сын Николая Рериха, Святослав Рерих, в своем творчестве обратился к Востоку, он жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни; жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте. Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Канченджанга», «Священная флейта», «Молчание». Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, оно представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Рерих (жены художника), индийских знаменитостей, политических деятелей и святых подвижников. Огромный интерес вызывают редко выставляемые полотна на евангельские сюжеты: «Как в старые времена», «Добрый самаритянин», «Христос с учениками», «Пиета».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: