Арка северного входа ВДНХ

Достопримечательность
Арка Северного входа на ВДНХ
Арка Северного входа на ВДНХ
55°49′50″ с. ш. 37°38′15″ в. д.HGЯO
СтранаСССР СССР
ГородМосква
Строитель
  • Архитектор Л. М. Поляков[1]
  • Скульптор Г. И. Мотовилов[1]
Строительство1938—1939 годы
Статусарка
Состояниесохранился

Арка Северного входа ВДНХ
— вход на Выставку достижений народного хозяйства, расположенный со стороны улицы Сергея Эйзенштейна. Арка сохранилась от довоенной выставки. Она была построена в 1938—1939 годах и изначально являлась главным входом на выставку. Ныне своё значение утратила.

История и архитектура

Внешние изображения
[2].
Внешние изображения
[2].

Северный вход изначально являлся главным входом на выставку, уступив эту роль во время её послевоенной реконструкции входу со стороны проспекта Мира. Самая первая входная арка была построена в 1937 году по проекту архитектора Вячеслава Олтаржевского, но уже спустя год она была разобрана по причине недостаточно торжественного архитектурного облика. В 1938—1939 годах была построена ныне существующая арка, и автором её проекта был архитектор Леонид Поляков. Арка решена в стиле ар-деко и состоит из трёх пролётов с полуциркульными сводами, придающими облику постройки лёгкость и устремлённость вверх. Вся конструкция состоит из колонн, арочных перекрытий между ними и архивольтов центрального проёма, а крыша у арки отсутствует. Колонны арки украшены барельефами на сельскохозяйственную и индустриальную тематику (скульптор — Георгий Мотовилов); при этом два барельефа на внутренних стенах арки, посвящённые животноводству и растениеводству, а также механизации труда, до наших дней не сохранились, но были частично воссозданы при реставрации. Архивольты центрального проёма украшены барельефным орнаментом с изображениями плодов и растений. Высота арки составляет 21,5 метра. В 1939 году на постаменте перед аркой была установлена скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», впоследствии перенесённая[3][2].

При послевоенной реконструкции выставки был построен новый главный вход, расположенный со стороны проспекта Мира и станции метро «ВДНХ». Северный вход в результате стал второстепенным (и именно по этой причине стал называться «Северным»). В 1970-е годы границы ВДНХ были расширены, перед Северным ходом был построен павильон № 75, в результате чего арка лишилась своей изначальной функции и перестала быть входом, оставшись только памятником довоенной выставки. В 2016—2017 годах арка Северного входа была впервые за свою историю отреставрирована и открылась после реставрации в июне 2020 года[3][2][4][5].

История и происхождение названия[ | ]

Станция была открыта 1 мая 1958 года в составе Рижского радиуса, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 47 станций. Получила своё название по находящейся рядом Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке (ВСХВ). Однако в том же месяце 28 мая 1958 года Совет Министров СССР принял Постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). В результате 16 июня 1959 года ВДНХ СССР была открыта для посетителей и расположилась на месте бывшей ВСХВ. После смены названия выставки пришлось переименовать и станцию, что и было сделано 12 декабря 1959 года.

Несмотря на то, что с 1992 по 2014 год ВДНХ называлась «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ), станция сохраняла своё название.

Существовали проекты переименования станции в «Выставочную» (1991 год) или в «Ростокино» (1992 год), однако они так и остались проектами. В 2008 году ряд интернет-источников распространил информацию о возможном переименовании станции в «Космическую» — по расположенным рядом топографическим объектам космической тематики[2]. Однако эти сведения подтверждения не получили.

Примечания

  1. 12
    Зиновьев, 2014, с. 115—117.
  2. 1234
    Арка Северного входа. ВДНХ. Проверено 26 февраля 2020.
  3. 12
    Нефёдов, Коробьина, 2014, с. 67—68.
  4. Триумфальная арка северного входа на ВДНХ открылась после реставрации. РИАМО (5 июня 2017). Проверено 27 февраля 2020.
  5. Арка северного входа на ВДНХ открылась после реставрации. Мослента (7 июня 2017). Проверено 27 февраля 2020.

С 29 июня 2013 года до 1 июня 2014 года закроют северный вестибюль станции “ВДНХ” в связи с ремонтоМ. Об этом сообщили “КП” в пресс-службе столичной подземки.

Как пояснили “Комсомолке”, эскалаторы, смонтированные еще в середине 1950-х годов, полностью выработали свой ресурс и будут демонтированы. Кроме того, планируется обновление инженерных сетей и устройств метрополитена, кабельных, сантехнических и вентиляционных коммуникаций.

При этом появление новых элементов не отразится на архитектурном облике вестибюля, он будет сохранен и после реконструкции.

А еще в вестибюле будут установлены модернизированные турникеты.

/
Понедельник, 24 июня 2013 года
/ темы:
РеконструкцииВДНХКалужско-РижскаяМетро

  • ВКонтакте
  • Facebook

Северный вестибюль станции московского метро «ВДНХ» закрывается почти на год на реконструкцию

Северный вестибюль станции московского метро “ВДНХ” Калужско-Рижской линии сегодня и до июня следующего года закрывается на реконструкцию. Как сообщили в пресс-службе столичной подземки, с 29 июня этот вестибюль будет закрыт для входа и выхода пассажиров.

За год здесь будут заменены эскалаторы, технический срок эксплуатации которых подошел к концу. ….. Кроме того, будет проведен ремонт вестибюля, смонтированы новые кассы, установлены модернизированные турникеты, а также обновлены инженерные сети и устройства метрополитена, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации. При этом, подчеркнули в пресс-службе, архитектурный облик вестибюля будет сохранен в первозданном виде. Работы будут вестись круглосуточно, что позволит значительно сократить время ремонта, его окончание запланировано до 1 июня 2014 года. До завершения работ вход и выход пассажиров будет осуществляться через южный вестибюль станции.

Замена эскалаторов на станции “ВДНХ” — это очередной этап комплексной программы по реконструкции станций и вестибюлей метрополитена с восстановлением их первоначального облика.

В ближайшее время работы по замене эскалаторов с реконструкцией вестибюльных комплексов будут произведены на станциях “Ботанический сад”, “Красные ворота”, “Фрунзенская” и “Бауманская”.

Северный вестибюль станции метро «ВДНХ» закрыли на год

Северный вестибюль станции метро “ВДНХ” закрыт на ремонт до июня 2014 года. За год там планируют заменить эскалаторы. Новые эскалаторы будут значительно безопаснее и удобнее, в том числе, благодаря автоматической остановке при попадании в них посторонних. Кроме того, эффективные двигатели сделают работу эскалаторов на 20 процентов экономичнее, сообщает пресс-служба столичного департамента транспорта. Для информирования пассажиров на станции повесили плакаты, а жителям направят информационные сообщения. Москвичей и гостей столицы просят пользоваться южным вестибюлем или, по возможности, ближайшими станциями метрополитена.

ВДНХ — метро. Станция метро «ВДНХ»

Московский Метрополитен, являясь основным общественным транспортным узлом столицы, несет в себе еще несколько функций. Кроме мощного средства защиты населения и выполнения операций по общегражданской обороне города, московское метро также очень ценный культурный памятник нашей страны, наглядно демонстрирующий историю развития и этапы становления общества.

Главная выставка СССР

Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР) получила такое название в 1959 году. Изначально ее название звучало как «Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка». Комплекс был открыт в Москве в 1939 году на обширной территории между Главным ботаническим садом и Останкинским парком отдыха и работал до 1941 года. После войны экспозиция открылась лишь в 1954 году, а в 1992 была переименована во Всероссийский Выставочный Центр (ВВЦ). В довоенные годы подобная выставка проводилась на Воробьевых горах и с 1923 года именовалась «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка».

вднх метро

За год до переименования в ВДНХ метро открыло свои двери посетителям комплекса, сделав его намного ближе к народу в прямом смысле этого слова. К территории ВДНХ также относятся памятник «Рабочий и Колхозница», скульптора Веры Мухиной, фонтаны «Дружбы народов СССР» и «Каменный цветок», 14 фонтанов центральной аллеи, три элегантных арки Центрального, Главного и Южного входов, а также порядка девяноста павильонов построенных на площади выставочного комплекса.

Как назвать?

Станция метро «ВДНХ» была запущена 1 мая 1958 года как конечная станция Рижского радиуса «Проспект мира» — «ВСХВ». До присвоения выставке нового названия в течение года станция называлась аналогично расположенному над ней выставочному комплексу – «ВСХВ». В 1992 году, после переименования ВДНХ в ВВЦ, было предложено также изменить название станции, но от воплощения этого проекта в жизнь отказались. Не получили выход в свет и другие проекты по присвоению новых имен станции: «Выставочная», «Ростокино», «Космическая» — эти названия навсегда остались на бумаге.

станция метро вднх

Оранжевая ветка

Рижский радиус, запущенный в 1958 году, состоял всего из четырех станций: «Ботанический сад» (нынешняя «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (она же «Щербаковская» и «Алексеевская») и «ВСХВ» (теперь «ВДНХ»). Как добраться на метро до центра города или до выставки союзного масштаба, с этого времени перестало быть проблемой. Ранее это можно было сделать только на наземном транспорте столицы.

Спустя четыре года, в 1962 году, в работу был запущен Калужский радиус ветки. Он соединял центральную часть Москвы с новостройками на юго-западе и тянулся до станции «Новые Черемушки». Примечательно, что станцию «Шаболовская», пустили в эксплуатацию лишь в 1980 году, хотя она и была учтена в проекте изначально. Станция «Калужская» в первое время располагалась в депо (Тяговая часть номер пять «Калужское»). В 1974 году ее закрыли, пустив в строй новую одноименную платформу.

вднх метро карта

Развитие линии

Совместили два направления в 1972 году, по названию каждого из бывших радиусов присвоили вновь образованной полноценной ветке имя «Калужско-Рижская линия». В 1978 году линию продлили, доведя до станции «Медведково», четвертой станции на север от «ВДНХ». Метро в Москве развивается ежегодно, окутывая паутиной своих подземных перегонов все новые и новые районы столицы. В восьмидесятых линию потянули на юго-запад и в 1990 году открыли конечную станцию «Битцевский парк» (теперь «Новоясеневская») с оборотными тупиками. В 2014 её сделали пересадочной, предоставив пассажирам возможность трансфера на линию легкого метро Л1.

Гордость нации

Несмотря на свое советское происхождение, название станции до сих пор является синонимом гордого слова Москва. ВДНХ, метро рядом с ней, огромной выставочной площадкой Советского союза, гостиница «Космос», а также небезызвестный монумент «Рабочий и Колхозница» — навсегда останутся символом развитого социализма в пределах столицы нашего государства. На сегодняшний день эта станция уже не просто остановочный пункт одной из московских веток метро. Это также исторический памятник, демонстрирующий архитектурную и инженерную мощь того времени.

Оформление станции

«ВНДХ» — станция глубокого заложения. Подземный уровень в минус пятьдесят три с половиной метра делает ее одной из самых глубоких станций московского метрополитена. Трехсводчатая конструкция станции имеет в длину девять пилонов (всего восемнадцать). Особым декорационным украшением платформа похвастаться не может, так как возводили ее в годы серьезной экономии. Изначально планировалось оформить навершие пилонов зеленым орнаметном, обрамленным позолотой на тему мотивов флорентийской мозаики. Для этой работы даже был специально приглашен художник Владимир Андреевич Фаворский.

вднх как добраться на метро

Спустя некоторое время он создал особый рисунок для станции «ВДНХ». Метро пятидесятых годов отличало непохожесть оформления каждой станции. Да и самих остановок в то время было немного. Буквально недавно закончилась война, основные силы трудящихся были брошены на восстановление хозяйства страны. Однако к созданию интерьера столичной подземки подходили обстоятельно. Не обошли стороной и «ВДНХ». Переплетение дубовых листьев и лент органично украсило первый пилон возводимой станции. Однако дефицит и экономия взяли свое. Мозаику заштукатурили и закрасили зеленой краской не только первую из опорных конструкций, но и каждую из опор.

В область и не только

В настоящее время эта подземная станция — один из самых загруженных пересадочных узлов московского региона. Немалую роль в этом играет то, что расположено рядом с территорией огромного выставочного комплекса «ВДНХ» метро.

Карта московской системы скоростного транспорта города не отражает и не передает всей полноты и масштаба ежедневных пассажиропотоков, проходящих через станцию. Наличие пригородного транспортно-пересадочного узла добавляет значительную часть людей, использующих «ВДНХ» для того, чтобы попасть в метро утром и покинуть его после окончания рабочего дня, добираясь до дома. Мытищи, Королев, Сергиев Посад, Пушкино, Ивантеевка, Лесные поляны – вот не полный список подмосковных городов, до и от которых можно добраться автобусным сообщением ТПУ на «ВДНХ». Метро Москвы при этом служит логичным продолжением транспортной артерии как в центр столицы, так и в обратную от него сторону.

москва вднх метро

Не стоить забывать и о жителях близлежащих районов, куда московский метрополитен еще не успел закинуть свои ветвящиеся сети. Останкинский, Ростокино, Марьина Роща, Ярославский район – большинство из проживающих здесь людей пользуются станцией «ВДНХ» для того, чтобы добраться до работы или в центр столицы. Бесплатные автобусы до крупных торговых в Ростокино или «XL» в подмосковных Мытищах, также вносят свою лепту в увеличение загрузки станции. Потенциальных посетителей торгово-развлекательных галерей со всех округов Москвы привлекает возможность бесплатного проезда на наземном транспорте до места шопинга.

Выход со станции

До середины 1997 года функционировал единственный Северный наземный вестибюль в форме ротонды, открытый ещё в 1958 году. Однако его пропускной способности явно не хватало для того, чтобы справляться с ежедневно увеличивающейся загрузкой станции метро «ВДНХ». Выходы на обе стороны Проспекта Мира были открыты 25 августа 1997 года. Южный вестибюль выводит пассажиров в подземный переход под автомагистралью и предлагает подняться на поверхность со стороны аллеи Космонавтов, либо со стороны Храма Тихвинской Иконы Божьей Матери в Алексеевском.

В июне 2013 почти на год был закрыт Северный вестибюль для ремонта отслуживших свое и уже изрядно износившихся эскалаторов. Новые подъемные механизмы вступили в строй 1 июня 2014 года. Современные устройства обладают не только повышенной пропускной способностью, но и отвечают всем нормам безопасности ISO9001-2011.

метро вднх выходы

В заключение

Станция метро «ВДНХ» была и остается символом развития и историческим памятником в сердцах россиян. Через ее подземные своды ежедневно проходят туристические экскурсии по московскому метро для иностранных путешественников. Более 150 000 человек ежедневно вступает на холодный гранит ее владений. Станция была увековечена во многих литературных произведениях, например, в романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» как «последний оплот культуры и северный форпост цивилизации Калужско-рижской линии».

fb.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: