Пикассо & Хохлова
Информация о покупке билетов и экскурсионных путевок
ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) представляют выставку «Пикассо & Хохлова». Главная героиня выставки — первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова. История любви испанского художника и русской танцовщицы предстанет перед зрителями в работах художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо. В экспозицию войдут как известные произведения, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ. Проект организован при поддержке Mastercard.
Впервые выставка, посвященная Пабло Пикассо и Ольге Хохловой, прошла в Национальном музее Пикассо в Париже в 2020 году. К 100-летию знакомства художника и его первой жены музей представил выставку «Ольга Пикассо», рассказывающий о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера. Сегодня экспозицию принимает ГМИИ им. А.С. Пушкина, известный своими масштабными выставками Пикассо. В фондах музея хранятся работы художника и уникальные фотографии, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы.
В составе московской выставки «Пикассо & Хохлова» более 200 экспонатов — от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Большинство произведений живописи и графики входят в коллекцию Национального музея Пикассо в Париже — крупнейшего в мире центра изучения творчества художника. Другой ключевой участник — фонд FABA, глава которого — Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, — впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы. Исследование архива позволило восстановить историю отношений Ольги и Пабло и создать уникальный выставочный проект.
- Выставка ставит перед собой задачу показать зрителям работы Пикассо в контексте его личной истории. Экспозиция построена на развитии связанных с Ольгой сюжетов и тем в творчестве художника — от неоклассических портретов и образов материнства до сюрреалистических видений. Каждая тема раскрыта в одном из одиннадцати разделов выставки.
- Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились в 1917 году в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже. Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника и главной моделью нового, неоклассического периода его творчества. Авангардный ритм работ Пикассо был усмирен всеобщим «возвращением к порядку» в искусстве и жизни. Сменилась художественная манера Пикассо, стало иным и его положение в обществе: вместе с Ольгой они теперь представляли собой светских персон, обретя новый социальный статус. Вместе с покоем и тишиной в искусство Пикассо вошли эпические, монументальные формы, вдохновленные классическим искусством. Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, будет представлен в Белом зале музея. Здесь можно будет увидеть портреты Ольги, объединенные двумя темами – «Муза и модель» и «Меланхолия». Часть экспозиции под названием «Смена декораций» расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья Пикассо. Раздел «Материнство» и «Поль» раскроют домашний мир Ольги, который был полностью посвящен сыну Пауло, родившемуся 4 февраля 1921 года.
- В середине 1920-х годов отношение Пикассо к семье изменилось. Новые увлечения в жизни и в искусстве усложнили отношения Пабло и Ольги. Другим стал и образ жены в работах художника. Этот период, завершившийся разрывом, представлен в дополняющих друг друга тематических разделах выставки. История встреч с новой возлюбленной – в «Мастерской» и «Купальщицах»; перемена отношения к Ольге – в «Метаморфозе»; светские маски и скрытая драма в любительских киносъемках в разделе «На экране». Неоднозначность отношений Пикассо и окружающих его женщин нашла отражение в сюжетах «Коррид и распятий», где художник отождествил себя с быком-жертвой тореро, и, наконец, в «Эросе и Танатосе», где собраны работы, объединенные темой минотавра – тирана и жертвы, – основного alter ego мастера в 1930-е годы. Пикассо и Хохлова окончательно расстались в 1935 году, оставаясь, однако, официально женатыми вплоть до смерти Ольги в 1955 году.
- Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- Выставка посвящена чрезвычайно важному периоду в жизни Пабло Пикассо, связанному с его русской женой, балериной Ольгой Хохловой. Мы представляем свою версию истории их совместной жизни, рассказываем о русском следе в биографии мастера. Вместе со зрителем мы пройдем через разные этапы этой чрезвычайно интересной и драматичной истории, которая не только внутренне изменила самого художника, но и оказала огромное влияние на его искусство.
- Бернар Руис-Пикассо, куратор выставки, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо:
- Выставка представит результат долгой работы по изучению архивов, которые Ольга Хохлова (1891–1955), моя бабушка по линии отца, оставила мне, и которые позволили осветить годы ее совместной жизни с Пабло Пикассо. Я хочу поделиться с вами этим приключением, которым стало для меня исследование содержимого этих архивов, и множества деталей, повлиявших на работу Пикассо на протяжении его жизни с Ольгой.
- Алексей Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:
- Выставка «Пикассо & Хохлова» читается как роман о жизни и искусстве. Зрители смогут мысленно попасть на спектакли дягилевских балетов, ощутить умиротворенную атмосферу нового дома Пикассо и понять печальное молчание в нем Ольги, услышать звуки детских игр родителей и их сына Пауло, почувствовать боль разрыва супругов, все тяготы которого Пикассо пережил в своих произведениях.
- Выставка «Пикассо & Хохлова» приурочена к XXXVIII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 30 ноября по 27 декабря. В рамках выставки будет проводиться образовательная программа, включенная в цикл «Осень Пикассо», объединяющий три проекта — выставки «Анатомия кубизма», «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» и «Пикассо & Хохлова»; а также серия мероприятий для людей с особыми потребностями, подготовленная отделом инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина.
- После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2020 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2020 года).
- 21 ноября. Бернар Пикассо и Эмилия Филиппо. Кураторская лекция к выставке «Пикассо & Хохлова». Запись лекции
- 31 января, 18:00. Лекция «Странный брак на фоне грозного века: психологические аспекты истории Ольги Хохловой и Пикассо». Запись лекции
- Тактильные экскурсии и духи Ольги Хохловой — выставка «Пикассо & Хохлова» будет доступной для посетителей с ограниченными возможностями здоровья.
Пикассо и Хохлова из Парижа переехали в Пушкинский музей
В Пушкинском музее в Москве открывается выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная отношениям испанского гения и его русской музы и первой жены. В экcпозиции — около 200 экспонатов: живопись, графика, монументальные панно, фотографии, открытки и письма. Большую часть работ привезли из Национального музея Пикассо в Париже, часть принадлежит фонду FABA, который возглавляет внук Пикассо. Впервые в России будут показаны неизвестные картины и документы из семейного архива художника.
Это не просто выставка, а скорее увлекательный роман, из которого можно узнать о сложных перипетиях отношений художника и его первой супруги. Зритель сможет заглянуть за кулисы дягилевских балетов, в которых танцевала Ольга Хохлова, почувствовать умиротворенную атмосферу дома художника и танцовщицы, проникнуться счастьем материнства, увидеть безоблачные годы детства их сына Пауло и разделить печаль угасания любви.
Русская балерина и молодой испанский художник познакомились во время работы над балетом Дягилева «Парад», музыку для которого написал Эрик Сати, а либретто Жан Кокто. Пикассо отвечал за костюмы и декорации, Хохлова танцевала. Почти сразу художник представил избранницу своей матери, которая сначала не одобрила выбор сына — поэтому, по легенде, Пикассо нарисовал Ольгу в испанском костюме, чтобы приблизить ее к материнскому идеалу. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже.
Семейная жизнь с Хохловой совпала с неоклассическим периодом творчества художника. Революционер от искусства, кубист Пикассо вдруг вернулся к фигуративной живописи, и облик Хохловой с ее классическими чертами, кажется, как нельзя лучше подходил именно для этого. Он уходит от образа маргинала, укрепляется его материальное положение, художник начинает вести светскую жизнь.
С середины 1920-х годов отношения пары омрачаются новым увлечением Пикассо. Постепенно они отдаляются друг от друга, а в работах художника появляется его новая муза Мария-Тереза Вальтер. В серии «Корриды и распятия» Пикассо отождествляет себя с образом быка, раздираемого на части страстями. Отношения Хохловой и Пикассо окончательно исчерпали себя в середине 1930-х, когда у художника и его новой возлюбленной родился ребенок.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на террасе отеля «Минерва» Рим, 1917 Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Портрет Ольги Пикассо на балу у графа Этьена де Бомона Особняк Массеран, Париж, 1924 Ателье «Пиас» Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Ольга Хохлова в мантилье» лето-осень 1917 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Портрет Ольги в кресле» Монруж, весна 1918 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Материнство» Фонтенбло, лето 1921 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Мать и дитя» Париж, осень 1921 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Деревенский танец» 1922Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Семья на берегу моря» Динар, лето 1922 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Задумчивая Ольга» Париж, зима 1923 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Портрет Поля в белой шапочке» Париж, 14 апреля 1923 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Поль на ослике» Париж, 15 апреля 1923 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Художник и модель» Париж, 1926 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Большая обнаженная в красном кресле» Париж, 5 мая 1929 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Акробат» Париж, 19 января 1930 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Фигуры на берегу моря» 12 января 1931 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018
Пабло Пикассо «Женщина с часами» Жуан-ле-Пен, 30 апреля 1936 Национальный музей Пикассо, Париж © Succession Picasso 2018