Михайловский манеж в Санкт-Петербурге


Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

манеж спб

Где находится ЦВЗ «Манеж»

Гостю, впервые приехавшему в город, не просто найти здание выставочного центра, хотя на экскурсионной карте Санкт-Петербурга Михайловский Манеж выделяется. Он расположен на небольшой Манежной площади, рядом со зданием Петербургского Благородного собрания, в стенах которого сегодня находится столичный Дом радио.

Недалеко можно увидеть еще несколько примечательных строений — Дом Кино, в котором часто проходят кинофестивали, старинные доходные дома, здания бывших конюшен Михайловского замка. В центре площади расположен Старо-Манежный сад — пейзажный садик, разбитый еще в 1838 году.

Адрес Михайловского Манежа в Санкт-Петербурге знают в основном те, кто участвует или посещает выставки. Выставочный центр находится на Манежной площади, д.6. Чтобы к нему попасть, необходимо выйти на станции метро «Гостиный дров». Если перейти Невский проспект и пройти 200 м вниз по улице Малой Садовой, то взгляду туриста откроется уютная Манежная площадь с расположенным посередине фонтаном и зеленым сквером.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

манеж на Исаакиевской площади

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж – дворец, являющейся составной частью комплекса «Государственный Эрмитаж». Зданию отведена роль связующего звена между Новым Эрмитажем, Зимним дворцом и Большим Эрмитажем.

Малый Эрмитаж

Строительство Малого Эрмитажа продолжалось с 1764 по 1775 годы. Внутри дворца была размещена огромная оранжерея с редкими растениями, певчими птицами и некрупными животными. Оранжерея получила название «Зимний сад».

Малый Эрмитаж

В центре зала находился стол с уникальным подъемным механизмом. С помощью механизма стол оказывался в кухне, где его сервировали и в накрытом виде отправляли к собравшимся в зале гостям.

Фасад Малого Эрмитажа украшен в традиционной для классицизма манере. Над верхним этажом размещен портик, поддерживаемый шестью коринфскими колоннами. На длинном балконе установлены две статуи – богини изобилия Помоны и богини цветов Флоры.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж и Зимний дворец со стороны Миллионной улицы соединены проходом, под которым расположена полукруглая простая арка.

Императрице Екатерине II Малый Эрмитаж очень полюбился. Царица приходила во дворец на обеды и ужины, в одиночестве гуляла по оранжерее, играла с фрейлинами.

Малый Эрмитаж

Главное богатство Малого Эрмитажа с момента его открытия – живопись и статуи, приобретенные на личные средства государыни. Именно эти коллекции стали основой современного музея.

Малый Эрмитаж

В наше время Павильонный зал Малого Эрмитажа является частью главного музейного комплекса. Туристу сразу бросаются в глаза невероятной красоты часы в виде павлина. Это уникальное произведение искусства работы Д. Кокса купил для Екатерины II ее фаворит, князь Потемкин.

Малый Эрмитаж

Интерьеры Павильонного зала поражают богатством и изяществом. При их оформлении использовались редкие породы мрамора и хрусталя, позолота, янтарь, цветное стекло. Мебель в Малом Эрмитаже инкрустирована дорогостоящими минералами: ониксом, лазуритом, перламутром.

Малый Эрмитаж

Направо от Павильонного зала находится атриум с картинами прославленных голландских художников 16-17 вв. Знаменитый Благовещенский триптих Ж. Белльгамба – одна из самых известных в мире живописных работ.

В Малом Эрмитаже хранятся групповые портреты работы Д. Якобса – весьма необычное явление голландского искусства. Портреты художник писал не по заказу одного человека, а целой гильдии – стрелков, врачей, актеров. За пределами Нидерландов находится всего несколько групповых портретов кисти художников, большинство из этих работ представлены в Петербурге.

Интересное видео о Малом Эрмитаже:

Советское время

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Выставочные залы Манежа

Выставки в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге проходят не случайно. Площадь комплекса составляет порядка 4,4 тыс.кв.м, а большое выставочное помещение имеет превосходное освещение. Естественный свет проникает через 54 больших окна, оканчивающихся полуциркульными закруглениями, и дополняется современной световой системой.

Здание Манежа в Санкт-Петербурге всегда интенсивно использовалось, в нем регулярно проводились выставки и ярмарки. В 1905 году в нем проходила выставка автомобилей, которую впервые логанизовало Императорское Автомобильное сообщество. Через 4 года в нем была проведена выставка изобретений, собравшая участников со всего мира, а к 300-летию Дома Романовых, в 1913 году прошли многочисленные выставки, приуроченные этому событию.

Современность Манежа

В наши дни Конногвардейский манеж – это прекрасный современный выставочный комплекс. Его площадь – более 4,5 тысяч кв.м.

архитектор конногвардейского манежа

На этом крупнейшем в городе экспозиционном пространстве проводятся лекции, симпозиумы, круглые столы и семинары на разнообразные актуальные темы, кинопоказы, художники дают мастер-классы, устраиваются уникальные выставки. Манеж – непременная площадка для проведения международного культурного форума.

Выставки проводятся не только внутри здания, но и занимают территорию вокруг, знакомя петербуржцев и гостей города с явлением стрит-арта.

Кроме того, Манеж в СПб – это еще и концертная площадка, на которой звучит камерный хор, джаз, народные мелодии, электроакустика и многое другое.

Центральный выставочный зал «Манеж» работает с 11 до 20 часов, а по средам до 21 ч.

Для удобства посетителей открыты кафе и книжный магазин, действует wi-fi. Для отдыха и интернет-серфинга на 1-м этаже установлены удобные скамейки-парапеты.

Деятельность с 1977 года[ | ]

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» — организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения — инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Интервью с архитектором: реновация «Манежа» в Санкт-Петербурге

Обновленному «Манежу» уже три года, но работа мастерской «Циркуль» над интерьерами Центрального выставочного зала до сих пор привлекает внимание. Расскажите, с чего началась и как проходила ваша работа?

Всё началось с того, что в журнале «Собака» вышла моя статья о состоянии петербургской архитектуры, которую увидел Павел Пригара, назначенный директором Манежа. В результате Пригара, председатель Комитета по культуре Константин Сухенко и ректор Академии художеств Семен Михайловский, которого я знаю много лет, позвали меня в Манеж – для начала просто походить, посмотреть пространство выставочного зала. В мае 2020 года, когда я пришел, работы были в замороженном состоянии: то, как видели Манеж эти трое членов Попечительского совета, совершенно не совпадало с существовавшим проектом реконструкции. Прежде чем взяться за работу, которую предложили нашей мастерской, я представил свою концепцию. Неделю один ходил по Манежу и размышлял, что можно сделать. В результате мы показали первый вариант – от того, что получилось в итоге, он отличался сложноподчинённостью: больше архитектурных конструкций и фиксированного света на потолках. С точки зрения стационарной музейной компоновки всё это было удобным, но оставляло меньше вариативности для кураторов выставочных проектов длиной один–два месяца, какими сейчас живет Манеж. Затем мы пошли по пути упрощения проекта, который несколько потерял в художественной составляющей, но стал лучше подходить к специфике выставок Манежа. Например, в нашей мастерской был сделан экспозиционный дизайн выставки «Китайская армия», которая многим понравилась. Мы зашли в проект и начали работать «с листа».

Сейчас мы автоматизируем в работе мастерской всё, связанное с планами и графиками, но в Манеже мы не могли составить график работы, потому что были только дедлайны. Надо было успеть к началу Международного культурного форума в середине декабря 2020 года – и мы успели. Сделать за полтора месяца проект на четыре с половиной тысячи квадратов, а потом три месяца жить в Манеже – такой опыт интересен, но для работы мастерской он почти смертелен: когда ты посвящаешь себя одному объекту, то все остальные оказываются подзаброшены, и о тебе начинают забывать. После Манежа мы полтора–два года сидели без работы, и очередь из заказчиков вернулась только к 2020 году. За всё прошедшее время нет ни одного человека, который бы пришёл и сказал: «Мне так понравился Манеж, я хочу с вами работать», – и для меня это загадка. Начиная работу в Манеже, я, естественно, думал о пиаре.

До Манежа у вас уже был опыт таких масштабных работ по реконструкции?

У нас есть много работ, связанных с сохранением и приспособлением объектов культурного наследия. Можно выделить Дом Проппера – жилой комплекс «Голландия». Этот объект – не менее интересный опыт, чем Манеж: мы делали как сам проект со всеми интерьерами, так и рекламную стратегию, нейминг, – по завету великого Нимейера, «проектировали до вилки». Очень интересной была реконструкция Сестрорецкого курорта с воссозданием утрачённого курзала – очень серьезный объем работ был скрупулезно проработан и полностью согласован во всех инстанциях. Он занял больше времени, чем «Манеж», но, к сожалению, после смены собственников им занимается другая мастерская. Наши проекты – воссоздание дачи Вырубовой в Комарово, воссоздание дачи Ю. Буш (Голуновой) в Шувалово. У нас очень много работ по приспособлению для современного использования.

В чем было отличие Манежа, кроме сжатых сроков и большой ответственности?

Кваренги! Мы поучаствовали в проекте Кваренги, и это было круто! Получив такую возможность – реконструировать выставочный зал, единственный в городе с 1970-х годов, – ты имеешь право бросить все остальное и заниматься проектированием одного объекта.

Когда вы ходили по Манежу в первый раз, какое решение приняли прежде всего и что изменили?

Убрать кассы от входа и перенести их в аванзал. На самом деле, мы исправили историческую несправедливость в отношении зрителя – этого многие не поняли, но с моей точки зрения было принято правильное решение. Ни в одном музее мира нет такого: ты пришел в выставочное пространство и застрял в тамбуре. Сейчас ты можешь зайти в зал, увидеть как выглядит выставка, и если тебе понравилось, пойти и купить билет. Либо спуститься в кафе, а после заинтересоваться выставкой и её посмотреть. У нас была идея поставить маленький механизированный гардероб, как в музее Уитни в Нью-Йорке, но к сожалению это оказалось очень дорого.

На какой еще западный музей вы ориентировались?

Прообразом был Hamburger Bahnhof в Берлине. Раскрою секрет: образ аванзала в первом варианте проекта был решен под определенные работы Томаса Сарацено. Лет восемь назад я увидел в Hamburger Bahnhof его выставку, и мне захотелось привезти надувные шары Сарацено на открытие Манежа, чтобы в следующие полгода всякая экспозиция начиналась аттракционом, как любой музей за границей. Только 10 процентов людей, посещающих музеи, идут на арт, все остальные идут полистать журналы, попить кофе, потусоваться, – и увидеть какой-то прикол.

Как вы относитесь к Венецианской хартии? Конногвардейский манеж был перестроен в выставочный зал без её учета…

Кроме фасада здания, внутри Манежа нет ни одного предмета охраны, и это развязало нам руки. Я живу в Петербурге и люблю его, в ином случае Манеж мог выглядеть сегодня по-другому. Мы немного убрали свои амбиции и поступили довольно тактично, не раздражая градозащитное лобби.

С какими проблемами вы столкнулись при реализации? Техническими, материальными, людскими?

Всё перечисленное, от начала и до конца. Обойти их удалось тем, что мы жили на стройплощадке. Помню, пришла информация, что завтра должны приехать с проверкой большие чины. Зал был в принципе готов, но везде пыль, грязь, и так далее. Я собрал 150 строителей, заказал для всех пиццу, и попросил остаться на ночь всё отмыть. Естественно, с утра никто не приехал, но Манеж был настолько чистый, что можно было проводить Венецианское биеннале. Слезы отчаяния были, когда перед самым открытием случился пожар. Мы с директором Манежа, накрывшись мокрыми простынями, бросились в огонь вытаскивать сервера, а на нас падали горящие балки. Все настолько были увлечены этим объектом, что нам не было страшно.

Есть ощущение, что Манеж, сделанный вашей командой – Пригара, Михайловский, Кривенцов, – по прошествии лет будет таким же срезом эпохи и зеркалом своего времени, как и открытый в 1977 году.

Я много думал об этом. Сейчас мы живем в эпоху современного искусства конца XX начала XXI века, которое по преимуществу и показывается в Манеже. Когда настанут 2020 – 30-е годы, то, возможно, дерево в оформлении зала не будет работать так, как сейчас. Этот зал не должен жить в одном интерьере больше 50 лет. Может быть, в 2045 году придет другая команда, и сделает его абсолютно по-другому. Он должен меняться, потому что Манеж – это в первую очередь архитектура Кваренги, а я всего лишь создал наполнение.

ПАВЕЛ ПРИГАРА, директор ЦВЗ «Манеж»

Изначально планировалось, что зал не будет связан с одним определенным видом искусства. Мы искали внутреннюю концепцию, которую можно достаточно просто сформулировать, и появилось словосочетание «пространство возможностей». Мы не можем превратиться в концертный или театральный зал классического вида, но принимать в выставочном зале другие, нетипичные для него виды искусства, было одной из главных идей. Мы не можем похвастаться супер-акустикой, но, тем не менее, в Манеже проходят концерты симфонической музыки, как часть общего художественного процесса и единого художественного пространства. Мне кажется, в рамках существующего архитектурного решения кураторы и авторы проектов чувствуют свободу. В Манеже прошло уже много различных событий, и все они тому доказательство. Когда появился иммерсивный проект «Хранить вечно», то к нашему удивлению и радости мы поняли, что он будет здесь органичен, – в том числе и потому, что в Манеже правильные пространственные и технические решения. Пару лет назад один из арт-критиков впервые публично назвал нас «кунстхалле» – в переводе с немецкого «зал искусств». Действительно, Манеж способен быть местом, где возможен союз разных видов искусств. С моей точки зрения, искусство движется в сторону более сложных высказываний, не ограниченных только изобразительными приемами. Разделив два бренда – «Манеж» и «Музей искусства Санкт-Петербурга XXXXI веков», мы стараемся избегать музейности и влияния музейной концепции на все события, которые происходят в Манеже. Для нас очень важно быть разными – именно быть, а не казаться. Обсуждая в 2020 году, во что должен превратиться Манеж, мы с первых слов разговаривали с Александром Кривенцовым на одном языке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: