Столичный девелопер купил выпускающую четверть книг в стране типографию

Если предприниматель хочет вложить деньги в интересный, тяжелый, но рентабельный бизнес — типография один из лучших вариантов. На печатную продукцию всегда есть спрос. Большое количество мелких компаний и частных лиц не могут позволить себе сотрудничество с крупными предприятиями-печатниками. Их тиражи слишком маленькие для гигантов рынка. Таким заказчикам остается только одно — искать частную типографию, которая возьмется за такую работенку.

Зарегистрируйся на бесплатный марафон

Как создать пассивный доход за 4 дня

Марафон на котором вы создадите пассивный доход в прямом эфире с нуля и узнаете конкретные стратегии инвестирования в квартиры, дома, гаражи, автомобили и даже доходные сайты

Начать

Особенности бизнеса на полиграфии

Мини-типография за короткие сроки выполняет небольшие заказы. К услугам таких компаний обычно обращаются частные, государственные, учебные и финансовые организации. В мини-типографии печатают методички, брошюры, рекламные буклеты, этикетки, ценники, календари, блокноты, прайс-листы, рекламные листовки, объявления и плакаты. На нашем рынке полиграфические предприятия делятся на три основные категории:

  • Крупные типографии. Это «динозавры» рынка, которые предпочитают сотрудничать с издательскими домами.
  • Средние. Эти предприятия могут работать как с мелкими, так и с крупными заказами.
  • Маленькие типографии. Рассчитаны только на частных клиентов.

Для начала нужно решить, какую именно нишу бизнесмен планирует осваивать. Проще всего «выжить» в сфере, где работают маленькие типографии. У каждой из них есть свой контингент. Такие организации редко пересекаются с конкурентами и спокойно работают для небольшой прибыли.

Приставка «мини» означает, что именно в этот сегмент и планирует войти предприниматель. Впрочем, одного станка для такого предприятия будет недостаточно. Бизнесмену придется приобрести еще несколько вспомогательных агрегатов. Они позволят работать с уже отпечатанной продукцией, которая теперь пройдет полный цикл. Совокупность этих технических единиц и называется мини-типографией.

продукция

Как работает типография

Спрос на полиграфические услуги регулярно увеличивается, поэтому недостатка в клиентах у небольшого предприятия не будет. Различают четыре направления в производстве печатной продукции:

  • рекламный сегмент;
  • книжно-журнальное направление;
  • производство газет;
  • производство этикеток и упаковок.

Перед открытием бизнеса нужно выбрать одну нишу. После расширения можно разбавить перечень услуг и дополнить его еще одним-двумя направлениями, но в начале предприятие должно выбрать только одну специализацию. Самым прибыльным считается рекламный сегмент. Буклеты, календари, флаеры, листовки, объявления — это все рекламная продукция. Спрос на нее не снижается. Каждая частная типография с удовольствием берет такие заказы. Есть два цикла производства:

  • Неполный. Когда типография занимается только печатью. Дополнительная работа ложится на плечи подрядчиков.
  • Полный. Когда в типографии работает дизайнер, а другие специалисты занимаются послепечатной подготовкой продукции (тиснение, резка, фальцовка).

Осень и зима— это самое «горячее» время, когда сотрудникам придется работать по две, а то и три смены.

Типография Ивана Федорова или «Восстание машин»… в Москве XVI века

Если сказать более корректно – восстание против машин. Речь идёт о поджоге московской типографии Ивана Фёдорова, русского первопечатника, и изгнании самого Фёдорова за пределы Московского государства.

Иван Фёдоров, строго говоря, был не первым печатником в России, а лишь одним из первых: типографии в стране существовали и до него, но их работники практически не известны историкам.

Сохранились и ранние печатные книги, но подпись и год издания на них отсутствует. Иван Фёдоров считается «первым», поскольку первая точно датированная и подписанная книга на Руси – именно его «Апостол».

Через некоторое время типография, в которой трудился печатник, сгорела. Причины возгорания в точности неизвестны (как и факт самого пожара – некоторые исследователи считают, что на самом деле сгорел другой печатный двор), однако одна из основных версий гласит, что поджог организовали профессиональные переписчики.

Это вполне вероятно, потому что, говоря современным языком, типографии угрожали их бизнесу: один станок мог заменить несколько хороших писцов. Не нужно забывать, что русское общество того времени, даже столичное, отставало в технологическом смысле от западного, и к техническим новинкам люди были «не приучены».

Боязнь переписчиков за свой хлеб могла усиливаться суеверным страхом перед «бесовскими» изобретениями. Сам печатный станок пришёл в Россию на целых сто лет позже, чем в Европу.

Как было сказано, часть историков убеждена, что в пожаре сгорела совсем другая типография, а Иван Фёдоров выехал из Московского государства по другой причине; это, однако, не отменяет сам факт того, что переписчики не любили печатников и при любой возможности уничтожали станки.

Но в послесловии к львовскому «Апостолу» Фёдоров пишет, что в Москве его невзлюбили чиновники, священноначальники и другие влиятельные люди, которые ему завидовали и желали его погубить, поэтому ему пришлось перебраться в другую страну, в которой он никогда не был, и просить милости у иностранного правителя (польского короля Сигизмунда).

За что же высшая придворная знать завидовала простому и небогатому печатнику, как не за его революционный (для своего времени и места) аппарат?

Таким образом, не подлежит сомнению то, что в Москве XVI века всерьёз заговорили о «всевластии машин» и попытались бороться с ним столь радикальными методами, даже невзирая на благословение печатного дела со стороны Ивана Грозного и митрополита Макария.

Фильм «Искатели — Книжный червь Ивана Грозного»

О первой типографии Ивана Федорова — история и причины возникновения.

Статья подготовлена специально для сайта «Семейная фамилия».

Перепечатка запрещена без указания ссылки на сайт.

Типография: бизнес-план

У минитипографии есть несколько весомых преимуществ:

  • Спрос на услуги полиграфических организаций есть везде. Дело можно открывать и в мегаполисе, и в небольшом городе.
  • Для открытия бизнеса не нужны большие помещения, прохождение сложных проверок для получения разрешительных документов.
  • На первых порах можно взять б/у технику за половину стоимости.

Зарегистрировать организацию можно как ИП или ООО. Второй формат используется в случаях, когда в дело вовлечено несколько партнеров. К тому же ООО выглядит более солидно.

Бизнесмену придется найти помещение, закупить оборудование и расходники, нанять сотрудников и заняться поисками первых заказчиков. Предварительно нужно изучить особенности рынка и предложения конкурентов.

Помещение должно вмещать печатный цех и небольшую складскую зону. В ней будут храниться расходные материалы и партии готовой продукции. Минимальная площадь для частного предприятия составляет 40 кв.м. Арендная плата за помещение обойдется примерно в 25 000- 40 000 руб.

Если типография будет специализироваться на работе со срочными заказами, то нужно поискать помещение недалеко от банков, государственных и учебных учреждений, офисных зданий и бизнес-центров. Не только постоянные клиенты «кормят» печатников. Необходимо повысить шансы на заказы от случайных посетителей, которым проще всего зайти в типографию поблизости.

клиенты

Столичный девелопер купил выпускающую четверть книг в стране типографию

Представитель Vesper подтвердил РБК участие компании в аукционе и покупку 49% акций Первой образцовой типографии. Контрольный пакет купили партнеры Vesper, которые будут развивать книжное производство, а сам девелопер рассматривает «возможные проекты девелопмента помещений типографии» на Валовой улице в Москве, говорит он. Детали проектов компания раскроет после получения разрешительной документации.

Vesper

Инвестиционная компания Vesper работает в премиальном сегменте клубной жилой недвижимости. Среди ключевых объектов — дом «Булгаков» в районе Патриарших прудов, апартаменты St. Nickolas на Никольской улице, клубный дом Chekhov рядом с садом «Эрмитаж», клубный дом Nabokov в районе Остоженки, дом «Современник» на Чистых прудах и др. В 2015–2016 годах Vesper планирует инвестировать 6,5 млрд руб. в новые объекты в столице.

Кто стоит за офшором Demanio, в выписках из реестра компании не уточняется. Представитель Vesper эту информацию также не раскрывает. Источник РБК в одной из крупных консалтинговых компаний, работающих на рынке недвижимости, утверждает, что старший партнер Vesper в покупке активов типографии председатель совета директоров O1 Group Борис Минц. Другой собеседник, знакомый с условиями сделки, тоже говорит, что типография была куплена в интересах компании Минца. Член совета директоров O1 Group Дмитрий Минц эту информацию опроверг. По его словам, O1 не имеет «никакого отношения» к сделке по приватизации Первой образцовой типографии. Пресс-служба O1 Group от комментариев отказалась.

Но если верить данным «СПАРК-Интерфакс», гендиректором ООО «Юнитекс» является Вячеслав Назаров, который одновременно возглавляет ООО «Даблю». Эта фирма с 11 мая 2020 года на 100% принадлежит кипрской «O1 Груп Лимитед» (среди ее действующих директоров указан Борис Минц). Предыдущим собственником «Даблю», как следует из ЕГРЮЛ, была указана кипрская «Веспер Риэл Эстейт (Кипр) Лимитед». При попытке связаться с Назаровым через еще одну компанию, которую он возглавляет, корреспондент РБК по номеру, указанному в «СПАРК-Интерфакс», дозвонился на ресепшен O1 Group.

Бизнес-центр ​Lighthouse

Бизнес-центр ​Lighthouse (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Инвестиционная группа О1 Group Бориса Минца, который занимает 62-е место в российском рейтинге Forbes с оценкой состояния в $1,2 млрд, — один из крупнейших в Москве собственников офисной недвижимости. В ее портфель входит компания O1 Properties (ее крупнейший после О1 акционер — группа ИСТ Александра Несиса), которой принадлежит 14 бизнес-центров общей арендуемой площадью 517,5 тыс. кв. м (по оценке Forbes, общий доход от аренды в 2015 году — $395 млн), в том числе БЦ Lighthouse, расположенный по адресу улица Валовая, 26. Здание по соседству на Валовой, 28, занимает офис «Первой образцовой типографии». В Lighthouse также расположен центральный офис Vesper.

Сама Vesper до недавнего времени также контролировалась O1 Group: 70% девелопера компания Минца приобрела в мае 2014 года. Летом 2015-го основатели Vesper выкупили эту долю обратно. Представитель О1 ранее говорил РБК, что участие в капитале Vesper «было временным»: O1 поддержала девелопера, когда тому были нужны дополнительные средства для развития.

Что делать с типографией

Vesper давно интересовалась помещением типографии на Валовой и вела переговоры о покупке, говорит собеседник РБК, близкий к компании: вероятнее всего, этот объект был куплен, чтобы получить землю в центре Москвы под строительство элитного жилья. На территории типографии находятся три объекта культурного наследия, построенных в период 1880–1917 годов, говорит представитель Vesper. Но «у компании уже есть успешный опыт реновации», отмечает он.

По данным ЕГРП, площадь участка, где находятся здания типографии на Валовой, составляет почти 1,8 га. На нем расположены девять объектов общей площадью 38,2 тыс. кв. м. По оценке исполнительного директора департамента рынков капитала Colliers International Станислава Бибика, рыночная стоимость участка вместе с объектами составляет 2,5–3 млрд руб. Аукционная и рыночная стоимость актива различается, поскольку на балансе типографии находится кредит в размере €17 млн (по текущему курсу это 1,3 млрд руб.), объяснил РБК источник в РАД.

Здание АО «Первая образцовая типография»

Здание АО «Первая образцовая типография» (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Место хорошо подходит для комплекса смешанного формата: торговые помещения на первых этажах с выходящими на Пятницкую улицу витринами, небольшой объем офисных площадей и значительная доля жилых помещений — апартаментов, считает директор департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Алан Балоев. По его оценке, себестоимость нового строительства на участке составит $2,5–3 тыс. за кв. м. Прогнозировать доходность проекта на данном этапе затруднительно, поскольку не известны параметры и функциональное назначение площадей, но она может составить «обычные для таких проектов 20–25%», то есть проект может окупиться за 4–5 лет, говорит Балоев.

«Профильный» бизнес типографии имеет «невысокую рентабельность», ему трудно «конкурировать с девелоперскими проектами», так что немалая доля выручки Первой образцовой типографии, вероятно, приходится на доход от сдачи помещений в аренду, рассуждает Павел Арсеньев, генеральный директор полиграфического комплекса «Парето Принт» (работает с издательствами «Азбука-Аттикус», АСТ, «Эксмо», «Амфора» и др.). По его мнению, офис на Валовой улице — это «бриллиант во всей этой структуре» для девелопера, который смог бы перепрофилировать объект. Покупатель типографии, скорее всего, сохранит за собой московский офис и продаст активы в регионах местным девелоперам. Еще один сценарий — продажа полиграфического бизнеса отдельным структурам, считает Арсеньев.

Первая образцовая типография

Предприятие отсчитывает историю с 1876 года, когда литографию на Валовой открыл купец Петр Шарапов. В 1919 году оно было национализировано и получило свое нынешнее название. В 2011–2012 годах у типографии появилась филиальная сеть в Петербурге, Кирове, Ульяновске и подмосковном Чехове. В июле 2013 года ОАО, на 100% принадлежавшее государству, вошло в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы.

Лидер рынка полиграфии

Первая образцовая типография называет себя лидером российской полиграфической отрасли. В 2020 году она выпустила 118,1 млн экземпляров книг в твердом и мягком переплетах. Согласно данным Российской книжной палаты, это составило около четверти объема всего книжного производства в стране. Выручка предприятия в прошлом году была 2,9 млрд руб., сообщил РБК представитель Первой образцовой типографии. Это на 4,5% больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс». Данных по прибыли за 2015 год компания не раскрывает, в 2014-м этот показатель составил 10,2 млн руб.

Московская типография лишь управляет филиалами предприятия в регионах, а часть помещений сдает в аренду, рассказал РБК Арсеньев. В целом предприятие занимает порядка 25% российского книгопечатного рынка — больше только у издательства «Высшая школа» с долей в 30%, оценивает он.

Новый акционер Первой образцовой типографии не планирует отказываться от существующей стратегии развития полиграфического комплекса и продолжит работу над новыми проектами, рассказал РБК генеральный директор предприятия Яков Соскин. По словам его советника Галины Устиновой, руководство типографии «имело краткую беседу» с представителем покупателей, и они подтвердили, что продолжат «штатную работу». «Работа ведется в прежнем режиме на производственных площадках и в офисе компании на Валовой, 28», — сообщила Устинова.

Связаться с представителями ООО «Юнитекс» не удалось, представители на момент публикации материала не ответили на запрос РБК.

При участии Дмитрия Филонова, Елены Мязиной

Первый фактор: оборудование для типографии

Можно выбрать три типа основного оборудования для мини-типографии:

  • Ризограф или цветовой дупликатор. Техника работает по принципу трафаретной печати. Цена на него колеблется в диапазоне 350 000-650 000 руб.
  • Машину для офсетной печати. Стоимость аппарата от 300 000 и до 700 000 руб.
  • Цветной копир. Цена вопроса почти такая же, как и у ризографа.

Выбор основного оборудования зависит от специфики типографии. Ризографы обычно работают с черно-белой печатью, хотя встречаются аппараты, которые могут печатать и цветные страницы. Эта техника подходит для изготовления документации. Когда предприятие ориентируется на государственные учреждения, то целесообразно рассмотреть именно этот вариант.

На цветном копире и офсетной машине можно делать визитки, рекламные листовки и буклеты, календари с яркими рисунками. Для офсетной машины дополнительно понадобятся резак, машина для скрепления, аппарат для сгиба, копировальная рама, процессор для проявки пластин.

Бизнесменам со скромным бюджетом на первое время хватит и ризографа. Эта техника рассчитана на быструю и экономную печать. Ризографы при больших тиражах составят достойную конкуренцию цветным копирам и малоформатным офсетным машинам. Техника характеризуется малым энергопотреблением и большим ресурсом работы. Для нее не нужно тратить время и силы на долгую подготовку к печатному процессу, как это бывает с офсетными машинами.

Ризографы или дупликаторы производятся японскими фирмами. На рынке есть продукция компаний Duplo, Ricoh и Riso. Названия аппаратов стали производными от названий брендов, хотя техника работает по одному и тому же принципу. Японская продукция — эталон высокого качества, поэтому можно купить даже б/у технику. «Начинка» аппарата скорее всего работает, как часики.

Первая типография

Когда была открыта первая типография? Несколько сотен лет назад, до появления первой типографии, любое размножение текста производилось вручную. Это естественно приводило к большим временным затратам.

При этом каждая из книг превращалась в своего рода произведение искусства, а это уже сильно увеличивало ее цену. Библиотека, состоящая лишь из нескольких десятков книг, считалась довольно большой, а если же счет томов шел на сотни, то такая библиотека была известна на всю Европу, любой страждущий знаний стремился попасть туда. В Китае, правда, уже давно изобрели печатный станок, но выпускали данные станки не книги или привычную для нас печатную продукцию, а деньги.

Иоганн Генсфлайш

Ситуация изменилась лишь к середине 15 в. Тогда, в Германии, Иоганном Генсфлайш (более известный как Иоганн из Гутенберга, ставший потом просто Иоганном Гутенбергом) было изобретено книгопечатание. Вместе с партнером Андреасом Дритценом он занимался изготовлением зеркал, шлифованием полудрагоценных камней. А к 1440 г. уже изобрел способ переноса текста на бумагу, используя механический станок, и назвал это «искусственное письмо».

Литеры

В чем же заключалось изобретение Гутенберга? Он изготавливал выпуклые металлические буквы, представлявшие собой зеркальное отражение латинских букв. Из данных букв набирались, целые листы, и удерживались они специальной рамкой. Далее буквы покрывались краской, и можно было делать оттиск на бумаге, которая становилась листом будущей книги, после высыхания. Конечно это было кропотливое, неспешное занятие, но по сравнению с переписыванием от руки, данный станок производил печатную продукцию с высокой для того времени скоростью.

Для финансирования проекта Гутенберг занял деньги у промышленника Фуста, но финансовая отдача от данного занятия была небольшой, она даже не покрывала расходов, и Фуст, не желающий ждать окупаемости, отсудил у владельца его оборудование.

Несмотря на неудачу, через какое-то время, Гутенберг вновь нашел деньги, начав сотрудничать даже с королевскими дворами. Гутенберг умер в 1468 г., изготовив к тому времени несколько различных видов шрифтов, напечатав тексты, изданные Римским папой, выпустив две Библии, а также несколько других сочинений философов и ученых. Но его дело продолжило жить. В то время Европа нуждалась в грамотных людях, в больших количествах текстов. Уже в 1517 г. пропаганда показала свою силу – произошел раскол христианского западного мира на протестантский и католический. Большую роль сыграли здесь печатные листовки, позволяющие быстро и наглядно выразить и донести до других свои взгляды.

Правда и до Гутенберга были люди, придумывавшие почти такой же способ изготовления книг, но именно благодаря его первой типографии книгопечатание получило широкое распространение по всему миру.

Однако, жители Нидерландов считают, что первая типография была у Лоренца Янсена, который якобы первым придумал металлический наборный алфавит. Бельгийцы уверены в первенстве некоего Жана Бритто из Брюгге. У французов целых два книгопечатника: Никола Жерсон, который служил королю Франции, и Прокоп Вальдфогель – чешский эмигрант, мастер серебряных дел. А в Италии основоположником считают Памфилио Кастальди, который был и юристом, и врачом, и поэтом.

В любом случае, кто бы ни придумал первым печатный станок, все эти люди жили в одно время – в 15 в. Мир нуждался в изобретении книгопечатания. И именно первые типографии дали толчок для прогресса всему миру.

Книга изданная Иоганном Гутенбергом

Фактор второй: клиенты, сотрудники, конкуренты

Хорошее оборудование для полиграфии — только половина успеха. Нужно иметь в штате опытных сотрудников и постоянную клиентскую базу. По словам одного владельца частной типографии из Санкт-Петербурга, можно сэкономить на технике, но нельзя жадничать при найме работников. Всего один хороший специалист в штате уже становится залогом успеха. Если есть человек, который знает изнанку печатного производства, то типография не прогорит.

Штат мини-типографии должен состоять из печатника, резчика, специалиста по предпечатной подготовке, администратора. Его можно дополнительно укомплектовать помощником печатника и дизайнером.

Когда в самом начале нет лишних денег на полный штат, роль администратора (менеджера по работе с клиентами) можно взять на себя. Сложнее всего найти хорошего печатника с опытом работы. Такие специалисты буквально нарасхват. Крупные типографии самостоятельно готовят профессионалов на курсах специальной подготовки. Их можно только переманить. Будьте готовы к тому, что труд профессионала должен высоко оплачиваться.

Бизнесмену нужно правильно выбрать свою целевую аудиторию. Клиентская база формируется на основе специфики работы конкретной типографии. Предприятие должно не просто хорошо обслуживать своих заказчиков, а делать это лучше конкурентов. Все типографии работают почти по одной и той же технологии, но это не значит, что между ними нет различий. К примеру, если сделать акцент на срочной печати, то бизнесмену удастся охватить аудиторию с «горячими» предложениями.

срочная печать

Фактор третий: реклама

Домашнюю типографию придется хорошо разрекламировать. В век цифровых технологий, у каждой приличной организации должен быть свой собственный сайт. На сервисе нужно опубликовать прайс-лист с ценами на услуги. Заказы тоже можно принимать онлайн. Хорошо, если на платформе будет отдельный раздел с отзывами довольных заказчиков.

Помимо сайта можно запустить рекламу на листовках и флаерах. Это хорошая возможность продемонстрировать потенциальным клиентам качество своей продукции. Нельзя забывать и о «сарафанном радио», которое иногда оказывается наиболее эффективным. Яркая вывеска — еще один способ привлечь к себе внимание, если предприятие располагается в точке с высокой проходимостью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: