В самом сердце Ватикана: Собор Святого Петра в Риме


История строительства Собора святого Петра

В I в. на этой местности находился Цирк Нерона. Этот печально известный император устраивал в нём не только представления и состязания, но и показательные казни первых христиан. В 67 г. здесь принял смерть самый известный из них – апостол Пётр. Он был распят необычно – вниз головой, поскольку считал себя недостойным быть казнённым подобно Христу. Могила апостола стала объектом тайного поклонения.

После победы христианства в начале IV в. над могилой по велению императора Константина была сооружена большая базилика, в которой в течение 5 веков проходили главные религиозные и светские церемонии. Здесь же происходили захоронения праведников, считавших за честь возможность упокоиться рядом с апостолом.

В IX в. базилику разграбили сарацины, после её попытались реконструировать. В 1506 г. Папа Юлий II распорядился выстроить новый храм, подобного которому в мире не было. Кто построил Собор святого Петра? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В проектировании и строительстве сооружения участвовали известные зодчие, сменявшие друг друга.

Первый архитектор – Браманте, спроектировал церковь в форме симметричного (греческого) креста. Продолживший постройку Рафаэль решил ориентироваться на крест с вытянутой стороной (латинский). Идея доминирующего центрального купола принадлежит Микеланджело, а реализовал её Джакомо делла Порта. Заканчивавший строительство Карло Мадерна воздвиг массивный западный фасад, скрывший большую часть купола, который перестал быть доминантой сооружения. Освящение Собора состоялось в 1626 г.

Звучащие полотна. Ван Гог. Вивальди. Моцарт. Бах

12+

Звучащие полотна. Ван Гог

Водная анимация эбру — Анна Клыковская Лауреаты международных конкурсов: солистка МГАФ Анастасия Сидельникова, орган Московский камерный оркестр под управлением Сергея Поспелова Солисты: Сергей Поспелов, скрипка Маргарита Поспелова, фортепиано

В программе: Вивальди. Времена года. Моцарт. Маленькая ночная серенада. И.С. Бах. Токката и фуга ре минор.

«Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее», — писал Ван Гог. Любовь великого постимпрессиониста к искусству дала фантастические художественные результаты. В этом концерте творчество Ван Гога встретится с «Временами года» А. Вивальди, «Маленькой ночной серенадой» В.А. Моцарта и Токкатой и фугой ре минор И.С. Баха — тремя шедеврами музыки, популярность которых феноменальна.

Антонио Вивальди — автор более чем 500 концертов и сонат для различных инструментов, 90 опер, свыше 100 вокально-инструментальных произведений, в том числе таких монументальных, как «Gloria» и «Stabat Mater». Но у широких кругов любителей музыки он ассоциируется, в первую очередь, с «Временами года». Знаменитый цикл, состоящий из четырех скрипичных концертов, — высочайшее композиторское достижение эпохи барокко. Они входят в op. 8, озаглавленный «Il Cimento dell’Armonia e dell’Inventione» («Спор гармонии с изобретением»). Каждый трехчастный концерт — отдельное время года. Каждому предшествует сонет (своего рода литературная программа), предположительно авторства самого Вивальди.

Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха — одно из самых популярных произведений, когда-либо созданных для органа. Блестящие импровизационно-технические эпизоды пассажного склада чередуются в ней с фугообразными имитационными построениями, поражая философской глубиной и эмоциональностью. Эта музыка — записанная Бахом органная импровизация. Одна из тех великих баховских импровизаций, о которых слагали легенды по всей Европе.

«Маленькая ночная серенада» — яркий образец «легкого жанра» классической эпохи и одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Была написана 10 августа 1787 года, вскоре после «Свадьбы Фигаро» и перед тремя последними симфониями. Оркестровые серенады в то время обычно писались композиторами на заказ. Но история не сохранила имя заказчика. А еще куда-то исчез менуэт, звучавший между 1-й и 2-й частями. Но и сохранившиеся четыре части (Allegro, романс, менуэт и рондо) — абсолютный шедевр.

Продолжительность концерта — 75 минут. Экскурсия «Истории любви: поэты, художники, музы» в подарок. 18 августа Звучащие полотна. Ван Гог

В программе: Бах. Шутка. Вивальди. Гроза. Бетховен. К Элизе. Хачатурян. Танец с саблями.

Лауреаты международных конкурсов: Ансамбль солистов «Fusion quartet Black square» Зоя Вязовская, флейта Ольга Кияшкина, фортепиано Павел Цветков, контрабас Игорь Ямпольский, ударные Кристина Спекторова, орган

Экскурсия «Истории любви: поэты, художники, музы» в подарок.

Архитектурные решения

Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов – Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно – в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь – единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине – апостолы Пётр и Павел, а в низу – сцены их мученической смерти. Сверху двери – мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете – знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты – смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Купол

Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр – 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой – соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.

При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.

Овацией завершился юбилейный 5000-й концерт благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» 20 апреля в московском Кафедральном Соборе Петра и Павла. Грандиозное музыкально-инфографическое зрелище смогли увидеть почти 2000 гостей юбилейного вечера.

Предварило программу зажигательное выступление оркестра волынщиков City Pipes. На ступенях Собора Петра и Павла музыканты в клетчатых килтах исполнили несколько ирландских и шотландских народных мелодий.

5000 концерт вошел в цикл «Звучащие полотна», весной 2020 года охвативший 10 лучших площадок Москвы. Зрители знакомились с проектом, в том числе, в Государственном Кремлевском дворце, Соборной палате, Пушкинском музее.

Программа «Шагал и Айвазовский», созданная специально для юбилейного вечера, была составлена в исполнительской традиции «Бельканто» и включила в себя произведения мировых классиков. Картины выдающихся мариниста и авангардиста «оживали» на куполе Собора Петра и Павла под звуки дудука, органа и саксофона. Но совершенно очаровало слушателей хрустальное сопрано лауреата международных конкурсов и художественного руководителя фонда «Бельканто» Татьяны Ланской. Трио «Бельканто» (армянский дудук, орган, саксофон), Belkanto Orchestra, а также органный дует Ивана Царева и Анны Никулиной исполнили произведения Вивальди, Баха, Моцарта, Пьяццоллы и Морриконе. Песочная анимация Лилии Чистиной и водная анимация эбру Анны Клыковской яркими красками вспыхивали на куполе Собора.

«Сейчас Фонд насчитывает насколько тысяч человек — это музыкальные коллективы и солисты, а также непосредственно сотрудники, организующие концерты. Изначально, конечно, у каждого есть своя специфика, но мы все время развиваемся и пробуем новое. Например, Патриарший хор Даниловского монастыря изначально участвовал в концерте «Орган и дудук», но сейчас они готовят также и саундтреки. Патриарший хор, исполняющий музыку из «Пиратов Карибского моря» — это зрелище. Каждая наша программа – эксперимент. Но такой, о котором зритель говорит с восторгом», – поделилась художественный руководитель фонда Татьяна Ланская.

Фонд «Бельканто» является крупнейшей филармонической организацией Москвы. С ним сотрудничают более 50 концертных площадок столицы и около 5000 артистов. На концерты «Бельканто» приходят зрители от 3 до 90 лет, и каждая программа собирает аншлаг.

«В 2020 году мы начинаем давать концерты в Санкт-Петербурге, будем делать проект под открытым небом в Москве – и это для нас впервые, скоро представим проект в стиле «Игры престолов» — практически хипстерский. Мы всегда стремимся таргетировать нашу целевую аудиторию и представить ей то, что будет точно интересно», — рассказал Президент фонда «Бельканто» Михаил Михайлов.

Что находится внутри ватиканского Собора

Внутреннее пространство Собора поражает своими размерами и великолепием. Его длина равна 211,5 м, а площадь – свыше 22 тыс. м2. Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие крупнейшие религиозные сооружения. Не составляет исключения и самая большая в мире новая церковь в Кот-д’Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.

Ещё 400 тысяч человек могут слушать Папу на одноимённой площади перед Собором, спроектированной великим архитектором и скульптором Джованни Бернини.

Внутри Собора всегда много туристов, но его огромные размеры исключают сутолоку. По его периметру находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. Их создавали выдающиеся мастера. В первой справа капелле Милосердия – знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандала она экспонируется за толстым защитным стеклом.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Её авторство приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. По другим сведениям, статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений загадавших желание.

Среди хранящихся в храме реликвий – мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого сотника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, очевидцем которого он стал, Лонгин начал проповедовать христианство, и был казнён за это.

Главный неф Собора завершается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, созданной в XVII в. Бернини, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон, принадлежавший апостолу Петру. Согласно традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом на тему вручения ключей апостолу.

С двух сторон трона Бернини расположил 4 фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами – с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре которого – сияющий в солнечных лучах голубь – символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев – около 3 м.

Кафедра св. Петра – символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского – «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам начинается от Петра.

Главный фасад

Основной фасад к собору возвёл архитектор Карло Мадерна.

Надпись на фасаде обозначает, при каком папе и когда построен собор – Павел V, 1612 год.

Святые ворота имеют размеры: 45 метров в высоту и 115 метров в ширину.

Аттик поддерживается классическими колоннами.

Стена, возведённая над венчающим сооружение карнизом, украшена статуями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме святого Петра).

Высота главной статуи Иисуса Христа – 5 метров.

Сверху фасада располагаются часы, созданные Джузеппе Валадье в XVIII веке.

Фреска «Навичелла» (Navicella degli Apostoli), выполненная Джотто ди Бондоне в XIII веке, украшает главную стену католического храма.

Вход в кафедральный собор открывают пять главных порталов:

1. Портал Филарета (центральный портал).

Бронзовая дверь выполнена в XV веке для древней базилики при императоре Константине. Мастер уникальной работы известен под именем Филарет.

На верхних панелях изображены: Христос на троне, Дева Мария, Святой Пётр и Святой Павел. На нижней панели представлена страдальческая сцена двух святых: «Усекновение главы святого Павла» и «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра».

Над главными воротами расположен мраморный барельеф Джованни Лоренцо Бернини – «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

2. Святой портал (последний портал справа).

Дверь в бронзе изготовил Вико Консорти в 1950 году.

Портал замурован каменной кладкой с внутренней стороны храма. Ворота открывают только в Святой Юбилейный год, один раз в 25 лет.

В канун Рождества кладка в дверях разбирается и первым, преклонив трёхкратно колени, входит Папа Римский.

В конце Юбилейного года портал замуровывается на период следующих 25 лет.

3. Портал Смерти (первый портал слева).

Вороты не один раз менялись. Последний вариант был создан в 1964 году Джакомо Маньзо.

Двери используются для похоронных процессий понтификов. Изображения на дверях носят страдальческий, мученический характер, вызванные смертью.

Основные сцены, изображенные на портале:

  • смерть Иисуса Христа;
  • смерть Девы Марии;
  • насильственная смерть Авеля;
  • смерть Иосифа;
  • смерть первого Папы Римского;
  • мученичество Святого Петра.

4. Портал Добра и Зла.

Ворота созданы в 1977 году Лучано Мингуцци. Створки ворот выполнены из бронзы.

Изображения на дверях:

  • на правой створке – библейские сцены добра;
  • на левой створке – сцены насилия и зла.

5. Портал Таинств.

Двери созданы в 1965 году Венанцио Крокетти. Через ворота Таинств туристы обычно проходят в собор.

На панелях ворот изображены основные таинства и обряды, совершаемые в церкви.

Центральный вход в собор украшен двумя статуями:

  • конная статуя Карла Великого, возведенная Августином Корначчини в XVIII веке;
  • конная статуя императора Константина, созданная Джованни Лоренцо Бернини в XVII веке.

Перед входом в храм расположены статуи: Святого Павла и Святого Петра.

В руке у Святого Петра ключи от «Царства Небесного».

Статуя Святого Петра перед базиликой - фото

На что обратить внимание при посещение собора

При посещении Собора Святого Петра необходимо ознакомится с правилами посещения храма:

  1. При входе в собор проводится досмотр. Запрещается вносить крупногабаритные сумки, подозрительные и колюще-режущие предметы, взрывоопасные вещества.
  2. Следует придерживаться дресс-кода. Не одевать яркую, фривольную одежду.
  3. Фотосъемка и видеосъемка в храме разрешена без вспышки.

Посетив храм, стоит с почтением и уважением относится к окружающим людям и работникам. Громко не разговаривать и не привлекать внимание. Соблюдать правила безопасности и поведения.

(Источник — Prowalk Tours).

Входы в собор

Вход в собор представлен пятью дверями:

  1. Портал Филарета (центральный портал).
  2. Святой портал (последний портал справа). Дверь открывается только в Юбилейный год, каждые 25 лет.
  3. Портал Смерти (первый портал слева). Двери используются для похоронных процессий понтификов.
  4. Портал Добра и Зла.
  5. Портал Таинств. Через ворота Таинств туристы обычно проходят в собор.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: